ПРИМЕНЕНИЕ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
© Гилязова С.Р.*
Альметьевский государственный нефтяной институт, г. Альметьевск
Главной конечной целью образовательного процесса в высшей школе в настоящее время является подготовка компетентного специалиста. В связи с этим предъявляются новые требования к системе образования. Предпринимаются попытки внедрения новых психолого-педагогических технологий, форм и методов обучения. Одной из таких технологий является модульное обучение. Эта технология обеспечивает оптимизацию учебного процесса, гибкость и индивидуализацию обучения.
Каждому новому этапу развития общества соответствуют новые задачи образования. В связи с этими новыми задачами возникают различные реформы в образовании, дискуссии о стандартах, попытки создать различные модели «человека будущего».
Долгое время конечной целью образовательного процесса в вузе считался выпускник, в полной мере овладевший знаниями в пределах установленной программы по конкретной специальности. На современном этапе развития учебно-воспитательного процесса наблюдается постепенный отказ от приоритетного формирования ЗУН в чистом виде. Основной задачей современного образования является формирование способностей личности учащихся, особенно способности ее к самообразованию, самостоятельному получению знаний, умений и отработке навыков. Все эти категории входят в понятие «компетентность». Воспитание компетентного человека и должно служить главной конечной целью образовательного процесса в высшей школе.
В связи с этим предъявляются новые требования к системе организации и проведения учебно-воспитательного процесса, предпринимаются попытки внедрения новых психолого-педагогических технологий, форм и методов обучения.
Одной из таких технологий является модульное обучение, которое довольно широко популяризируется, но пока не находит широкого применения.
Модульное обучение позволяет решить задачу развития у студента вуза мотивационной сферы, интеллекта, склонностей, самостоятельности, коллективизма, умения осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью.
Сущность модульного обучения состоит в том, что студент полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных це-
* Старший преподаватель кафедры «Инженерная графика».
лей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модуль - это целевой функциональный узел, в котором объединено: учебное содержание и технология овладения им в систему высокого уровня целостности.
Таким образом, модуль выступает средством модульного обучения, т.к. в него входит: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. Именно модуль может выступать как программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности студента.
Несколько модулей образуют свою систему знаний, которой необходимо овладеть студентам, и с этой точки зрения суть модульной технологии состоит в расчленения курса на относительно самостоятельные части (модули), которые связаны между собой общим понятийным аппаратом, общей методологией и общими принципами усвоения.
В сущностных характеристиках модульного обучения заложено его отличие от других систем обучения:
- содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Дидактическая цель формулируется для обучающегося и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения;
- меняется форма общения преподавателя и студента. Оно осуществляется через модули и личное, индивидуальное общение. Именно модули позволяют перевести обучение на субъект субъектную основу;
- студент работает максимум времени самостоятельно, учится планированию своей деятельности, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает возможность ему осознать себя в деятельности, самому определить уровень освоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях.
Несомненно, что преподаватель тоже управляет учебно-познавательной деятельностью учащихся через модули и непосредственно, но это более мягкое, а главное сугубо целенаправленное управление.
- наличие модулей с печатной основой позволяет преподавателю индивидуализировать работу с отдельными студентами. Здесь нет проблемы индивидуального консультирования, дозированной индивидуальной помощи.
В Альметьевском государственном нефтяном институте (АГНИ) модульное обучение применяется уже несколько лет. В частности на кафедре инженерной графики рабочие программы разрабатываются с учетом группирования тем дисциплины, например, начертательной геометрии, в модули.
Покажем на примере дисциплины «Начертательная геометрия и инженерная компьютерная графика», как осуществляется структуризация учебного материала по модулям.
Таблица 1
Распределение тем занятий по модулям ПЕРВЫЙ СЕМЕСТР
_Модуль 1_
Предмет начертательной геометрии. Виды проецирования. Центральное проецирование. Параллельное проецирование. Метод с числовыми отметками. Комплексный чертеж Мон-
жа. Задание точки на комплексном чертеже Монжа._
Прямая линия. Способы графического задания прямой. Положение прямой относительно плоскостей проекций. Взаимное расположение точки и прямой. Определение длины отрезка прямой линии и углов наклона прямой к плоскостям проекция. Взаимное расположение
двух прямых. Проекции плоских углов._
Плоскость. Способы задания плоскостей. Различное положение плоскости относительно плоскостей проекций. Следы плоскости. Главные линии в плоскости. Взаимное расположение точки и плоскости. Взаимное расположение прямой и плоскости. Взаимное расположение плоскостей.
_Модуль 2_
Способы преобразования комплексного чертежа. Ведение новых плоскостей проекций. Применение способов преобразования проекций к решению позиционных и метрических задач.
Алгоритмы решения задач._
_Модуль 3_
Многогранники. Виды многогранников. Точка на поверхности многогранника. Линия на поверхности многогранника. Пересечение плоскости с многогранником. Пересечение прямой линии с многогранником._
Кривые линии. Способы задания кривой. Классификация кривых. Плоские кривые линии. Пространственные кривые линии. Поверхность. Образование поверхности. Задание поверхности на чертеже. Взаимное расположение линии и поверхности._
Поверхности вращения. Коническая и цилиндрическая поверхности вращения. Точка на поверхности вращения. Сечение поверхности вращения плоскостью. Истинная величина фигуры сечения. Пересечение поверхностей. Взаимное пересечение многогранников. Пересечение многогранника с телом вращения. Взаимное пересечение двух тел вращения._
Аксонометрические проекции. Стандартные аксонометрические проекции. Окружность в
аксонометрии. Построение аксонометрических изображений._
_ВТОРОЙ СЕМЕСТР_
_Модуль 4_
Конструкторская документация. Единая система конструкторской документации. Стандарты ЕСКД. Основные правила выполнения изображений. Виды. Разрезы. Сечения. Выносные
элементы. Компоненты чертежа. Надписи и обозначения на чертеже._
Изображение и обозначение резьбы. Основные параметры резьбы. Технологические элементы резьбы._
_Модуль 5_
Эскизирование деталей. Размеры. Виды размеров._
Изображение сборочных единиц. Условности и упрощения._
Сборочный чертеж изделия. Составление и чтение чертежа общего вида. Спецификация.
