Научная статья на тему 'Применение модели SaaS в России'

Применение модели SaaS в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
348
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рассудов А.Н., Вайтекунене Е.Л.

Ключевое преимущество онлайновых бизнес-сервисов минимизация стартовых затрат на развертывание системы, более гибкие схемы оплаты в зависимости от потребностей в сервисе, экономия на ИТ-инфраструктуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение модели SaaS в России»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Информационные технологии

Следует понимать, что семантически корректная разметка - не самоцель, а инструмент улучшения использования web-страниц. В тех местах, где семантическая разметка начинает противоречить своей задаче, ее применение необходимо ограничить

Полный отказ от табличной, не семантической вёрстки представляется нецелесообразным: насыщенные текстовой и графической информацией ресурсы надёжнее отображаются именно в табличной разметке. К тому же, в спецификациях нет никаких прямых запретов на использование таблиц в качестве инструмента для создания модульной сетки, а CSS в равной степени применим и к таблицам, и к блокам [7].

Полный переход к семантически корректной блочной верстке возможен только при решении раз-

работчиками браузеров и web-стандартов двух основных проблем: проблемы с позиционированием блоков и с корректным отображением в различных браузерах интернет-ресурсов, свёрстанных на блоках.

Следовательно, при наличии такого ряда проблем на данный момент остаётся только применять тот или иной способ верстки в зависимости от дизайн-макета или прибегать к их разумному комбинированию.

Библиографическая ссылка

1. Спецификация HTML 4.01. URL: http: //web-standards.org.ru/

© Пузанова Г. А., Долгова Т. Г., 2010

УДК 004

А. Н. Рассудов Научный руководитель - Е. Л. Вайтекунене Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПРИМЕНЕНИЕ МОДЕЛИ SAAS В РОССИИ

Ключевое преимущество онлайновых бизнес-сервисов - минимизация стартовых затрат на развертывание системы, более гибкие схемы оплаты в зависимости от потребностей в сервисе, экономия на ИТ-инфраструктуре.

По мере того, как развиваются ИТ-технологии, развиваются и бизнес-модели взаимодействия между поставщиком и потребителем ИТ. В этой ситуации заказчик стремится снизить свои расходы на ИТ в условиях постоянного роста их значимости для основного бизнеса. Данному требованию удовлетворяет модель, получившая название Software as a Service («Программное обеспечение как сервис», далее - SAAS).

SAAS представляет собой бизнес-модель продажи программного обеспечения, при которой поставщик разрабатывает веб-приложение и самостоятельно управляет им, предоставляя заказчикам доступ к программному обеспечению через Интернет. При этом заказчики платят не за владение программным обеспечением как таковым, а за его аренду (то есть, его использование через веб-интерфейс), что позволяет значительно снизить затраты. Данная модель является альтернативой доминирующей уже несколько десятилетий схеме локальной установки ПО на площадке заказчика [1].

Многие категории ПО изначально очень сильно ориентированы на применение в модели SAAS, особенно там, где у потребителя нет интереса или возможностей для развертывания соответствующей ИТ-инфраструктуры, но при этом есть потребность в решении некоторых задач. Сегодня это в первую очередь такие сферы, как CRM, управление кадрами, видеоконференции, управление ИТ-услугами, управление учетными записями, почтовые системы, управление Web-контентом и Web-аналитика.

Аналитическая компания McKinsey & Co провела очередное ежегодное исследование на тему ис-

пользования ПО корпоративными заказчиками. Особый акцент в нем был сделан на изучение текущего состояния модели SAAS и перспектив ее применения предприятиями. В ходе этой работы было опрошено более 850 организаций по всему миру, среди которых были компании разного размера из различных сфер бизнеса. На долю ИТ-специалистов пришлось примерно 45 % респондентов, остальные -представители бизнеса [2].

Как показало исследование, компании постепенно переходят от традиционных схем лицензирования ПО (приобретение лицензий в постоянное пользование) к различным моделям «по требованию» (подписка на определенное время, транзакционные модели, аренда и т. п.). На сегодняшний день на постоянные лицензии приходится 65 % затрат на приобретение ПО, но уже на следующий год ожидается, что их доля уменьшится до 58 %.

В этом плане вырисовывается довольно оптимистичная картина: 74 % респондентов высказали желание использовать промышленные SAAS-платформы и только 7 % в принципе пока не хотят применять у себя модель SAAS [2].

