Научная статья на тему 'Применение методов системного анализа к оценке качества преподавания клинических дисциплин и выработке управленческого решения по их устранению'

Применение методов системного анализа к оценке качества преподавания клинических дисциплин и выработке управленческого решения по их устранению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
263
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ / РОЛЬ ПЕДАГОГА В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА / УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ / NEW STANDARDS FOR HIGHER EDUCATION / COMPETENCE APPROACH / MONITORING THE QUALITY OF TEACHING / THE ROLE OF THE TEACHER IN THE PREPARATION OF PROFESSIONAL / MANAGERIAL DECISION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Атлас Елена Ефимовна, Ильющенков Борис Евгеньевич

Рассматривается системный подход к анализу качества преподавания дисциплины с целью совершенствования подготовки специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Атлас Елена Ефимовна, Ильющенков Борис Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF THE SYSTEM ANALYSIS TO THE ASSESSMENT OF QUALITY TEACHING CLINICAL DISCIPLINES AND DEVELOPMENT OF ADMINISTRATIVE DECISIONS ON THEIR ELIMINATION

We consider a systematic approach to the analysis of the quality of teaching in order to improve the training of a specialist.

Текст научной работы на тему «Применение методов системного анализа к оценке качества преподавания клинических дисциплин и выработке управленческого решения по их устранению»

ПЕДАГОГИКА

УДК 378.091.26

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ КЛИНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН И ВЫРАБОТКЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ ПО ИХ УСТРАНЕНИЮ

Е.Е. Атлас, Б.Е. Ильющенков

Рассматривается системный подход к анализу качества преподавания дисциплины с целью совершенствования подготовки специалиста.

Ключевые слова: новые стандарты высшего образования, компетентностный подход, контроль качества преподавания, роль педагога в подготовке специалиста, управленческое решение.

Разработка норм в области политики контроля и оценки образовательной деятельности в рамках глобальной реформы системы образования в России являются необходимой основой для создания единого педагогического пространства, обеспечивающего единый уровень общего образования, получаемого выпускниками в разных типах образовательных учреждений. Перед всеми участниками образовательного процесса стоит проблема повышения качества образования, его адаптации к новым стандартам.

Контроль является одним из основных компонентов управления образованием и управления качеством образования. Качество образования предполагается оценивать не только контролем уровня знаний и умений, но и контролем и оценкой деятельности преподавателей. Эффективность обучения будущих специалистов-медиков напрямую зависит от умения преподавателя передать теоретические знания, а также свой личный практический опыт. Поэтому общение педагога и студента приобретает особенное значение [1].

В процессе организации контроля эффективного педагогического процесса можно выделить ряд задач:

1) организовать объективный контроль качества педагогической деятельности преподавателя-врача в медицинском вузе;

2) выстроить оптимальную систему контроля на основе применения современных методов оценки качества преподавания дисциплины;

3) на анализе недостатков качества преподавания дисциплины выделить оптимальные управленческие решения для их устранения.

Применение современных методов контроля качества преподавания повысит эффективность подготовки специалистов. Для этого необходимо

определить критерии оценки качества и создать условия для полноценной реализации современных методов, форм и способов контроля преподавания дисциплины ориентируясь на малопараметрическую модель профессионального стандарта педагогической деятельности.

Проведенная нами опытно-экспериментальная работа позволила разработать рекомендации по совершенствованию методов контроля качества преподавания с целью повышения качества подготовки специалиста.

По аналогии с существующей в страховой медицине системой контроля качества оказания медицинской помощи мы представили педагогический процесс как некий процесс преподавания дисциплины, а «качество» решили представить как свойство процесса преподавания дисциплины и объект нашего опытно-экспериментального исследования. В ходе проведения аналитико-экспериментальной работы нами были использованы методы статистического контроля качества процессов, модифицированные для системного анализа состояния качества преподавания дисциплины: опросники для преподавателей и студентов для выявления недостатков качества преподавания дисциплины (КПД) по когнитивной, деятельностной и личностной составляющим; статистический анализ студенческих ошибок и, как следствие, недостатков в преподавании клинической дисциплины ; оценка стабильности систем (вариант контрольных карт); стратификация по факторным признакам (вариант аналитической группировки); стратификация по результативным признакам (вариант кластерного анализа); диаграмма Парето (вариант метода главных компонент); диаграмма причин и результатов (диаграмма Исикавы). Также для расчетов и анализа возможных рисков возникновения недостатков преподавания дисциплин была предложена динамическая модель риска, которая формулируется в виде автономной диссипативной динамической системы [2].

