УДК 796
ПРИМЕНЕНИЕ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
USING MOBILE APPS FOR PHYSICAL EDUCATION CLASSES
Андреенко Татьяна Александровна
кандидат педагогических наук, доцент кафедра физической культуры Волгоградский государственный социально-педагогический университет
г. Волгоград, Россия Andreenko Tatyana Alexandrovna Ph. D., associate professor department of physical culture Volgograd State Social and Pedagogical University
Volgograd, Russia
Павленко Елена Павловна
ассистент кафедра физической культуры Волгоградский государственный социально-педагогический университет
г. Волгоград, Россия Pavlenko Elena Pavlovna assistant
department physical culture Volgograd state social and pedagogical university
Volgograd, Russia
Ситникова Марина Ивановна
студент
институт естественнонаучного образования физической культуры и безопасности жизнедеятельности Волгоградский государственный социально-педагогический университет
г. Волгоград, Россия Sitnikova Marina Ivanovna student
the faculty of science education physical culture and life safety Volgograd state socio-pedagogical University
Volgograd, Russia
Аннотация. Появление и стремительное развитие компьютерных и цифровых технологий явилось логическим результатом развития науки и общества. Интернет завоевал невероятную популярность во всем мире за счет скорости переработки информации и передачи данных. На сегодняшний день жизнь реальная и виртуальная тесно переплетена, особенно это касается молодых людей, так как они тратят самое большое количество времени, реализуя коммуникативные потребности через чаты,
форумы, на игровых серверах, практически не разлучаясь с интернетом. По этой при -чине круг пользователей интернетом стремительно и постоянно растет, в основном за счет мобильных устройств. Государственная политика в области образования делает вопрос совершенствования учебного процесса через цифровизацию и цифровую трансформацию. В статье рассматривается роль приложений в мотивации студентов к занятиям физической культурой.
Abstract. The emergence and rapid development of computer and digital technologies was the logical result of the development of science and society. The Internet has gained incredible popularity all over the world due to the speed of information processing and data transmission. Today, real and virtual life is closely intertwined, especially for young people, because they spend the most time implementing communication needs through chats, forums, on game servers, almost without being separated from the Internet. For this reason, the number of Internet users is growing rapidly and constantly, mainly due to mobile devices. The state policy in the field of education makes the issue of improving the educational process through digitalization and digital transformation. The article discusses the role of applications in motivating students to engage in physical education.
Ключевые слова: мотивация, здоровый образ жизни, студенческая молодежь, мобильные приложения, физическая культура.
Keywords: motivation, healthy lifestyle, student youth, mobile apps, physical education.
Проблема здорового образа жизни начинает актуализироваться со второй половины XX века. Ей посвящено немало педагогических, медицинских, философских трудов и монографий. Здоровый образ жизни - это такой образ жизни, который позволяет человеку сохранять здоровье [1].
Сегодня в России идет процесс пропаганды здорового образа жизни, так как на данный момент стало понятно, что проблема здоровья является не только личным делом каждого человека, но также и делом всего общества, в частности - страны. Так, здоровое поколение создает лучшие условия для развития государства, его политики и экономики. Таким образом, проблема здоровья из проблемы, решаемой каждым человеком самостоятельно, становится проблемой всего общества. Актуальность данной темы заключается в том, что современная студенческая молодежь пристально следит за современными технологиями.
В современном глобализирующемся мире технологии развиваются с высокой скоростью, предлагая студенческой молодежи все новые и новые решения, улучшая их студенческую жизнь и интеллектуальную деятельность, способствуют мотивации к занятиям физической культурой и спортом [2].
Цель: определить роль современных мобильных приложений в мотивации к занятиям физической культурой студенческой молодежи.
Задачи исследования:
- изучить теоретические основы влияния мобильных приложений на мотивацию студентов к занятиям физической культурой.
Методы исследования. Метод теоретического анализа и синтеза научной литературы и интернет источников.
Ожидаемые результаты (совокупность целей и задач) прикладного исследования детерминированы потенциальной возможностью расширения знаний в расс-
матриваемом вопросе в контексте сложившегося положения современного российского общества.
Л и и | и и
Основным мотивом занятий студенческой молодежи физической культурой является стремление к преобразованию своей социальной и духовной природы, желание сделать свою жизнь богаче, интереснее, развить организаторские способности, помочь товарищам приобщиться к физическим упражнениям.
