Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ПРОДВИЖЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА КОМПОЗИТОРОВ 2010-х гг. КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДОМРОВОГО ИСКУССТВА В РОССИИ'

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ПРОДВИЖЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА КОМПОЗИТОРОВ 2010-х гг. КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДОМРОВОГО ИСКУССТВА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкальное образование / стратегия продвижения / современные композиторы / домровое искусство / musical education / promotion strategy / modern composers / art of domra playing

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камалова Гульнур Рафисовна, Нуртдинова Элина Рамисовна

Опираясь на действующие нормативно-правовые акты РФ в сфере культуры и образования, направленные на поддержку развития и усовершенствования данных сфер, возрастает потребность в нахождении, адаптации и применении современных технологий, методов по продвижению классического творческого продукта. Так, в области домрового искусства в данный момент существует потребность во введении нового современного академического репертуара в исполнительское творчество музыкантов разного уровня и подготовки. В рамках данной работы с помощью теоретических и практических методов определено современное состояние музыкального образования детей и подростков на примере класса домры, рассмотрен современный отечественный и зарубежный опыт развития родственных домре инструментов и возможные современные примеры реализации творчества композиторов и исполнителей, а также проанализирована и внедрена в практику авторов стратегия продвижения «push-pull», которая способствовала выстраиванию коммуникации с современными композиторами России и практической реализации их творчества в педагогической и исполнительской практике авторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF METHODS OF PROMOTING THE CREATIVITY OF COMPOSERS OF THE 2010s AS A MEANS OF DEVELOPING THE ART OF PLAYING THE DOMRA IN RUSSIA

Based on the valid Russian legislation in the sphere of culture and education aimed at their development and improvement, the need is growing to search, adapt and implement the modern technologies and methods for promoting classical creative products. For example, in the sphere of the art of domra playing there is currently a need for introducing a new modern academic repertoire into the creative performance of musicians with various levels of skills and training. Using theoretical and practical methods, this work defines the contemporary state of musical education of children and adolescents by the example of domra classes, considers the modern Russian and foreign experience of domra-like instruments development and various contemporary examples of composers’ and performers’ creativity, and analyzes and implements the “push-pull” promotion strategy, which facilitated communication with modern Russian composers and implementation of their creative work in the pedagogical and performance experience of the authors.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ПРОДВИЖЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА КОМПОЗИТОРОВ 2010-х гг. КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДОМРОВОГО ИСКУССТВА В РОССИИ»

УДК787.6/.7+378.14+005.4+658.8

Г.Р. Камалова, Э.Р. Нуртдинова

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ПРОДВИЖЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА КОМПОЗИТОРОВ 2010-х гг. КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДОМРОВОГО ИСКУССТВА В РОССИИ

Опираясь на действующие нормативно-правовые акты РФ в сфере культуры и образования, направленные на поддержку развития и усовершенствования данных сфер, возрастает потребность в нахождении, адаптации и применении современных технологий, методов по продвижению классического творческого продукта. Так, в области домрового искусства в данный момент существует потребность во введении нового современного академического репертуара в исполнительское творчество музыкантов разного уровня и подготовки. В рамках данной работы с помощью теоретических и практических методов определено современное состояние музыкального образования детей и подростков на примере класса домры, рассмотрен современный отечественный и зарубежный опыт развития родственных домреин-струментов и возможные современные примеры реализации творчества композиторов и исполнителей, а также проанализирована и внедрена в практику авторов стратегия продвижения «push-pull», которая способствовала выстраиванию коммуникации с современными композиторами России и практической реализации их творчества в педагогической и исполнительской практике авторов.

