Научная статья на тему 'Применение методов рейтинговой оценки в аудите негосударственных пенсионных фондов на этапе планирования'

Применение методов рейтинговой оценки в аудите негосударственных пенсионных фондов на этапе планирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
121
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕНСИОННЫЙ ФОНД / АУДИТ / РЕЙТИНГ / ОЦЕНКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козменкова С. В., Грушин И. А.

В связи с возрастающей ролью негосударственных пенсионных фондов значительно повышаются требования к контролю за их финансовой деятельностью. По мнению авторов, именно аудит будет являться одним из основополагающих элементов финансового контроля. В статье предложено применение методов рейтинговой оценки на этапе понимания деятельности аудируемого лица при определении объема аудита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение методов рейтинговой оценки в аудите негосударственных пенсионных фондов на этапе планирования»

УДК 658.1

применение методов рейтинговой оценки в аудите негосударственных пенсионных фондов на этапе планирования*

application of methods of rating assessment in audit of non-state pension funds t planning stage*

С. В. КОЗМЕНКОВА,

доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита, Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского - Национальный исследовательский университет [email protected] И. А. ГРУШИН, аспирант кафедры бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита, Нижегородский государственный университет

им. Н. И. Лобачевского -Национальный исследовательский университет [email protected]

В связи с возрастающей ролью негосударственных пенсионных фондов значительно повышаются требования к контролю за их финансовой деятельностью. По мнению авторов, именно аудит будет являться одним из основополагающих элементов финансового контроля. В статье предложено применение методов рейтинговой оценки на этапе понимания деятельности аудируемого лица при определении объема аудита.

Ключевые слова: негосударственный пенсионный фонд, аудит, рейтинг, оценка.

Отчетность негосударственных пенсионных фондов (НПФ) подлежит обязательному аудиту с привлечением аудиторских организаций. Данное

S. V. KOZMENKOVA,

Doctor of Economical Sciences, Professor of the Department of Accounting, Audit and Economical Analysis, the Nizhny Novgorod State University named after N. I. Lobachevsky -the National Research University E-mail:[email protected] I. A. GRUSHIN, Graduate Student of the Department of Accounting, Audit and Economical Analysis, the Nizhny Novgorod State University named after N. I. Lobachevsky - the National Research University E-mail:[email protected]

Due to the increasing role of the non-state pension funds requirements to control of their financial activity considerably raise. According to authors, audit will be one of the fundamental elements of financial control. In the article the application of methods of rating assessment at the stage of understanding of activity of the audited person when scoping audit is offered.

Keywords: non-state pension fund, audit, assessment rating.

требование содержится в ст. 22 Федерального закона от 07.05.1998 N° 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» [5] и в ст. 5 Федерального

* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Нижегородском государственном университете им. Н. И. Лобачевского - Национальном исследовательском университете.

* The article is provided by the Information Center of Publishing house «FINANCE and CREDIT» at the Nizhny Novgorod State University named after N. I. Lobachevsky - the National Research University.

закона от 30.12.2008 № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» [6].

Ежегодному аудиту, в соответствии с требованиями законодательства, подлежат:

- ведение пенсионных счетов негосударственного пенсионного обеспечения и пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии;

- бухгалтерская (финансовая) отчетность фондов;

- осуществление выплат негосударственных пенсий, выкупных сумм, накопительной части трудовых пенсий, срочных пенсионных выплат, единовременных выплат, выплат правопреемникам, выплат профессиональных пенсий;

- бухгалтерская (финансовая) отчетность управляющих компаний и специализированных депозитариев по формированию и размещению средств пенсионных резервов и формированию, передаче и инвестированию средств пенсионных накоплений [5].

В настоящее время Россия стоит на пороге новой пенсионной реформы, целью которой будет являться снижение финансовой нагрузки на бюджет. Одним из ключевых направлений нововведений является формирование накопительной части трудовой пенсии граждан. До 31.12.2013 каждому гражданину предоставляется возможность выбирать один из двух вариантов формирования пенсионных накоплений:

- оставить право распоряжаться пенсионными накоплениями Пенсионному фонду РФ. В этом случае отчисления в страховую часть пенсии будут составлять 20 %, в накопительную часть - 2 %;

- доверить право распоряжаться пенсионными накоплениями негосударственному пенсионному фонду. Тогда отчисления в страховую часть пенсии будут составлять 16 %, в накопительную часть - 6 % [4].

