Научная статья на тему 'Применение модели «Пространства продуктов» для обоснования экспортной диверсификации страны'

Применение модели «Пространства продуктов» для обоснования экспортной диверсификации страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
712
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТОВАРНАЯ СТРУКТУРА ЭКСПОРТА / ЭКСПОРТНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / ИНДЕКС ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СЛОЖНОСТИ ЭКСПОРТА / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ЭКСПОРТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Капустина Лариса Михайловна, Новокшанова Наталья Александровна

Исследуются проблемы влияния внешней торговли на экономический рост национальной экономики. Рассмотрена сущность современной модели «пространства продуктов» при определении перспективных направлений диверсификации экспорта. Представлена методика расчета индекса технологической сложности экспорта и индикатора «открытый лес». Проведен анализ товарной структуры экспорта за последнее десятилетие. С использованием изложенного методического подхода определены перспективные товары экспортной специализации стран Центральной Азии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение модели «Пространства продуктов» для обоснования экспортной диверсификации страны»

© Капустина Л. М., Новокшанова Н. А., 2010

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 221-17-86 e-mail: lakapustina@bk.ru

Доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой международного менеджмента, логистики и маркетинга

КАПУСТИНА Лариса Михайловна

НОВОКШАНОВА Наталья Александровна

Начальник Управления внешнеэкономической деятельности

Институт экономических исследований Министерства экономического развития и торговли Республики Казахстан

010001, Республика Казахстан, г. Астана, ул. Темирказык, 65 Контактные телефоны: (7172) 70-1В-0В e-mail: novokshanova@yandex.ru

Применение модели «пространства продуктов» для обоснования экспортной диверсификации страны

Ключевые слова: товарная структура экспорта; экспортная специализация; индекс технологической сложности экспорта; диверсификация экспорта.

Аннотация. Исследуются проблемы влияния внешней торговли на экономический рост национальной экономики. Рассмотрена сущность современной модели «пространства продуктов» при определении перспективных направлений диверсификации экспорта. Представлена методика расчета индекса технологической сложности экспорта и индикатора «открытый лес». Проведен анализ товарной структуры экспорта за последнее десятилетие. С использованием изложенного методического подхода определены перспективные товары экспортной специализации стран Центральной Азии.

Расширение экспорта - один из важнейших факторов достижения устойчивого экономического роста и модернизации технологической структуры экономики страны. Согласно традиционному подходу к объяснению товарной специализации национальной экономики сложившаяся структура экспорта определяется, в первую очередь, особенностями природных, финансовых, трудовых и капитальных ресурсов, необходимых для конкурентоспособного производства товаров и услуг, а также качеством деятельности национальных институтов [1] . Эти факторы обусловливают сравнительные преимущества стран в производстве определенных товаров и формируют конкурентоспособный кластер экспортных производств. Следовательно, существенно влиять на структуру производства и экспорта можно посредством изменения фундаментальных факторов международной специализации стран.

Современные подходы к определению международной специализации стран. Исследования А. Гуерсона, Д. Паркса, М. Торрадо показывают, что динамика ВВП зависит от экспортной специализации страны; при этом важны не только объемы и темпы роста экспорта, но и его качественное наполнение [2]. К качественным характеристикам экспорта авторы относят: производительность труда на предприятиях-экспорте-рах; качество факторов производства, использованных при создании экспортируемой продукции; показатели эффективности экспортного сектора, включая долю товаров с высокой добавленной стоимостью. Особое значение имеет динамика отраслевой

структуры экспорта, т. е. как быстро страна может увеличить долю инновационных товаров, высокотехнологичной продукции в структуре экспорта.

Р. Хаусманн, Дж. Хванг и Д. Родрик предлагают альтернативное традиционному объяснение экспортной специализации национальной экономики [3, 4]. Одна из главных идей, которую они отстаивают, заключается в том, что производство разных товаров неодинаково воздействует на потенциал экономического развития, а структуры производства и экспорта зависят не только от указанного выше «фундаментального» фактора. Предлагаемая ими модель содержит следующие положения: предприниматель, который собирается производить товар, ранее не производившийся в стране, сталкивается с неопределенностью при оценке уровня своих будущих издержек. Даже если товар должен производиться по использованной ранее технологии, местные особенности (обеспеченность необходимыми ресурсами, специфика функционирования соответствующих институтов и др.) обусловливают невозможность дать точный прогноз местных издержек, требуемых для начала производства. Следовательно, устойчивый долгосрочный рост можно поддерживать только постоянными трансформациями, а также путем модернизации экономики. Чем выше уровень диверсификации экспорта, тем более экономика страны устойчива к кризисам, тем менее влияют сокращение и снижение темпов развития экономики на рост ВВП. Также они отмечают, что между продолжительностью экономического кризиса и ростом ВВП на душу населения существует обратно пропорциональная зависимость.

