Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ПОДХОДОВ К ОЦЕНИВАНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРИМЕНЕНИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ПОДХОДОВ К ОЦЕНИВАНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Система / подходы к оценке эффективности / адвокатура / квалифицированная юридическая помощь / качество / мониторинг / критерии / System / approaches to efficiency assessment / advocacy / qualified legal assistance / quality / monitoring / criteria

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воронов А.А.

Работа посвящена вопросам применения междисциплинарных научных подходов и методологий к оцениванию эффективности функционирования системы оказания квалифицированной юридической помощи в России. Сделан вывод о возможности при изучении проблемы эффективности использовать подходы, учитывающие анализ затрат и реализации целей, то есть степени полезности системы, в которую должны входить анализ результатов мониторинга функционирования системы, данных статистики, использование системного анализа, моделирования, финансового анализа, методологических подходов естественных наук, а также подход, отражающий показатели социально значимого результата деятельности системы в виде количественных данных о процессах оказания и качестве оказываемой юридической помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF INTERDISCIPLINARY APPROACHES TO ASSESS THE EFFECTIVENESS OF THE FUNCTIONING OF THE SYSTEM OF PROVIDING QUALIFIED LEGAL ASSISTANCE IN THE RUSSIAN FEDERATION

The work is devoted to the application of interdisciplinary scientific approaches to assessing the effectiveness of the functioning of the system of providing qualified legal assistance in Russia. It is concluded that it is possible to use approaches that take into account the analysis of costs and the implementation of goals, as well as an approach that reflects the indicators of socially significant results of the system's activities in the form of quantitative data on the processes of rendering and quality of legal assistance provided.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ПОДХОДОВ К ОЦЕНИВАНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 342.7

Воронов А.А.,

кандидат физико-математических наук, доктор юридических наук, профессор Воронежский институт высоких технологий, Воронежский институт ФСИН России, Российская академия естественных наук (Воронежское отделение РАЕН),

г. Воронеж, Россия

ПРИМЕНЕНИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ПОДХОДОВ К ОЦЕНИВАНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация

Работа посвящена вопросам применения междисциплинарных научных подходов и методологий к оцениванию эффективности функционирования системы оказания квалифицированной юридической помощи в России.

Сделан вывод о возможности при изучении проблемы эффективности использовать подходы, учитывающие анализ затрат и реализации целей, то есть степени полезности системы, в которую должны входить анализ результатов мониторинга функционирования системы, данных статистики, использование системного анализа, моделирования, финансового анализа, методологических подходов естественных наук, а также подход, отражающий показатели социально значимого результата деятельности системы в виде количественных данных о процессах оказания и качестве оказываемой юридической помощи.

Ключевые слова:

Система, подходы к оценке эффективности, адвокатура, квалифицированная юридическая помощь,

качество, мониторинг, критерии.

Voronov A.A.,

Cand. Sci (physical and mathematical), Doctor of Law, professor Voronezh institute of high technologies, Voronezh institute of the Federal penitentiary service of Russia, Russian Academy of natural sciences (Voronezh Branch),

Voronezh, Russian Federation

APPLICATION OF INTERDISCIPLINARY APPROACHES TO ASSESS THE EFFECTIVENESS OF THE FUNCTIONING OF THE SYSTEM OF PROVIDING QUALIFIED LEGAL ASSISTANCE IN THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract

The work is devoted to the application of interdisciplinary scientific approaches to assessing the effectiveness of the functioning of the system of providing qualified legal assistance in Russia.

It is concluded that it is possible to use approaches that take into account the analysis of costs and the implementation of goals, as well as an approach that reflects the indicators of socially significant results of the system's activities in the form of quantitative data on the processes of rendering and quality of legal assistance provided.

Key words:

System, approaches to efficiency assessment, advocacy, qualified legal assistance, quality, monitoring, criteria.

Главное предназначение права в жизни общества - упорядочение, организация общественных отношений. Эффективность правового регулирования выступает в качестве показателя уровня развития, во-первых, отдельных элементов механизма правового регулирования, во-вторых, всей системы правового регулирования в целом, в-третьих, всей системы правового воздействия; в-четвертых, всей правовой системы общества; в-пятых, в качестве показателя правового прогресса общества. Повышение эффективности правового регулирования является основой для последующего поступательного развития общества и обеспечивается совершенствованием законодательства, правоприменительной практики, повышением уровня правосознания [1].

