Кравец Наталья Сергеевна, преподаватель кафедры народных инструментов Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки
Kravets Natalia Sergeevna, teacher of Folk instruments Department of Novosibirsk State Conservatoire named after M. I. Glinka
E-mail: [email protected]
МАНДОЛИНА В РОССИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
В статье поднимается вопрос о российской традиции мандолинного исполнительства. Музицирование на мандолине в России берет свое начало со второй половины XVIII века как любительская, а позднее профессиональная практика. Интерес к изучению мандолинного исполнительства в исследовательской литературе возникает в последние 20 лет. В настоящее время мандолина активно возрождается в российской исполнительской среде, а также в сочинениях современных композиторов как инструмент с неповторимым звучанием. Автор приводит имена современных российских педагогов и исполнителей на мандолине, пропагандирующих этот инструмент. Помимо этого рассматривается сходство и различие между итальянской мандолиной и русской домрой, а также особенности их параллельного существования (от антагонизма до взаимообогащения) в исполнительской практике с конца XIX века до наших дней.
Ключевые слова: мандолина, домра, барочная мандолина, мандолинное исполнительство в России.
MANDOLIN IN RUSSIA: HISTORY AND PRESENT DAY
The article focuses on the Russian tradition of mandolin performance. Amateur mandolin music making in Russia dates back to the second half of the 18th century and later it developed into professional practice. Scientific interest in the study of mandolin performance appeared about 20 years ago. Currently, the mandolin as an instrument with a unique sound is actively revived in the Russian performing environment, as well as in the works of contemporary composers. The author names modern Russian teachers and performers, who promote the mandolin. In addition, the similarities and differences between the Italian mandolin and the Russian domra, as well as the peculiarities of their parallel existence (from antagonism to mutual enrichment) in performing practice from the end ofthe 19th century to the present day are considered.
Key words: mandolin, domra, Baroque mandolin, mandolin performance in Russia.
Мандолина является одним из немногих щипковых и, возможно, единственным из плекторных инструментов, получивших международное признание и популярность. «На мандолинах играют тысячи людей в Америке и Европе, в Израиле и Японии, в Канаде и Австралии... Итальянский народный инструмент, на волне эпохи Барокко проникший в салоны европейских монархов и далеко ушедший от своего народного предшественника, сегодня является наиболее популярным плекторным инструментом в мире», — пишет заслуженная артистка России, профессор Т. И. Вольская в статье «Мир щипковых инструментов» [1, с. 15].
Действительно, уникальность мандолины в сравнении с другими инструментами этого же семейства заключается в чрезвычайной широте ее распространения в музыкальной культуре различных стран (сравниться с ней в этом отношении может, пожалуй, только гитара), интересе к ней в среде как любителей, так и профессионалов, а также в небывалом стилевом разнообразии репертуара, который в настоящее время включает в себя практически всю стилевую палитру от старинной музыки до рока. В каждой из стран развитие исполнительства на мандолине обладает уникальными чертами, касающимися формирования ее конструкции, репертуара, методической базы и исполнительских стилей. Особенности же бытования мандолины в России связаны, прежде всего, с перипетиями ее сосуществования в едином культурно-историческом пространстве с русскими народными инструментами, реконструированными
В. В. Андреевым и его соратниками.
В России мандолина получила распространение во второй половине XVIII века с притоком итальянцев и благодаря тенденции увлечения всем иностранным. Однако привычного применения в быту в качестве инструмента, на котором принято было аккомпанировать серенадам, в нашей стране она не нашла, зато очень быстро приобрела популярность в высшем обществе, в среде салонного музицирования. Мандолинное исполнительство в ту пору носило преимущественно любительский характер: в первой российской работе по истории музыки, опубликованной в 1770 году, ее автор — профессор Академии наук в Петербурге Я. Штелин — пишет: «В заключение о музыкальных новостях и достопримечательностях при императрице Елизавете следует упомянуть, что итальянская гитара и ее землячка мандолина благодаря разным итальянцам появились в Москве, но не успела себе приобрести здесь расположения, тем более, что не могла служить, как в Италии, для сопровождения любовных вздохов под окнами возлюбленной, в стране, где не в обычае ни вечерние серенады, ни вздохи на улице» [13, с. 10].
Инструмент очень быстро завоевал популярность и стал звучать как в аристократических салонах, так и в домах простых горожан. Уже в следующем XIX столетии интерес к мандолине был огромен, а игра на ней стала в России одной из популярнейших форм проведения досуга.
