Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ МИРОВОГО ОПЫТА EPCM-KOHTPAKTOB В РОССИИ'

ПРИМЕНЕНИЕ МИРОВОГО ОПЫТА EPCM-KOHTPAKTOB В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
397
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EPC-КОНТРАКТ / EPCM-КОНТРАКТ / ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ ПРОЕКТ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОМ / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ЭКСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНЖИНИРИНГ / ИНЖИНИРИНГОВЫЕ КОМПАНИИ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / РОССИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глебова Анна Геннадьевна, Васильев Иван Александрович

В современном мире наиболее распространенный вид договоров при реализации крупных инфраструктурных проектов в различных сферах - контракты EPC/EPCM (engineering, procurement, construction, management). Для отечественной практики это сравнительно новые инструменты. Особый интерес для российских подрядчиков представляет EPCM-контракт. Помимо очевидных достоинств, среди которых можно выделить комплексность предоставляемого решения для заказчика, нивелирование рисков в случае использования EPC-контракта, отсутствие необходимости поиска и работы с большим количеством субподрячиков, следует отметить полезность подобной формы взаимодействия для увеличения иностранных инвестиций, модернизации отечественной экономики: увеличения экспорта высокотехнологичной продукции и присутствия российских предприятий на зарубежных рынках. Объектом исследования являются российские предприятия высокотехнологичной промышленности, предметом - выявление возможностей EPCM-контрактов и их применения в рамках реализации высокотехнологичных проектов российскими подрядчиками. Цель исследования - выявить проблемы, вызывающие отставание российских инжиниринговых компаний в рамках реализации инфраструктурных EPCM-проектов в высокотехнологичной промышленности, и разработать варианты их решения. В ходе исследования авторы применяли следующие методы: комплексный подход, системный и логический анализ экономических явлений, метод сравнительного анализа. Авторами сгруппированы факторы, затрудняющие подписание EPCM-контрактов российскими подрядчиками, определены риски реализации подобных проектов. Выделены ключевые направления по упразднению проблем, связанных с реализацией инфраструктурных проектов в России. При сравнительном анализе российской и международных практик заключения EPCM-контрактов можно выделить существенные отличия в подходах к выполнению заказа и распределению ответственности сторон. Ключевым фактором подобного различия является российская модель саморегулирования инженерного дела. Считаем, что в российском законодательстве необходимо согласовать структурные изменения в подходах к заключению подобных контрактов, утвердить четкий перечень обязательств сторон по контракту формы EPCM и утвердить отсутствие возможности внесения ключевых изменений в контракт, в том числе касающихся цены и объема выполняемых работ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Глебова Анна Геннадьевна, Васильев Иван Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF APPLYING THE WORLD EXPERIENCE OF EPCM CONTRACTS IN RUSSIA

Nowadays the most common type of contracts for the implementation of large infrastructure projects in various fields are EPC/EPCM contracts (engineering, procurement, construction, management). However, these are new tools for domestic practice. The EPCM contract is of particular interest to Russian contractors. Among the obvious advantages, among which we can highlight the complexity of the solution provided for the customer, leveling risks in the case of using an EPC contract, the absence of the need to search and work with many subcontractors, the authors can note the usefulness of such a form of interaction for increasing foreign investment, modernizing the domestic economy: increasing exports of high-tech products and the presence of Russian enterprises in foreign markets. The purpose of the presented research is to identify the problems that cause the backlog of Russian engineering companies in the implementation of infrastructure EPCM projects in the high-tech industry, and to develop ways to solve them. The object of the research is Russian enterprises of the high-tech industry; the aim is to identify the possibilities of EPCM contracts and their application in the framework of the implementation of high-tech projects by Russian contractors. When conducting the research, the authors used the following research methods: a complex approach, a systematic and logical analysis of economic phenomena, a method of comparative analysis. The authors grouped the factors that complicate the signing of EPCM contracts by Russian contractors, identified the risks of implementing such projects. The key directions for the elimination of problems associated with the implementation of infrastructure projects in Russia are highlighted. In a comparative analysis of the Russian and international practices of concluding EPCM contracts, it is possible to identify significant differences in the approaches to order fulfillment and the distribution of responsibility of the parties. The key factor of such a difference is the Russian model of self-regulation of engineering. The authors believe that in the Russian legislation it is necessary to coordinate structural changes in approaches to the conclusion of such contracts, approve a clear list of obligations of the parties under the EPCM form contract and approve the absence of the possibility of making key changes to the contract, including those related to the purpose and scope of work performed

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ МИРОВОГО ОПЫТА EPCM-KOHTPAKTOB В РОССИИ»

