АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ
УДК: 338.1 Б01: 10.24412/2071-6435-2021-2-37-48
Применение модели «экономического креста» в проектировании системы цифрового сопровождения экономического процесса
В статье проведено исследование возможностей использования экономико-технологического потенциала современных информационно-коммуникационных технологий для сопровождения глобального экономического процесса, представляющего собой цепочку процедур создания добавленной стоимости глобального продукта. Определены приоритетные направления организации цифрового сопровождения экономического процесса на 2020—2030 годы. Выявлены факторы, препятствующие внедрению и распространению цифрового сопровождения экономического процесса, и резервы расширения такого сопровождения за счет использования инструментария долгосрочного проектирования системы цифрового сопровождения. Обосновано использование модели «экономического креста» в проектировании системы цифрового сопровождения экономического процесса и разработаны рекомендации по внедрению модели в рамках осуществления проектирования. Статья содержит предложения, обеспечивающие высокоэффективное проектирование системы цифрового сопровождения экономического процесса с учетом трендов развития ассортимента глобального ИТ-рынка и актуальных потребностей современных организаций в области сопровождения экономического процесса.
Ключевые слова: экономическое моделирование, информационно-коммуникационные технологии, цифровизация, инновации, отраслевая экономика, планирование, модернизация, глобализация.
Введение
Тенденции цифровизации и глобализации конкурентного пространства, характерные для начала XX века, ставят перед современной организацией следующие проблемы:
— определение текущей технологической структуры и стоимостных параметров процессов информационно-коммуникационной поддержки основных бизнес-процессов;
— принятие решения относительно создания собственного структурного подразделения, ответственного за обеспечение информационно-коммуникационного сопровождения основных бизнес-процессов, или передача этой функции на аутсорсинг;
— планирование жизненного цикла использования
Д.В .Тимохин
А. В. Панин
В.Ю.Ворона
Е. А. Стрелка
© Д.В.Тимохин, 2021 © А.В.Панин, 2021 © В.Ю.Ворона, 2021 © Е.А.Стрелка, 2021
каждой из обеспечивающих основные бизнес-процессы информационно-коммуникационных технологий, проектирование процесса модернизации системы информационно-коммуникационного сопровождения основных бизнес-процессов на плановый период.
Ускорение технологического развития сферы информационно-коммуникационных технологий, характерное для начала XXI века, и усложнение предлагаемого ассортимента цифровых решений требуют разработки методики алгоритмизации принятия решения. Значимым аспектом для такой методики является возможность визуализации имеющихся у организации потребностей в информационно-коммуникационных решениях и самого процесса принятия решения, что обеспечит возможность для повторного использования результатов проделанного анализа и внешней их оценки независимыми экспертами.
Методология, обзор литературы
Предложения по использованию «экономического креста» в проектировании системы цифрового сопровождения для отдельно взятого экономического процесса перечислены в работе А. В. Путилова, А. В. Тимохина и других [12; 13]. Общие принципы системы проектирования цифрового сопровождения экономического процесса, сформулированные с учетом уровня ИТ-технологий по состоянию на 2020 год и положенные в основу предлагаемого исследования, описаны в статье А. Обухова, Е. Мерзляковой и других [11]. Перечень предлагаемых для внедрения посредством использования модели «экономического креста», цифровых решений составлен на основе анализа отчета 2020 Global marketing trends [5]. Более ранние исследования в области проектирования цифрового сопровождения экономического процесса содержатся в работах О. Ли (Lee O., 2017), Д. Парцер (Parcer D., 2018), С. Кетлер (Ketler S., 2018), Г. Иванович (Ivanovich G., 2019).