В настоящее время идет активная пропаганда всеми действующими НПФ своих программ по обязательному пенсионному страхованию, стратегий развития и достижений. Авторы не рассматривают целесообразности принятия того или иного решения, однако очевидно, что в рамках грядущей пенсионной реформы значимость НПФ значительно возрастает. В подтверждение этого приведем процентное соотношение объема пенсионных накоплений, находящихся в распоряжении Внешэкономбанка (ВЭБ), НПФ и управляющих компаний (УК) (рис. 1).

Рис. 1. Сумма пенсионных накоплений [1]: в числителе - млн руб.; в знаменателе - доля, %о

Таким образом, можно утверждать, что уже 1/3 всех пенсионных накоплений граждан РФ находится в распоряжении того или иного НПФ или УК.

В связи с возрастающей ролью негосударственных пенсионных фондов и, следовательно, увеличением объема денежных потоков в рамках обязательного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения значительно повышается и значимость контроля за их финансовой деятельностью. Авторы полагают, что именно аудит будет являться одним из основополагающих элементов контроля. Цель аудита НПФ - формирование мнения о достоверности отражения в учете, бухгалтерской и специализированной отчетности информации о средствах пенсионных резервов и пенсионных накоплений, а также определение соответствия порядка ведения бухгалтерского учета операций со средствами пенсионных резервов и пенсионных накоплений действующему законодательству Российской Федерации.

На всех этапах аудиторской проверки аудиторам следует выполнять процедуры, направленные на понимание деятельности аудируемого лица. Данный процесс регламентирован постановлением Правительства Российской Федерации [7].

Понимание деятельности аудируемого лица и среды, в которой она осуществляется, имеет большое значение при проведении аудита, так как дает основу для планирования аудита и выражения профессионального суждения аудитора об оценке рисков существенного искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности и ответных действиях в связи с этими рисками в процессе аудита. Аудитор

использует профессиональное суждение для определения требуемого объема знаний о деятельности аудируемого лица и его среды [7].

Результаты, направленные на понимание деятельности аудируемого лица, полученные на этапе планирования аудиторской проверки, углубляются на последующих этапах.

Одним из направлений процедур по пониманию деятельности является анализ масштабов деятельности аудируемого НПФ в рамках всей отрасли и анализ общедоступных показателей его деятельности в средствах массовой информации. Согласно [7], не запрещается просмотр информации, полученной из внешних источников, в частности аналитических отчетов, отчетов, подготовленных банками или органами статистики, экономических и профессиональных газет и журналов или официальных правовых и финансовых изданий.

На начальном этапе аудиторской проверки авторы предлагают применение рейтингового анализа в процессе понимания деятельности. Использование рейтинговой оценки позволит проанализировать показатели деятельности аудируемого лица в сравнении с аналогичными организациями в масштабах всей отрасли. Полученная информация будет использована аудитором при определении объема аудита.

Представим применение рейтинговой оценки при анализе рынка негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих деятельность на террито-

рии Нижнего Новгорода и Нижегородской области. Анализ осуществлен с использованием методики, представленной в работе [2]. Данный подход основан на матричном методе и имеет в основе принципы линейной и векторно-матричной алгебры.

При использовании матричного метода исходная матрица совокупности показателей преобразуется в матрицу стандартизированных коэффициентов, затем проводится сравнительная рейтинговая оценка по выбранным показателям [2, с. 532-533].

Информация о деятельности НПФ, используемая при проведении анализа, является общедоступной. Она представлена на официальном сайте Федеральной службы по финансовым рынкам (Указом Президента Российской Федерации от 25.07.2013 № 645 «Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации» полномочия ФСФР России с 01.09.2013 переданы Банку России) [9].

Для рейтингового анализа были отобраны негосударственные пенсионные фонды, имеющие свои филиалы на территории Нижнего Новгорода и Нижегородской области (количество НПФ определено согласно данным электронного справочника [10]). Основные показатели деятельности выбранных негосударственных пенсионных фондов представлены в табл. 1. Данные по НПФ «Железнодорожный» представлены по состоянию на 31.12.2012.

Таблица 1

Основные показатели деятельности негосударственных пенсионных фондов

по состоянию на 31.03.2013

Номер исследуемой системы Номер лицензии Негосударственный пенсионный фонд Имущество для осуществления уставной деятельности, тыс. руб. Краткосрочные и долгосрочные обязательства фонда, тыс. руб. Пенсионные накопления, тыс. руб. (балансовая стоимость) Количество застрахованных лиц, чел. Количество застрахованных лиц, получающих пенсию чел. Пенсионные резервы, тыс. руб. Количество участников, чел. Количество участников, получающих пенсию, чел.