После того, как начали продавать первые сотовые телефоны в 1973 году, человечество стало думать, как добавить в данный аппарат как можно больше функций, Сейчас телефоны способны практически на все, начиная от их первоначальной функции - голосовая связь между людьми, заканчивая играми и прочими приложениями.
Микропроцессор, на котором и функционирует любой современный смартфон, позволил во многом автоматизировать нашу жизнь, дал возможность человеку узнать множество данных, новостей и развлечься.
В таких условиях жизни многие функции нашего организма атрофируются (частично или полностью), телу незачем носить на себе мышцы, которые постоянно требуют постоянных энергозатрат, незачем держать в костях много питательных веществ или иметь крепкие сосуды, ему незачем большие запасы гликогена в мышцах и печени. Куда выгоднее сформировать жировую прослойку, которая практически не требует энергии для поддержания, а в экстренном случае спасает на время от голодной смерти.
Именно поэтому в наше время настолько важны регулярные физические нагрузки для поддержания мышц, костей, сердечно-сосудистой системы и всего нашего организма в целом в здоровом состоянии. Но мы настолько стали зависимы от наших электронных друзей и забываем про занятия спортом, а ведь даже небольшая пятиминутная тренировка уже даст нам не только состояние бодрости, но и улучшит кровообращение в теле.
Задача всех электронных девайсов - облегчить нашу жизнь.
Мобильные приложения, разработанные с целью самостоятельных занятий спортом способны заменить человеку спортивный зал, сэкономить его время на дорогу и средства на абонемент или персонального тренера. Помимо этого, информационные технологии позволяют нам отслеживать нашу активность в течение дня. Но недостаточно просто скачать какое-либо приложение: данный способ требует от человека силы воли, поскольку ответственны за результат они сами [2].
Например, во многих современных фитнес-браслетах есть функция здорового сна, которая по нашему ритму сердцебиения и прочим показателям активности отслеживает примерное время нашего сна. Это не единственное применение фитнес-браслета, он поможет сформировать режим тренировок, напомнит, когда надо размяться, если засиделись, и обеспечит утром плавный и легкий подъем, не мешая нашим близким [3].
Правильно спланировав питание и отдых (два основных пункта), мы можем перейти к рассмотрению правильного режима тренировок. Современные приложения готовы предоставить нам множество советов по тренировкам.
Одним из приложений будет «Шагомер - счетчик шагов», которое при внесе-
нии наших параметров (рост, вес, пол) автоматически рассчитает нашу длину шага и количество сжигаемых калорий за определенное количество шагов. Приложение предлагает обработать информацию от датчиков и проверяет, действительно ли был сделан шаг или просто потрясли телефон в руке. Есть возможность самостоятельно определить, сколько нужно сделать шагов за день, а программа напомнит об этом.
«Mi Fit»: данное приложение требует для работы фитнес-браслет, но зато имеет огромное количество функций и простой интерфейс. Можно не только с большой точностью считать шаги, но и определять то, сколько сожжено калорий за тренировку, а специальная программа подскажет чистоту сердечных сокращений, скорость передвижения по GPS, что поможет правильно тренироваться. Пользуясь фитнес-браслетом, можно получить массу преимуществ: и умный будильник, и информацию о тренировках, и оповещения с телефона, и определение частоты сердцебиения, что поможет задать правильный режим не только тренировки, но и просто передвижения.
Результаты исследования.
Для понимания того, как мобильные приложения влияют на занятия физической культурой, мы составили и провели опрос среди одногруппников и знакомых. В нем приняли участие лица от 16-19 лет.
Всего было опрошено 163 респондента. Они ответили на вопросы в анкете, в которой нужно было выбрать один ответ.
По итогу первого вопроса «Занимаетесь ли Вы спортом? Исходя из рисунка 1 видно, что 85% опрошенных занимаются спортом, а 15 %- нет (рис. 1).
Рассматривая Рис. 2, можно сделать вывод о том, что большинство (83 %) опрошенных используют различные мобильные приложения для занятий спортом, а 17% ответили, что не используют.
Нет
Рис. 1. Занимаетесь ли Вы спортом?
Да ■ Нет
Рис. 2. Используете ли Вы какие-нибудь мобильные приложения для занятий физической культурой?
6%
18%
I Да, часто
Да, редко
76%
Нет, не пользуюсь
Рис. 3. Пользуетесь ли Вы и как часто мобильным приложением
«Шагомер-счетчик шагов»?
По третьей диаграмме видно, что мобильным приложением «Шагомер-счетчик шагов» пользуются довольно часто-76 %; пользуются, но редко-18 % и всего 6 % - не пользуются.