Результаты исследования
Рассмотрим основные потребности организации, функционирующей в глобальном конкурентном пространстве в части проектирования системы цифрового сопровождения экономического процесса. Эти потребности могут быть классифицированы следующим образом:
а) обеспечение максимального охвата внешней и внутренней среды информационно-коммуникационной системой, включая:
— создание баз данных, содержащих максимально полную информацию о функционировании внутренней среды организации, в том числе хронометраж-ные показатели деятельности работников, используемые в рамках KPI-оценки деятельности сотрудников [3];
— создание баз данных, содержащих значимую для организации коммерческую информацию о структуре потенциальных контрагентов, параметров их текущих и ожидаемых оферт;
— формирование базы данных, содержащей максимально полную информацию о существующих и потенциальных клиентах организации, в том числе
предоставляемую самими клиентами;
— включение максимального числа участников экономических процессов в обмен информацией о состоянии протекания этих процессов, как в формате отчетов, так и в формате дискуссии;
б) максимальная автоматизация экономическо-производственных процессов, в том числе за счет использования актуальных разработок в области искусственного интеллекта, включая:
— автоматизацию процессов планирования и проектирования экономических процессов, формирование множества инвариантных стандартных экономических решений, подлежащих дальнейшей экспертной оценке при составлении стратегических и оперативных планов организации [2];
— автоматизацию процессов контроля и анализа экономических процессов;
— компьютерное моделирование экономических процессов, реальная реализация которых сопряжена с существенными рисками и финансово-временными затратами [8];
в) внедрение инновационных технологий, основанных на использовании актуальных достижений в ИТ-индустрии, в производственный процесс, включая:
— повышение качества производства за счет использования высокоточных производственных систем, таких как ЗО-принтеры, роботизированные линии, ИИ — управляемые логистические и производственные системы;
— повышение эффективности экономических процессов за счет использования новых возможностей по пространственно-временной организации производственного процесса, таких как использование удаленной работы сотрудников, в том числе из-за рубежа, цифровая конвергенция производственных систем, цифрового аутсорсинга [2; 8].
Оценка использования укрупненных групп цифровых технологий для решения указанных задач и процесс технологической цифровой конвергенции представлена на рисунке 1.
Исследуем основные ограничения, препятствующие внедрению современных технологий при цифровом сопровождении экономического процесса.
Прежде всего, следует отметить неоднородность технологического базиса глобального конкурентного пространства. Имеет место отставание процесса формирования технологического базиса информационно-коммуникационной инфраструктуры мировой экономики от процесса формирования глобальной аутсорсинговой системы. Развивающиеся страны, задействованные в международном разделении труда, в том числе при производстве продукта с высокой добавленной стоимостью, получают конкурентное преимущество за счет более дешевых ресурсов даже на фоне менее эффективного инфраструктурного цифрового сопровождения экономических процессов.
Качественная неоднородность экономических преимуществ разных стран создает сложности с долгосрочным технологическим проектированием. Организация, проектирующая систему цифрового сопровождения экономического процесса, ориентируется на использование различных ИТ-решений для различ-
о
Туризм и гостеприимство 3.6
Мобильность °браоГШ1е Ж'"ье ЦИФР0В0Й
2 о ' 5.0 контент
- _ 3.3 \ _
Здравоохранение 6.0
ч
Платформа В2С / 8.2 >
Платформа В2В 9.4
выимные/^ Управление активами и / страхование ё 1.1
' Глобальные корпоративные услуги 2.9
Услуги В2В 9.6
£ а
к л а
I
а
л
г
2
а
*
* I
а
•5
Л
г о
Л
г?
>§ г
I
г л й а а а о а о
Рисунок 1. Развитие цифровых технологических платформ на основе конвергенции традиционных технологических платформ [1, с. 13]
ных регионов [6].
Сопоставительная инфраструктурная характеристика информационно-коммуникационного потенциала цифрового сопровождения, представленная на рисунке 2, указывает на рост отставания развитыхи развикающиыся стран по показателям охвата экономических процессов наиболее совершенными инфор-мавдаонно-коммуникационными технологиями [3].
Лоца, являющиеся пользователями сето Интернет
Двнвхвзяйства, обладающие собственным доступом в сеть Интернет
Абоненты широкополосного интернета Поипосчоко на услуги стационарной телефонии Количество абонентов онлайн-сетей*
0 20 40 60 80 100 120 140 Развивающиеся страны ■ Развитые страны
Рисунок 2. Сопоставительная характеристика охвата информационно-коммуникационной инфраструктурой экономических процессов в развитых и развивающихся странах [3] Примечание: за счет обладания абонентами более чем одной подпиской общее количество может превышать 100%
Рассматривая структурные показатели охвата инфраструктурой информационно-коммуникационного сопровождения экономических процессов глобальной аутсорсинговой производственной системы, следует учитывать следующее [14]. Центральным показателем конкурентоспособности производств индустрии 4.0 является возможность масштабирования спроса на их продукцию. Рассмотрим этот тезис более подробно.