1 229/2 НПФ «Железнодорожный» 50 259 235 21 622 3 183 609 34 249 3 183 67

2 3/2 НПФ «Электроэнергетики» 873 274 109 145 49 759 570 950 856 3 078 32 804 888 531 019 108 027

3 11/2 НО «НПФ ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ» 25 827 610 122 217 106 617 323 1 979 611 19 140 17 834 142 398 127 65 838

4 16/2 НПФ «Ренессанс Жизнь и Пенсии» 227 535 23 263 25 820 625 800 777 221 10 990 5 775 2

5 28/2 НПФ «Промагро-фонд» 784 473 1 673 598 38 863 573 1 514 393 12 399 636 967 58 292 8 081

Окончание табл. 1

Номер исследуемой системы Номер лицензии Негосударственный пенсионный фонд Имущество для осуществления уставной деятельности, тыс. руб. Краткосрочные и долгосрочные обязательства фонда, тыс. руб. Пенсионные накопления, тыс. руб. (балансовая стоимость) Количество застрахованных лиц, чел. Количество застрахованных лиц, получающих пенсию чел. Пенсионные резервы, тыс. руб. Количество участников, чел. Количество участников, получающих пенсию, чел.

6 78/2 МН «Большой ПФ» 312 184 14 956 20 967 582 464 002 4 538 503 669 23 691 13 164

7 94/2 НПФ «Телеком-Союз» 349 279 43 167 1 471 323 20 994 130 18 224 056 458 048 137 557

8 234/2 НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» 4337 615 2 292 541 92 455 476 1 761 971 15 401 186 665 849 1 142 717 287 604

9 296/2 НПФ «СтальФонд» 170 189 59 467 28 233 787 985 058 5 573 5 993 697 152 435 24 021

10 308/2 НПФ «Социальное развитие» 197 490 2 738 6 279 536 140 148 14 2 425 400 36 134 4 658

11 318/2 НПФ «Доверие» 112 237 24 940 7 795 453 339 094 0 304 656 5 930 639

12 320/2 НПФ «Социум» 138 560 100 306 9 995 961 278 477 1 286 1 375 773 115 999 39 538

13 397/2 НПФ «СберФонд РЕСО» 297 779 11 257 10 172 234 219 503 11 981 28 068 0

14 408/2 КИТ Финанс НПФ 153 610 392 208 42 275 678 1 612 887 1 032 70 504 3 198 6

Это связано с тем, что из-за неисполнения фондом предписания Федеральной службы по финансовым рынкам по устранению выявленных нарушений, согласно приказу ФСФР от 14.02.2013 №° 13-358/из-п [9] было прекращено заключение договоров по обязательному пенсионному страхованию и негосударственному пенсионному обеспечению.

Рейтинговая оценка будет строиться, исходя из данных о собственном имуществе каждого НПФ. Собственное имущество фонда - это имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда, а также пенсионные резервы и пенсионные накопления [5].

Определяем максимальное значение каждого показателя деятельности анализируемых НПФ. Максимальное значение показателей принимаем за единицу. Все значения каждого показателя разделим на максимальное значение и создадим матрицу стандартизированных коэффициентов (табл. 2).

Далее, все элементы матрицы возводятся в квадрат. Для определения рейтинговой оценки воспользуемся формулой [2, стр. 534]

=7 к1 А} + к2 X2, + ... + КХП} ,

где Я, - рейтинговая оценка; к - весовой коэффициент; х - стандартизированный коэффициент.

Предположим, что значимость показателей деятельности исследуемых НПФ одинакова, т. е. весовые коэффициенты принимаются за единицу. Матрица квадратов и рейтинговая оценка исследуемых систем представлены в табл. 3.

Результаты рейтингового анализа в виде лепестковой диаграммы представлены на рис. 2. Чем ближе лепесток к границе области диаграммы, тем больше объем аудита и масштаб деятельности негосударственного пенсионного фонда в рамках всей отрасли.

В процессе понимания деятельности НПФ целесообразно использовать результаты профессиональных экспертных оценок рейтинговых агентств. Например, часть НПФ имеют оценки двух независимых организаций.

1. Национальное рейтинговое агентство (НРА) осуществляет свою деятельность с 2000 г. С 2008 г. НРА следует кодексу, утвержденному советом «Национальной фондовой ассоциации (саморегулируемой некоммерческой организации)». С 2011 г. НРА является действующим членом Европейской ассоциации рейтинговых агентств (ЕАСЯЛ). Деятельность по определению рейтингов НПФ осуществляется с сентября 2007 г. [3].

2. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» осуществляет свою деятельность с 1997 г. Рейтинги

Таблица 2

матрица стандартизированных коэффициентов

Номер исследуемой системы Имущество для осуществления уставной деятельности, тыс. руб. Краткосрочные и долгосрочные обязательства фонда, тыс. руб. Пенсионные накопления, тыс. руб. (балансовая стоимость) Количество застрахованных лиц, чел. Количество застрахованных лиц, получающих пенсию чел. Пенсионные резервы, тыс. руб. Количество участников, чел. Количество участников, получающих пенсию, чел.

1 0,00195 0,00010 0,00020 0,00161 0,03182 0,00018 0,00279 0,00023

2 0,03381 0,04761 0,46671 0,48032 0,16082 0,17574 0,46470 0,37561

3 1 0,05331 1 1 1 0,09554 0,34840 0,22892

4 0,00881 0,01015 0,24218 0,40451 0,01155 0,00006 0,00505 0,00001

5 0,03037 0,73002 0,36451 0,76500 0,64781 0,00341 0,05101 0,02810

6 0,01209 0,00652 0,19666 0,23439 0,23710 0,00270 0,02073 0,04577

7 0,01352 0,01883 0,01380 0,01061 0,00679 0,09763 0,40084 0,47829

8 0,16794 1 0,86717 0,89006 0,80465 1 1 1

9 0,00659 0,02594 0,26481 0,49760 0,29117 0,03211 0,13340 0,08352

10 0,00765 0,00119 0,05890 0,07080 0,00073 0,01299 0,03162 0,01620

11 0,00435 0,01088 0,07312 0,17129 0 0,00163 0,00519 0,00222

12 0,00536 0,04375 0,09376 0,14067 0,06719 0,00737 0,10151 0,13747

13 0,01153 0,00491 0,09541 0,11088 0,00057 0,00001 0,02456 0

14 0,00595 0,17108 0,39652 0,81475 0,05392 0,00038 0,00280 0,00002

Таблица 3

матрица квадратов и рейтинговая оценка исследуемых систем

Номер исследуемой системы Имущество для осуществления уставной деятельности, тыс. руб. Краткосрочные и долгосрочные обязательства фонда, тыс. руб. Пенсионные накопления, тыс. руб. (балансовая стоимость) Количество застрахованных лиц, чел. Количество застрахованных лиц, получающих пенсию, чел. Пенсионные резервы, тыс. руб. Количество участников, чел. Количество участников, получающих пенсию, чел. Рейтинговая оценка место в рейтинге

1 0,0000038 0,0000000 0,0000000 0,0000026 0,0010124 0,0000000 0,0000078 0,0000001 0,0320416 14-е

2 0,0011432 0,0022666 0,2178200 0,2307118 0,0258615 0,0308850 0,2159448 0,1410830 0,9304385 4-е

3 1 0,0028420 1 1 1 0,0091280 0,1213852 0,0524039 2,0459128 2-е

4 0,0000776 0,0001030 0,0586513 0,1636302 0,0001333 0,0000000 0,0000255 0,0000000 0,4718273 8-е

5 0,0009225 0,5329274 0,1328709 0,5852177 0,4196522 0,0000116 0,0026022 0,0007895 1,2942156 3-е

6 0,0001461 0,0000426 0,0386760 0,0549389 0,0562141 0,0000073 0,0004298 0,0020950 0,3905761 9-е

7 0,0001829 0,0003545 0,0001904 0,0001125 0,0000461 0,0095315 0,1606736 0,2287576 0,6323363 7-е

8 0,0282055 1 0,7519860 0,7922054 0,6474615 1 1 1 2,4939644 1-е

9 0,0000434 0,0006728 0,0701266 0,2476076 0,0847802 0,0010310 0,0177948 0,0069758 0,6550054 6-е

10 0,0000585 0,0000014 0,0034690 0,0050120 0,0000005 0,0001688 0,0009999 0,0002623 0,0998622 13-е

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11 0,0000189 0,0001183 0,0053460 0,0293414 0,0000000 0,0000027 0,0000269 0,0000049 0,1867060 11-е

12 0,0000288 0,0019143 0,0087901 0,0197888 0,0045144 0,0000543 0,0103046 0,0188990 0,2535633 10-е

13 0,0001329 0,0000241 0,0091028 0,0122948 0,0000003 0,0000000 0,0006033 0,0000000 0,1488567 12-е

14 0,0000354 0,0292684 0,1572265 0,6638167 0,0029072 0,0000001 0,0000078 0,0000000 0,9237219 5-е

12

11

8

Рис. 2. Рейтинг негосударственных пенсионных фондов: 1 - НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ»; 2 - НО «НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ»; 3 - НПФ «Промагрофонд»;