4%
Рис. 4. Благодаря мобильным приложениям Вы стали чаще заниматься
физической культурой?
И по последнему вопросу было выявлено, что благодаря мобильным приложениям опрошенные (96 %) стали чаще заниматься физической культурой, а на 4 % не стали чаще заниматься.
Отвечая на вопрос: «Какие плюсы и минусы у мобильных приложений, оснащенных виртуальными тренировками?», студенты указали, что среди плюсов мобильных приложения и информационных технологий в целом, что они все находятся в открытом доступе: вы с легкостью можете скачать интересующую вас статью на тему спорта, скачать упражнение для тренировок и так далее. Помимо этого, информационные технологии позволяют нам владеть большей информацией самостоятельно, достаточно изучить определенное количество литературы и наблюдать за профессиональными тренерами и их техникой с помощью интернета. Из минусов, можно отметить лишь то, что некоторые приложения и документы могут быть платными или дезинформировать вас в том или ином вопросе, поэтому, чтобы быть убежденным в информации, необходимо советоваться с профессионалами.
Также мы спросили: «Информационные технологии играют важную роль в спорте? Приведите три аргумента».
В век информационных технологий, спортом можно заниматься не только в спортивном зале со специальным тренером, но и заниматься в любом удобном месте, повторяя технику упражнений, глядя на «виртуального» тренера в экране телефона. Из этого следует, что информационные технологии играют достаточно значимую роль в наше время по нескольким причинам:
Во-первых, занятия спортом не приносят дискомфорта, поскольку Вы можете заниматься наедине с собой, достаточно только соблюдать технику упражнений во избежание травм.
Во-вторых, скачать бесплатное приложение и двигаться к телу своей мечты гораздо экономнее, нежели нанимать дорогостоящего тренера.
В-третьих, благодаря информационным технологиям и мобильным приложени-
ям Вы можете сами составлять себе график тренировок, не подстраиваясь под время работы зала или графика тренера.
А на сегодняшний день все это находится в открытом доступе в интернете, достаточно лишь скачать нужное упражнение и начать свой путь к телу мечты. Мобильные приложения, статьи, видео-тренировки значительно облегчают нашу жизнь: теперь, чтобы держать себя в форме достаточно лишь 30-60 минут и несколько метров свободного помещения. Курс домашних тренировок и желание изменить себя обязательно дадут положительный результат.
Из всего этого можно сделать вывод, что современные приложения помогают в совершенствовании физической формы, при этом использование современных тех-нологий полезно для любого поколения.
Литература
1. Васильева Н. И. Использование мобильных приложений в аспекте повышения мотивации обучающихся к занятиям физической культуры и ведению здорового образа жизни // Мир педагогики и психологии. 2019. № 12 (41). С. 59-67.
2. Великанова Е. С. Применение мобильных приложений для оптимизации занятий физической культурой и спортом // Аллея науки. 2019. Т. 2. № 12 (39). С. 855-858.
3. Пак Л. И., Польщикова Ю. А. Фитнес-трекеры в студенческой жизни // Наука и образование: сохраняя прошлое, создаем будущее: сборник статей XXV Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч. 2. Пенза : Наука и Просвещение. 2019. С. 113114.
References
1. Vasil'eva N. I. Ispol'zovanie mobil'nykh prilozheniy v aspekte povysheniya motivatsii obuchayushchikhsya k zanyatiyam fizicheskoy kul'tury i vedeniyu zdorovogo obraza zhizni [The use of mobile applications in the aspect of increasing the motivation of students to engage in physical culture and healthy lifestyle]. Mir pedagogiki i psikhologii - The world of pedagogy and psychology, 2019, no. 12 (41), pp. 59-67.
2. Velikanova E. S. Primenenie mobil'nykh prilozheniy dlya optimizatsii zanyatiy fizicheskoy kul'turoy i sportom [Application of mobile applications for optimizing physical culture and sports]. Alleya nauki - Alley of Science, 2019, vol. 2, no. 12 (39), pp. 855-858.
3. Pak L. I., Pol'shchikova Yu. A. Fitnes-trekery v studencheskoy zhizni [Fitness-trackers in student life]. Nauka i obrazovanie: sokhranyaya proshloe, sozdaem budushchee: sbornik statey XXV Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. V 2 ch. Ch. 2 [Nauka i obrazovanie: preserving the past, creating the future: a collection of articles of the XXV International Scientific and Practical Conference. In 2 part. Part 2]. Penza, Science and Education Publ., 2019, pp. 113114.