УДК 339.94:346.34

DOI: 10.21209/2227-9245-2022-28-4-86-95

ПРИМЕНЕНИЕ МИРОВОГО ОПЫТА EPCM-KOHTPAKTOB В РОССИИ

PROBLEMS OF APPLYING THE WORLD EXPERIENCE OF EPCM CONTRACTS IN RUSSIA

А. Г. Глебова,

Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва AGGlebova@fa.ru

A. Glebova,

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow

И. А. Васильев,

AO РОСЭКСИМБАНК, г. Москва

vasilyevivan174@gmail.com

I. Vasiliev,

EXIMBANK of Russia, Moscow

В современном мире наиболее распространенный вид договоров при реализации крупных инфраструктурных проектов в различных сферах - контракты EPC/EPCM (engineering, procurement, construction, management). Для отечественной практики это сравнительно новые инструменты. Особый интерес для российских подрядчиков представляет EPCM-контракт. Помимо очевидных достоинств, среди которых можно выделить комплексность предоставляемого решения для заказчика, нивелирование рисков в случае использования EPC-контракта, отсутствие необходимости поиска и работы с большим количеством субподрячиков, следует отметить полезность подобной формы взаимодействия для увеличения иностранных инвестиций, модернизации отечественной экономики: увеличения экспорта высокотехнологичной продукции и присутствия российских предприятий на зарубежных рынках. Объектом исследования являются российские предприятия высокотехнологичной промышленности, предметом - выявление возможностей EPCM-контрактов и их применения в рамках реализации высокотехнологичных проектов российскими подрядчиками. Цель исследования - выявить проблемы, вызывающие отставание российских инжиниринговых компаний в рамках реализации инфраструктурных EPCM-проектов в высокотехнологичной промышленности, и разработать варианты их решения. В ходе исследования авторы применяли следующие методы: комплексный подход, системный и логический анализ экономических явлений, метод сравнительного анализа. Авторами сгруппированы факторы, затрудняющие подписание EPCM-контрактов российскими подрядчиками, определены риски реализации подобных проектов. Выделены ключевые направления по упразднению проблем, связанных с реализацией инфраструктурных проектов в России. При сравнительном анализе российской и международных практик заключения EPCM-контрактов можно выделить существенные отличия в подходах к выполнению заказа и распределению ответственности сторон. Ключевым фактором подобного различия является российская модель саморегулирования инженерного дела. Считаем, что в российском законодательстве необходимо согласовать структурные изменения в подходах к заключению подобных контрактов, утвердить четкий перечень обязательств сторон по контракту формы EPCM и утвердить отсутствие возможности внесения ключевых изменений в контракт, в том числе касающихся цены и объема выполняемых работ

Ключевые слова: EPC-контракт, EPCM-контракт, инфраструктурный проект, управление проектом, высокотехнологичное производство, экспортный потенциал, инжиниринг, инжиниринговые компании, промышленность, Россия

Nowadays the most common type of contracts for the implementation of large infrastructure projects in various fields are EPC/EPCM contracts (engineering, procurement, construction, management). However, these are new tools for domestic practice. The EPCM contract is of particular interest to Russian contractors. Among the obvious advantages, among which we can highlight the complexity of the solution provided for the customer, leveling risks in the case of using an EPC contract, the absence of the need to search and work with many subcontractors, the authors can note the usefulness of such a form of interaction for increasing foreign investment, modernizing the domestic economy: increasing exports of high-tech products and the presence of Russian enterprises in foreign markets. The purpose of the presented research is to identify the problems that cause the backlog of Russian engineering companies in the implementation of infrastructure EPCM projects in the high-

86

© А. Г. Глебова, И. А. Васильев, 2022

tech industry, and to develop ways to solve them. The object of the research is Russian enterprises of the hightech industry; the aim is to identify the possibilities of EPCM contracts and their application in the framework of the implementation of high-tech projects by Russian contractors. When conducting the research, the authors used the following research methods: a complex approach, a systematic and logical analysis of economic phenomena, a method of comparative analysis. The authors grouped the factors that complicate the signing of EPCM contracts by Russian contractors, identified the risks of implementing such projects. The key directions for the elimination of problems associated with the implementation of infrastructure projects in Russia are highlighted. In a comparative analysis of the Russian and international practices of concluding EPCM contracts, it is possible to identify significant differences in the approaches to order fulfillment and the distribution of responsibility of the parties. The key factor of such a difference is the Russian model of self-regulation of engineering. The authors believe that in the Russian legislation it is necessary to coordinate structural changes in approaches to the conclusion of such contracts, approve a clear list of obligations of the parties under the EPCM form contract and approve the absence of the possibility of making key changes to the contract, including those related to the purpose and scope of work performed

Key words: EPC contract, EPCM contract, infrastructure project, project management, high-tech production, export potential, engineering, engineering companies, industry, Russia

Б ведение. Развитие экспорта высокотехнологичной продукции и увеличение темпов роста несырьевого и неэнергетического экспорта является одним из приоритетных векторов модернизации российской экономики. Достижение данной цели предполагает применение комплекса мер по урегулированию деятельности высокотехнологичных производств, развитию экспортного потенциала российской высокотехнологичной продукции и в том числе стимулированию деятельности высокотехнологичных компаний.