Выделенные нами риски позволили представить основные компоненты КПД (рис. 1).

Рис. 1. Основные компоненты качества преподавания

дисциплины

Данные исследования позволили представить процесс преподавания дисциплины в виде системы и оценить стабильность ее состояния (рис. 2). Были представлены пять типов состояния системы с учетом удовлетворительного и неудовлетворительного уровней показателей КПД и стабильного и нестабильного состояний системы.

Оценка стабильности системы при основных вариантах стратифика-ции

Оценка

степени

отклонений

системных

показателей

КПД

Стратификация совокупности по преподавателям и/или их группам

Стабильное состояние Нестабильное состояние

1 г

Стратификация совокупности по недостаткам в разделах изучаемой дисциплины

£

Рис. 2. Порядок диагностики типа статистического состояния системы КПД

Изменение этих состояний возможно под влиянием воздействия окружающих ее факторов (уровень профессионализма, улучшение оснащения педагогического процесса и прочее). Эти факторы определяются результатами описанных выше статистических методов и анализом качества преподавания дисциплины. Наиболее частые возможные направления изменения состояния систем представлены на рис. 3.

Рис. 3. Прогнозируемая динамика статистического состояния

системы

На динамику прогностического состояния системы последовательно будут влиять 3 типа причин:

Класс КПД, количество, структура, значимость, причинно следственные связи недостатков преподавания.

Показатели рисков структуры ненадлежащего КПД; типичные недостатки преподавания, их значимость и причинно-следственные связи.

Диагностика типа системы, причин ненадлежащего КПД; планирование мер по улучшению КПД, прогноз развития ситуации.

Поскольку образование определяется как процесс передачи знаний, то качество образования определяется, прежде всего, качеством преподавания профессорско-преподавательского состава. Качество обучения страдает из-за недостаточного владения теоретическим материалом вследствие разрозненности знаний и отсутствия их систематизации, недостаточного контакта студента и преподавателя, неумения взаимодействовать с группой, частого психологического дискомфорта и прочее. Таким образом, образовательный процесс, являясь многофакторным, весьма сложен. Качественное преподавание дисциплины является системным фактором, одной из функций педагогического процесса. Главным действующим лицом, определяющим характер и результат в таком процессе, является педагог. При реализации процесса обучения немаловажен контроль качества преподавания дисциплины как составляющей педагогического процесса [3].

Применение набора статистических методов делает возможным провести системный анализ качества преподавания дисциплин. Он позволяет выявить недостатки, определить их систематический или единичный характер, выявит приоритеты интересов преподавателей и студентов при анализе недостатков преподавания дисциплин, определить риски возникновения недостатков и возможные пути их устранения [4].

Системный анализ недостатков КПД явился основой ряда положений предложенных нами методических рекомендаций по организации эффективного контроля качества педагогического процесса:

1. Качество преподавания дисциплины является одним из важнейших условий, способствующее обеспечению совершенствования уровня преподавания в высшей школе.

2. Оценку качества преподавания дисциплины необходимо проводить с помощью определенных критериев работы преподавателя. Они в приведенных в опросниках нашей аналитико-экспериментальной работы и содержат когнитивную, деятельностную и личностную составляющие.

3. Использование автоматизированной методики анализа качества преподавания дисциплины позволяет выделить недостатки педагогического процесса, оценить риски возникновения недостатков в

качестве преподавания дисциплин, определить стабильность состояния педагогического процесса как системы.