К сожалению, понятие эффективности в настоящее время не нашло своего должного отражения в нормативных источниках и чаще всего используется исследователями применительно к системе управления, экономике и др. В этой связи согласимся с профессором Ю.Н. Стариловым, который обращает внимание на то обстоятельство, что в российском политико-правовом лексиконе укрепился термин «эффективный», однако отсутствуют разъяснения относительно критериев эффективности, а также походы к пониманию и разъяснению эффективности [2].

Одной из наиболее важных гарантий, предусмотренных Конституцией России, является гарантия обеспечения и реализации права на получение квалифицированной юридической помощи, причем закрепление права в конституционном порядке и предоставление гражданину указанного и гарантированного права, с одной стороны, ряд исследователей рассматривают, как увеличение гарантий его реализации, а с другой стороны, как частичное нарушение принципа равенства требующего, предусматривающее «оправдание» обеспечения права и соблюдение баланса интересов сторон при каждом неравном обращении [3, с. 12]. Соответственно, можно предположить, что реализация права на профессиональную юридическую помощь направлена как на защиту нарушенных прав, так и на возможность справедливого «противодействия нарушающей стороне». Реализация требования по обеспечению права на получение квалифицированной юридической помощи, несущего в себе социально-правовые функции, является одной из обязанностей государства, выступающего основным гарантом обеспечения прав человека [4].

Сегодня общество сегодня вправе рассчитывать на наличие в стране эффективного механизма реализации гарантий на получение именно квалифицированной юридической помощи. Данное обстоятельство обусловлено, в первую очередь, потенциальной, внутренней потребностью любого человека на справедливость [5].

Обратим внимание, что Конституция Российской Федерации закрепляет широкий круг прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, однако их реализация на уровне правоприменительной практики не всегда доступна, а осуществление зависит от факторов: экономических, культурных, политических, институциональных и других. В Российской Федерации данная проблема осложняется институциональным несовершенством правоохранительной и правозащитной системы [6].

Исходя из принципа аналогии (без применения к конкретному объекту), отметим, что определение эффективности функционирования системы оказания квалифицированной юридической помощи в стране качества можно понимать как способность самой системы и ее составляющих элементов (подсистем, субъектов) в целом реализовать стоящие перед ней цели, саму эффективность - как степень фактической реализации данных целей [7]. Соответственно, это правило необходимо учитывать при выработке критериев качества функционирования системы и оценки эффективности реализации анализируемой конституционной гарантии.

Квалифицированность юридической помощи определяется двумя основными критериями -профессионализмом и высокой квалификацией (уровень образования, квалификационный экзамен, практический опыт, наличие органа, оценивающего качество оказываемой помощи) субъекта оказания, а также качеством оказываемой помощи.

Субъектами оказания квалифицированной юридической помощи, являются адвокаты, а институт адвокатуры является единственным институтом, деятельность которого отражена в Конституции России как основного субъекта по оказанию указанной помощи. Также к субъектам оказания юридической помощи относятся юридические клиники и государственные бюро, действующие в рамках системы оказания бесплатной юридической помощи, государственные и муниципальные органы (юридические подразделения), органы прокуратуры, иные правоохранительные органы, суды, а также ряд негосударственных организаций, нотариальные конторы и общественные организации. Вполне очевидно, что для ряда субъектов оказание правовой помощи не является определяющим, но в то же время в ходе выполнения поставленных задач могут реализовываться и данные функции (например, в процессе профессионального правового консультирования).

Отметим, что сегодня в науке используются два основных междисциплинарных подхода при изучении проблемы эффективности, один из которых акцентирует внимание на соотношении между затраченными средствами и полученными результатами (при этом итоги деятельности рассматриваются как вторичные), а второй подход акцентирует внимание на достижении социально значимого результата деятельности субъекта и оставляет за рамками исследования финансовый аспект [8, С. 10].

Говоря о втором подходе, отметим, что в последнее время основным инструментом, используемым при оценке эффективности функционирования государственных институтов и органов власти, а также эффективности выполнения поставленных перед ними задач является мониторинг их деятельности, на основании которого с учетом соответствия разработанным критериям делается заключении о степени эффективности функционирования и реализации целевых задач, а также об отнесении объектов анализа к категории рисков причинения ущерба соответствующей деятельностью (низкий, средний, высокий) [9].

