Научная статья на тему 'К проблеме внедрения балльно-рейтинговой системы в процесс обучения РКИ (довузовский этап)'

К проблеме внедрения балльно-рейтинговой системы в процесс обучения РКИ (довузовский этап) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
283
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / ОЦЕНКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ / БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / ПОЭТАПНЫЙ И ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ASSESSMENT OF STUDENTS’ KNOWLEDGE / RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE / SCALE SYSTEM / PHASED AND FINAL CONTROL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гиринская Людмила Владимировна, Мокашов Виталий Владимирович, Румянцева Наталья Михайловна

Посвящена проблеме измерения знаний учащихся на основе балльно-рейтинговой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гиринская Людмила Владимировна, Мокашов Виталий Владимирович, Румянцева Наталья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEM OF INTRODUCTION OF SCALE SYSTEM IN THE PROCESS OF TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE(PRE-UNIVERSITY STAGE)

The article is devoted to the problem of measuring knowledge of students on the basis of scale system.

Текст научной работы на тему «К проблеме внедрения балльно-рейтинговой системы в процесс обучения РКИ (довузовский этап)»

УДК. 372.881.161.

К ПРОБЛЕМЕ ВНЕДРЕНИЯ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ РКИ (ДОВУЗОВСКИЙ ЭТАП)

Л.В. Гиринская, В.В.Мокашов, Н.М.Румянцева

Посвящена проблеме измерения знаний учащихся на основе балльнорейтинговой системы.

Ключевые слова: русский язык как иностранный, оценка знаний учащихся, балльно-рейтинговая система, поэтапный и итоговый контроль.

Начиная с 90-х годов XX в., в нашей стране осуществляется широкая модернизация российской системы образования, направленная на ее демократизацию и развитие в качестве открытой государственнообщественной системы.

«Процесс интеграции российских университетов в международное образовательное пространство требует осуществления ряда реформ в Российском высшем образовании. Модернизация высшего образования будет успешна только в том случае, если будут учтены интересы многих факторов и условий, ориентированных на повышение качества подготовки специалиста, если произойдет переосмысление целей образования и способов отражения их в конечном результате» [2].

Реализацией проекта стало присоединение России к Болонскому процессу в сентябре 2003 г., позволяющему интеграцию в общеевропейскую систему высшего профессионального образования на основе единых образовательных стандартов.

Болонским процессом принято называть процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Инициаторами Болонского процесса выступили в 1998 году министры образования Франции, Германии, Италии и Великобритании. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда в Болонье (Италия) министрами образования 29 европейских стран была подписана декларация "Зона европейского высшего образования", иначе Болонская декларация. Провозвестниками Болонской декларации обычно - и по праву - считают Великую хартию университетов (Болонья, 1988) и Сорбоннскую декларацию (Париж, 1998). В настоящее время Болонский процесс объединяет 47 стран. Болонский процесс открыт для присоединения других стран.

Основными целями Болонского процесса были провозглашены:

построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;

формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы;

обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение большей совместимости и сопоставимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования;

повышение централизующей роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания.

Единое образовательное пространство должно позволить национальным системам образования европейских стран взять всё лучшее, что есть у партнёров, за счёт повышения мобильности студентов, преподавателей, управленческого персонала, укрепления связей и сотрудничества между вузами Европы и т. д., в результате чего единая Европа приобретёт большую привлекательность на мировом образовательном рынке.

Для обеспечения гармонизации, в свою очередь, системы высшего образования должны стать прозрачными, максимально сопоставимыми, что может быть достигнуто за счёт широкого распространения однотипных образовательных циклов (бакалавриат - магистратура), введения единых или легко поддающихся пересчёту систем образовательных кредитов (зачётных единиц), одинаковых форм фиксирования получаемых квалификаций, взаимного признания академических квалификаций, развитых структур обеспечения качества подготовки специалистов и т. д.

