Научная статья на тему 'Применение методов статистического анализа в изучении приоритетных направлений развития курортно-рекреационного и туристического потенциала региона'

Применение методов статистического анализа в изучении приоритетных направлений развития курортно-рекреационного и туристического потенциала региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
102
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРОРТНО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ И ТУРИСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / КОЛЛЕКТИВНЫЕ СРЕДСТВА РАЗМЕЩЕНИЯ / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тенянская М.Л.

Курортно-рекреационный и туристический комплекс Азово-Черноморского побережья занимает в Краснодарском крае ведущее место по числу санаторно-курортных организаций и их вместимости. Увеличение потока отдыхающих в Краснодарском крае создает предпосылки для интенсивного развития курортно-рекреационной и туристской деятельности, а также смежных отраслей экономики, эффективного использования материально-технической базы, обеспечения занятости населения, значительного увеличения дохода бюджета от обслуживания отдыхающих и туристов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение методов статистического анализа в изучении приоритетных направлений развития курортно-рекреационного и туристического потенциала региона»

64 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

Таким образом, механизм формирования кластеров представляет собой сложное многоаспектное социально-экономическое явление, его содержание обусловлено реальными процессами рыночной трансформации российского экономического пространства, а также особенностями макрорегиона (региона): демографическими, историческими, этнокультурными, социальными, экономическими, природно-климатическими. Особенность ЮФО предопределяет специфику механизма формирования кластеров, к основным проявлениям которой относятся: неразвитость и неэффективность конкурентной среды в макрорегионе; создание параллельной теневой экономики в субъектах округа; слабость рыночных институтов, неэффективная кластерная политика.

Список литературы:

1. Абалкин Л.И. Хозяйственный механизм развитого социалистического общества. - М., 1973.

2. Фролов Д.П., Грушевский Д.В. Институционально-экономическая природа кластеров // Экономика региона. - 2008. - № 2.

3. Стратегия макрорегионов России: методологические подходы, приоритеты и пути реализации / Под ред. академика А.Г Гранберга. - М.: Наука, 2004.

4. Модернизация экономики Юга России: проблемы, приоритеты, проекты / Отв. ред. О.В. Иншаков; Южный научный центр РАН. - М., 2008.

5. Доронкина Е.П. Анализ конкурентных преимуществ и конкурентоспособности Юга России: препринт / Е.П. Доронкина. - Волгоград, 2011.

6. Дружинин А.Г. Юг России конца ХХ - начала XXI в. (экономикогеографические аспекты). - Ростов н/Д: Изд-во Рост. Ун-та, 2005. - 284 с.

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В ИЗУЧЕНИИ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ КУРОРТНО-РЕКРЕАЦИОННОГО И ТУРИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА

© Тенянская М.Л.*

Кубанский государственный технологический университет, г. Новороссийск

Курортно-рекреационный и туристический комплекс Азово-Черноморского побережья занимает в Краснодарском крае ведущее место по числу санаторно-курортных организаций и их вместимости. Увеличе-

Аспирант.

Региональная экономика

65

ние потока отдыхающих в Краснодарском крае создает предпосылки для интенсивного развития курортно-рекреационной и туристской деятельности, а также смежных отраслей экономики, эффективного использования материально-технической базы, обеспечения занятости населения, значительного увеличения дохода бюджета от обслуживания отдыхающих и туристов.

Ключевые слова: курортно-рекреационный и туристический комплекс, коллективные средства размещения, факторы развития региона.

На протяжении многих лет приоритетной отраслью экономики Краснодарского края является курортно-рекреационный и туристический комплекс, активно развивающийся на побережье Чёрного и Азовского морей, а также в горных и степных районах края. Центральную роль в курортно-рекреационной и туристической сфере играют курорты федерального значения - Сочи, Геленджик и Анапа, курорты краевого значения - Ейск, Горячий Ключ и Туапсинский район. Кроме того, известные туристские центры расположены в Темрюкском, Абинском, Апшеронском, Ейском, Славянском, Мостов-ском районах, окрестностях Новороссийска. Благоприятные природноклиматические условия и развитая инфраструктура позволяют активно развивать в крае различные виды туризма: от традиционного и самого востребованного пляжно-рекреационного и лечебно-оздоровительного до горнолыжного и экстремального [1].

На данный момент «Курорты Краснодарского края» (Курорты Кубани) -российский бренд, используемый для популяризации отдыха на Азовском и Черноморском побережьях Краснодарского края. В его рамках на российском и международном уровне продвигаются курортные города и рекреационные местности Кубани.

Государственная поддержка, проводимая в рамках федеральных и краевых целевых программ, позволяет поэтапно реализовывать долгосрочные проекты. Для сохранения и защиты уникальных курортов Краснодарского края начата реализация комплекса мер, направленных на улучшение экологической ситуации, проведены экспертные исследования состояния экологической обстановки на курортах Кубани. Практически по всему Азово-Черноморскому побережью ведутся работы по улучшению пляжных территорий.