Относительно точно оценить издержки становится возможным только после реализации проекта предпринимателем: если проект оказывается успешным, то другие предприниматели справедливо заключают, что данный вид деятельности перспективен, а значит, некоторые из них могут войти на рынок и составить конкуренцию первому предпринимателю; если же проект «проваливается», то они скорее всего даже не попытаются начать производить новый товар в данной стране.

Таким образом, набор товаров, производимых и экспортируемых страной, определяется не только «фундаментальными» факторами, но и, например, количеством предпринимателей, готовых реализовывать проекты по производству новых для данной экономики товаров. Кроме того, предполагается, что существуют товары с более высокой производительностью (другими словами, с большей ожидаемой прибылью на единицу инвестиций), налаживание местного производства которых предполагает высокую вероятность их успешного экспорта в будущем.

Хаусманн, Хванг и Родрик предложили в качестве меры доходности экспортных товаров использовать индекс технологической сложности PRODY, рассчитываемый как средневзвешенный ВВП на душу населения стран-экспортеров конкретного товара, удельный вес которого определяется коэффициентом сравнительных преимуществ (Revealed Comparative Advantage - RCA), т. е. как отношение доли экспорта данного товара в структуре суммарного экспорта страны к его доле в структуре мирового показателя экспорта.

Построенные Хаусманном, Хвангом и Родриком по данным United Nations Commodity Trade Statistics Database (COMTRADE) значения технологической сложности экспорта по выборке из 113 стран за 1999-2001 гг. имеют ряд интересных особенностей [3]. Полученные значения коррелируют с величиной ВВП на душу населения. Существует ряд стран с относительно низким уровнем ВВП, но довольно высоким показателем производительности экспортного сектора. Расчеты подтвердили вывод о том, что производительность экспортного сектора зависит от величины фундаментальных макроэкономических характеристик, влияющих на уровень душевого ВВП в стандартных моделях роста. В последние десятилетия страны с высоким уровнем индекса демонстрировали существенный экономический рост, что свидетельствует о связи темпов роста с уровнем технологической сложности экспорта.

Р. Хаусманн и Б. Клингер в своей работе [5] развили вышеизложенный подход. Они провели анализ факторов экспортной диверсификации и экономического роста в виде модели «пространства продуктов»: факторы, необходимые для производства одного товара, являются неполными субститутами факторов производства других товаров, причем эффективность замещения факторов заметно различается для разных пар товаров. С учетом затрат на освоение новых товаров скорость перехода с производства одних товаров на производство других существенно зависит от плотности «пространства продуктов» (Product Space) в той области «пространства», в которой данная страна имеет наибольшие сравнительные преимущества.

Модель «пространства продуктов» представляет собой вариант динамичной модели, когда выделяются два этапа и на каждом производится единица того или иного товара. Как известно, существуют два товара - стандартный, который традиционно производился в экономике, и новый с более высокой ценой и продуктивностью. Фирма может либо производить стандартный товар, либо освоить производство нового и получать большую прибыль. Однако последнее потребует дополнительных издержек на переход к выпуску нового товара, которые зависят от «расстояния» между старым и новым товаром, близости используемых в их производстве ресурсов. Как только одна фирма переходит на производство нового товара, специфические факторы, необходимые для его освоения, становятся общим знанием, и другим фирмам не требуется нести на себе бремя издержек перехода на новый товар. При этом фирмы выбирают расстояние, на котором будет располагаться их новый продукт по отношению к старому, максимизируя при этом свою прибыль.

«Пространство всех товаров» может быть представлено матрицей, элементами которой являются расстояния между парами товаров. К. Гидальго, Б. Клингер, А. Л. Бара-баси и Р. Хаусманн эмпирически, на основе данных о структуре глобальной торговли товарами, дали графическое представление «пространства товаров» как набор кругов разного цвета и размера, связанных между собой прямыми линиями [6]. Кругами они обозначают товары; размер круга отражает объем мировой торговли соответствующим товаром, а цвет - отрасль, к которой относится его производство. Линии, соединяющие круги, отображают «расстояния» между товарами. «Пространство товаров» является наиболее плотным в местах, где сконцентрированы технологически наиболее сложные товары, в то время как более «простые» товары (например, сырье) располагаются на периферии. По сути, это - отражение того факта, что технологически развитым странам легче перейти на производство новых товаров, чем менее развитым или сырьевым экономикам.