Подобная стратегия обеспечивает мобильность студенческого и преподавательского состава, давая право выбора оптимального по запросам и качеству образовательного центра.

Российскую высшую школу отличает фундаментальный характер образовательных программ. Воспользоваться этим преимуществом можно только при активном участии в построении общеевропейской системы. В сентябре 2003 года на Берлинской конференции министров образования стран - участниц Болонского процесса, к тому времени уже 33, Российская Федерация в лице министра образования РФ В.М. Филиппова поставила свою подпись под Болонской декларацией, тем самым обязавшись воплотить в жизнь основные принципы Болонского процесса в Российскую систему высшего образования.

Перед высшими учебными заведениями России, готовыми реализовать принципы Болонской декларации, стоят задачи: проведения глубокого анализа собственных образовательных программ с точки зрения их гибкости, совместимости с европейским рынком труда, сопоставимости осваиваемых умений и навыков и присваиваемых квалификаций; создания максимальных возможностей для свободной мобильности студентов, преподавателей и выпускников средней ступени образования, что предполагает и

более углубленное изучение иностранных языков; разработок однородной структуры образовательных программ и дисциплин, а также введения накопительной системы трудоёмкости зачётных единиц, основанной на ECTS (European Credit Transfer System), и соглашения о принципах признания зачётных единиц, полученных учащимися в другом вузе.

Учреждение кредитной системы по ECTS является одной из важнейших задач, стоящих перед высшими учебными заведениями России. Кредитами в ECTS называются условные единицы, в которых определяется объем образования. За каждой такой единицей стоит определенное количество освоенных понятий, связей между понятиями, а также полученных навыков; иными словами, наработанные навыки, то есть общая трудоемкость полученных знаний и умений, включая самостоятельную работу студентов и сдачу ими промежуточных и итоговых экзаменов, другие виды учебной работы.

Рекомендуется единая европейская шестибалльная система оценок:

А - "отлично", в диапазоне 95 - 100 баллов.

В - "очень хорошо", в диапазоне 86 - 94 балла.

С - "хорошо", в диапазоне 69 - 85 баллов.

D - "удовлетворительно", в диапазоне 61 - 68 баллов.

Е - "посредственно", в диапазоне 51 - 60 баллов.

F (FX) - "неудовлетворительно", в диапазоне 0 - 50 баллов.

Кредиты отражают трудоёмкость процесса, требующегося для завершения каждого курса по отношению к общему объему работы, необходимого для усвоения программы одного учебного года в университете, включая лекции, семинары, практические занятия, самостоятельную работу, экзамены и тесты.

За последние годы в России значительно расширилось количество вузов, использующих модульно-рейтинговую систему организации учебного процесса на основе зачётных единиц трудоёмкости учебных дисциплин; разработана методика расчёта зачётных единиц с учётом особенностей российской системы образования. Следует отметить, что в первой тройке российских вузов, принявших общеевропейские образовательные стандарты, сформулированные в Болонской декларации, был Российский университет дружбы народов (РУДН) (наряду с Санкт-Петербургским государственным университетом (СПБГУ) и Московским государственным институтом международных отношений (МГИМО)). Вслед за бакалавриатом и магистратурой согласно положениям Болонской декларации в РУДН активно вводится и единая европейская система оценок ECTS.

В 2013 году в РУДН издано и утверждено Приказом ректора «Положение о балльно-рейтинговой системе оценки качества освоения основных образовательных программ», разработанное в соответствии с нормативными документами об образовании в Российской Федерации, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «О реализации

положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации», «Методическими рекомендациями к разработке рейтинговой системы оценки успеваемости студентов вузов», а также Уставом РУДН и «Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации студентов РУДН».

Как указывают Е.Е. Атлас и Б.Е. Ильющенков, «разработка норм в области политики контроля и оценки образовательной деятельности в рамках глобальной реформы системы образования в России являются необходимой основой для создания единого педагогического пространства, обеспечивающего единый уровень общего образования, получаемого выпускниками в разных типах образовательных учреждений. Перед всеми участниками образовательного процесса стоит проблема повышения качества образования, его адаптации к новым стандартам» [1].