В этой связи изучение практического применения инфраструктурных проектов в России, в том числе ввиду масштабного увеличения числа EPCM-контрактов (engineering, procurement and construction management) во всем мире, является актуальным. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2013 г. № 1300-р утвержден план мероприятий «дорожная карта» в области инжиниринга и промышленного дизайна, включающего сокращение отставания Российской Федерации от развитых стран в сфере EPCM-компетенций для выполнения высокотехнологичных проектов в металлургии, химии и иных отраслях обрабатывающей промышленности.

Объектом исследования являются российские предприятия высокотехнологичной промышленности, предметом - выявление возможностей EPCM-контрактов и их применения в рамках реализации высокотехнологичных проектов российскими подрядчиками.

Цель исследования - выявить проблемы, вызывающие отставание российских

инжиниринговых компаний в рамках реализации инфраструктурных EPCM-проектов в высокотехнологичной промышленности, и разработать пути их решения.

На разных стадиях исследования применялись следующие методы: комплексный подход, системный и логический анализ экономических явлений, метод сравнительного анализа.

Разработанность проблемы. Выбор конкретной стратегии для реализации проекта является ключевым как для самого предприятия, так и для инвесторов. Существует множество вариаций контрактных моделей, все они имеют как положительные, так и отрицательные особенности. На практике в большей степени используются следующие модели [4]:

1) TDBB (traditional design-bid-build) -традиционный метод реализации проекта, когда несколько различных подрядчиков выполняют работу последовательно, по итогу завершения предыдущего этапа строительства;

2) PCM (project, construction, management) - контрактный метод, при котором исполнитель предоставляет услуги по управлению строительством объекта;

3) EPC (engineering, procurement, construction) - метод предусматривает предоставление подрядчиком инжиниринговых услуг, помимо этого предполагается строительство и поставка сырья и оборудования;

4) EPCM (engineering, procurement, construction, management) - метод, позволяющий Заказчику заключать контракт с подрядчиком на выполнение полного комплекса

строительных, административных, в том числе обслуживающих работ в рамках реализации инфраструктурного проекта.

В данной статье мы остановимся на возможностях EPCM-контрактов и их применении в рамках реализации высокотехнологичных проектов российскими подрядчиками.

Внедрение EPC-контрактов началось с XIX в. в Европе и активно используется при реализации инфраструктурных проектов в различных сферах. Особенности работы в рамках контрактов EPC и EPCM рассматривают такие зарубежные ученые, как P. Loots, N. Henchie [10], D. Charrett [9], J. Van Dyk [12], B. Baydemir, B. B. Goksu [8] и др., а также российские ученые В. Ю. Линник, Ю. Н. Лин-ник [4], А. А. Лазник [3; 4], Н. Г. Уразова, А. О. Га-лаган [7], Д. Акишин [1], Я. М. Жаззан [2] и др.

EPCM представляет договор «полного цикла», предусматривающий поставку инженерных, строительных, консалтинговых и административных услуг для реализации конкретного проекта «под ключ», предоставляя заказчику полный спектр работ, начиная от поставки оборудования и сырья, заканчивая обслуживанием готового объекта по итогу осуществления его сдачи-приемки. Отличительными особенностями такого вида контрактов является:

- фиксированная цена (может быть паушальной);

- конкретизированные границы ответственности заказчика и контрактора (исполнителя по договору);

- непосредственное участие контрактора во всех этапах строительства без привлечения заказчика.

Подход EPC имеет как преимущества, так и недостатки. Преимуществом данного подхода является то, что условия контракта дают подрядчику возможность осуществлять больше контроля, в то время, как заказчик, не участвуя в процессе, в него вовлечен посредством консультирования инженерами-консультантами. Это означает, что финансовые последствия и риски в рамках реализации проекта лежат на инженерах-консультантах, а не на заказчике. В то же время, когда инженеры-консультанты берут на себя риск, это повышает общую стоимость проекта (рис. 1).