Индикатор «Open Forest» («открытый лес»), характеризующий расположение экспортной корзины страны в «пространстве товаров» и ее неиспользованные возможности, позволяет ответить на вопрос «каковы возможности, имеющиеся в экономике, для трансформации?» Чем выше данный индикатор, тем раньше страна сможет выйти из кризиса, поскольку большие возможности позволяют ей быстрее переключаться на производство и экспорт новых товаров. Предположим, страна экспортирует 100 товаров из 800, в которых она имеет сравнительные преимущества. Но может ли страна экспортировать эти 700 товаров? Ответ зависит от того, насколько далеки 700 потенциальных для экспорта товаров от 100 других в контексте возможностей. Чтобы это установить, измеряется «расстояние» каждого товара до другого с учетом наличия сравнительных преимуществ; затем это «расстояние» умножается на индекс технологической сложности PRODY. Складывая все произведения, получаем число, называемое «открытым лесом». Таким образом, индикатор «открытый лес» - это оценка неиспользованных возможностей страны.

Выявлена зависимость индикатора «открытый лес» от ВВП на душу населения. Если страна имеет высокий уровень технологической сложности экспорта и этого по-

казателя, то нет необходимости в государственном вмешательстве в экономику. При этом предприниматели имеют все возможности двигаться в любом направлении «пространства товаров». Если же страна имеет низкий уровень технологической сложности экспорта и высокий уровень «открытого леса», то существуют возможности для совершенствования. В этом случае государство проводит политику стимулирования предпринимателей к переходу на производство товаров с более высоким уровнем технологической сложности. Если страна имеет достаточно высокий технологический уровень и низкий показатель «открытого леса», то необходимо проводить политику, направленную на повышение конкурентоспособности секторов, которые обеспечивают необходимый уровень технологической сложности экспорта. Неблагоприятная ситуация складывается, когда страна, обладая низким уровнем развития технологий и «открытого леса», вынуждена делать ставку на организации производства и экспорте товаров высокой технологической сложности, находящихся в центре «пространства товаров».

С учетом того, что страны, как правило, начинают производить и экспортировать продукты, наиболее близкие уже имеющимся в их «экспортной корзине», не удивительно, что бедным экономикам требуется гораздо больше времени и усилий для последовательного перехода от производства сырья и низкотехнологичных продуктов к производству технически более сложных товаров.

Оценка направлений экспортной диверсификации стран Центральной Азии. Все товары, экспортируемые странами Центральной Азии (кроме автомобилей), имеют низкие индексы сложности РВОБУ, что, в свою очередь, отражается на уровнях сложности БХРУ1 «экспортных корзин» стран (табл. 1).

Таблица 1

Индексы технологической сложности PRODY и уровня сложности «экспортных корзин» EXPY стран Центральной Азии за 1999-2009 гг.

Страна Основные экспортируемые товары РШЖУ БХРУ

Казахстан Сырая нефть и нефтепродукты, полученные из битуминозных материалов 14,345 13,101

Медные руды и концентраты 6,543

Цинковые руды и концентраты 6,325

Кыргызстан Золото (исключая золотую руду и концентраты) 3,180 9,521

Хлопок-сырец 2,036

Электрический ток 11,995

Монголия Медные руды и концентраты 6,543 6,766

Золото (исключая золотую руду и концентраты) 3,180

Цинковые руды и концентраты 6,325

Руды и концентраты прочих цветных металлов 4,914

Узбекистан Хлопок-сырец 2,036 11,663

Автомобили 21,687

Нефтяные газы 15,165

Радиоактивные химические элементы и изотопы 8,899

Примечание. Составлено по [7-9].

Страны Центральной Азии находятся на периферии «пространства товаров». Важнейшее место здесь занимают природные ресурсы, сельскохозяйственные товары,

1 БХРУ - агрегированный индекс для измерения доходности «экспортной корзины» страны; рассчитывается как сумма произведений РЯОЭУ и доли каждого товара в структуре общего объема экспорта страны.

продукция горнодобывающей и металлургической промышленности. Таким образом, странам Центральной Азии, специализирующимся на экспорте сырьевых товаров, сложно диверсифицировать экономику, поскольку товары на периферии «продуктового пространства» рассредоточены и расположены на относительно большом «расстоянии» друг от друга.

Страны Центральной Азии имеют низкие индексы «открытого леса» по отношению

к ВВП на душу населения:

Казахстан.................................... 746;

Кыргызстан..................................1 106;

Таджикистан.................................. 528;

Туркменистан................................. 339;

Узбекистан................................... 803;

для сравнения:

Индия.......................................2 488;

Китай...................................... 2 326.

Низкие индексы свидетельствуют о том, что перечисленные страны находятся на периферии «пространства товаров» по градации модели и имеют небольшие возможности производства и экспорта товаров с высокой доходностью или добавленной стоимостью. Они должны уделять особое внимание стратегии развития производства и экспорту товаров с высоким уровнем технологической сложности, чтобы обеспечить переход из периферии в центр «пространства товаров».