«Положение о балльно-рейтинговой системе оценки качества освоения основных образовательных программ» устанавливает шкалу оценок, основные принципы и правила её применения для оценки качества освоения/усвоения основных образовательных программ при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов. Как указано в Положении, «Балльно-рейтинговая система РУДН является единой для всех учебных подразделений Университета, реализующих основные образовательные программы высшего профессионального образования всех уровней» [7].

«Система оценок» согласно Положению «основана на шкале 100 баллов и является накопительной. Баллы за освоение учебных дисциплин, практик и других элементов образовательной программы накапливаются обучающимися в процессе учебных занятий, текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации в течение учебного семестра. Максимальная оценка за дисциплину (её раздел), изучаемую в течение одного семестра, составляет 100 баллов, вне зависимости от её объёма» [7].

В Положении указывается, что «при подведении итогов семестровой промежуточной аттестации баллы, накопленные студентом (по итогам семестра и за аттестационные испытания), переводятся в традиционную оценку по четырёхбалльной шкале (неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошо, отлично) и в оценку БСТБ (А, В, С, Б, Е, БХ, X). Оценки «неудовлетворительно», «БХ» и «Б» в зачетную книжку не проставляются»^].

В соответствии с «Положением о балльно-рейтинговой системе оценки качества освоения основных образовательных программ РУДН» на кафедре русского языка № 3 факультета иностранных языков и общеобразовательных дисциплин РУДН разработаны «Учебно-календарные планы и балльно-рейтинговая система оценки знаний учащихся по фонетическому практикуму и грамматике русского языка для студентов гуманитарных специальностей. (Общее владение. Элементарный и Базовый уровни)».

Указанная балльно-рейтинговая система построена из расчёта 100 баллов, накапливаемых за период обучения в первом семестре и во время итогового контроля за первый семестр, который включает в себя зачёт по фонетике, тестирование, контрольную работу по грамматике, изложение и устный экзамен.

В период обучения баллы начисляются во время поэтапного контроля за выполненные студентами работы различного рода: контрольную работу, изложение, рассказ по теме или пересказ текста. Все виды контроля проводятся в соответствии с учебным материалом, предлагаемым для изучения в учебно-календарных планах и составленным в соответствии с Программой по русскому языку как иностранному (Элементарный уровень. Базовый уровень. Первый сертификационный уровень.) [6] и Государственным образовательным стандартам по русскому языку как иностранному (Элементарный и Базовый уровни. Общее владение) [3, 4], что предполагает обучение иностранных учащихся в первом семестре довузовского этапа обучения (18 - 20 недель). Проверка знаний ведётся на базе разработанных на кафедре соответствующих материалов.

В оценке учебной деятельности указываются неделя реализации определённого вида контроля, материалы выносимых на контроль уроков и отведенное на контроль время. Полученные данные представлены через перевод традиционной системы оценок в форму балльно-рейтинговых показателей цифрового наполнения с последующим переходом на буквенную символику. Количество начисляемых баллов в большинстве случаев аналогично привычной для преподавателей системе оценок, т. е. за традиционную «пятёрку» начисляется 5 баллов, за «четвёрку» - 4, за «тройку» -

3, однако за «двойку» - 0 баллов.

Контроль видов устной коммуникации, например, рассказа по теме или пересказа текста, оценивается меньшим количеством баллов, за исполнение которых в качестве максимальной оценки приняты только 3 балла, равные традиционному «отлично», оценка «хорошо» - это 2 балла, оценка «удовлетворительно» - 1 балл, а оценка «2» приравнивается к 0 баллов.