Ключевые слова: музыкальное образование, стратегия продвижения, современные композиторы, домровое искусство

Gulnur R. Kamalova, Elina R. Nurtdinova APPLICATION OF METHODS OF PROMOTING THE CREATIVITY OF COMPOSERS OF THE 2010s AS A MEANS OF DEVELOPING THE ART OF PLAYING THE DOMRA IN RUSSIA

Based on the valid Russian legislation in the sphere of culture and education aimed at their development and improvement, the need is growing to search, adapt and implement the modern technologies and methods for promoting classical creative products. For example, in the sphere of the art of domra playing there is currently a need for introducing a new modern academic repertoire into the creative performance of musicians with various levels of skills and training. Using theoretical and practical methods, this work defines the contemporary state of musical education of children and adolescents by the example of domra classes, considers the modern Russian and foreign experience of domra-like instruments development and various contemporary examples of composers' and performers' creativity, and analyzes and implements the "push-pull" promotion strategy, which facilitated communication with modern Russian composers and implementation of their creative work in the pedagogical and performance experience of the authors.

Key words: musical education, promotion strategy, modern composers, art of domra playing

Введение

В последнее время в сфере исполнительства на домре появилось достаточно много произведений, написанных в разных жанрах. Однако многие из новых произведений для трехструнной домры до сих пор остаются вне поля зрения исполнителей, педагогов по классу домры, из-за чего мы наблюдаем «торможение» в развитии домрового исполнительства и образования, особенно в начальном звене (ДМШ,ДШИ).Так, педагог по классу домры, специалист, работающий во всех звеньях музыкального образования г.Казани, один из основоположников домровой школы в Татарстане Л.Н. Потапова считает, что «крепко сидит в подсознании стереотип о «благородстве» скрипки, фортепиано и «вто-росортности» народных инструментов. Мол, в классе баяна, балалайки, домры учатся те, у кого на большее способностей не хватает» [5]. К сожалению, данный стереотип препятствуют росту учащихся по классу домры. Для выявления реальных современных проблем в

положении домрового искусства в России мы обратились к нашим современным композиторам. Озвучим их мнения, полученные в ходе интервью-беседы: «Домра жива, но положение разное в зависимости от региона... существует проблема качества инструментария, в том числе, нет уменьшенных и удобных для детей инструментов» (Ольга Моисеева). Отмечается проблема профессиональной мотивации: «Многие домристы к старшим курсам консерватории уже не планируют продолжать свой путь, работая по специальности, считают инструмент бесперспективным» (Василиса Горочная), «.низкий уровень интеллекта, воспитанности, волевых качеств детей и молодежи» (Ольга Моисеева), «.основной интерес сосредоточен вокруг педагогической практики и завоевания рейтинга на конкурсах. И гораздо в меньшей мере - вокруг концертной практики (особенно сольной). Поэтому и репертуар создаётся преимущественно учебный - доступный технически и эмоционально для учащихся, либо виртуозный кон-

курсный (такие произведения, рассчитанные на конкурсную борьбу, даже получили неформальное название «боевики»)» (Василиса Горочная) и т.д. Обобщая высказывания специалистов, главным проблемным полем в области домрового искусства является торможение в признании за домрой статуса классического инструмента, а не только народного, или, как обозначила Василиса Горочная, «торможение процесса академизации домры». Отсюда вытекают педагогические вопросы, связанные с мотивацией учащихся, молодых специалистов в области домрового искусства и образования. Таким образом, в рамках данной работы актуально рассмотрение эффективных векторов развития, способствующих внедрению новых технологий и решению обозначенных проблем.

Материалы и методы

Анализ отечественной и зарубежной научной, практической и методической литературы в области музыкального образования, истории и развития семейства струнно-щипковых народных инструментов.

Анализ успешных зарубежных практик внедрения в образовательный процесс стратегии «push-pull».

Интервью-беседа. Данный коммуникативный метод мы используем в работе с современными композиторами России, пишущими для домры, с целью выявления их творческого кредо, открытия новых произведений и внедрения их в практику, а также для определения причин недостаточной востребованности домры в исполнительских отделениях учреждений начального музыкального образования.