_Модуль 6_
Общие сведения об КОМПАС-3D. Интерфейс программы. Создание, сохранение чертежа.
Команды создания примитивов: ТОЧКА, ОТРЕЗОК, КРУГ, ДУГА, ЭЛЛИПС._
Команды редактирования изображения. Выполнение простейших изображений. Нанесение
размеров. Редактирование размеров._
Трехмерное моделирование. Поверхностные объекты и команды их редактирования. Твердотельные объекты и команды их редактирования._
Работа с конструкторскими библиотеками._
Создание сборочных единиц в режиме 3-Р моделирования._
В соответствии с учебным планом для направления подготовки «Нефтегазовое дело» разработана рабочая программа по дисциплине «Начертательная геометрия и инженерная компьютерная графика». Согласно данной рабочей программе дисциплина изучается в течение первого и второго семестров. Учебный материал всего курса включает 6 модулей: три модуля в первом семестре и три модуля во втором семестре. Распределение тем занятий по модулям приведено в табл. 1.
В перечисленные выше модули входят лекционные занятия, и связанные с ними практические занятия. Практические занятия прорабатываются в комплексе с лекциями, дополняя их содержание изучением нового материала и приобретением определенных практических навыков. По каждому модулю разработаны и подготовлены такие необходимые для работы материалы как:
- учебно-методический раздаточный материал и учебно-методические пособия для самостоятельной работы студентов;
- список основной учебной литературы (учебники по изучаемой дисциплине) и дополнительной литературы (учебно-методические пособия, составленные преподавателями кафедры);
- задания на индивидуальную работу в аудитории;
- задания на самостоятельную работу и выполнение домашних рас-четно-графических работ;
- тесты для контроля знаний студентов.
В процессе изучения учебного материала в пределах каждого модуля проводится текущий и промежуточный контроль знаний студентов. Текущий контроль включает в себя аудиторные графические работы (АГР) и домашние графические работы (ДГР). Промежуточный контроль осуществляется посредством проведения контрольных работ и тестирования.
При модульном обучении чаще всего используется рейтинговая система оценки знаний и умений студентов. Не исключением является и кафедра инженерной графики в нашем вузе. Каждая работа студента (АГР, ДГР, контрольная работа, тест) оценивается преподавателем баллами.
При прохождении текущего и промежуточного контролей студент зарабатывает баллы, установленные для каждого модуля. По набранному количеству баллов преподаватель может определить как тот или иной студент работал в течение данного модуля и насколько хорошо усвоил учебный материал. Таким образом, использование модульного обучения позволяет преподавателям кафедры «Инженерная графика» вовремя выявить отстающих студентов и определить, какая тема дается студентам тяжелее, а какая осваивается достаточно легко, что позволяет вносить некоторые изменения в тот или иной модуль без существенных изменений самой структуры учебного процесса.
Итак, из содержания модульной системы обучения, можно определить следующие преимущества:
- обеспечивается неразрывная связь между модулями внутри определенной дисциплины;
- обеспечивается методическое обоснованное согласование всех видов учебного процесса внутри каждого модуля и между ними;
- гибкость структуры модульного построения курса;
- систематический и эффективный контроль усвоения знаний студентов (в течение и после каждого модуля);
- быстрая дифференциация студентов по способностям;
- интенсификация обучения, в результате «сжатия» информации;
- эффективное использование аудиторных часов и оптимизация структуры учебного времени: лекционных, практических и индивидуальных самостоятельных часов работы.
В результате всего этого студент успевает получать и необходимые знания, и навыки, и умения.
Сущность технологии предметно-деятельностного модульного обучения состоит в последовательном усвоении модулей, составленных по определенной учебной дисциплине с учетом деятельности бакалавра по своему направлению. Эта технология обеспечивает оптимизацию учебного процесса, гибкость и индивидуализацию обучения.
Список литературы:
1. Дробышевский С.В. Модульное обучение: методические возможности и ограничения // Фiзiка: праблемы выкладання. - 2003. - № 1. - С. 8-20.
2. Кредитно-модульная система организации учебного процесса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.perm-pedsovet.ru/modbulnoe_obu-chenie.
МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
© Ефимова Н.И.*, Бурова Л.Б.*
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,
г. Москва
В настоящее время особенно востребованы специалисты, обладающие высоким уровнем профессиональной компетентности, которая и делает выпускников вуза конкурентоспособными. Одной из ключевых составляющих профессиональной компетентности, безусловно, является владение иностранным языком, необходимое для эффективного решения профессиональных задач, для успешной адаптации и реализации молодого специалиста в трудовом коллективе. Рынку нужны кадры, имеющие разнообразные профессиональные знания, навыки и умения,а также способность к аналитическому мышлению и принятию решений,
* Заместитель заведующего кафедрой «Английский язык», доцент.
* Старший преподаватель кафедры «Английский язык».