Стремительный рост внимания к мандолине подо-
гревался гастролями выдающихся виртуозов-мандолинистов. Одним из первых именитых исполнителей, гастролировавших в России и поразивших своим искусством наших соотечественников, являлся Пьетро Виммеркати, посетивший Россию в 1837 году [15, с. 2]. Шестнадцатилетний итальянский виртуоз Эмилио Коломбо, протекцию которому составлял сам П. И. Чайковский, концертировал в Зоологическом саду в Петербурге совместно с неаполитанским оркестром летом 1891 года [10, с. 417]. В 1903 году в Петербурге, а далее, вероятно, и в других городах России (есть сведения о выступлениях в Вятке) гастролирует молодой мандолинист-виртуоз Эрнесто Рокко, чье мастерство, по отзывам слушателей, носило почти инфернальный характер [11, с. 83].
В связи с небывалым ростом любительского исполнительства на мандолине в нашей стране XIX век оказался отмечен появлением в Петербурге и Москве кружков и обществ мандолинистов и гитаристов. Одним из наиболее известных обществ такого типа был кружок мандолинистов и гитаристов под руководством Джинислао Париса. Точное время его возникновения установить сложно, однако по сохранившимся документам (афишам и концертным программам, газетным публикациям) можно сделать вывод, что к 1887 году кружок был уже довольно популярен. Кроме того, как указывает О. М. Семененко, этот факт подтверждается и ходатайством об утверждении Общества в марте 1887 года. В 1889 году его капельмейстером становится Е. П. Жуковский. С 1899 года, о чем известно из газетных источников, популярен кружок мандолинистов и гитаристов Н. П. Трапезникова [11, с. 88]. Среди значимых деятелей в области мандолины также следует отметить личность И. Деккер-Шенка, возглавлявшего один из кружков мандолинистов и гитаристов в Петербурге. Е. Н. Мочалова пишет о том, что, будучи ярким исполнителем-мандолинистом той эпохи, в 1875 году он опубликовал одно из первых методических пособий в России, посвященных мандолине, — «Самоучитель для мандолины» [9, с. 94].
О бытовании и широком распространении на рубеже Х1Х-ХХ веков мандолинно-гитарных коллективов свидетельствуют хранящиеся в Российской государственной библиотеке уставы Московского (1889), Петербургского (1911) и Таганрогского (1904) обществ мандолинистов-и гитаристов-любителей (подробнее см.: [7, с. 69]). Ман-долинное исполнительство было столь востребованным,
что Московское общество мандолинистов и гитаристов стало инициатором издания специального журнала, посвященного исполнительству на этих инструментах (сведения приводятся по [9, с. 94]). Большую популярность приобрели различные ансамбли и оркестры, которые получили название «неаполитанских»1. Они включали различные модификации мандолины: мандолина пикколо, мандолина, мандола, мандолончелло, мандолоне. Некоторые зажиточные любители музыки содержали частные неаполитанские коллективы.
В конце XIX века на историческом горизонте появляется фигура В. В. Андреева — реформатора, в новом качестве возродившего народно-инструментальное исполнительство в России. Весьма закономерно предположить, что многие идеи, связанные с реконструкцией балалайки и домры, созданием тесситурных разновидностей этих инструментов и, в конечном итоге — Великорусского оркестра, появились под незримым влиянием мандолинного искусства, расцвет которого совпал с пиком творческой активности В. В. Андреева.
Создание реконструированной русской домры привело к неминуемому сравнению ее с мандолиной. И, действительно, большое сходство этих инструментов — округлый корпус, плекторный способ звукоиз-влечения, приемы игры — позволяло противникам и завистникам В. В. Андреева высказывать мнения о том, что под видом восстановленной русской домры он выдает модифицированный вариант итальянской мандолины. О. М. Семененко приводит слова петербургского критика П. Веймарна: «Г. Андреев вместо настоящей старинной домры, прообраза балалайки, совсем ошибочно пустил в обращение итальянский инструмент, лишь похожий на домру, то есть опять фальсификацию». Однако В. В. Андреев подчеркивал исконное национальное происхождение домры, обращая внимание на квартовый строй и особый тембр этого инструмента и противопоставляя его мандолине [11, с. 96-97].