Итак, в целом о странах Центрально-Азиатского региона можно сказать следующее:

1) страны имеют высокую зависимость от экспорта природных ресурсов;

2) специализируются на товарах с низким уровнем технологической сложности, который, в свою очередь, объясняется сырьевой направленностью;

3) производители экспортной продукции присутствуют на периферии пространства высокотехнологичных товаров, далеко от центра;

4) количество товаров в радиусе товаров экспортной специализации, на производство которых могут перейти компании, ограничено (табл. 2).

Таблица 2

Перспективные товары экспортной специализации стран Центральной Азии*

Код Наименование товара

6647 Защитное стекло, состоящее из ламинированного или закаленного стекла

8822 Фотографическая пленка, фотопластинки и бумага (иное, чем кинофильм)

5331 Другие красящие вещества; неорганические продукты, используемые в качестве люминофоров

5162 Альдегидные, кетоновые и хинон-функциональные соединения

7372 Прокатные станы, валки и детали, прокатные станы

7188 Двигатели и моторы (ветряной, калорический двигатели, водяное колесо и т. д.)

5922 Альбуминоидные вещества, клеи

7371 Металлургическое и литейное оборудование, его части

7211 Сельскохозяйственное и садоводческое оборудование для подготовки почвы и т. д.

6644 Стекло, литье, прокат и т. д., полировка без дальнейшей обработки

8731 Газовое, жидкостное и электрическое снабжение или производство измерителей и т. д.

7362 Металлообрабатывающий и металлорежущий станки

7919 Железнодорожное оборудование, соединительные элементы и т. д.

7283 Другое горнодобывающее оборудование, его части

7129 Части, паросиловые комплектующие детали

6794 Отливки из чугуна или стали (в необработанном состоянии)

Окончание табл. 2

Код Наименование товара

6782 Бесшовные трубы; заготовки для труб из железа или стали

6577 Вата, фитили и тканые изделия для использования в машиностроении

730 Шоколад и другие препараты, содержащие какао

6783 Прочие трубы из железа или стали

Примечание. Оценка произведена с помощью модели Р. Хаусманна и Б. Клингера.

Актуальная задача, стоящая перед странами Центральной Азии, - создать необходимые условия для перехода на производство перечисленных товаров, расположенных наиболее близко к товарам сложившейся экспортной специализации.

Рыночные механизмы автоматически не обеспечивают структурные преобразования экономики и выбор наиболее эффективных вариантов решения экономических проблем. Государство реализует политику модернизации и структурных преобразований экономики. Главное, насколько мудро и обоснованно она проводится.

Одним из важнейших принципов государственной политики модернизации является стратегическое сотрудничество частного и государственных секторов, т. е. государственно-частное партнерство. Государственный сектор, образно говоря, «посылает» импульсы для продвижения страны с периферии в центр «пространства товаров». К примеру, поставки электроэнергии, газа и теплоснабжения, развитие инфраструктуры, а также вопросы стандартизации товаров по международным нормам, чтобы беспрепятственно экспортировать эти товары на рынки зарубежных стран, входят в компетенцию государства и являются его вкладом в модернизацию и структурные преобразования экономики [10].

Развитие государственно-частного партнерства в странах Центральной Азии призвано содействовать частному сектору в определении тех производств, развитие которых позволит любой стране успешно конкурировать на мировом рынке. Такое сотрудничество - один из ключевых факторов успеха в процессах модернизации и структурных преобразований экономики.

Источники

1. Samuelson P. A. Prices of Factors and Goods in General Equilibrium // Review of Economic Studies. 1953. Vol. 21.

2. Guerson A., Parks J., Torrado M. Export Structure and Growth: A Detailed Analysis for Argentina // World Bank Policy Research Working Paper Series. 2007. No. 4237.

3. Hausmann R., Hwang J., Rodrik D. What You Export Matters // NBER Working Papers Series. 2005. No. 11905.

4. Hausmann R. Economic Development as SelfDiscovery // KSG Working Paper. 2003. No. RWP02023.

5. Hausmann R., Klinger B. Structural Transformation and Patterns of Comparative Advantage in the Product Space / John F. Kennedy School of Government, Harvard University. 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Hidalgo C. A., Klinger B., Barabasi A.-L., Hausmann R. tte Product Space Conditions the Development of Nations // Science Online. 2007. November 13.

7. http://comtrade.un.org.

8. http://www.customs.kz/en/nsi/topics/msgtnved.html.

9. http://www.stat.kz/Pages/default.aspx.

10. http://ddp-ext.worldbank.org.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.