При описании проекта EPC требует от подрядчика и заказчика серьезной контрактной работы. В связи с тем, что клиент уже не может внести значительные корректировки

после подписания контракта, необходимо учитывать минимум возможных к изменению факторов, что не всегда комфортно для реализации инновационных или специализированных проектов. Помимо этого, у заказчика в рамках контракта нет возможности повлиять на финансовые решения подрядчика, говоря о закупках и т. д., что является положительным фактором для подрядчика, который может способствовать развитию и реализации продукции дружественных и знакомых ему предприятий, с которыми у него был успешный опыт взаимодействия. Это может способствовать как более качественной реализации проекта, так и комфортному выходу на новые рынки сбыта предприятий, которые только начали экспортную деятельность, а также в целом способствовать развитию новых компаний, готовых зарекомендовать себя в качестве ответственных подрядчиков.

Основным преимуществом ЕРСМ, по сравнению с ЕРС, для заказчика является его вовлеченность в реализацию проекта. В большей степени это подходит для проектов, где предполагается внесение корректировок по ходу их реализации. Соответственно, это может сократить издержки, влечет больше времени и усилий со стороны заказчика. Важно изначально четко обозначить ответственность сторон (заказчика, подрядчика и консалтинговой компании) для того, чтобы избежать впоследствии недопонимания.

Формат ЕРСМ-контракта видится крайне эффективным способом реализации крупных инфраструктурных проектов в различных сферах. Помимо очевидных достоинств, среди которых можно выделить комплексность предоставляемого решения для заказчика, нивелирование рисков в случае использования ЕРС контракта, отсутствие необходимости поиска и работы с большим количеством субподрядчиков, следует отметить полезность подобной формы взаимодействия для увеличения иностранных инвестиций, модернизации отечественной экономики: увеличения экспорта высокотехнологичной продукции и присутствия российских предприятий на зарубежных рынках.

Подобные контракты в России начали использоваться в конце XX в., однако в развитии данной сферы до сих пор нет существенных сдвигов. Подобный вид контрактов для российского рынка остается малоизученным. Требуются комплексные доработки

Заказчик

EPCM - контрактор (в российской практике)

ЕРС - контрактор

Инвестиционный план

Финансирование

Бизнес-планирование

Управление проектом

Поставки ь/ -Л-

Оборудование Материал, конструкции Генеральный подрядчик

W

Строительство

Эксплуатация

Рис. 1. Схема модели реализации инфраструктурного проекта и этапы работ участников / Fig. 1. The implementation model of the infrastructure project and the stages of work of the participants

в области регулирования подобных договоров в рамках российского законодательства. В отношениях, возникающих на основе ЕРС, подрядчик остается уязвимым и имеет колоссальное количество рисков, что не позволяет большому количеству инжиниринговых компаний, потенциально готовых к работе в рамках ЕРСМ, предоставлять такие услуги на российском и зарубежном рынке. На рис. 2 представлена разбивка рисков реализации контрактов на основе ЕРСМ и факторов, их вызывающих.

Часть рисков может быть снята благодаря применению соответвующих стратегий и моделей управления рисками, например, предложенными в [5].

Возможность грамотно сформулировать предложение и структурно оценить стоимость проекта - залог успешной реализации любого инфраструктурного проекта. Ведущим звеном в достижении этой цели является выбор надежных поставщиков, координация и надлежащий контроль за исполнением проекта. В этой связи, успешное выполнение ЕРСМ-подрядчиком заказа во многом зависит от долгой плодотворной работы по согласованию технических, финансовых и организационных положений контракта

с заказчиком. Большая часть операционных, управленческих и инженерных рисков может быть превентивно урегулирована на стадии согласования условий будущего контракта и передачи заказчиком всей имеющейся информации о месте стройки, особенностях законодательства и технических норм и требований.

Заключая инфраструктурный контракт, заказчик рассчитывает на максимальный контроль над реализацией проекта, будучи при этом максимально защищенным, «держа на себе» минимальное число рисков, перекладывая их на генерального подрядчика. В таком случае именно зависимость цены контракта от рисков ведет к выбору ценообразования. Далее представлены несколько видов ценообразования [11]:

1) фиксированная цена (Lump-sum) -типовая вариация EPC-контракта, когда вся ответственность лежит на подрядчике, в то время как заказчик, сопроводив техническое задание полной имеющейся у него информацией, не оказывает влияние на технические решения генерального подрядчика;

2) затраты и вознаграждение (Cost-reimbursable) - следующий вид ценообразования строится на перераспределении рисков и це-

Рис. 2. Категории и факторы рисков при реализации инфраструктурных проектов на основе EPCM/ Fig. 2. Categories and risk factors in the implementation of infrastructure projects based on EPCM

ны в зависимости от активности заказчика в проекте;

3) единичные расценки (Unit Prices) -подобный вариант применим, когда затраты на проект конкретизировать проблематично. Исполнитель подряда в таком случае отчитывается перед заказчиком, предоставляя информацию о затраченных человеко-часах, аренде для каждого типа техники и т. д.;

4) помимо этого, у подрядчика есть возможность предоставить итоговую стоимость проекта, опираясь на согласованные методики сметного ценообразования, указав стоимость дополнительных расходов, которые не предусмотрены сметой.