Создание в ближайшее время туристско-рекреационной особой экономической зоны в Апшеронском районе, а также проведенные олимпийские и параолимпийские игры в городе Сочи придаст новый толчок развития курортно-рекреационного и туристического комплекса в Краснодарском крае.

Курортно-рекреационный и туристский комплекс Краснодарского края является крупнейшим в Российской Федерации и состоит из 1 583 коллективных средств размещения, вместимостью 215,3 тыс. мест, включающих 558 специализированных средств размещения с числом номеров 56,5 тысяч единиц, 1025 гостиниц и аналогичных средств размещения вместимостью 75,3 тысяч мест [2].

66 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

Специфика курортно-рекреационного и туристического комплекса Краснодарского края заключается в значительном преобладании субъектов малого предпринимательства на рынке услуг предоставления мест размещения. По типам средств размещения коллективные средства размещения (далее - КСР) распределяются следующим образом: КСР общего назначения (гостиницы и аналогичные средства размещения) - преобладающая доля сегмента (86 %) - субъекты малого предпринимательства; санаторно-курортные организации - более половины учреждений - крупные и средние организации; организации отдыха - свыше 65 % - малые и микропредприятия.

Проводя анализ численности лиц обслуженных коллективными средствами размещения, прослеживается снижение числа размещенных лиц в 2012 году на 12,3 % к уровню 2008 года, но по сравнению с 2011 годом данный показатель возрос на 1,6 %.

Основной целью поездки граждан обслуженных коллективными средствами размещения в 2012 году был отпуск, досуг и отдых - 1,131 тыс. чел. (или 47 % от общей численности размещенных лиц), на втором месте - лечебные и оздоровительные процедуры (721,6 тыс. чел. или 30 %), на третьем - деловые и профессиональные поездки (363,5 тыс. чел. или 15,1 %).

Самыми привлекательными факторами, повлиявшими на выбор курорта, являлись природно-климатические условия (31,2 %) и советы друзей (13,2 %), а также привычка и предыдущий опыт (12 %) [3].

Если в результате неразумной деятельности людей произойдет ухудшение экологической среды на курортах, Краснодарский край мгновенно потеряет туристов, так как исчезнет самый главный рекреационный ресурс -море, горы, природа в целом. Ни реклама, ни условия размещения, ни развлечения не являются такими же важными факторами для туристов как природа. Даже возможность лечения влияет на решения только 9-18 % туристов. Эффективность рекламы очень мала - 3-6 %. Можно предположить, что более 90 % средств, расходующихся на рекламу курортов, тратятся без пользы. Развлечений и культурных мероприятий также не хватает - лишь 69 % туристов отмечают этот фактор как привлекательный.

Самыми необходимыми на курортах, являются:

- разнообразные места развлечений;

- дополнительный новый общественный транспорт;

- расширение ассортимента услуг пляжа;

- качественное обслуживание.

Среди рекламных источников, из которых отдыхающие получили информацию о курортах, лидирует Интернет (31,6 %). На втором месте по важности указаны другие источники (34,6 %). Лишь за ними с большим отрывом следуют каналы ТВ (13,1 %), журналы (5 %), брошюры (4,6 %), газеты (4,01 %), наружная реклама (3,7 %) и радиостанции (3,5 %) [3].

Региональная экономика

67

В среднем по курортам самыми популярными сроками пребывания в коллективных средствах размещения были периоды продолжительностью от 1 до 3 дней (33,4 %), от 8 до 14 дней (25,3 %), и от 15 до 28 дней (24,6 %) [3].

Видимо, это наиболее оптимальный период с точки зрения расходов на поездку, наличия свободного времени у отдыхающих и количества посещенных за это время достопримечательностей. В целом, составлять туры и путевки надо из расчета 8-14 дней. Таким же образом надо формировать культурную и развлекательную программы в курортных городах - каждые 10 дней должны происходить интересные мероприятия, чередоваться экскурсии и другие акции.

Источником финансирования поездки для большинства отдыхающих является собственный доход (73 %). Наибольшие затраты на транспортные расходы до курорта и обратно на 1 человека были выявлены в г. Сочи (8 700 руб.) и г. Геленджике (8 002 руб.).

Если рассматривать динамику потребительских цен на отдельные виды услуг, то цены на санаторно-оздоровительные услуги выросли на 161 % к уровню 2007 года, и на 13 % к уровню 2011 года. Услуги гостиниц возросли на 142 % к уровню 2007 года и на 7 % к 2011 году. Услуги пассажирского транспорта и общественного питания увеличились к уровню 2007 года на 162 и 167 % соответственно (к 2011 году - на 6 и 9 % соответственно) [2].