При этом следует обратить внимание на качество предоставляемой и получаемой информации для проведения мониторингов. Для получения реальных итогов, необходимо, чтобы информация была всегда своевременной, полной и достоверной. Поскольку оценка эффективности государственных систем и институтов (а также институтов гражданского общества) для России является достаточно новым направлением, существуют определенные проблемы при выборе критериев оценки и внедрении оценочных исследований [10].

С учетом сказанного вполне допустимо применение данного механизма и оцениванию эффективности функционирования системы оказания квалифицированной юридической помощи, обеспечивающей реализацию конституционной гарантии на ее получение, однако, если, например, эффективность правосудия выражается в качественно-количественных показателях работы судей [11], то вполне можно допустить, что эффективность анализируемой системы связана с качественно-количественными показателями субъектов, оказывающих квалифицированную юридическую помощь, в первую очередь, адвокатов, нотариусов, иных профессиональных юристов. Соответственно, в качестве основных статистических данных, необходимых для анализа, выступает информация о количестве субъектов оказания юридической помощи и числе конкретных правовых действий по разрешению конкретной проблемной правовой ситуации.

Вполне допустимым к изучению вопросов эффективности, требующим серьезного анализа и развития можно признать и метод моделирования оценки качества оказываемой правовой помощи, в ходе которого при построении соответствующей модели следует учитывать такие показатели, как оценка уровня квалификации субъекта оказания юридической помощи, средний уровень оказания юридической помощи (зависящий от сложности каждого случая оказания помощи, количества случаев оказания помощи), коэффициент безупречной работы (характеризуемый количеством жалоб на действия субъекта оказания и числом удовлетворенных жалоб заявителей) [12]. Все указанные показатели формируются на результатах данных мониторинга и статистики функционирования субъектов системы оказания квалифицированной юридической помощи.

В связи с отсутствием в действующем законодательстве строго сформулированного понятия «квалифицированная юридическая помощь» и необходимостью использовать авторские определения достаточно интересным и целесообразным будет обращение при оценке эффективности к социальным системам, использующим аналогичные подходы изучения, в частности, к медицинской системе. В частности, при ее анализе исследователи «разбивают эффективность» на три составляющие: медицинскую, социальную и экономическую [13]. Соответственно, применительно к системе оказания квалифицированной юридической помощи эффективность также можно «разделить» аналогичным образом, где в качестве основной будет выступать «юридическая» составляющая, а точнее, составляющая, определяющая именно качество оказываемой правовой помощи.

Также по аналогии вполне допустимым к применению может быть и процессный подход. Например, для оценки эффективности в отечественной системе здравоохранения используются исключительно процессные показатели, которые не сведены в единую систему, а данные, необходимые для расчета этих индикаторов, собираются и мониторируются различными ведомствами. И если применительно к медицинской системе уже разработаны в нормативном порядке конкретные коэффициенты оценки: коэффициент выполнения функции врачебной должности, коэффициент финансовых затрат медицинской организации, коэффициент эффективного использования коечного фонда, коэффициент финансовых затрат стационара и т.д., а также целевые показали, характеризующие эффективность их реализации [14], то применительно к анализируемой системе работа в данном направлении еще ведется.

Отметим, что исследователи, разрабатывающие процессный подход оценки качества оказания юридической помощи, проводят с позиции теории систем оценку различных потоков (информации, материи, энергии) и анализируют наиболее важные подпроцессы оказания правовой помощи: это подпроцессы юридического консультирования, составление документов правового характера, представление доверителя в различных видах судопроизводства и т.п. [15].

Показатель эффективности деятельности системы в виде отношения показателя общего результата процесса к показателю его затрат характеризует функционирование системы с точки зрения расходов системы на реализацию целей, а показатель коэффициента полезного действия (для правовых систем он называется «полезность») определяется как отношение показателя результата деятельности системы к показателю ее общей деятельности. Среднее значение этих показателей, одновременно учитывающее эффективность деятельности в классическом понимании (число случаев оказания помощи, качество оказываемой помощи и т.д.) и эффективность в зависимости от затрат и будет являться в итоге критерием эффективности работы системы оказания юридической помощи. Значение итогового показателя состоит в том, что он определяет особенности эффективности функционирования системы с учетом анализа затрат и реализации целей, т.е. степени полезности системы. Реализация данного подхода будет максимально эффективной в случае привлечения к решению представителей юридического сообщества, экономистов, исследователей в области системного анализа и наличия достоверных данных о функционировании системы.