Литературный обзор

Анализ нормативно-правовых актов, таких как Национальные проекты «Культура»[7] и «Образование»[8] и их составляющих, определил направление нашего исследования. Оно состоит в создании творческой среды для учащихся, способствующей мотивации к обучению игре на домре, а также в рассмотрении образа современного педагога, который не только обучает ремеслу исполнителя, но и продвигает поле своей деятельности с целью повышения престижа, статуса и конкурентоспособности музыкального образования среди других досуговых практик. Перевод научных статей [11,14] в области образования способствовал определению актуальности использования межпоколенческого подхода в решении проблемы «межпоколенческого разрыва» в домровом образовании. Согласно

этому подходу, практические модули образовательных программ студентов включают синергию молодых людей и взрослых, работающих вместе для решения социальных проблем; кроме того, использование данного подхода дает представление о высоком статусе и уровне ответственности в выбранной профессии.

Рассмотрение диссертационных исследований Д.И. Варламова [1], Е. Волчкова [2], В. Манах [6] способствовало выстраиванию краткого исторического экскурса о домре и родственных ей инструментах, выявлению исторических причин нынешних проблем, таких как долгий путь «академизации» домры и выведения ее в ранг классических инструментов. Обзор зарубежной литературы авторов Kim Smith and JuliePetersen [12] показал, что современные инновации в государственном секторе не происходят в вакууме, а осуществляются на стыке политики, науки, капитала и практики; национальные некоммерческие организации (например, Bellwether Education Partners) занимаются внедрением технологий, способствующих ускорению достижений в области образования, используя проверенные, эффективные инновационные средства для создания общественного и политического климата в системе государственного образования [12]. Работа О.М. Се-мененко [9], а также зарубежные интернет-публикации [10,13] помогли рассмотреть вопрос истории и современного состояния родственных домре музыкальных инструментов и выделить общие проблемные зоны - дефицит современного музыкального репертуара (для зарубежных инструментов), трудности во внедрении современного репертуара (Россия). Исследование Tim Mazzarol and Geoffrey Soutar [15] демонстрирует работу «двухтактной модели pull-push» на примере факторов, которые способствуют «выталкиванию» студентов за границу для получения образования, и факторов «притяжения», влияющих на процесс принятия решения о выборе конечного места обучения. Данная работа является примером применения стратегии pull-push в образовательных исследованиях.

Результаты

Анализ творчества композиторов России выявил достаточно большое количество произведений для музыкального образования и подготовки учащихся разного уровня. Применение стратегии push-pull в нашем случае предполагает реализацию двухтактной модели: во-первых, это взаимодействие компози-

тор-педагог-исполнитель, в котором функции педагога можно определить как «фильтр», способствующий распределению и продвижению произведений для различных уровней через самостоятельное освоение произведений педагогом с целью «обратной связи» композитору, для корректировки произведений (если необходимо) и активной реализации в обучении. В рамках работы автор (Э.Р. Нуртдинова) внедрила современный репертуар композиторов С. Федорова, О. Моисеевой, В. Горочной в свою педагогическую практику. Автор отмечает, что, благодаря сочетанию несложного текста и наличия современного ритмического (swing ритм), штрихового разнообразия (tremolo двойными нотами, шумовой эффект по закрытым струнам), учащимся очень нравится работать над данными композициями и исполнять их. Вторая части модели - взаимодействие композитор-исполнитель; в данном случае творческий продукт композитора отражает пожелания, интересы, эстетические потребности исполнителя. Данная модель работает в поп-музыке; в рамках нашей работы - это взаимодействие композитора и состоявшегося профессионального исполнителя, обладающего высокой музыкальной культурой (которым является автор-исполнитель Э.Р. Нуртдинова). Таким образом, освоение большого количества произведений современных авторов способствуют продвижению домры как самостоятельного академического инструмента, обладающего возможностями для исполнения музыки разных стилей и жанров.