Таким образом, использование модели EPCM в чистом виде на практике труднореализуемо и может быть успешно завершено лишь при детальном анализе, исходя из условий применимости конкретного проекта. Гибкий подход во взаимоотношении сторон в случае EPCM позволит более прозрачно и структурно подходить к взаимоотношению сторон в сфере перераспределения рисков и установления стоимости контракта.

Российские юристы отмечают, что «до сих пор деятельность инженера не была квалифицирована как вид экономической деятельности и не входила в российский ОКВЭД (в то время как в отдельных странах доход от оказания инжиниринговых услуг составляет 20 % от ВВП)» [6]. Российская модель саморегулирования инженерного дела несовместима с моделью, принятой в странах ВТО. В России нет законодательного закрепления понятия «EPC-контракт». В рамках российского законодательства подобные контракты являются «гибридными», споры по ним рассматриваются с учетом условий по различным видам договоров, присутствующих в EPC контракте, что значительно затрудняет деятельность российских компаний как на внутреннем рынке, так и за рубежом.

Важной проблемой в работе российских поставщиков строительных, инженерных и управленческих услуг является отсутствие опыта структурирования контрактов EPCM. Эксперты выделяют несколько ошибок, встречающихся при подписании EPC-контрактов в России [2]:

1) отсутствие согласованности в рамках обязательств заказчика для реализации инфраструктурного проекта. Помимо финансового вознаграждения, заказчик должен передать подрядчику всю имеющуюся информацию о проекте. Для сохранения сроков реализации и качества итогового объекта весомую часть составляют обязательства заказчика в сфере предоставления площади, подъездных дорог и т. д.;

2) несогласованность сроков реализации. Если согласование сроков к моменту подписания договора невозможно, необходимо учесть пересекательную дату;

3) при заключении договора с иностранной компанией имеются существенные различия в методах отечественного и зарубежного инжиниринга, что ведет к необходимости унификации требований и норм;

4) многоэтапность получения согласований для применения зарубежного оборудования и закупок значительно удлиняет сроки проекта;

5) российские подрядчики сталкиваются с большими трудностями, оценивая реальные сроки, затраты и риски в рамках контракта, что в свою очередь вытекает из отсутствия опыта;

6) большое количество штрафов и пени сдерживает западных подрядчиков;

7)прочее.

В то же время, при заключении договора с иностранными заказчиками российским инжиниринговым игрокам стоит акцентировать внимание на ряде императивных норм российского права, резко контрастирующих с типовыми условиями инфраструктурных контрактов, утвержденными международными организациями, например:

1) риск случайной гибели в российском праве лежит на подрядчике до сдачи объекта или определенного этапа работ заказчиком (п.1. ст. 741 ГК РФ), также при просроченных сроках сдачи работ. Риск случайной гибели несет сторона, допустившая просрочку, в то время как, по мнению Международной федерации инженеров-консультантов ^ЮЮ), риск случайной гибели ложится на заказчика после сдачи любой части работ;

2) FIDIC запрещает отступления от согласованной технической документации, в то время как в российском праве подрядчик может предусмотреть незначительные отступления;

3) по FIDIC, исполняющий подрядчик должен следовать праву заказчика вносить корректировки в техническую документацию, в то время как в российском законодательстве изменения могут вноситься только по согласованию сторон (п.1. ст. 744 ГК РФ);

4) в рамках российского права подрядчик может вносить корректировки по цене, опираясь на необходимость проведения дополнительных работ (п. 5 ст. 709 ГК РФ) или при внешних факторах, вызывающих рост цен на отдельные материалы (п.6. ст. 709 ГК РФ), когда по FIDIC изменения в согласованную стоимость контракта могут быть внесены только при внешних форс-мажорных обстоятельствах, связанных с изменениями в законодательстве;

5) как отмечают российские эксперты, «в практике заключения российских инфраструктурных контрактов технический заказчик - инженер является представителем заказчика, когда по FIDIC инженер действует в качестве арбитра между сторонами» [3].

