Научная статья на тему 'Факторный анализ российского фондового рынка на примере акций ОАО «Лукойл»'

Факторный анализ российского фондового рынка на примере акций ОАО «Лукойл» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
639
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сайфулин Р.Х., Сенашов С.И.

Целью работы является оценка рискованности вложений денежных средств в акции российских эмитентов и определение рыночных факторов и инструментов, от которых зависит цена акции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторный анализ российского фондового рынка на примере акций ОАО «Лукойл»»

Секция «Информационно-экономические системы»

Софт» («кларисс»), EraTech (EraTech), «Синержи Коммуникейшн» (On-CRM.ru), Comindwork (Com-indwork) и «Инсейлс» (InSales). Список предлагаемых ими услуг пока выглядит довольно однообразно - в основном управление задачами, проектами и совместной работой, CRM и складской учет [3].

В отличие от Западной Европы и США модель SAAS пока не получила широкого распространения в России (за исключением интернет-сервиса Dr.Web AV-Desk, который используют для антивирусной защиты своих абонентов около 200 российских интернет-провайдеров). По оценкам различных экспертов, российская отрасль отстает от западной на несколько лет [4]. Широкополосной доступ в Интернет является необходимым условием для использования SAAS. Как следствие, высокая стоимость такого доступа по-прежнему является серьезным ограничивающим фактором использования SAAS в регионах.

По сведениям Василия Шабата, в нашей стране суммарный доход поставщиков SAAS-решений в 2008 г. составил $1,8 млн. Совсем немного, если учесть, что в США в этой сфере трудится более тысячи компаний, и их доход оценивается в $4,6 млрд [5].

На сегодняшний день можно выделить сразу несколько факторов, которые тормозят развитие SAAS-модели на территории России и стран ближнего зарубежья: российские предприятия неохотно отдают свои бизнес-функции на откуп «третьим» компаниям, распространённость использования нелицензионного ПО, ограниченность предложения, высокая монополизация рынка делового ПО, нехватка инвестиций.

Библиографические ссылки

1. URL: http://www.bytemag.ru/articles/detail.php? ID =12825.

2. URL: http://www.software2008.com/downloads/ mckinsey_software2008_survey.pdf.

3. URL: http://www.silicontaiga.ru/home. asp?artId =9231.

4. URL: http://www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID =118748.

5. URL: http://saas4russia.wordpress.com/2008/01/19 /survey-results-as-expected/

© Рассудов А. Н., Вайтекунене Е. Л., 2010

УДК 311.2.003

Р. Х. Сайфулин Научный руководитель - С. И. Сенатов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО ФОНДОВОГО РЫНКА НА ПРИМЕРЕ АКЦИЙ ОАО «ЛУКОЙЛ»

Целью работы является оценка рискованности вложений денежных средств в акции российских эмитентов и определение рыночных факторов и инструментов, от которых зависит цена акции.

Для исследования были выбраны акции нефтяной компании ОАО «ЛУКОЙЛ». Этот выбор далеко не случаен. Зависимость российской экономики от текущего положения дел в нефтегазовой отрасли продолжает оставаться на очень высоком уровне. Компания «ЛУКОЙЛ», в свою очередь, вот уже на протяжении нескольких лет остается лидером по производственным и финансовым показателям в рамках российского нефтяного сектора, продолжая упрочивать свои позиции путем эффективного ведения операций на мировом энергетическом рынке (развитие перерабатывающих мощностей, как в России, так и за рубежом). По итогам 2006 г. «ЛУКОЙЛ» находится среди лидеров роста акций нефтегазовых компаний. Все это, по нашему мнению, делает акции данной корпорации подходящим объектом для проведения факторного анализа фондового рынка России.

Анализ и все расчеты в работе произведены на основе ежедневных статистических данных за 2006 г.

Для практического исследования были взяты ежедневные значения индекса РТС по 2006 г. и статистика средневзвешенных цен на акции компании ОАО «ЛУКОЙЛ» за тот же период времени. В итоге с учетом всех выходных, праздничных и нерабочих дней на бирже было выбрано 247 торговых дней.

Анализ описательных характеристик абсолютных значений индекса РТС и акций компании «ЛУКОЙЛ» показывает, что среднерыночная доходность на фондовом рынке России в 2006 г. была выше, чем отдача от акций корпорации. Однако о количественной мере рискованности акций «ЛУКОЙЛА» по сравнению с рынком в целом судить по полученным данным не имеет смысла, поскольку рассчитанные показатели риска не дают точного представления о разбросе доходности: среднеквадратическое отклонение значений индекса меньше с по акциям, а коэффициент вариации указывает нам совсем обратное.