По сравнению с 2010 годом увеличилось количество КСР круглогодичного функционирования. Если в 2010 году данный показатель составлял 42 %, то в 2012 году - 50,1 % [2].

При переходе к рыночной экономике коллективные средства размещения приобрели новые организационно-правовые формы. Краснодарский край не является исключением. Так на территории Краснодарского края расположено 974 коллективных средств размещения, из них 143 организаций имеют государственную форму собственности, 15 муниципальную, 595 организаций или 84,2 % частной формы собственности.

На каждое малое предприятие коллективного средства размещения приходится 3,2 номера высшей категории, на коммерческое предприятие, не относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, - 19,9, на среднее предприятие - 15,8, на индивидуального предпринимателя - 0,6, на некоммерческую организацию - 14,0 номера высшей категории. По формам собственности коллективных средств размещения номера высшей категории, в расчете на одно учреждение, распределились следующим образом: государственная - 11,3 номера, муниципальная - 5,2, частная - 4,2, смешанная российская собственность - 32,7, иностранная собственность - 16,9, совместная российская и иностранная собственность - 48,9, собственность общественных, религиозных объединений и потребительской кооперации -5,9 номера [2].

68 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

Две трети отдыхающих приезжают на курорты Краснодарского края без санаторно-оздоровительных и туристских путевок, то есть неорганизованные отдыхающие или самодеятельные туристы. Они, как правило, останавливаются в малых средствах размещения «мини-гостиницах», отелях, на квартирах и в кемпингах.

Функционирование санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края характеризуется сезонностью.

В течение трех летних месяцев на курортах края отдыхает более 80 % самодеятельных туристов. При этом 40 % отдыхающих предпочитают отдыхать в августе, что усиливает нагрузку на курортную инфраструктуру в этом месяце. Лишь 11,2 % отдыхающих прибывают на курорты Азово-Черноморского побережья в другие месяцы, кроме летних [2].

Сезонность оказывает влияние на загрузку предприятий санаторно-курортного и туристического комплекса и как следствие снижается рентабельность отраслевых предприятий. Несмотря на то, что к концу года большинство из них получают прибыль, рост загрузки в межсезонье позволил бы значительное увеличить эффективность деятельности.

В целях дальнейшего развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края, увеличения объемов предоставляемых услуг, а также числа отдыхающих, необходимо использовать механизм продвижения курортного продукта, согласно которому один из основных акцентов в рекламной кампании делался бы на лечение и оздоровление на курортах Краснодарского края в межсезонье. При этом по итогам 2012 года 49,9 % коллективных средств размещения носят сезонный характер.

Кроме того на прибытие отдыхающих в межсезонье на курорты Краснодарского края влияет еще и плохие условия размещения у владельцев индивидуальных средств размещения, которые не приспособлены для холодного периода года.

За последние годы на Азово-Черноморском побережье широкое распространение получили средства размещения малой вместимостью (от 5 до 30 номеров), предназначенных для проживания туристов (неорганизованных отдыхающих). Число мест в индивидуальных средствах размещения практически сравнялось с коечной емкостью всего санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края и в несколько раз превышает номерной фонд гостиниц.

Малые средства размещения приносят минимальные налоговые доходы в бюджеты всех уровней, при этом несут значительную нагрузку на инженерную инфраструктуру (водоснабжение, канализация и так далее). Получая предпринимательский доход от предоставления услуг проживания, платят за коммунальные услуги как физические лица [1].

В 2011 году по сравнению с предыдущим годом доля домохозяйств, предоставляющих туристам услуги по временному проживанию, в общем чис-

Региональная экономика

69

ле домашних хозяйств снизилась на 2,4 % (с 27,7 до 25,3 %), а доля домохозяйств, в которых в период курортного сезона гостили родственники и знакомые, возросла на 5 % и составила 22 % [3].

Увеличение потока отдыхающих в Краснодарском крае создает предпосылки для интенсивного развития санаторно-курортной и туристской деятельности, а также смежных отраслей экономики, эффективного использования материально-технической базы, обеспечения занятости населения, значительного увеличения дохода бюджета от обслуживания отдыхающих и туристов.

Список литературы:

1. Закон Краснодарского края от 29.04.2008 № 1465-КЗ «О Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://min.kurortkuban.ru/dokumen-ty/zakonodatelstvo-krasnodarskogo-kraya.

2. Курортно-туристический комплекс Краснодарского края 2008-2012 г.: стат. сб. / Краснодарстат. - Краснодар, 2013. - 103 с.

3. Социологический опрос [Электронный ресурс] / Краснодарстат. -2011. - Режим доступа: http://krsdstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/krsd stat/ru/publications/news_issues/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.