Ввиду такого строя и отсутствия оригинального репертуара, домра не сразу нашла свой путь к концертной эстраде, первоначально существуя в основном в среде оркестрового музицирования. В этом отношении мандолина, конечно, уже имела преимущество в виде оригинального репертуара и квинтового строя, идентичного скрипичному и позволявшего с относительной легкостью исполнять несложную скрипичную литературу
1 Широкое распространение неаполитанские оркестры получили в СССР примерно до начала 1960-х годов, но впоследствии были вытеснены оркестрами русских народных инструментов. Среди мандолинных коллективов советского времени — Неаполитанский оркестр из 100 человек (г. Калинин), организованный в 1930-е годы главным дирижером и художественным руководителем симфонического оркестра Калининской областной филармонии В. В. Целиковским; ансамбль с двумя составами инструментов — русским и неаполитанским — артиста Мосгосэстрады С. Н. Лачинова (коллектив выступал с 1947 по 1967 год). В 1945 году в Москве был создан самодеятельный неаполитанский ансамбль «Домашнее музицирование». Его основатель — учитель истории, музыкант-любитель Н. Н. Сипкин. О коллективе писала пресса, его записи звучали по радио и на телевидении. В неаполитанском ансамбле ДК УЗТМ Свердловска под управлением А. И. Навроцкого в 1950-е годы начал свой творческий путь будущий руководитель ансамбля «Песняры», композитор В. Г. Мулявин [7, с. 72-73]. Интересно, что и в Новосибирске в 1930-е годы существовали подобные коллективы (см. фотоматериалы Части 1, Главы 1 [4]): оркестр клуба «Транспортник», неаполитанский ансамбль из гитар и мандолин при оркестре народных инструментов новосибирского радиокомитета, основателем и руководителем которых был В. А. Гирман. Дирижер И. М. Гуляев — знаковая фигура в развитии новосибирского оркестра русских народных инструментов, также входил в состав этого ансамбля [12].
и переложения популярной классики. Таким образом, можно говорить о том, что первый этап сосуществования домры и мандолины был отмечен антагонизмом этих инструментов.
Ситуация начала меняться с созданием четырехструнной домры с квинтовым строем. Любопытно, что авторы этого инструмента, Г. П. Любимов и С. Ф. Буров, противопоставляли новую модель как андреевской трехструнной домре, так и мандолине, провозгласив именно свое творение истинно русской домрой в противовес андреевской версии, а в качестве репертуарного направления придерживаясь как переложений скрипичной музыки, так и обработок русских народных песен [9, с. 96]. Однако общность строя и приемов игры неминуемо вели к сближению домрового и мандолин-ного исполнительства.
Октябрьская революция 1917 года, в числе прочего выдвинувшая новый лозунг «Искусство должно принадлежать народу», стала переломным рубежом, изменившим ориентиры и векторы развития всех направлений жизни, включая искусство и культуру. В огромном количестве стали появляться кружки художественной самодеятельности, где наибольшим спросом пользовались так называемые «массовые» инструменты, обладавшие невысокой стоимостью, хорошей транспортабельностью, относительно простые в освоении. В таких условиях домра и мандолина стали пользоваться одинаковой популярностью. В частности, об этом говорит появление множества школ и самоучителей, предназначенных для исполнителей на обоих инструментах, отражение названия которых в заглавиях школ указывало на их взаимозаменяемость. В числе таких пособий — школы Тэша и Кудрявцева (1927), Пивоварова (1927), Розова (1932), Худякова (1939), Александрова и Тэша (1935), Михайлова (1957, 1974) (подробнее см. [9, с. 96]). Репертуар сборников включал пьесы русских и советских композиторов, обработки русских народных песен, несложную зарубежную классику. Также в 1920-е годы в России Госиздательством выпускалась серия «Дешевая библиотека» для мандолины, которая предназначалась для широких слоев населения. В ней были изданы переложения популярных классических произведений в нотно-цифровой системе, позволяющей обучающемуся исполнять музыку без знания нот [7, с. 70-71].
Свидетельством высокой востребованности мандолины, сосуществовавшей с не менее популярной домрой и в той же степени популярной, являлся высокий уровень продажи инструментов. Так в 1914 году в России было реализовано 580000 щипковых инструментов, главным образом гитар и мандолин, примерно треть из которых были вывезены из-за границы. С 1926 года массовое производство инструментов было налажено на Ленинградской фабрике струнных щипковых инструментов им. А. В. Луначарского, наряду с домрами и балалайками изготавливавшей недорогие мандолины по чертежам итальянских мастеров [7, с. 70-71].
Помимо этого, мандолина была широко распространена также и в деревнях. По свидетельству инструмен-
товеда и этнографа Г. А. Анищенко, в селах Белгородской области довольно часто встречались полуфольклорные инструментальные ансамбли, использующие мандолину: «Исследования в сёлах Теребрено, Прилесье, Графовка, Репяховка, Сергеевка показали, что в районе бытовали инструменты — балалайка, мандолина, гармошка, семиструнная гитара. В Теребрено до войны существовал "струнный хор". В его состав входили балалайка, гитара, мандолина, скрипка, гребёнка, барабан, "соловей" (глиняный свисток). В селах Репяховка, Сергеевка встречались ансамбли, включающие гитару, мандолину, балалайку» [2, с. 3-4]. В 20-30-е годы популярность мандолины наблюдалась не только в Белгороде. Как пишет Е. В. Екимова, по свидетельству фольклористов, путешествовавших с экспедициями по деревням, отнюдь не редки были встречи с людьми, играющими на этом инструменте [2, с. 4].