Обсуждение

Музыка как одна из форм художественного самовыражения всегда вызывала глубокое восхищение всего человечества, как людей, непосредственно связанных с творчеством, так и непрофессионалов. Однако, независимо от профессии, существует, так сказать, единодушие относительно того значения, которое музыка имеет в жизни людей. Большое значение музыки в жизни в целом заставляет изучить потенциал и проблемные зоны музыкального образования. Для сравнения рассмотрим российские и западные модели музыкального образования. В Великобритании и в России наблюдается низкий уровень преподавания предмета «Музыка» в общеобразовательных школах. Великобритания испытывает дефицит студентов, желающих поступить на музыкальные факультеты в высших учебных заведениях. Это вызвано введением программы «Английский бакалавриат», кото-

рая направлена на поддержку только традиционных предметов, не включая музыку, искусство и им подобные. Проблемой является высокая стоимость обучения музыке в Великобритании и Германии: «программы бакалавриата и концепция занятий классической музыкой и музыкознанием приведут к тому, что занятия музыкой станут привилегией богатых людей в форме частного образования» [4]. В России система музыкального образования уникальна по своей структуре (трехступенчатая система: школа (ДМШ, ДШИ) - ссуз -вуз), способствующей воспитанию высокопрофессиональных музыкантов-исполнителей, педагогов. Однако авторы данной работы - практикующие педагоги -отмечают, что музыкальное образование в России не раскрывает свой потенциал в связи с отсутствием механизмов продвижения классического творчества и искусства, позволяющих стать конкурентоспособными с образцами массовой музыкальной культуры, в которую вовлечено большинство подрастающего поколения. Современные преподаватели и творческие деятели в области домрового искусства отмечают ведущую проблему - это «долгая академизация домры», или долгий путь ухода от стереотипного взгляда на домру, как только на народный инструмент. По мнению В.В. Манах, домре необходимо выйти за рамки «народности», которая позволит постепенно уйти от клише музейного инструмента для сохранения народных традиций [6]. В процессе интервью-беседы с композитором и мультиспециалистом в области культуры и искусства, кандидатом экономических наук В.В.Горочной была озвучена историческая версия «народности» домры, заключающаяся в том, что «сама роль исключительно народного инструмента была «навязана» домре в период активной идеологической пропаганды в СССР». Далее она пишет: «Если взглянуть на историю домрового искусства, то существуют и упоминания об ансамблях домристов в придворной среде. Наверняка их репертуар и культура исполнительства были другими, нежели в сельской местности в народной среде. ...Придворное домровое исполнительство наверняка выходило за пределы скоморошества и потешной культуры -и эта линия оказывается исторически прерванной.» [интервью-беседа с Василисой Горочной].

Итак, проблема статуса домры является ведущей, из которой следуют проблемы в образовательном блоке: «межпоколенческий

разрыв». Ситуация такова, что молодые музыканты, потенциальные перспективные педагоги - носители уже другой культуры и мировоззрения, однако система подготовки кадров в большей степени ориентируется на традиционные модели обучения (педагогический и исполнительский блоки), оставляя без должного внимания сектор продвижения, включающий не только знания в области арт-маркетинга, менеджмента, фандрайзинга, продюсирования, но и их обязательную практическую реализацию. «Студенты не знают своей целевой аудитории, не умеют с ней работать, не до конца осознают собственные преимущества и возможности инструмента., некоторые даже стыдятся и стесняются красиво оформленных афиш своих концертов...так как внушается, что истинный талант и так соберёт полный зал, вместо того, чтобы признать, что афиша - уже начало коммуникации с аудиторией, выражение отношения к ней, это часть концепции самого концерта» [интервью-беседа Василисой Горочной].

В западной литературе мы обнаружили исследования, основанные на межпоколенче-ском подходе, применяемом в высшем образовании [11]. Университеты используют методологию «Обучение в сфере услуг» в рамках образовательных программ, направленную на развитие общих и специфических компетенций обучающихся; в то же время, студенты оказывают услугу сообществу, работая с пожилыми людьми (обучение на практике) [11]. Данная методология получила название «Сервисное обучение в высших учебных заведениях» и направлена на воспитание студентов, которые признают свою социальную ответственность за построение более эгалитарного мира в качестве неотъемлемой части своей профессиональной подготовки [11]. Также применение межпоколенческого подхода используется в науке как эффективное средство сформировать общее понимание и синергию между поколениями [14].