За более важные и сложные виды работ, напротив, начисляется большее количество баллов. Например, при выставлении баллов за итоговое изложение или устный экзамен при существующей традиционной оценке «5» выставляется 10 баллов, при оценке «4» - 8 баллов, при оценке «3» - 6 баллов, а при оценке «2» - 0 баллов.

Учебно-календарный план и практика работы предлагают проведение поэтапного контроля по русскому языку (общее владение) на 3-й, 6-й, 11-й, 16-й, 17-й, 18-й неделях.

Обычно предлагаются контрольные работы, материал которых соответствует пройденной программе по РКИ, Государственным образовательным стандартам по русскому языку как иностранному (Элементарный

и Базовый уровни. Общее владение) и учебно-календарным планам, а также такие виды заданий, как пересказ текста, рассказ по теме и письменное изложение.

В качестве иллюстрации предлагаем фрагмент поэтапного контроля (Элементарный уровень) - табл. 1:

Таблица 1

Фрагмент поэтапного контроля (Элементарный уровень)

Время контроля и номер урока Вид контролируемой работы Оценка Количество баллов

Третья неделя. Уроки 1-6 Контрольная работа № 1. Вводно-фонетический курс (письменная и устная формы) Вводный лексикограмматический курс: - Мужской, женский, средний род имён существительных в именительном падеже. Единственное, множественное число имён существительных в именительном падеже. Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде, числе в именительном падеже. Спряжение глаголов НСВ в настоящем времени. 5 5

4 4

3 3

2 0

Шестая неделя. Уроки 7-11 Контрольная работа № 2. - Именительный, родительный, винительный, предложный, падежи имён существительных, местоимений в единственном числе. - Настоящее, прошедшее, будущее время глаголов НСВ. - Глаголы движения идти, ехать, поехать, ходить, ездить, прийти, приехать. 5 5

4 4

3 3

2 0

Одиннадцатая неделя. Уроки 12 -16 Контрольная работа № 3. - Глаголы НСВ и СВ («процесс- результат», «многократность- однократность действия»). - Прошедшее, будущее время глаголов СВ. - Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный падежи имён существительных, местоимений в единственном числе. 5 5

4 4

3 3

2 0

Время контроля и номер урока Вид контролируемой работы Оценка Количество баллов

Одиннадцатая неделя. Уроки 12 -16 - Глаголы движения идти, ехать, пойти, поехать, ходить, ездить, прийти, приехать.

Рассказ по теме: «Рассказ о себе (о семье, об учебе, об интересах)» 5 3

4 2

3 1

2 0

Элементарный уровень: учебное пособие/Н.И. Соболева [и др.]. Прогресс.

Содержание контроля за первый семестр, состоящего из зачёта по фонетике, частичного тестирования по определенным субтестам, контрольной работы по грамматике и изложения, проводится на 19-й неделе обучения в первом семестре, а устный экзамен на 20-й неделе. Виды предлагаемых работ и их оценка представлена в табл. 2.

Таблица 2

Итоговый контроль учебной деятельности _____________(девятнадцатая неделя) _________________

Вид контроля Кол-во часов Оценка Кол-во баллов

Зачет по фонетике: 1 .Письменная работа. 2 5 3

4 2

3 1

2 0

2. Устная часть. 3 5 3

4 2

3 1

2 0

Тесты. 1 5 4

4 3

3 2

2 0

Контрольная работа по грамматике. 4 5 5

4 4

3 3

2 0

Изложение. 4 5 10

4 8

3 6

2 0

Двадцатая неделя

Вид контроля Кол-во часов Оценка Кол-во баллов

Устный экзамен. 30 минут на студента. 5 10

4 8

3 6

2 0

Учебно-организационный контроль отражает отношение учащихся к учебной деятельности на основе показателей: посещение занятий -максимум 10 баллов за семестр и выполнение домашних заданий - также максимум 10 баллов за семестр.