Подобные исследования в России пока еще не проводились, но можно сказать, что в нашей стране делаются только первые шаги по освоению SAAS. Тем не менее, на данный момент в России присутствуют компании, предлагающие решения на базе концепции SaaS: «Мегаплан» (компания планирует предлагать одноименный сервис), группа компаний «АйТи» (Sugar), LogneX («МойСклад»), «Интерактивные информационные системы» (24com.ru), Park-ing.ru/NT-Host (Instant Business Network), «Альт-

Секция «Информационно-экономические системы»

Софт» («кларисс»), EraTech (EraTech), «Синержи Коммуникейшн» (On-CRM.ru), Comindwork (Com-indwork) и «Инсейлс» (InSales). Список предлагаемых ими услуг пока выглядит довольно однообразно - в основном управление задачами, проектами и совместной работой, CRM и складской учет [3].

В отличие от Западной Европы и США модель SAAS пока не получила широкого распространения в России (за исключением интернет-сервиса Dr.Web AV-Desk, который используют для антивирусной защиты своих абонентов около 200 российских интернет-провайдеров). По оценкам различных экспертов, российская отрасль отстает от западной на несколько лет [4]. Широкополосной доступ в Интернет является необходимым условием для использования SAAS. Как следствие, высокая стоимость такого доступа по-прежнему является серьезным ограничивающим фактором использования SAAS в регионах.

По сведениям Василия Шабата, в нашей стране суммарный доход поставщиков SAAS-решений в 2008 г. составил $1,8 млн. Совсем немного, если учесть, что в США в этой сфере трудится более тысячи компаний, и их доход оценивается в $4,6 млрд [5].

На сегодняшний день можно выделить сразу несколько факторов, которые тормозят развитие SAAS-модели на территории России и стран ближнего зарубежья: российские предприятия неохотно отдают свои бизнес-функции на откуп «третьим» компаниям, распространённость использования нелицензионного ПО, ограниченность предложения, высокая монополизация рынка делового ПО, нехватка инвестиций.

Библиографические ссылки

1. URL: http://www.bytemag.ru/articles/detail.php? ID =12825.

2. URL: http://www.software2008.com/downloads/ mckinsey_software2008_survey.pdf.

3. URL: http://www.silicontaiga.ru/home. asp?artId =9231.

4. URL: http://www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID =118748.

5. URL: http://saas4russia.wordpress.com/2008/01/19 /survey-results-as-expected/

© Рассудов А. Н., Вайтекунене Е. Л., 2010

УДК 311.2.003

Р. Х. Сайфулин Научный руководитель - С. И. Сенатов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО ФОНДОВОГО РЫНКА НА ПРИМЕРЕ АКЦИЙ ОАО «ЛУКОЙЛ»

Целью работы является оценка рискованности вложений денежных средств в акции российских эмитентов и определение рыночных факторов и инструментов, от которых зависит цена акции.

Для исследования были выбраны акции нефтяной компании ОАО «ЛУКОЙЛ». Этот выбор далеко не случаен. Зависимость российской экономики от текущего положения дел в нефтегазовой отрасли продолжает оставаться на очень высоком уровне. Компания «ЛУКОЙЛ», в свою очередь, вот уже на протяжении нескольких лет остается лидером по производственным и финансовым показателям в рамках российского нефтяного сектора, продолжая упрочивать свои позиции путем эффективного ведения операций на мировом энергетическом рынке (развитие перерабатывающих мощностей, как в России, так и за рубежом). По итогам 2006 г. «ЛУКОЙЛ» находится среди лидеров роста акций нефтегазовых компаний. Все это, по нашему мнению, делает акции данной корпорации подходящим объектом для проведения факторного анализа фондового рынка России.

Анализ и все расчеты в работе произведены на основе ежедневных статистических данных за 2006 г.

Для практического исследования были взяты ежедневные значения индекса РТС по 2006 г. и статистика средневзвешенных цен на акции компании ОАО «ЛУКОЙЛ» за тот же период времени. В итоге с учетом всех выходных, праздничных и нерабочих дней на бирже было выбрано 247 торговых дней.

Анализ описательных характеристик абсолютных значений индекса РТС и акций компании «ЛУКОЙЛ» показывает, что среднерыночная доходность на фондовом рынке России в 2006 г. была выше, чем отдача от акций корпорации. Однако о количественной мере рискованности акций «ЛУКОЙЛА» по сравнению с рынком в целом судить по полученным данным не имеет смысла, поскольку рассчитанные показатели риска не дают точного представления о разбросе доходности: среднеквадратическое отклонение значений индекса меньше с по акциям, а коэффициент вариации указывает нам совсем обратное.

Для выявления статистической зависимости между доходностью акций компании «ЛУКОЙЛ» и показателями, являющимися индикаторами для действий большинства инвесторов и характеризующими состояние фондового рынка в целом, был проведен факторный анализ с использованием экономет-рического моделирования.

На первом этапе все исходные данные были подвергнуты статистической обработке. В ходе нее с помощью программного пакета «^аЙБЙса» в большинстве представленных рыночных инструментах выявлена долгосрочная тенденция, которая не позволяет адекватно проводить регрессионный анализ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.