Таким образом, мы предполагаем, что данный подход возможно реализовать в сфере музыкального образования. Согласно практическим наблюдениям авторов, а также мнениям творческих деятелей, ситуация такова, что прогрессивность того или иного региона в области музыки зависит от «яркости и деятельности отдельных преподавателей». Соответственно, в настоящий момент мы наблюдаем отсутствие механизма мотивации будущего преподавателя, которая включала бы поддержку, помощь со стороны старших кол-

лег, формирование представления о роли педагога в жизни ученика, а также понимание и принятие инновационных идей молодого поколения для практической реализации. Создание такого механизма привело бы к усовершенствованию системы подготовки кадров с практико-ориентированным блоком продвижения.

Для рассмотрения ситуации в области домрового творчества в России мы обратились за примерами успешных практик развития родственных инструментов за рубежом.

Кратко рассмотрев наиболее известные зарубежные инструменты, родственные домре, необходимо отметить неоднородность их развития. Старинные инструменты, такие как лютня и мандолина, начинают набирать известность благодаря популяризации старинной музыки и повышению интереса к аутентичному исполнению [10, 13]. Ярким примером является творчество популярного музыканта Стинга, который в 2006 г. выпустил первый современный мейнстрим-альбом «Lute Songs from the Labyrinth» в тандеме с боснийским лютнистом Эдином Карамазовым [10]. В альбом вошла музыка классического лютневого композитора Джона Доуленда (1563-1626). Исполнители хорошо понимали, что альбом песен для лютни XVI века - не совсем коммерческий проект; альбом Стинга впервые с 1986 года не попал в топ-10 Великобритании. Тем не менее, это была свежая тенденция для мейнстрим-музыки, и она нашла особую аудиторию по всему миру. Диск достиг 24 строчки в британском хит-параде [10] и добрался до 25 позиции в американском Billboard 200 - это рекордный результат для классической записи в поп-чартах. Данный пример показывает, что сочетание поп-индустрии и классической музыки может дать новый творческий продукт, способный быть современным, конкурентоспособным и актуальным для аудитории.

Как показывает обзор литературы, современных авторов, пишущих для данных инструментов, очень мало. Возможно, данное обстоятельство связано со сложностью производства данных инструментов и нахождения целевой аудитории. Отрадно, что российскими композиторами, соотечественниками созданы нотные труды для старинных инструментов, таких как Владимир Вавилов (Россия), Шандор Каллош (Россия-Венгрия), Александр Данилевский (Россия-Франция), что говорит об интересе к ним со стороны композиторов и исполнителей.

Инструменты Азии и Востока популярны по сей день, они используются в соответствии с культурой и обычаями этих стран [3]. Например, инструмент из Западной Азии ся-мисэн, получивший популярность в Японии, обычно используется в традиционной для данной страны форме - повествования в песне. Ситар - священный инструмент Индии, к которому принято относиться с большим уважением. В индийских традициях его полное освоение - цель недостижимая. Этот инструмент прославили на весь мир виртуозы-исполнители Алауддин Хан, Рави Шанкару и т.д.

Таким образом, если в современной Европе старинные музыкальные инструменты не очень востребованы и только начинают возрождаться, то на Востоке и в Азии, наоборот, национальные инструменты горячо любимы населением.

Кратко рассмотрев текущее состояние домрового искусства и образования в России с целью выделения проблемных зон, требующих решений, а также сравнив его с развитием родственных домре инструментов в западных странах, мы считаем актуальным применение современных технологий продвижения. В рамках своей работы для продвижения современного академического репертуара для домры, открытия новых имен композиторов и исполнителей мы используем двухтактную модель «pull-push», в которой задействовано три звена - «производство-посредник-потребитель». Адаптируя эту модель для популяризации творчества современных композиторов, мы получаем следующую схему: «композитор-педагог-исполнитель».

