Научная статья на тему 'Реконструкция содержания учебного материала курса «Начертательная геометрия» при введении проблемного обучения'

Реконструкция содержания учебного материала курса «Начертательная геометрия» при введении проблемного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пянзина Ю. А.

В данной статье обоснована необходимость применения проблемного обучения в процессе изучения начертательной геометрии с учетом ее специфики. Выделено одно из основных условий успешного применения проблемного обучения: переструктурирование учебного материала, а так же рассмотрен вариант реконструкции теоретического содержания курса «Начертательная геометрия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пянзина Ю. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реконструкция содержания учебного материала курса «Начертательная геометрия» при введении проблемного обучения»

5. Черепанов В.Я. Что надо знать учителю об общеучебных умениях // Завуч. - 2001. - № 4. - С. 36-39.

6. Шамова Т.И, Давыденко Т.М, Рогачева Н. А. Управление адаптивной школой: проблемы и перспективы. - Архангельск: Поиск, 1995. - 265 с.

РЕКОНСТРУКЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА КУРСА «НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ» ПРИ ВВЕДЕНИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

© Пянзина Ю.А.

Курганская государственная сельскохозяйственная академия им. Т.С. Мальцева, г. Курган

В данной статье обоснована необходимость применения проблемного обучения в процессе изучения начертательной геометрии с учетом ее специфики. Выделено одно из основных условий успешного применения проблемного обучения: переструктурирование учебного материала, а так же рассмотрен вариант реконструкции теоретического содержания курса «Начертательная геометрия».

Графические дисциплины лежат в основе подготовки инженеров различных профилей. Эти дисциплины учат пространственному представлению и воображению, навыкам логического мышления; способствует освоению языка техники, который необходим при изучении общетехнических дисциплин и в практической деятельности будущих специалистов.

В целостной системе графической подготовки студентов фундаментальной дисциплиной является начертательная геометрия. Необходимость обучения начертательной геометрии на технических и строительных специальностях диктуется не только его значением для практической деятельности инженера, но и огромной ролью в развитии мышления и познавательных способностей студентов, положительных качеств их личности, способности и стремлении к творчеству и самореализации.

Главной целью процесса высшего технического или строительного образования является формирование универсального инженерного мышления будущего специалиста. Универсальное инженерное мышление - это интеграция образного и логического мышления. Начертательная геометрия обладает уникальными возможностями формирования и развития на основе своего понятийного аппарата этих двух видов мышления одновременно.

Прежде всего, следует отметить ряд особенностей, присущих геометрическому и графическому образованию:

- временной и образовательный разрыв в структурах обучающих программ школы и вуза;

- несогласованность в применяемой терминологии, понятийном аппарате учебных дисциплин графического цикла;

- недостаточное внимание, уделяемое в учебном процессе геометрическим преобразованиям;

- недооценка, в целом, роли образно - логического мышления в формировании творческих способностей обучаемых;

- отсутствие, в основном, специального педагогического и предметного образования;

- не учитываются индивидуально - психологические особенности обучаемых в условии графической информации.

Начертательная геометрия так же имеет ряд специфических особенностей, влияющих на успешность протекания учебного процесса:

- начертательная геометрия - трудоемкий предмет: временные затраты на выполнение заданий по этому предмету в два - три раза превышает нормативные;

- графическая деятельность, опираясь на образно - логическое мышление, требует развитых пространственных представлений и гибкого оперирования мыслительными образами;

- изучение предмета начертательной геометрии приходится на сложный период адаптации студентов к новым условиям обучения;

- содержание учебного материала курса начертательной геометрии не обладает очевидной для студентов практической значимостью для дальнейшей их профессиональной деятельности;

- работа студентов строго индивидуализирована как по методам обучения, так и по контрольным процедурам.

Названные особенности, негативно сказывающиеся на качестве графической подготовки обучаемых, определяют необходимость поиска качественно новых путей ее совершенствования.

Необходимо выбрать другую форму преподавания начертательной геометрии с учетом этих особенностей, обращаясь к предметному ее содержанию, способам его развертывания в учебном процессе и к особенностям позиции первокурсника и преподавателя.

Чтобы активизировать процесс усвоения материала в курсе начертательной геометрии и способствовать развитию у студентов пространственных представлений и мышления, а так же показать практическое значение получаемых знаний целесообразно применение технологии проблемного обучения или его элементов. В проблемном обучении главное

заключается в организационной структуре процесса учебно-познавательной деятельности обучаемого, а ключевым звеном является создание проблемной ситуации, которая стимулирует поиск знаний, недостающих обучаемому для разрешения познавательно противоречия, созданного проблемной ситуацией.

Одним из важных условий успешного применения проблемного обучения является переструктурирование содержания изучаемого материала, так как не всякий материал обладает связностью элементов и позволяет строить его изучение в проблемной форме, а это, в свою очередь, ограничивает возможности применения технологии проблемного обучения.

Учитывая специфику учебно-познавательной деятельности в условиях проблемного обучения, выделяют некоторые критерии отбора содержания учебного материала для проблемного построения, включающие:

1. Значимость материала.