При сравнительном анализе российской и международных практик заключения ЕРСМ контрактов можно выделить существенные отличия в подходах к выполнению заказа и распределению ответственности сторон. В большей степени это связано с укрепившимися устоями российской практики работы с инфраструктурными проектами, которая берет начало в период советской стройки. Ключевым фактором подобного различия является российская модель саморегулирования инженерного дела. В российском законодательстве необходимо согласовать структурные изменения в подходах к заключению подобных контрактов, утвердить четкий перечень обязательств сторон по контракту формы ЕРСМ и утвердить отсутствие возможности внесения ключевых изменений в контракт, в том числе касающихся цены и объема выполняемых работ. В то же время, российским подрядчикам следует помнить, что договор может быть признан недействительным в случае несогласованности в части сроков реализации контракта. Существенное отставание в циф-ровизации российского производства, зависимость от зарубежных технологий, а также постепенно сокращающееся количество научных и инженерных кадров, компетентных внедрять необходимые технологии для модернизации производства, также усугубляют положение российского рынка ЕРСМ.

Для сокращения отставания Российской Федерации от развитых стран в части ЕРСМ -компетенций видится необходимым развитие института ЕРСМ-подрядчика (рис. 3), ставящего целью налаживание взаимодействия между государством и бизнесом, увеличение компетенций подрядчиков, разработку норм и правил для внедрения в типовую документацию.

Одной из задач данного института должно быть создание квазигосударственного предприятия, специализирующегося на реализации инфраструктурных проектов. Это позволит государству оперативно и более точечно реагировать на изменяющуюся конъектуру рынка международного инжиниринга, обеспечивать надлежащее решение по спорам, возникающим в ходе реализации подобных проектов, а также эффективно стимулировать данную область.

Одной из компаний, расширяющих институт, является действующее с 2014 г первое профессиональное объединение -Национальная Ассоциация инженеров-консультантов в строительстве (НАИКС), с 2017 г ставшее полноправным членом FIDIC, целью которого является гармонизация рынка российских инженерных и консультационных услуг с международными стандартами. НАИКС

в своей деятельности способствует эффективному выбору оптимальной контрактной формы, адаптации российских инжиниринговых компаний, заключающих контракты с иностранными заказчиками, а также гармонизации нормативно-правового поля понятия инженер-консультант с международными стандартами.

Лишь небольшая доля секторов российской экономики имеет мощные инжиниринговые компании полного цикла - атомная промышленность, среди них ОАО «Нижегородская инжиниринговая компания «АТОМЭ-НЕРГОПРОЕКТ»), нефтегазохимическая промышленность - ООО «Стройгазмонтаж» и железнодорожное строительство - ООО «РЖД Интернешнл». Одними из крупных проектов в данных областях являются:

- Проект строительства энергоблоков № 7 и 8 Тяньваньской АЭС в рамках подписанного в 2018 г. межправительственного договора и рамочного контракта между Инжиниринговым дивизионом Госкорпорации «Росатом» и китайскими предприятиями корпорации CNNC;

- реализация финского проекта строительства одноблочной АЭС «Ханхикиви-1» с реактором ВВЭР-1200 под руководством компаний Госкорпорации «Росатом»;

Рис. 3. Схема развития института EPCM-подрядчика / Fig. 3. Development scheme of the EPCM Contractor Institute

- реализация проекта по восстановлению и модернизации кубинской железнодорожной инфраструктуры, заключенный между ООО «РЖД Интернешнл» и Союзом Железных Дорог Кубы «Железные дороги Кубы» общей стоимостью до 1,9 млрд евро;

- Генеральное соглашение, подписанное между холдингом ОАО «РЖД» и АО «Железные дороги Сербии» в 2012 г., на строительство и модернизацию железнодорожной инфраструктуры в Сербии.

На роль ЕРСМ-подрядчика в большей степени привлекаются зарубежные предприятия, доля отечественных ЕРС-контракторов в инвестициях едва превышает 20...25 % [1]. Владельцами инновационных технологий,

использующихся в строительстве, являются иностранные контрагенты. Крупнейшие российские компании в таких контрактах обычно выступают субподрядчиками 3-го уровня и ниже.

Отечественным подрядчикам необходимо наращивать соответствующие компетенции, в этом поможет стимулирование НИОКР и развитие собственных технологий. Опыт может быть приобретен при создании совместных компаний с зарубежными партнерами с регистрацией их на территории Российской Федерации. В таблице представлены факторы развития рынка инжиниринга и консультирования в России.