Сохранение позиций организации в глобальном конкурентном пространстве в условиях его циклической трансформации в форме перехода к семиукладной экономике требует инвестиций в инновационное развитие в размере I. Инвестирование может считаться экономически оправданным только в случае, если за планируемый период жизненного цикла соответствующей инновационной технологии за счет ее использования фирмой будет получен дополнительный доход ДП, рассчитываемый как
ДП=1/п (1), где
п — количество эффективных контрактов на приобретение продукции, произведенной с помощью использования инновационной технологии.
Минимальная величина ДП представляет собой кумулятивный дисконтированный входящий денежный поток, получаемый организацией за пери-
од жизненного цикла соответствующей технологии, и должна соответствовать условию:
1ДП; / (1+г)1 > БС + УС / (1+г)1 (2), где
БС — единовременные дисконтированные затраты на создание инновационной технологии;
УС — за'фать^которые несеторганизацю! 15 связи с експлуатацией инновационной технологии, вюгючги затщаына цратнкодействие технологическам нынку-рентсм, затраты не нат5ипениехокиючнтельныопрпособственностиоргцнизсц ии на ит^^е^^^опх ы^тод техыоеюгию и затраты на модернизацию технологии;
1 — порядковый номер периода, за который осуществляется расчет дисконтированного входящего и исходящего денежного потока, создаваемого за счет внедрения цовоктехноиогин.
Припр—акдиргвании сеекемю цифрового сопровождения экономического процесса посредствомвнедрешминновационных цифровыхтехнологийперед организациейонзникают витдрющие [Ой].
Планирование жизненного циюга иооользования разрабатываемой или закупаамай ааС^(^рма1^1^(^ито-кс^мму1^и^атея^1^ивь
Пи сосяоянию на консц ТЯТО горн сущезьвакиьшсдерянгвающи—о (р^^со^ом выстухьае ияфянмацсю ннн-г^с^исг^^ь^е^с^сдня^г^ггые^ тех-
нологий, ограничения пропускной способности Интернет-каналов, особенно в развивающихся странах, а также лимита объемов современных устройств памяти. Однако, с cоoтяааствин зщюгноеами Юнктце; на пр°ннд2020 — 2030годов, к 20С0годуоба эти IIOлаcьгьJш аyщeеявeноо нограсетт. Пндобныйнывинможно сделяее ь^^ (^ы^ноя^ет нин—ки пиньмиюз обътмoт кеньдаваемогт и хра-
нимыми г!рамкьи глoMемонoсoинфopмтц—онногc:оммyнcкaциымнoгo проьвран-ства трафика, как это показано на рисунке 3.
160000 140000 120000 100000 80000 60000 40000 20000 0
150700
2000
100
■ П-р-наса-мый скаВас Хравтмы- каввы-
2002
2020
Рисунок 3. Динамика передаваемого и хранимого глобального трафика в 2002 — 2017 годах и прогноз на 2022 год, гигабайт в секунду [6, с.10].
Для оптимального проектирования системы цифрового сопровождения экономических процессов в условиях неоднородности инфраструктурного информационно-коммуникационного развития отдельных регионов глобального аутсорсингового процесса перед организацией встает вопрос определения сроков и бюджетных ограничений по каждому из предлагаемых проектов цифро-визации. Требуется инструмент увязки величины планируемых бюджетных и временных показателей проекта цифрового сопровождения экономических процессов, с одной стороны, и ожидаемых параметров развития рынка цифровых технологий, с другой [12].
В таблице 1 представлены рекомендации авторов относительно базовых способов учета основных тенденций развития рынка цифровых технологий при проектировании системы цифрового сопровождения экономических процессов. Каждое решение формируется на пересечении соответствующей строки матрицы, определяющей возможности и потребности организации по формированию цифрового сопровождения экономических процессов, и столбца, определяющего доминирующую тенденцию развития соответствующей информационно-коммуникационной технологии. Следует отметить, что при более детальном анализе существует возможность для многомерной развертки соответствующей матрицы, позволяющей находить оптимальное проектное сочетание по нескольким параметрам.