4. С помощью использованной нами диаграммы Парето можно выделить факторные составляющие, воздействие на которые приведет к изменению стабильности системы.

5. На основании анализа Парето и диаграммы Исикавы возможна выработка оптимальных мер по устранению недостатков процесса преподавания дисциплины.

В заключение можно сделать вывод о том, что качество подготовки специалиста определяется не только целями образования, но и реализацией всех педагогических приемов, в том числе и контроля качества преподавания дисциплины. Существующие методы контроля качества преподавания тем полнее отражают качество процесса подготовки специалиста, чем полнее реализуется принцип единства и целостности воспитания, обучения и развития и чем профессиональнее педагог реализует свои функции.

Совершенствование методов обучения будущего врача с учетом комплексного подхода к преподаваемым дисциплинам и психологическим особенностям обучающихся позволит им в дальнейшем стать

востребованными, конкурентоспособными специалистами, свести к минимуму количество совершаемых ими врачебных ошибок и облегчить их последствия.

Список литературы

1. Аванесов В. С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. М.: МИСиС. 1989. 167 с.

2. Агуреев И. Е., Атлас Е. Е. Прогноз развития ситуации для

основных типов статистического состояния системы оказания

медицинской помощи на основе применения автоматизированных

технологий Вестник новых медицинских технологий, Тула, Изд-во ТулГУ. 2010. № 4. С.152-154.

3. Дианкина М. С. Профессионализм преподавателя высшей медицинской школы. М.; 2000. 351с.

4. Высшая медицинская школа России и Болонский процесс (интегрированный учебный план и кредитная система) / М. А. Пальцев [и др.]. М.: Издание ГОУ ВПО ММА имени И.М. Сеченова. Вып. VIII. 2006. С. 124.

Атлас Елена Ефимовна, д-р мед. наук, проф., Россия, Тула, Тульский

государственный университет.

Ильющенков Борис Евгеньевич, специалист ФОМС, врач-кардиолог, аспирант кафедры внутренних болезней, Россия, Тула, Тульский государственный университет

APPLICATION OF THE SYSTEM ANALYSIS TO THE ASSESSMENT OF QUALITY TEACHING CLINICAL DISCIPLINES AND DEVELOPMENT OF ADMINISTRATIVE

DECISIONS ON THEIR ELIMINATION

E.E. Atlas, B.E. Ilyushenkоv

We consider a systematic approach to the analysis of the quality of teaching in order to improve the training of a specialist.

Key words: new standards for higher education, competence approach, monitoring the quality of teaching, the role of the teacher in the preparation of professional, managerial decision.

Atlas Elena Efimovna, MD, professor of internal medicine, Russia, Tula, Tula State University.

Ilyushenkvo Boris Evgenyevich, HIF specialist of Fund of obligatory medical insurance, cardiologist, Postgraduate Department of Internal Medicine, Russia, Tula, Tula State University

УДК 378.091.26

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА В ВУЗЕ

Е.Е. Атлас, Б.Е. Ильющенков

Рассматривается контроль качества преподавания дисциплины как важнейший фактор обучения в вузе, исходя из требований новых подходов к образованию и возрастанию роли педагога в подготовке специалиста.

Ключевые слова: новые стандарты высшего образования, компетентностный подход, контроль качества преподавания, роль педагога в подготовке специалиста.

Процесс интеграции российских университетов в международное образовательное пространство требует осуществления ряд реформ в Российском высшем образовании. Модернизация высшего образования будет успешна только в том случае, если будут учтены интересы многих факторов и условий, ориентированных на повышение качества подготовки специалиста, если произойдет переосмысление целей образования и способов отражения их в конечном результате. Все эти же тенденции касаются и высшего медицинского образования. Изменения в требованиях к подготовке специалистов-врачей вызваны экономическими и организационными переменами в характере взаимоотношений между высшими учебными заведениями и лечебно-профилактическими учреждениями, а также государственными и негосударственными организациями медицинского профиля.

Возрастают требования к качеству обучения, меняются подходы к оценке полученных знаний, формируются новые высокотехнологичные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.