Стратегия push - это стратегия маркетинга, ориентированная на

«продвижение» продуктов определенной аудитории; ее называют «толкающий» маркетинг. Цель push marketing - донести то, что вы предлагаете клиентам, с помощью вашего маркетинга. Данная стратегия в сфере музыкального образования выглядит так: композитор готов к большому дебюту своего нового произведения, но местные музыкальные сообщества, с которыми он пытается работать, пока не знают новый музыкальный продукт.В данном случае работа с «передовыми» молодыми педагогами музыкального образования - это один из эффективных путей популяризации произведения. Педагоги смогут его проанализировать, реализовать в исполнении и, главное, дать обратную связь композитору.

Авторами статьи выстраивается сеть коммуникации с современными

композиторами России (Антоном

Байдаковым, Иваном Миняковым, Антоном Никоновым, Василисой Горочной, Натальей Хондо, Ольгой Моисеевой и др.), которая открыла большое количество новой музыки для каждого звена музыкального образования домриста.С помощью активной деятельности педагогов (например, автора Э.Р.Нуртдиновой) осуществляется

продвижение новой музыки в сообщество домристов через личное освоение большого количества материала классом учащихся и предоставление обратной связи

композиторам. Также авторами

осуществляется работа по классификации произведений в соответвии с уровнями музыкального образования.Обнаружена

проблема, требующая дальнейшего исследования - в творчестве современных композиторов Татарстана практически отсутствуют сольные произведения для домры.

Стратегия pull - это стратегия притяжения, которая включает в себя продвижение продукта конечному потребителю. Маркетинговая стратегия pull лучше всего подходит, когда вы хотите привлечь потребителей к своему продукту. Данная стратегия активно работает в поп-индустрии, когда современные исполнители

ориентируются на потребности современной молодежи и создают свои музыкальные произведения с учетом их интересов.

В рамках нашей работы эта стратегия состоит в непосредственном взаимодействии композитора и исполнителя. Мы считаем, что данная стратегия может хорошо работать с теми профессиональными исполнителями, уровень музыкальной культуры которых высок, и они понимают, какие произведения относятся к элитарной музыкальной культуре, а какие - к массовому низкопробному продукту. Об этом свидетельствует исполнительская практика лауреата всероссийских и международных конкурсов, магистра Казанского

государственного института культуры Э.Р.Нуртдиновой.

Таким образом, согласно данной двухтактной модели, одним из важнейших звеньев в популяризации творчества современных композиторов для домры является педагог, который способен осуществлять коммуникацию с

современными деятелями музыкального искусства и проводить анализ современных произведений с целью их последующего внедрения в практику обучения и исполнительства. Мы считаем, что для реализации данного подхода необходимо поддерживать инициативы педагогов по введению нового материала, который, возможно, будет отличаться от привычной программы, с целью апробирования и возможного закрепления новых

произведений в репертуаре домриста.

Заключение

Анализ современного состояния домрового искусства выявил проблемы, тормозящие развитие домрового искусства - это ассоциация домры только с народным инструментом; дефицит учащихся по классу домры в ДМШ, ДШИ; стереотип о непрестижности профессии музыканта; сильный «межпоколенческий разрыв» в сфере преподавания. В ходе применения метода интервью-беседы с современными российскими композиторами были определены эффективные векторы развития домрового искусства и повышения его статуса как академического музыкального инструмента, основанные на использовании современных методов, включая коммуникацию с

коммерческим музыкальным сектором (продюсеры, арт-менеджеры) и заимствование методов продвижения творческого продукта (например, стратегия «pull-push»). Создание учебного пособия в виде хрестоматии композиторов России для домры (особенно для ДМШ и ДШИ) способствует ускорению внедрения нового репертуара в систему музыкального образования. Обобщение современного репертуара выявило проблему дефицита сольных музыкальных произведений для домры, написанных композиторами Татарстана, что, на наш взгляд, является перспективным направлением в области дальнейшего развития домрового искусства.