Проектирование системы цифрового сопровождения экономического процесса в соответствии с моделью экономического креста с учетом тенденций развития ИТ-сектора осуществляется в следующей последовательности.
1. Определяются инвариантные с точки зрения влияния тенденций развития ИТ-сектора комплексы экономических процессов, на пересечении которых формируется прибыл вне зависимости от участия организации в экономических процессах, не входящих в данный комплекс.
Таблица 1
Матрица проектных решений по информационно-коммуникационному сопровождению экономических процессов с учетом тенденций развития
ИТ-сектора
ф
0
1 >=
со
со ^
О ^ £ §
ю о
ф ^
со н
й со
Д СО
О а
о о ^ ^
о
а X
О X с ®
а I— с ^
ф со
ч
X
О
т со а
Ф
о сч х >-
т со а
ее со
^ ь
1 1
^ О
* ^
о о
Предполагается радикальная модернизация системы ИТ-сопровождения либо создания ее с нуля для некоторых экономических процессов (XI) F(Y1, Х1) F(Y2, Х1) F(Y3, Х1) F(Y4, Х1)
Предполагается текущая комплексная модернизация системы ИТ-сопровождения экономических процессов (Х2) F(Y1, Х2) F(Y2, Х2) F(Y3, 2) F(Y4, Х2)
Предполагается локальная модернизация системы ИТ-сопровождения экономических процессов (Х3) F(Y1, Х3) F(Y2, Х3) F(Y3, 3) F(Y4, Х3)
Существуют значимые ограничения модернизации системы ИТ-сопровождения (финансовые, временные, технологические, инфраструктурные, квалификационные и тд.) (Х4) F(Y1, Х4) F(Y2, Х4) F(Y3, 4) F(Y4, Х4)
2. Для всех инвариантных комплексов строится «экономический крест» как минимум из двух экономических процессов.
3. Для каждой стадии этого процесса ответственными за его реализацию лицами проектируется максимальное число альтернативных решений по цифровому сопровождению данного этапа с указанием ориентировочной стоимости и ожидаемых экономических результатов такого сопровождения.
4. Подбирается оптимальный набор решений по цифровому сопровождению экономических процессов из предложенных вариантов:
F(X., У.)* FC + VC / (1+г) < Щ / (1+r)1 (3)
Простейшая модель экономического креста цифрового сопровождения процесса контроля хронометражных показателей рабочего времени представлена на рисунке 4.
ПРОЦЕСС
B. Этап 2,1
Формирование
«умной диспет-
черской»
Ь1 Ь2 Ь3
ПРОЦЕСС а1 Этап 2 — опти- а4 ПРОЦЕСС
А. Этап 1,1 а2 мизация исполь- а5 А. Этап 1, 3
Установка а3 зования фонда а6 Потери ор-
следящих рабочего вре- ганизации на
программ мени сбоях модели
на АРМ со- построения
трудников хронометража
Ь4 Ь5 Ь6
ПРОЦЕСС B. Этап 2, 3 Потери организации на неэффективном исполнении (неисполнении) неохваченных ИКТ-контролем функций
Рисунок 4. Модель экономического креста цифрового сопровождения процесса контроля хронометражных показателей рабочего времени (а1 — а6, b1 — b6 — обозначение инвариантных альтернатив) Источник: составлено авторами на основе [13; 14].
Вероятными с точки зрения текущего уровня развития ИКТ-технологий инвариантными альтернативами цифрового сопровождения рассматриваемых на рисунке 4 экономических процессов являются:
а1 — установка автоматизированных систем сплошного контроля и регистрации использования рабочего времени сотрудниками включая охват их АРМ как средствами визуального контроля (камерами);
а2 — установка автоматизированных систем выборочного контроля и регистрации использования рабочего времени сотрудниками;
а3 — установление неавтоматизированных систем контроля и регистрации использования рабочего времени сотрудниками;
Ь1 — создание на предприятии базы знаний, способной самостоятельно формировать экспертные решения на основе исходных шаблонов и встроенных алгоритмов, например по принципу алгоритма Rete;
b2 — создание базы знаний без использования встроенного ИИ, например на основе технологии Confluence;
b3 — создание информационной системы, позволяющей управлять фондом рабочего времени в ручном режиме.