4 - НПФ «Электроэнергетики»; 5 - КИТ Финанс НПФ; 6 - НПФ «СтальФонд»; 7 - НПФ «Телеком-Союз»;

8 - НПФ «Ренессанс Жизнь и Пенсии»;

9 - МН «Большой ПФ»; 10 - НПФ «Социум»;

11 - НПФ «Доверие»; 12 - НПФ «СберФонд РЕСО»;

13 - НПФ «Социальное развитие»;

14 - НПФ «Железнодорожный»

агентства входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, негосударственным пенсионным фондам и эмитентам [8]. При оценке деятельности негосударственных пенсионных фондов рейтинг показывает степень надежности НПФ. Составлением рейтингов занимаются профессиональные аналитики, которые имеют значительный опыт работы в крупных компаниях и банках на финансовом, фондовом и страховом рынках Российской Федерации. Решения о присвоении рейтингов принимаются коллегиальным органом, что в совокупности с профессиональным опытом позволяет существенно снизить уровень субъективных ошибок и риск непрофессиональных суждений.

Оба рейтинговых агентства аккредитованы при Министерстве финансов Российской Федерации, официально признаны ФСФР, Центральным банком России, Внешэкономбанком и другими организациями. Признание рейтинговых оценок государственными органами, контролирующими финансовую

деятельность НПФ, является гарантией качества предоставляемых результатов исследований и целесообразности их дальнейшего использования при проведении аудиторских проверок.

Таким образом, четкое и всеобъемлющее построение процесса понимания деятельности аудируемого лица по анализу отрасли, в которой работает негосударственный пенсионный фонд, и масштаб его деятельности будет способствовать повышению эффективности планирования аудита и выражения профессионального суждения аудитора об оценке рисков существенного искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности. Применение методов рейтингового анализа позволит получить информацию об объеме деятельности НПФ в рамках всей отрасли, необходимую на этапе понимания деятельности аудируемого лица при определении объема аудита. Использование показателей и коэффициентов, а также их вес (сравнительная значимость показателя/коэффициента) напрямую зависит от профессионального суждения аудитора, что подчеркивает гибкость применяемой методики.

Список литературы

1. Информационный портал Investfunds. ru. http://npf. investfunds. ru.

2. ЛюбушинН. П. Экономический анализ: учеб. для студентов вузов / 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 575 с.

3. Национальное рейтинговое агентство. http:// www. ra-national. ru.

4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования: Федеральный закон от 03.12.2012 № 243-Ф3.

5. О негосударственных пенсионных фондах: Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ.

6. Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

7. Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности: постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 № 696.

8. Рейтинговое агентство «Эксперт РА». http:// www. raexpert. ru.

9. Служба Банка России по финансовым рынкам. http://www. fcsm. ru.

10. 2ГИС - бесплатный справочник организаций с картой города. http://nnovgorod. 2gis. ru.

1

4

5

List of references

1. Information portal Investfunds. ru. Available at: http://npf. investfunds. ru.

2. Lyubushin N. P. Economic analysis [Ekonom-icheskii analiz], Textbook for students of higher education institutions, 3-rd prod. reslave. and additional Moscow: IuNITI-DANA, 2010, 575 p.

3. National rating agency [Natsional'noe reitingovoe agentstvo]. Available at: http://www.ra-national. ru.

4.On modification of separate acts of the Russian Federation concerning mandatory pension insurance: Federal law, [O vnesenii izmenenii v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federatsii po vo-prosam obiazatel'nogo pensionnogo strakhovaniia: Federal'nyi zakon ot] of 03.12.2012 no. 243-FZ.

5. On non-state pension funds: Federal law [Ob negosudarstvennykh pensionnykh fondakh: Federal'nyi zakon] of 07.05.1998 no. 75-FZ.

6. On auditor activity: Federal law [Ob auditorskoi deiatel'nosti: Federal'nyi zakon] of 30.12.2008 no. 307-FZ.

7. On approval of the federal regulations (standards) of auditing: resolution of the Government of the Russian Federation [Ob utverzhdenii federal'nykh pravil (standartov) auditorskoi deiatel'nosti: postanov-lenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii] of23.09.2002 no. 696.

8. Rating agency «Expert RA». [Reitingovoe agentstvo «Ekspert RA»] Available at: http://www. raexpert. ru.

9. Service of Bank of Russia on financial markets. [Sluzhba Banka Rossii po finansovym rynkam] Available at: http://www. fcsm. ru.

10. 2GIS - free business directory with a map of the city. [2GIS - besplatnyi spravochnik organizatsii s kar-toi goroda] Available at: http://nnovgorod. 2gis. ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.