Благодарность

Авторы выражают благодарность всем композиторам, участвовавшим в сборе информации в ходе интервью-беседы. Особую благодарность в рассмотрении проблемы домрового искусства в России выражаем Горочной Василисе Валерьевне - композитору, автору и руководителю творческих проектов, менеджеру, кандидату экономических наук, доценту кафедры продюсерства исполнительских искусств ФГБОУ ВО «Ростовская государственная консерватория имени С. В. Рах-

манинова».

Литература:

1. Варламов Д. И. Народные традиции в контексте эволюции национального инструментализма в музыкальном искусстве России XIX - XX веков: автореф. дис. ... доктора искусствоведения: 17.00.09 / [Место защиты: Сарат. гос. консерватория им. Л.В. Собинова]. - Саратов, 2009. - 41 с.

2. Волчков Е. А. Концерт для трехструнной домры в творчестве отечественных композиторов: автореф. дис. ... кандидата искусствоведения: 17.00.02 / [Место защиты: Рост. гос. консерватория им. С.В. Рахманинова]. - Ростов-на-Дону, 2011. - 26 с.

3. Имханицкий М. И.История исполнительства на русских народных инструментах : учебное пособие для высших и средних учебных заведений искусств и культуры. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Москва: РАМ им. Гнесиных, 2018. - 639 с.

4. Как учат музыке за рубежом / [сост. Дэвид Дж. Харгривз, Андриан К. Норт; пер. с англ. В. Бронгулеев]. - Москва : Классика-XXI, 2009. - 205 с.

5. Любовь к трем струнам [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rt-online.ru/p-rubr-kult-33625/ (дата обращения: 5.11.2022).

6. Махан В. В. Домра в России: истоки и возрождение : автореф. дис. ... кандидата искусствоведения: 17.00.02 / [Место защиты: Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры РФ]. - Москва, 2017. - 30 с.

7. Национальный проект «Культура» 2019-2024 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mkrf.ru (дата обращения : 08.11.2022).

8. Национальный проект «Образование» 2019-2024 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://strategy24.ru/rf/education/projects/natsionalnyy-proekt-obrazovanie (дата обращения : 08.11.2022).

9. Семененко О.М. Культура игры на мандолине в России конца XIX века и её значение в развитии концертной балалайки В.В. Андреева // Аспирантский сборник / Гос. ин-т искусствознания; [сост. : Н.Ю. Данченкова]. - Москва : ГИИ, 2013.- 310с.

10. A history of the lute: from the middle Renaissance to rock [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //happymag.tv/ a-history-of-the-lute-from-the-middle-renaissance-to-rock/ (дата обращения: 5.11.2022).

11. Bridging Generation Gaps Through Service-Learning in Higher Education: A Systematic Review [Aláez M, Díaz-Iso A, Eizaguirre A and García-Feijoo M. (2022)] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/feduc.2022.841482/full (дата обращения: 5.11.2022).

12. Kim Smith and Julie Petersen Pull and Push: strengthening demand for innovation in education [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://bellwethereducation.org/sites/default/files/pull-and-push.pdf (дата обращения: 5.11.2022).

13. Mandolins: A Brief History [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mandolinluthier.com/ (дата обращения: 5.11.2022).

14. The Intergenerational Approach to Development: Bridging the Generation Gap [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.icrw.org/wp-content/uploads/2016/10/The-Intergenerational-Approach-to-Development-Bridging-the-Generation-Gap.pdf (дата обращения: 5.11.2022).

15. Tim Mazzarol, Geoffrey SoutarThe Push-Pull Factors Influencing International Student Selection of Education Destination [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/230600369_The_Push-Pull_Factors_Influencing_International _Student_Selection_of_Education_Destination (дата обращения: 5.11.2022).