При проектировании предлагаемого «экономического креста» цифрового сопровождения следует учитывать бюджетные ограничения и то, что увеличение затрат предприятия на качество одной из альтернатив по одному процессу приведет к снижению финансовых возможностей для реализации ИКТ-альтернативы по смежному экономическому процессу. Существенное значение имеет также и совместимость предлагаемого программного обеспечения.
Отсутствие сформированного «экономического креста», замкнутого на этап получения ДП (на рисунке 4 это Этап 2) делает нецелесообразными любые затраты на ИКТ. Без автоматизации процесса b выявление резервов рабочего времени за счет автоматизации хронометража не приведет к появлению экономического эффекта, так как для руководства будут неочевидными возможности использования этих резервов (за исключением случая выявления нарушений производственной дисциплины сотрудниками). В то же время само по себе наличие «умной диспетчерской» не позволяет предложить оптимальное решение
без автоматизации процесса хронометража.
Практика функционирования современных организаций требует построения как входящих (до этапа 2), так и исходящих этапов процессов [11]. Для рассматриваемой на рисунке 4 разновидности модели «экономического креста» цифровое сопровождение процесса установки инструментов хронометража требует оценки влияния этого действия на общую результативность функционирования рабочей силы, процесс формирования «умной диспетчерской» — выявления неохваченных коммерчески значимых функций.
Потери организации на конфликтах интересов на исходящем этапе экономического процесса контроля хронометража возможны при некорректной оценке средних эталонных затрат фонда рабочего времени на выполнение одной операции либо вследствие обхода сотрудниками системы контроля [9]. Например, при отсутствии в штате малого предприятия собственного курьера и отсутствии возможности заказать услуги курьерской фирмы, инженер, вовлеченный в разовый процесс передачи и согласовании документации в офисе заказчика, может быть оценен как неэффективный при выборе альтернативы а1 [7]. В равной степени исключение «умной диспетчерской» дублирования функций без учета рисков «узких мест» производственного процесса может привести к срыву выполнения производственного плана. Для недопущения подобных сценариев рекомендуется внедрение программного обеспечения (альтернатив a4, a5, a6 и b4, b5, b6 соответственно) в целях анализа экономических последствий введения ИКТ-новаций во времени.
Построение модели «экономического креста» проекта цифрового сопровождения экономических процессов приобретает большое значение с учетом возможностей оценки корреляции между случайными экономическими процессами на основе big data-анализа [4]. Компаниям, не имеющим собственных цифровых решений big data-анализа для построения эффективных «экономических крестов» может быть рекомендовано использование одной из следующих цифровых платформ:
— KNIME Analytics Platform (эффективен при интеграции разрозненных бизнес-процессов в рамках единой модели долгосрочного проектирования);
— OpenRefine — рекомендуется для определения корреляции между экономическими результатами, не имеющими явной взаимозависимости, и принятыми ранее управленческими решениям;
— Orange — рекомендуется для визуализации взаимосвязей между отдельными экономическими процессами, образующими «экономический крест», и влиянием на исходные результаты инструментов их цифрового сопровождения [10].
Заключение
Таким образом, применение модели «экономического креста» в проектировании системы цифрового сопровождения экономического процесса позволяет решить следующие задачи:
— оптимизировать структуру используемых средств цифрового сопровождения экономических процессов на стадии проектирования;
- выявить и минимизировать негативные последствия организации цифрового сопровождения;
— оптимизировать затраты на обеспечение цифрового сопровождения.
Полное раскрытие потенциала модели «экономического креста» при проектировании системы цифрового сопровождения экономического процесса возможно при дополнении ее использования инструментами big data-анализа.
Литература [References]
1. Березный А. Транснациональный бизнес в эпоху глобальной цифровой революции // Мировая экономика и международные экономические отношения. 2018. Т. 62. № 9. С. 5—17. [Berezny A. Transnational business in the era of the global digital revolution. Mirovaya ekonomika I mezhdunarodnye ekonomicheskie otnosheniya [World Economy and International economic Relations], 2018, vol. 62, no. 9, pp. 5-17 (in Russian)].