Произошло так, что к середине XX столетия, когда во всем мире звучал оригинальный классический ман-долинный репертуар, создавались новые сочинения, в России этот инструмент был практически забыт. Культурная политика в этот период изменилась в сторону «борьбы с космополитизмом», а мандолина — инструмент западного, к тому же итальянского происхождения — стала восприниматься как чужеродный объект и была вытеснена русскими народными инструментами. Мандолина пропала из быта, распались многочисленные неаполитанские оркестры, исчез огромный оригинальный пласт инструментальной культуры.
Процесс возрождения исполнительства на мандолине в нашей стране начался в 1970-е годы, а первыми подвижниками в этой сфере стали видные музыканты-домристы. Уже тогда обозначились основные центры, где мандолинное искусство развивалось наиболее активно. В Санкт-Петербурге этот процесс был связан с деятельностью профессора Санкт-Петербургской консерватории Э. Шейнкмана, первого в СССР осуществившего запись мандолинных концертов А. Вивальди, а также участвовавшего в премьерных в нашей стране исполнениях «Серенады» А. Шенберга и балета И. Стравинского «Агон». Также благодаря его творческой деятельности появились многие интересные произведения. Например, по его просьбе в 1975 году композитор Игорь Рогалев написал Концерт для мандолины и камерного оркестра «Доменико Скарлатти». Премьера этого сочинения состоялась в том же году в Ленинграде. Первое исполнение за пределами родины — в Карнеги-Холле (США), дирижер Лазарь Гозман, солист — Э. А. Шейнк-ман. Впоследствии Концерт блестяще исполнил и записал на фирме «Мелодия» А. В. Макаров с симфоническим оркестром под управлением Эдуарда Серова. Название концерта объясняется цитированием тематического материала клавирных сонат Д. Скарлатти [3, с. 10].
В Москве ярым пропагандистом мандолинного исполнительства, внесшим колоссальный вклад в развитие мандолины в России, стал профессор РАМ им. Гнеси-ных, народный артист РФ В. П. Круглов. Еще во время обучения в Санкт-Петербургской консерватории
Вячеслав Павлович увлекся мандолиной, и с тех пор вот уже почти пятьдесят лет с успехом применяет ее наряду с домрой в своей сольной концертной практике. В его исполнении записаны на CD произведения, ставшие классикой мандолинного репертуара. Среди них: четыре концерта А. Вивальди, концерт Й. Гуммеля, произведения японского композитора Я. Кувахары — Диалог и Реквием. Примечательно, что Вячеслав Павлович занимается не только исполнением и пропагандой классического мандолинного наследия и современной музыки для этого инструмента, но и своими профессиональными усилиями, благодаря сотрудничеству, а зачастую дружбе, с современными отечественными композиторами, способствует созданию новых оригинальных сочинений, тем самым внося ценный вклад в развитие мандолинного репертуара. Так появились замечательные произведения К. Волкова, Е. Подгайца, Е. Кожевниковой, И. Манукяна, многие из них стали жемчужинами современного мандолинного искусства. «Мы все — и домристы, и мандолинисты — получили произведение, которое сразу подняло эти инструменты на уровень высоких художественных задач... Это произведение прочно войдет в наш репертуар, как и антологию русской музыки в целом», — пишет Т. И. Вольская в статье «Мир щипковых инструментов» о Концерте для мандолины и камерного оркестра Ефрема Подгайца [1, с. 16]. В 1991 году В. П. Кругловым был создан московский квартет мандолин, состав которого постоянно обновляется, но несменным остается лидер и художественный руководитель ансамбля. Стараниями Вячеслава Павловича с 2006 года мандолина включена в процесс обучения в Российской академии музыки им. Гнесиных в форме факультативного курса, а в 2009 издана первая в России «Школа игры на мандолине» [6].
В Екатеринбурге в 1985 году по инициативе преподавателей музыкального училища В. Жданова и Ю. Панкина был возрожден инструментальный ансамбль «Мандолина», основанный еще в 1931 году В. Знаменским [9, с. 100]. Также с мандолиной тесно связано творчество выдающейся домристки, профессора Уральской консерватории Т. И. Вольской. Проживая за рубежом, Тамара Ильинична всячески старается оказывать помощь своим соотечественникам в вопросах приобретения инструментов, нотной и методической литературы. В 1995 году Т. И. Вольская стала одним из идейных вдохновителей знаменательного мандолинного события — приезда в Екатеринбург для участия в симпозиуме по линии ЮНЕСКО знаменитого японского мандолиниста, композитора и музыкального деятеля Ясуо Кувахары. Тогда в Уральской консерватории прошли концерты, мастер-классы, встречи, прозвучал в авторском исполнении трагический Реквием Кувахары для мандолины и DAT-recorder, а уральский ансамбль «Мандолина» исполнил его знаменитую «Песнь японской осени», получив восторженную оценку композитора [1, с. 15].