Факторы развития рынка инжиниринга и консультирования в России / Factors of the engineering and consulting market development in Russia

Аспекты / Aspects Внешние факторы / External factors Внутренние факторы / Internal factors

Рост конкурентоспособности высокотехнологичных отраслей за счет цифровой трансформации / Growth of competitiveness of high-tech industries due to digital transformation Увеличение масштабов господдержки высокотехнологичных производств / Increasing the scale of state support for high-tech industries

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Положительные / Positive Высокий спрос на отдельные высокотехнологичные продукты / High demand for individual high-tech products Конкурентная экономика нефтегазохимиче-ских и металлургических производств за счет дешевого сырья / Competitive economy of petrochemical and metallurgical industries at the expense of cheap raw materials

Рост торговли сжиженным и природным газом, несмотря на COVID-19 и развитие водородной энергетики / The growth of trade in liquefied and natural gas, despite COVID-19 and the development of hydrogen energy Развитие технологических производств, постепенный переход от влияния экспорта нефтегазопродуктов на российскую экономику / Development of technological production, gradual transition from the influence of oil and gas products exports on the Russian economy

Падение цен на энергетическое сырье, уменьшение инвестиций в топливно-энергетический комплекс / Falling prices for energy raw materials, reduced investment in the fuel and energy complex Падение темпов роста ВВП, слабы спрос на углеводородное сырье / Falling GDP growth rates, weak demand for hydrocarbon raw materials

Отрицательные / Negative Отход от инвестирования в проекты, связанные со сжиженным и природным газом из-за переизбытка предложения, COVID-19 и специальной операции на Украине / Withdrawal from investing in projects related to liquefied and natural gas due to oversupply, COVID-19 and a special operation in Ukraine Снижение объемов экспорта углеводородного сырья / Reduction of hydrocarbon exports

Энергопереход и поиск альтернативных возобновляемых источников энергии / Energy transition and search for alternative renewable energy sources Трудности с привлечением инвестиций, шанс ужесточения санкционного режима / Difficulties in attracting investments, a chance of tightening the sanctions regime

Заключение. Можно констатировать некоторые успехи отечественных инжиниринговых компаний по реализации контрактов ЕРСМ. Тем не менее, очевидно существенное отставание в данном направлении, что подтверждается ограниченным числом компаний, предоставляющих такие услуги на российском рынке. Отечественная школа инжиниринга лишь начинает формироваться, преодолевая препятствия в виде COVID-19 и увеличивающегося количества секторальных санкций. Российские компании продолжают внедрять новые технологии в производство,

Список литературы _

модернизировать проектное управление, внедрять технологии BIM (Building Information Modeling). Регулирование данного рода деятельности, увеличение компетенций и передача опыта российским инжиниринговым компаниям, предоставление поддержки со стороны юридического сообщества в части подписания инфраструктурных контрактов, налаживание структурного диалога между государством и бизнесом может преобразовать уровень развития предприятий, готовых работать в рамках EPCM-контрактов как на внутреннем рынке, так и за рубежом.

1. Акишин Д. Большой пирог для отечественного инжиниринга // Нефтегазовая вертикаль. 2021. № 11-12 . С. 57-68.

2. Жаззан Я. М. Контрактная стратегия реализации крупных строительных проектов // Мировые тенденции и перспективы развития инновационной экономики: материалы X Научно-практической конференции. М.: Российский университет дружбы народов, 2021. С. 81-87.

3. Лазник А. А. Исследование форм инжиниринговых контрактов, заключаемых на мировом рынке. Текст: электронный // Вестник ГУУ. 2017. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-form-inzhiniringovyh-kontraktov-zaklyuchaemyh-na-mirovom-rynke (дата обращения: 20.04.2022).

4. Линник В. Ю., Линник Ю. Н., Лазник А. А. Современная практика применения инжиниринговых контрактов в нефтегазовом комплексе: монография. М.: Русайнс, 2021. 364 с. ISBN 978-5-4365-7376-2. URL: https://book.ru/book/940329 (дата обращения: 21.02.2022). Текст: электронный.

5. Линь Пэн Л. П. Формирование модели оценки рисков при выборе иностранного поставщика по внешнеторговому контракту // Вестник Забайкальского государственного университета. 2020. Т. 26, № 10. С. 82-87. DOI 10.21209/2227-9245-2020-26-10-82-87. EDN WTEDJM.

6. Сапарова К. Г. EPC-контракты как категория современного договорного законодательства // Традиции и новации в системе современного российского права. 2021. Т. 3. С. 353-355.

7. Уразова Н. Г., Галаган А. О. Применение энергосервисного контракта как способа привлечения инвестиций в электросетевые компании // Вестник Забайкальского государственного университета. 2017. Т. 23. № 11. С. 109-117. DOI 10.21209/2227-9245-2017-23-11-109-117. EDN YRHDLM.

8. Baydemir B., Goksu B. B. EPC and EPCM Contract Models // GSI Articletter. 2021. Vol. 25. P. 70.

9. Loots P., Charrett D. Contract strategy // The Application of Contracts in Developing Offshore Oil and Gas Projects. Informa Law from Routledge, 2019. P. 53-67.