Подводя итог, хочется обратить внимание исследователей на необходимость комплексного анализа проблематики оценивания эффективности функционирования комплексной системы оказания квалифицированной юридической помощи. В то же время нельзя проводить разделение императивных нормативных установок и потребности общества и государства в идеологии, в обеспечении реальной законности и справедливости, в независимости судебной власти, в минимизации коррупционных проявлений во всех государствообразующих системах. События последнего времени как никогда подтверждают данный тезис.

Россия сегодня находится в сложных условиях и необходимость развития всех сфер государственности, стремление обеспечить нашим гражданам все конституционные гарантии не

подлежит сомнению. В этой связи реализация права каждого на получение квалифицированной юридической помощи остается чуть ли не единственной гарантией возможности защиты от нарушителей законности, в первую очередь, со стороны самого государства и об этом свидетельствует возросшее число обращений граждан и к адвокатам и к субъектам государственной системы оказания бесплатной юридической помощи и в правоохранительные органы, соответственно, устойчивость и эффективность системы оказания квалифицированной юридической помощи должна быть безусловно обеспечена.

Список использованной литературы:

1. Березина Е.А. Методико-технологические аспекты оценки эффективности правового регулирования // Философия права. - 2021.- № 1 (96). - С. 153-159.

2. Старилов Ю.Н. Реализация конституционных гарантий и модернизация административно-правового регулирования // Актуальные проблемы административного права и процесса. - 2013.- № 6. - С. 2-13.

3. Плетень А.С. Конституционное право на бесплатную юридическую помощь и механизм его реализации в современной России: дисс. ... канд. юрид. наук. - Хабаровск, 2008. - 175 с.

4. Атагимова Э.И. Оказание квалифицированной бесплатной юридической помощи как гарантия реализации конституционных прав граждан // Мониторинг правоприменения.-2020.- №3 (36). -С. 38-43.

5. Воронов А.А. К вопросу об оценивании эффективности судебной деятельности // Инновационная наука. - 2022.- № 7-1. - С. 41-44.

6. Воронов А.А. Концептуальные ориентиры правоохранительной и правозащитной политики в России: диссертационный анализ /А.А. Воронов, Е.С. Шукаева // Вестник Воронежского института ФСИН России. -2023.- № 2. - С. 187-193.

7. Аносов В.В. Критерии оценки эффективности законодательной деятельности // Социально-политические науки. - 2017.- № 1. - С. 116-119.

8. Кулагин Д.А. Эффективность конституционно-правового механизма осуществления публичной власти в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Челябинск, 2013. - 27 с.

9. Постановление Правительства РФ от 25.06.2021 № 997 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования» // Собрание законодательства РФ, 05.07.2021, № 27 (часть II), ст. 5385.

10.Апканиева К. И. Оценки эффективности деятельности органов государственной власти в РФ: состояние, проблемы и пути решения // Молодой ученый. — 2018. — № 45 (231). — С. 123-127.

11. Астафьев А.Ю. Эффективность судебной деятельности: понятие и критерии оценки // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: право. - 2012 .- № 1 (12). - С. 123-133.

12. Благовещенский Н.Ю. Модель оценки качества и обеспечения контроля за оказанием бесплатной юридической помощи // Правовая информатика. -2022.- №1. - С. 61-75.

13. Саитгареева А.А. Показатели и критерии оценки эффективности деятельности медицинских организаций в федеральных и региональных нормативных правовых актах. / А.А. Саитгареева, С.С. Бударин, О.А. Волкова // Вестник Росздравнадзора.- 2015. -№ 6. -С.12-23.

14.Омельяновский В.В. Единая система и классификация показателей для интегральной оценки результативности и эффективности организации оказания медицинской помощи на уровне субъекта Российской Федерации / В.В. Омельяновский, И.А. Михайлов, Д.В. Лукъянцева, Е.С. Самсонова, Г.Г. Лебеденко // Фармаэкономика. Современная фармакоэкономика и фармакоэпидемиология. - 2022. -№ 15 (4). -С. 442-451.

15.Гаврилов С. Н. Реализация процессного подхода к качеству квалифицированной юридической помощи в условиях цифровизации // Lex russica. — 2022. — Т. 75. — № 2. — С. 108-120.

© Воронов А.А., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.