В настоящее время в нашей стране процесс возрождения мандолины находится на новом витке своего развития. Инструмент становится все более и более
популярным среди российских музыкантов. Он привлекает внимание как исполнителей, так и современных отечественных композиторов, которые видят в нем массу выразительных возможностей, созвучных эпохе: «Инструмент переосмысливается в корне: это уже не салонное музицирование, не простонародные любительские мелодии и ритмы, нет — мандолина завораживает волшебством сонорных эффектов, серебристыми каплями отдельных звуков в тишине и на удивление контрастной скрежечущей напряженностью аккордов форте, хрипом-шлепом ритмической отбивки на "и", визгом высокой регистровки. Этот инструмент оказался необходимым в палитре выразительных средств композиторов нашего времени», — пишет Т. Вольская в статье «Мир щипковых инструментов» [1, с. 15].
Одним из свидетельств нового этапа развития мандолинного искусства в России является проведение в нашей стране профессиональных конкурсов исполнителей на мандолине. Среди них стоит отметить «Кубок Севера» в Череповце — пожалуй один из самых серьезных международных конкурсов исполнителей на народных инструментах, включающий также и номинацию «мандолина»; Международный конкурс исполнителей на балалайке, домре и мандолине им. П. И. Нечепорен-ко в Москве; Международный конкурс исполнителей на домре и мандолине Вячеслава Круглова в Нижнем Новгороде; Всероссийский конкурс юных исполнителей на классической гитаре и мандолине имени В. М. Деруна в Екатеринбурге. Появляются также и лауреаты международных конкурсов разного уровня, проходящих как в нашей стране, так и за рубежом (Италия, Германия, Япония, США). Данный фактор позволяет говорить о формировании российской исполнительской мандо-линной школы, безусловной особенностью которой является то, что исполнителями на мандолине в нашей стране являются домристы, освоившие родственный инструмент, обладающие крепкой технической базой и получившие серьезное отечественное музыкальное образование.
В сфере обучения игре на мандолине в системе российского музыкального образования в последнее десятилетие также происходят существенные изменения. В августе 2017 года специализация «мандолина» была введена в ФГОС высшего образования. До этого мандолина изучалась и продолжает изучаться преимущественно в форме факультативной дисциплины в большинстве крупных вузов нашей страны. Например, в РАМ им. Гнесиных факультатив существует с 2006 года. Ведет его народный артист РФ, профессор В. П. Круглов. В Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова обучает игре на мандолине заслуженный артист РФ, профессор А. В. Макаров. В Санкт-Петербургском музыкальном училище им. Н. А. Римского-Корсакова — заслуженный артист РФ, профессор А. В. Макаров и преподаватель А. И. Богук. В Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусорского — доцент С. В. Васильева и профессор С. Х. Мусафина. В Новосибирской государственной
консерватории им. М. И. Глинки также разработан учебно-методический комплекс «Мандолина», и желающие могут заниматься факультативно под руководством старшего преподавателя Н. С. Кравец. Набирает популярность инструмент и среди преподавателей музыкальных школ. В последние годы РАМ им. Гнесиных проводит курсы переподготовки по специальности «мандолина», которые пользуются все большим спросом среди преподавателей музыкальных школ, многие педагоги составляют собственные программы и начинают преподавать мандолину в школах как основной инструмент. При этом сохраняется значение основных мандолинных центров2: Москва, Санкт-Петербург, Урал (Екатеринбург, Челябинск, Магнитогорск)3. На юге России мандолина активно развивается в Ростове-на-Дону4 и в Самаре5.
Как уже упоминалось, в 2009 году издана первая в современной России «Школа игры на мандолине», автор которой — профессор РАМ им. Гнесиных В. П. Кру-глов [6]. В этом пособии автор, изучив методику преподавания игры на мандолине в различных странах, представляет обзор разных вариантов посадки, постановки рук и принципов звукоизвлечения и дает читателю право самостоятельно выбирать из них то, что покажется ему убедительным и целесообразным.
Преобладающая долгое время тенденция использования при игре на мандолине преимущественно домровых принципов посадки, постановки и звукоизвлечения в последние годы начинает меняться в сторону осмысления специфики инструмента, его исторического пути, что связано, в том числе, и с изучением опыта зарубежных школ. Мандолинное исполнительство и педагогика имеют богатую историю, традиции, выверенные методические системы, которые относительно недавно стали открываться нашими музыкантами и нуждаются в глубоком изучении.