Для выявления статистической зависимости между доходностью акций компании «ЛУКОЙЛ» и показателями, являющимися индикаторами для действий большинства инвесторов и характеризующими состояние фондового рынка в целом, был проведен факторный анализ с использованием экономет-рического моделирования.

На первом этапе все исходные данные были подвергнуты статистической обработке. В ходе нее с помощью программного пакета «^аЙБЙса» в большинстве представленных рыночных инструментах выявлена долгосрочная тенденция, которая не позволяет адекватно проводить регрессионный анализ.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Информационные технологии

На втором этапе анализа в программном пакете «Statistica» скорректированные нами значения были проверены на нормальность распределения, которое позволит проводить дальнейший анализ.

Далее, построив корреляционную матрицу исследуемых переменных и результирующего фактора Y (цепной темп роста цены акции «ЛУКОЙЛА») и кросс-корреляционные функции (кросс-коррело-граммы), были выявлены факторы, которые необходимо включить в модель. Среди выявленных факторов, оказывающих наибольшее влияние на Y, были исключены из рассмотрения несколько линейно-связанных аргументов, которые могли привести к мультиколлинеарности и, как следствие, искажению коэффициентов модели и оценок параметров уравнения.

В итоге, применяя пошаговые процедуры, была получена следующая регрессионная модель зависимости цены акции ОАО «ЛУКОЙЛ» от различных рыночных инструментов и факторов:

Y =-112,406+0,218* X1 + +0,438* X5 + 0,218* X2(T-1) + +1,519* X 4(т-5) - 0,269* X5(т-2)

Исследуем с помощью эконометрического аппарата полученное уравнение регрессии на адекватность. Для этого воспользуемся критериями, обозначенными нами в теоретической части работы:

1. Коэффициент детерминации R2 ~ 0,3 ; скорректированный R2 ~ 0,29. Таким образом, лишь примерно 30 % динамики цены акции компании «ЛУКОЙЛ» объясняется колебаниями значений основных рыночных инструментов фондового рынка.

2. По критерию Стьюдента можно утверждать значимость коэффициентов регрессии.

3. Зависимости остатков с объясняющими переменными (X , Х5, X2(т=1), Х4(х=5), X5(х=2)), дают все основания делать вывод о том, что математическое ожидание остатков равно нулю и остатки независимы с факторными признаками, так как коэффициент корреляции между ними равен также нулю.

В итоге, все условия Гаусса-Маркова, выполняются. С учетом выполнения критерия Стьюдента можно судить об адекватности построенного уравнения регрессии. Однако низкое значение коэффициента детерминации Я2 (лишь 30 %) не позволяет говорить о качестве данной факторной модели и ее значимости для возможного прогнозирования цены акции компании ОАО «ЛУКОЙЛ» с помощью инструментов фондового рынка, таких как цена на нефть, курсы валют, цены на драгоценные металлы и т. п.

В работе были изучены базовые статистические меры доходности и риска вложений в ценные бумаги отдельно взятой компании и фондового рынка России в целом, выраженного в виде своего индикатора - индекса РТС. Критериями выбора эмитента акций были их котируемость на фондовой бирже, работа компании в нефтяной отрасли, лежащей в основе экономики России, стабильность и успешность корпорации на рынке и, как следствие, популярность акций среди инвесторов, как стратегических, так и спекулянтов. Именно это обусловило выбор для проведения исследования акций ОАО «ЛУКОЙЛ».

© Сайфулин Р. Х., Сенашов С. И., 2010

УДК 669.713.7

Т. В. Свиногонова, О. Н. Даниловец Научный руководитель - А. П. Багаева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СФЕРЕ МАРКЕТИНГА

Рассматривались наиболее эффективные средства в сферы маркетинга, а так же проведен анализ некоторых популярные и уже вошедшие в широкое употребление программы.

В наше время маркетинг и информационные технологии тесно сосуществуют, поскольку благодаря современным технологиям информация преодолевает любое расстояния за очень малое время. Так же современные технологии позволяют быстро и максимально точно сверять данные с различных рынков со всего мира.

Маркетинг - комплексная система организации производства и сбыта продукции, ориентированная на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе исследования и прогнозирования рынка, изучения внутренней и внешней среды предприятия экспортера, разработки стратегии и тактики поведения. Таким образом, информационные технологии значительно уп-

рощают процесс работы с получением максимально точного результата.

Цель нашей работы выявить и объединить программы и технологии, используемые в сфере маркетинга. Рассказать об их свойствах и основных функция.

Главным направлением перестройки маркетинга и его радикального усовершенствования, приспособления к современным условиям стало массовое использование новейшей компьютерной и телекоммуникационной техники, формирование на ее основе высокоэффективных информационно - управленческих технологий. Средства и методы прикладной информатики используются и в маркетинге. Новые технологии, основанные на компьютерной технике,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.