References:

1. Varlamov D. I. Narodnye tradicii v kontekste evolyucii nacional'nogo instrumentalizma v muzykal'nom is-kusstve Rossii XIX - XX vekov: avtoref. dis. ... doktora iskusstvovedeniya: 17.00.09 / [Mesto zashchity: Sarat. gos. konservatoriya im. L.V. Sobinova]. - Saratov, 2009. - 41 s.

2. Volchkov E. A. Koncert dlya trekhstrunnoj domry v tvorchestve otechestvennyh kompozitorov: avtoref. dis. ... kandidata iskusstvovedeniya: 17.00.02 / [Mesto zashchity: Rost. gos. konservatoriya im. S.V. Rahmani-nova]. - Rostov-na-Donu, 2011. - 26 s.

3. Imhanickij M. I.Istoriya ispolnitel'stva na russkih narodnyh instrumentah : uchebnoe posobie dlya vysshih i srednih uchebnyh zavedenij iskusstv i kul'tury. - Izd. 2-e, ispr. i dop. - Moskva: RAM im. Gnesinyh, 2018. - 639 s.

4. Kak uchat muzyke za rubezhom / [cost. Devid Dzh. Hargrivz, Andrian K. Nort; per. s angl. V. Bronguleev]. -Moskva : Klassika-XXI, 2009. - 205 s.

5. Lyubov' k trem strunam [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://rt-online.ru/p-rubr-kult-33625/ (data obrashcheniya: 5.11.2022).

6. Mahan V. V. Domra v Rossii: istoki i vozrozhdenie : avtoref. dis. ... kandidata iskusstvovedeniya: 17.00.02 / [Mesto zashchity: Gos. in-t iskusstvoznaniya M-va kul'tury RF]. - Moskva, 2017. - 30 s.

7. Nacional'nyj proekt «Kul'tura» 2019-2024 [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.mkrf.ru (data obrashcheniya : 08.11.2022).

8. Nacional'nyj proekt «Obrazovanie» 2019-2024 [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https:/ / strategy24.ru/rf/education/projects/natsionalnyy-proekt-obrazovanie (data obrashcheniya : 08.11.2022).

9. Semenenko O.M. Kul'tura igry na mandoline v Rossii konca XIX veka i eyo znachenie v razvitii koncertnoj balalajki V.V. Andreeva // Aspirantskij sbornik / Gos. in-t iskusstvoznaniya; [sost. : N.YU. Danchenkova]. - Moskva : GII, 2013.- 310s.

10. A history of the lute: from the middle Renaissance to rock [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://happymag.tv/a-history-of-the-lute-from-the-middle-renaissance-to-rock/ (data obrashcheniya: 5.11.2022).

11. Bridging Generation Gaps Through Service-Learning in Higher Education: A Systematic Review HAlaez M, Diaz-Iso A, Eizaguirre A and Garcia-Feijoo M. (2022)0 [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/feduc.2022.841482/full (data obrashcheniya: 5.11.2022).

12. Kim Smith and Julie Petersen Pull and Push: strengthening demand for innovation in education [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://bellwethereducation.org/sites/default/files/pull-and-push.pdf (data obrashcheniya: 5.11.2022).

13. Mandolins: A Brief History [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.mandolinluthier.com/ (data obrashcheniya: 5.11.2022).

14. The Intergenerational Approach to Development: Bridging the Generation Gap [Elektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: https: / / www.icrw.org/ wp-content/ uploads/2016/10/The-Intergenerational-Approach-to-Development-Bridging-the-Generation-Gap.pdf (data obrashcheniya: 5.11.2022).

15. Tim Mazzarol, Geoffrey SoutarThe Push-Pull Factors Influencing International Student Selection of Education Destination [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.researchgate.net/publication/230600369_The_Push-Pull_Factors_Influencing_International _Student_Selection_of_Education_Destination (data obrashcheniya: 5.11.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.