Большую востребованность среди российских домристов получили мандолинные творческие курсы, регулярно проходящие в Германии и Австрии. Это
объяснимо тем, что именно немецкая школа сейчас занимает лидирующие позиции в мире классической мандолины. Неоценимую помощь в развитии творческих связей и обмене опытом с коллегами этой мандолинной ветви оказывают российские и славянские исполнители, связавшие свою жизнь с мандолиной, окончившие отделение Кельнской высшей школы музыки и оставшиеся жить и работать в Германии. Особенно ценной и интенсивной можно назвать деятельность Натальи Марашовой, которая проводит такие курсы не только за рубежом, но и регулярно приезжает с семинарами, лекциями, мастер-классами и концертами в Санкт-Петербург и Москву6. Кроме того немаловажно то, что Н. Марашова является автором методического пособия на русском языке «10 уроков игры на мандолине» [8], где она в доступной форме передает методический опыт немецкой школы, а в качестве нотных примеров приводит также и близкий нашей публике материал, основанный на народной песенности. Н. Марашова — автор перевода на русский язык книги ведущего в ман-долинном мире профессора Марги Вильден-Хюзген «Барочная мандолина» [16]. Также, помимо Натальи Марашовой, наши перебравшиеся на запад соотечественники Катя Прокопчик, Алла Толкачева, Наталья Корсак, Рада Кривенко, сестры Елизавета и Екатерина Соловей помогают поддерживать контакт с представителями зарубежных традиций игры на мандолине и владеть актуальной информацией в этой области.
Безусловно, стоит отметить и увеличение количества концертов и мастер-классов зарубежных исполнителей на мандолине в нашей стране в последние годы, что способствует творческому обмену информацией в сфере мандолинного исполнительства. Среди таких артистов, например, профессор консерватории в Марселе, исполнитель и композитор В. Бер-Демандер, итальянский мандолинист Э. Капелотто, израильский исполнитель А. Сариэль, знаменитый европейский барочный ансамбль «Arte mandoline» под руководством
2 В Сибири мандолина не преподается в музыкальных школах. Однако, благодаря исполнительской деятельности автора данной работы как сольной, так и в составе дуэта «Resonance» (Н. Кравец, Я. Повольских) Новосибирской филармонии, мандолина регулярно звучит на филармонических сценах и самых разнообразных концертных площадках сибирского региона. Струнный дуэт «Resonance» является лауреатом международных конкурсов и участником фестивалей в Италии, Испании, Японии, России (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск).
3 Важную роль в пропаганде мандолины играет Уральская консерватория. Радостным событием стала покупка этим учебным заведением мандолин японской фабрики SUZUKI, благодаря чему студенты получили возможность заниматься на качественных инструментах. Хочется отметить справедливое стремление уральских музыкантов разграничить принципы звукоизвлечения на домре и мандолине, выявить их отличительные особенности. «Мы, педагоги, преподаём, изучив имеющиеся копии иностранных школ и поняв специфику звукоизвлечения на мандолине. Хотелось бы сказать, что мандолина в технике игры достаточно сильно отличается от домры. И в постановке рук, и в удержании медиатора, и в звукоизвлечении, и в посадке. Поэтому к ней не так уж просто приспособиться», — пишет С. Х. Мусафина на форуме домристов [14].
4 Значительный вклад в развитие мандолинного исполнительства в регионе вносит доцент РГК им. С. В. Рахманинова, солистка и концертмейстер оркестра русских народных инструментов «Дон» Ростовской государственной филармонии, лауреат международных конкурсов А. Орлова.
5 Особое место среди российских мандолинистов занимает последовательница европейской мандолинной школы, выпускница Люксембургской консерватории по классу мандолины профессора Х. К. Муньоса, ныне артистка дуэта «Рандеву» Самарской филармонии, лауреат международных конкурсов, преподаватель игры на мандолине в ДМШ № 1 (г. Самара) О. Раскопова.
6 Помимо прочего в круг активности Н. Марашовой входит ведение группы в социальной сети «ВКонтакте», посвященной общению исполнителей на мандолине, помощи с приобретением качественных инструментов, а также нотной литературы, струн, медиаторов и других сопутствующих материалов, необходимых современному мандолинисту.
мандолиниста Х. К. Муньоса.
Помимо указанных процессов, также усилился интерес к исторически информированному исполнительству, связанному, в том числе, с использованием копий инструментов эпохи барокко и, в частности, с освоением барочной мандолины, что является отражением общеевропейских тенденций. Среди российских исполнителей, двигающихся в этом направлении можно назвать Е. Забайрачную, И. Колосову, Е. Забавскую, Е. Припускову, Н. Пантину, Н. Кравец и др.
Весьма существенные различия немецкой мандолин-ной школы с домровыми представлениями о посадке, постановке рук и звукоизвлечении очевидны при более подробном рассмотрении методических и исполнительских принципов7. Выполнить перестройку с одной технологии на другую оказывается не так просто, и современным домристам необходимо искать точки соприкосновения в игровых принципах и ощущениях в случае совмещения исполнительства на домре с игрой на мандолине, а некоторые технологические особенности мандолинного исполнительства при адаптации их в домровую практику могут оказать также и немалую пользу для музыканта в виде развития большей свободы владения инструментом и гибкости правой руки.