Значимые считаются вопросы, которые являются узловыми в курсе или теме. Изучение других вопросов осуществляется на их основе. Значимые вопросы подчинены основной ведущей идее курса, составляют общие вопросы учебного предмета.

2. Посильность.

Это требование является реализацией дидактического принципа доступности в области проблемного обучения.

При отборе проблем, определяя их посильность, необходимо учитывать наличие опыта их решение, а не только количество знаний, относящихся к проблеме. Это требование обусловлено, кроме того, еще и необходимостью формирование положительных мотивов. Зная посильность проблемной ситуации в содержательном отношении, преподаватель решает, что будет неизвестным на данном занятии: способ решения проблемы или новое знание.

3. Типичность

Формирование общего подхода к решению проблем происходит эффективнее при использовании в обучении проблемных ситуаций, сходных по содержанию или способу решения. В этом состоит типичность проблем. По ряду признаков заложенных в содержание или в подходе к решению обучаемый быстро распознает в своем опыте «пригодные» для данного случая средства или способы решения. Накопление и упорядоченность этого опыта осуществляется в ходе упражнении в решении сходных по содержанию или способу решения проблемных ситуаций.

Анализ методико-педагогической литературы показал, что основными способами реконструкции содержания материала является:

- перестановка (изменения порядка следования фактов, демонстрации и их описаний или объяснений);

- привлечение дополнительных фактов (использование специальной литературы, жизненного опыта студентов);

- выделение ключевых тем (выделение для проблемного обучения тем, содержащих изучение основных понятий);

- введение в изложении вопросов, задач, заданий, требований и построения их в систему, которая позволит управлять самостоятельной познавательной деятельностью студентов;

- трансформация изложенных в учебнике фактов в познавательные задачи.

Таблица 1

Выделение ключевых вопросов для построения проблемных ситуаций

Темы по программе Содержание (основополагающие темы) Ключевые вопросы

Методы проецирования - Суть процесса проецирования. - Центральное проецирование. - Параллельное проецирование.

Точка - Эпюр Монжа. - Изображение точки на комплексном чертеже. - Изображение геометрических образов на комплексном чертеже. - Взаимное положение точки, прямой, плоскости.

1 БЛОК Прямая - Изображение прямой на комплексном чертеже. - Классификация прямых. - След прямой. - Взаимное положение точки и прямой, двух прямых.

Плоскость - Изображение плоскости на комплексном чертеже. - Классификация плоскостей. - Признаки принадлежности точки и прямой плоскости. - След плоскости. - Взаимное положение прямой и плоскости, двух плоскостей.

2 БЛОК Методы преобразования чертежа - Метод замены плоскостей проекций. - Метод вращения. - Метод совмещения. - Решение метрических и позиционных задач. - Практическое применение методов преобразования чертежа.

3 БЛОК Поверхности - Изображение многогранников и кривых поверхностей на комплексном чертеже. - Точка и линия на поверхности многогранника и кривой поверхности. - Пересечение поверхностей прямой линией и плоскостью. - Взаимное пересечение поверхностей. - Взаимное пересечение геометрических образов. - Построение разверток поверхностей.

С учетом особенностей содержания начертательной геометрии целесообразно разбиение материала на блоки с последующим выделением ключевых тем (вопросов). Такая форма реконструкции способствует установлению внутрипредметных связей курса. Это делает знания по начертательной геометрии систематичными, и способствует формированию у студентов целостных представлений. Весь объем изучаемого материала можно разбить на три основных блока:

1. Методы проецирования. Точка. Прямая. Плоскость;

2. Методы преобразования чертежа;

3. Поверхности.

Выделение из содержания каждого блока ключевых вопросов показано в табл. 1.

Таким образом, чтобы проблемная ситуация стала в сознании студента субъективным отражением объективного противоречия, необходим специальный анализ и дидактическая обработка содержания изучаемого материала. При этом следует обратить внимание на то, что выделяемые ключевые темы (вопросы) должны быть связаны с основными понятиями и закономерностями самой науки, группировка фактического учебного материала должна происходит вокруг вычлененной темы (вопроса), а так же при тематическом планирование системы занятий следует учитывать реконструированное содержание материала дисциплины.

Список литературы:

1. Арстанов М.Ж. и др. Проблемное обучение в учебном процессе вуза/ под ред. П.И. Пидкасистого. - Алма-Ата: Мектеп, 1979.

2. Курохтина Т.И. О построении системы проблемных ситуаций в обучении. - Саратов, 1976.

3. Путляева Т. И. Проблемное обучение: вопросы теории/ материалы лекции, прочитанной в центре усовершенствования врачей - М., 1990.

4. Шамова Т.И. Проблемный подход в обучении. - М., 1969.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА ОБЩЕЙ ХИМИИ

© Судакова Т.В.

Самарский государственный технический университет, г. Самара

В статье показана взаимосвязь закономерностей важнейших психических процессов человеческой деятельности - восприятия ин-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.