2. Иванова С. В., Иванов О. Б. Перспективы развития образования в условиях четвертой промышленной революции // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2019. № 6. С. 7-30. [Ivanova S. V., Ivanov O. B. Prospects for the development of education in the conditions of the fourth industrial Revolution. ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice], 2019, no. 6, pp. 7-30 (in Russian)].
3. Игнатов А. А. Цифровая экономика в БРИКС: перспективы многостороннего сотрудничестива // Вестник международных организаций. 2020. Т. 15. № 1. С. 31-62. DOI: 10.17323/1996-7845-2020-0102. [Ignatov A. A. Digital Economy in BRICS: prospects for multilateral cooperation. Vestnik mezhdunarodnyh organizatciy [Bulletin of International Organizations], 2020, vol. 15, no. 1, pp. 31-62 (in Russian). DOI: 10.17323/1996-7845-2020-01-02].
4. Ретина О. Б. Приоритетность инноваций в модернизации отечественной экономики / Инновации в экономике, управлении, образовании. М.: МГГЭУ, 2019. С. 45-52. [Repkina O. B. Prioritetnost' innovaciy v modernizacii otechestvennoy ekonomiki [Priority of innovations in the modernization of the domestic economy], in Innovacii v ekonomike, upravlenii, obrazovanii [Innovations in economics, management, education], Moscow: MGGU, 2019, pp. 45-52 (in Russian)].
5. 2020 Global marketing trends. Available at: https://www2.deloitte. com/content/dam/insights/us/articles/2020-global-marketing-trends/ DI_2020%20Global%20Marketing%20Trends.pdf (accessed: 6 April, 2021).
6. Digital economy report 2019, Geneva, UN - UNCTAD, 2019
7. Ignatiev M. B., Karlik A. E., Iakovleva E. A., Karlik E. M., Challenges for Strategic Management of the Development of the Digital Economy and Advanced Training, 2018 XVII Russian Scientific and Practical Conference on Planning and Teaching Engineering Staff for the Industrial and Economic
Complex of the Region (PTES), St. Petersburg, 2018, pp. 197-200, doi: 10.1109/PTES.2018.86042
8. Lola I., Bakeev M. Measurement of digital activity in medium, high-tech and low-tech manufacturing industries. National research university High School of economics, 2019. Available at: https://www.hse.ru/data/2019/08/08/1483 633828/95STI2019.pdf (accessed: 6 April, 2021).
9. Marc K. Peter, Corin Kraft, Johan Lindeque. Strategic action fields of digital transformation: An exploration of the strategic action fields of Swiss SMEs and large enterprises. Journal of Strategy and Management, 2020, vol. 13, iss. 1, https://doi.org/10.1108/JSMA-05-2019-0070
10. Mattew J. Mazzei and David Noble (February 26th 2019). Big Data and Strategy: Theoretical Foundations and New Opportunities, Strategy and Behaviors in the Digital Economy, Beatrice Orlando, IntechOpen, DOI: 10.5772/ intechopen.84819. Available at: https://www.intechopen.com/books/strategy-and-behaviors-in-the-digital-economy/big-data-and-strategy-theoretical-foundations-and-new-opportunities (accessed: 6 April, 2021).
11. Morten Meyerhoff Nielsen, Zoran Jordanoski Digital transformation, governance and coordination models: A comparative study of Australia, Denmark and the Republic of Korea. The 21st Annual International Conference on Digital Government Research, June 2020, pp. 285-293, https://doi.org/10.1145/3396956.3396987
12. Obukhova A., Merslyakova E., Ershova E., Karakulina K. Introduction of digital technologies in the enterprise. E3S Web of Conferences 159, 04004 (2020), doi: https://doi.org/10.1051/e3sconf/202015904004
13. Putilov A. V., Timokhin D. V., Pimenova V. O. Adaptation of the educational process to the requirements of the global nuclear market according the concept of economic cross through its digitalization. Procedia Computer Science, 2020, vol. 169, pp. 452-457, doi: https://doi.org/10.1016/j.procs.2020.02.226
14. Timokhin D. V., Bugaenko M. V., Putilov A. V. The use of IT technologies in the implementation of the economic cross methodology in the Breakthrough project of Rosatom. Procedia Computer Science, 2020, vol. 169, pp. 445451, doi: https://doi.org/10.1016Xj.procs.2020.02.227