Обобщив вышеизложенное, можно сделать вывод, что для современного этапа характерно сближение мандолинного и домрового исполнительства в нашей стране и свойственное этому процессу взаимовлияние
и взаимообогащение.
В заключение отметим, что обучение игре на мандолине способно оказывать колоссальный вклад в развитие профессиональных навыков исполнителя-домриста. Основным импульсом в этой связи является специфика мандолинного репертуара, поскольку из-за обилия полифонической фактуры в ходе его освоения развивается полифонический слух, умение слышать и дифференцировать фактурные голоса; с частым употреблением классических гармонических последовательностей четырехзвучных аккордов осуществляется мощное развитие гармонического слуха. Изучение истории инструмента и контекста формирования репертуара является мотивом для освоения музыкального искусства в целом, что способствует формированию у исполнителя гибкого логического мышления и умения применять теоретические знания в исполнительской практике. Также освоение мандолины играет значительную роль в практическом аспекте обучения и может помочь по-новому почувствовать свои мышцы и движения, в итоге привести к освобождению игрового аппарата. Кроме того, обращение к этому интереснейшему инструменту открывает большие возможности в сфере международных контактов с коллегами-музыкантами из разных стран, что позволяет не только перенимать лучшие достижения зарубежных школ, но и популяризировать исполнительство на русских народных инструментах, в частности на домре, по всему миру.
Литература
1. Вольская Т. И. Мир щипковых инструментов, домра и мандолина. О месте струнных народных инструментов в современном мире // Народник. № 1 (53). М., 2006. С. 14-16.
2. Екимова Е. В. Мандолина и ее использование в музыке барокко: Квалификационная работа по Специальной педагогической подготовке / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена; науч. рук. доктор искусствоведения, профессор М. А. Лобанов. СПб., 2008. 39 с. (рукопись).
3. Забайрачная Е. В. Особенности звукоизвлечения на мандолине: Квалификационная работа по Специальной педагогической подготовке / Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова; науч. рук. заслуженный артист России, профессор А. В. Макаров. СПб., 2009. 55 с. (рукопись).
4. Звягина С. А. Русский академический оркестр ГТРК «Новосибирск». Новосибирск, 2011. 319 с.
5. Кравец Н. С. Домра и мандолина: анализ исполнительских принципов и современного концертного репертуара: Выпускная квалификационная работа на соискание степени магистра музыкального искусства / НГК им. М. И. Глинки; науч. рук. кандидат искусствоведения, доцент Л. П. Робустова. Новосибирск, 2012. 61 с. (рукопись).
6. Круглов В. П. Школа игры на мандолине. М.: Пробел 2000, 2008. 184 с.
7. Лачинова Т., Припускова Е. Мандолина в зарубежной и
отечественной музыкальной культуре. Краткий исторический очерк // Вопросы музыкознания: Теория. История. Методика: сборник научных статей. Вып. 8. М.: Издательство Московского гуманитарного университета, 2015. С. 60-78.
8. Марашова Н. Десять уроков игры на мандолине. Musicaneo. 2014. 53 с.
9. Мочалова Е. Н. Мандолинное и домровое исполнительское искусство: пути развития и взаимодействия: дис. ... канд. искусствоведения. М., 2018. 148 с.
10. Познанский А. Н. Петр Чайковский: биография. СПб., 2009, Т. 2. 623 с.
11. Семененко О. Культура игры на мандолине в России конца XIX века и ее значение в развитии концертной балалайки В. В. Андреева // Аспирантский сборник. Вып. 7, 2013. С. 76-104.
12.ХарчукЛ. М. 100 лет со дня рождения дирижера, заслуженного деятеля искусств РСФСР Гуляева Ивана Матвеевича // Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области. Новосибирск, 2011 г. — То же: Новосибирский краеведческий портал — http://kraeved.ngonb.ru/node/3705.
13. Штелин Я. Я. Музыка и балет в России XVIII века. СПб.: Союз художников, 2002. 318 с.
14. Где найти школу игры на мандолине? // Сайт «Домрист» — http://domrist.ru/community/forum/f2/t9.html.
15. Sparks P. The Classical Mandolin. Oxford, 1995. 225 p.
16. Wilden-Husgen M. Die Barockmandoline. Grenzland-Verlag Theo Husgen, 2014. 34 s.
References
1. Volskaya T. I. Mir shchipkovykh instrumentos domra i mandolina. O meste strunnykh narodnykh instrumentov vsovremen-nom mire [The world of plucked instruments, domra and mandolin. On the place of stringed folk instruments in the modern world] // Narodnik [Folk Musician]. № 1 (53). M., 2006. P. 14-16.