10. Loots P., Henchie N. Worlds Apart: EPC and EPCM Contracts: Risk issues and allocation // International Construction Law Review. 2007. Vol. 24. №. 1/4. P. 252.

11. Shangxin Yang, Research on the risks and opportunities of international railway projects based on FID-IC-EPC contract // PM World Journal. 2018. № 7.

12. Van Dyk J. What's in a name? EPC vs EPCM: contract law // Without Prejudice. 2013. Vol. 13, №. 11. P. 38-39.

References _

1. Akishin D. Neftegazovaya vertikal (Oil and gas vertical), 2021, № 11-12, рp. 57-68.

2. Zhazzan Ya. M. Mirovye tendentsiiiperspektivyrazvitiya innovatsionnoy ekonomiki: materialy X Nauch.-prakt. konf. (World trends and prospects for the development of innovative economy: materials of the X Scientific and practical conference). Moscow: Peoples' Friendship University of Russia, 2021, pp. 81-87.

3. Laznik A. A. Vestnik GUU (Bulletin of GUU), 2017, no. 6. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/issledovanie-form-inzhiniringovyh-kontraktov-zaklyuchaemyh-na-mirovom-rynke ((date of access: 04/20/2022). Text: electronic.

4. Linnik V.Yu., Linnik Yu. N., Laznik A. A. Sovremennaya praktika primeneniya inzhiniringovyh kontraktov v neftegazovom komplekse (Modern practice of application of engineering contracts in the oil and gas complex:

monograph). Moscow: Rusains, 2021, 364 p., ISBN 978-5-4365-7376-2. Available at: https://book.ru/ book/940329 (date of access: 02/21/2022). Text: electronic.

5. Lin Peng L. P. VestnikZabaykalskogo gosudarstvennogo universiteta (Transbaikal State University Journal), 2020, vol. 26, no. 10, pp. 82-87. DOI 10.21209/2227-9245-2020-26-10-82-87. EDN WTEDJM.

6. Saparova K.G. Tradiciiinovatsii vsisteme sovremennogo rossiyskogo prava (Traditions and innovations in the system of modern Russian law), 2021, vol. 3, pp. 353-355.

7. Urazova N.G. Vestnik Zabaykalskogo gosudarstvennogo universiteta (Transbaikal State University Journal), 2017, vol. 23, no. 11, pp. 109-117. DOI 10.21209/2227-9245-2017-23-11-109-117. EDN YRHDLM.

8. Baydemir B., Goksu B. B. GSIArticletter (GSI Articletter), 2021, vol. 25, p. 70.

9. Loots P., Charrett D. The Application of Contracts in Developing Offshore Oil and Gas Projects (The Application of Contracts in Developing Offshore Oil and Gas Projects). Informa Law from Routledge, 2019, pp. 53-67.

10. Loots P., Henchie N. International Construction Law Review (International Construction Law Review), 2007, vol. 24, no. %, p. 252.

11. Shangxin Yang. PM World Journal (PM World Journal), 2018, no. 7.

12. Van Dyk J. Without Prejudice (Without Prejudice), 2013, vol. 13, no. 11, pp. 38-39.

Информация об авторе _

Глебова Анна Геннадьевна, д-р экон. наук, доцент ВАК, профессор Департамента мировых финансов, Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Россия. Область научных интересов: мировая экономика; мировые финансы; финансовые технологии (финтех); национальная и международная экономическая безопасность AGGlebova@fa.ru

Васильев Иван Александрович, аналитик по кредитным продуктам для финансовых институтов, АО РОСЭКСИМБАНК, Москва, Россия. Область научных интересов: мировая экономика; мировые финансы; финансовые технологии (финтех) vasilyevivan174@gmail.com

Information about the author_

Anna Glebova, doctor of economic sciences, associate professor, professor, World Finance department, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia. Scientific interests: world economy; world finance; financial technologies (fintech); national and international economic security

Ivan Vasiliev, loan products analyst for financial institutions, EXIMBANK of Russia, Moscow, Russia. Scientific interests: мировая экономика; мировые финансы; финансовые технологии (финтех) Scientific interests: world economy; world finance; financial technologies (fintech)

Для цитирования_

Глебова А. Г., Васильев И. А. Применение мирового опыта EPCM-контрактов в России //Вестник Забайкальского государственного университета. 2022. Т. 28, № 4. С. 86-95. DOI: 10.21209/2227-9245-2022-28-4-86-95.

Glebova А., Vasiliev I. Problems of applying the world experience of EPCM contracts in Russia // Transbaikal State University Journal, 2022, vol. 28, no. 4, pp. 86-95. DOI: 10.21209/2227-9245-2022-28-4-86-95.

Статья поступила в редакцию: 20.04.2022 г. Статья принята к публикации: 22.04.2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.