Внедрение балльно-рейтинговой системы в стратегию обучения иностранных учащихся на этапе довузовского обучения имеет большое практическое значение в плане психологической адаптации к учебноорганизационной деятельности будущих студентов, постигающих не только сложный мир русского языка, но и не менее важный мир оценки приобретаемых знаний, позволяющий объективно подойти к пониманию своих возможностей, способностей и перспектив.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Атлас Е.Е., Ильющенков Б.Е. Применение методов системного анализа к оценке качества преподавания клинических дисциплин и выработке управленческого решения по их устранению. // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. Вып. 3. Ч. 2. С. 3-8.

2. Атлас Е.Е., Ильющенков Б.Е. Современные тенденции повышения качества подготовки специалиста в вузе. // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. Вып. 3. Ч. 2.С. 8-13.

3.Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Элементарный уровень. Общее владение. М.; СПб.: Изд-во «Златоуст», 2001.

4. Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Базовый уровень. Общее владение. М.; СПб.: Изд-во «Златоуст», 2001.

5.Методические рекомендации к разработке рейтинговой системы оценки успеваемости студентов вузов, утвержденные приказом Министерства образования от 11. 07. 2002 г. № 2654.

6. Общеобразовательная программа по русскому языку как иностранному. Элементарный уровень. Базовый уровень. Первый сертификационный уровень. М.: Изд-во РУДН, 2001.

7. Положение о Балльно-рейтинговой системе оценки качества освоения основных образовательных программ. М.: РУДН, 2013.

8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации» от 15. 02. 2005 г. № 40.

9. Сборник контрольных работ по грамматике для студентов гуманитарных специальностей ФИЯ и ОД (1-й и 2-й семестры). М.: РУДН, 2005.

10. Учебно-календарные планы и балльно-рейтинговая система оценки знаний учащихся. Фонетический практикум. Грамматика русского 228

языка. Гуманитарные специальности. Общее владение. Элементарный и базовый уровни. М.: РУДН, 2013.

Гиринская Людмила Владимировна, канд. филол. наук, доц., naedinesovsemi@mail.ru, Россия, Москва, Российский университет дружбы народов.

Мокашов Виталий Владимирович, канд. филол. наук, ст. преподаватель, vitasmart@mail.ru, Россия, Москва, Российский университет дружбы народов.

Румянцева Наталья Михайловна, д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой, kafedra@inbox.ru, Россия, Москва, Российский университет дружбы народов.

ON THE PROBLEM OF INTRODUCTION OF SCALE SYSTEM IN THE PROCESS OF TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE

(PRE-UNIVERSITY STAGE)

L.V. Girinskaya, V.V. Mokashov, N.M. Rumyantseva

The article is devoted to the problem of measuring knowledge of students on the basis of scale system.

Key words: Russian as a foreign language, assessment of students’ knowledge, scale system, phased and final control.

Girinskaya Lyudmila Vladimirovna, PhD (Philology), Associate Professor, naedi-nesovsemi@mail.ru, Russia, Moscow, Peoples’ Friendship University of Russia.

Mokashov Vitaly Vladimirovich, PhD (Philology), Senior Lecturer, vi-tasmart@mail.ru, Russia, Moscow, Peoples’ Friendship University of Russia.

Rumyantseva Natalya Mikhaylovna, Doctor of Pedagogical Science, Professor, Head of Department, kafedra@,inbox.ru, Russia, Moscow, Peoples’ Friendship University of Russia.

УДК 811.161.1

ГАРМОНИЗАЦИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ -ЗНАЧИМЫЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ ФАКТОР В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ

Л.А. Константинова, Е.В. Пронина

Обосновано применение такого принципа обучения русскому языку, как гармонизация межнациональных отношений. Рассмотрена реализация данного актуального дидактического принципа в учебной и научно-методической работе кафедры русского языка.

Ключевые слова: русский язык как иностранный, методика преподавания, принципы обучения, толерантность, межкультурная компетентность, гармонизация межнациональных отношений, учебное пособие.

«Для России - с ее многообразием языков, традиций, этносов и культур - национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундамен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.