2. Ekimova E. V. Mandolina i ee ispolzovanie v muzyke barokko: Kvalifikatsionnaya rabota po spetsialnoy pedagogicheskoy podgot-ovke [Mandolin and its use in Baroque music: Qualification paper in special pedagogy] / Rossiyskiy gosudarstvenniy pedagogicheskiy universitet im. A. I. Gertsena; nauch. ruk. Doctor iskusstvovedeniya, professor M. A. Lobanov. SPb., 2008. 39 p. (manuscript).
3. Zabayrachnaya E. V. Osobennosti zvukoizvlecheniya na mandoline: Kvalifikatsionnaya rabota po Spetsialnoy pedagogicheskoy podgotovke [Features of mandolin picking: Qualification paper in special pedagogy] / Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. N. A. Rimskogo-Korsakova; nauch. ruk. Zaslu-zhenniy artist Rossii, professor A. V. Makarov. SPb., 2009. 55 p. (manuscript).
4. Zvyagina S. A. Russkiy akademicheskiy orkestr GTRK «Novosibirsk» [Russian academic orchestra of the Novosibirsk State Television and Radio Company.] Novosibirsk, 2011. 319 p.
5. Kravec N. S. Domra i mandolina: analiz ispolnitel'skih prin-cipov i sovremennogo koncertnogo repertuara: Vypusknaya kval-ifikacionnaya rabota na soiskanie stepeni magistra muzykal'nogo iskusstva [Domra and mandolin: analysis of performing principles and contemporary concert repertoire: Qualification paper for Master Degree (Art of Music)] / NGK im. M. I. Glinki; nauch. ruk. kandidat iskusstvovedeniya, docent L. P. Robustova. Novosibirsk, 2012. 61 p. (manuscript).
6. Kruglov V. P. Shkola igry na mandoline [Mandolin School]. M.: Probel 2000, 2008. 184 p.
7. Lachinova T., Pripuskova E. Mandolina v zarubezhnoy i otechestvennoy muzykalnoy kulture. Kratkiy istoricheskiy ocherk [Mandolin in foreign and domestic musical culture. Brief History] // Voprosy muzykoznaniya: Teoriya. Istoriya. Metodika [Questions of
Информация об авторе
Наталья Сергеевна Кравец E-mail: [email protected]
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки» 630099, Новосибирск, ул. Советская, 31
musicology: Theory. History. Method]: sbornik nauchnykh statey. Vyp. 8. M.: Izdatelstvo Moskovskogo gumanitarnogo universiteta. 2015. P. 60-78.
8. Marashova N. Desyat urokov igry na mandoline [Ten lessons of playing mandolin]. Musicaneo. 2014. 53 p.
9. Mochalova E. N. Mandolinnoye i domrovoye ispolnitelskoye iskusstvo: puti razvitiya i vzaimodeystviya [Mandolin and Domra Performing Art: Ways of Development and Interaction]: Dissertation for the Degree of PhD (Arts). M., 2018, 148 p.
10. Poznanskiy A. N. Petr Chaykovskiy: biografiya [Pyotr Tchaikovsky: biography]. SPb., 2009, V. 2. 623 p.
11. Semenenko O. Kultura igry na mandoline v Rossii kontsa XIX veka i ee znachenie v razvitii kontsertnoy balalayki V. V. Andreeva [The culture of playing the mandolin in Russia at the end of the XIX century and its importance for the development of V. V. An-dreev's concert balalaika] // Aspirantskiy sbornik [Graduate collection]. Vyp. 7, 2013. P. 76-104.
12. KharchukL. M. 100 let so dnya rozhdeniya dirizhera, zaslu-zhennogo deyatelya iskusstv RSFSR Gulyayeva Ivana Matveyev-icha [100th anniversary of the conductor, Honored Artist of the RSFSR Gulyaev Ivan Matveevich] // Kalendar znamenatelnykh i pamyatnykh dat po Novosibirskoy oblasti [Calendar of significant and memorable dates in the Novosibirsk region]. Novosibirsk. 2011. — To zhe: Novosibirskiy krayevedcheskiy portal — http:// kraeved.ngonb.ru/node/3705.
13. Shtelin YA. YA. Muzyka i balet v Rossii XVIII veka [Music and ballet in Russia of XVIII century]. Spb.: Soyuz hudozhnikov, 2002. 318 p.
14. Gde nayti shkolu igry na mandoline? [Where to find a school of playing the mandolin?] // Sayt «Domrist» [The Website «Domra»] — http://domrist.ru/community/forum/f2/t9.html.
15. Sparks P. The Classical Mandolin. Oxford, 1995. 225 p.
16. Wilden-Husgen M. Die Barockmandoline. Grenzland-Verlag Theo Husgen, 2014. 34 s.
Information about the author
Natalia Sergeevna Kravets E-mail: [email protected]
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Novosibirsk State Conservatoire named after M. I. Glinka» 630099, Novosibirsk, Sovetskaya St., 31