Научная статья на тему 'Применение методов практико-ориентированного обучения иностранному языку при формировании готовности к профессиональному общению у будущих специалистов транспортной отрасли'

Применение методов практико-ориентированного обучения иностранному языку при формировании готовности к профессиональному общению у будущих специалистов транспортной отрасли Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
профессиональное общение / готовность / формирование готовности / professional communication / readiness / the formation of readiness

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кожевникова И. Д.

В данной статье рассмотрено применение методов практико-ориентированного обучения иностранному языку при формировании готовности к профессиональному общению у будущих специалистов транспортной отрасли. На основании имеющихся разработок, а также по результатам диагностической оценки результатов обучающихся, были отобраны эффективные в использовании формы и методы их подготовки. которые отражают связь обучения с практикой, задействуют сознательность и активность студентов в обучении. Применение методов практико-ориентированного обучения явилось стимулом для развития основных коммуникативных умений, необходимых для формирования готовности будущих специалистов транспортной отрасли к профессиональному общению на иностранном языке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кожевникова И. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE APPLICATION OF PRACTICE-ORIENTED FOREIGN LANGUAGE TEACHING METHODS AIMED AT THE FORMATION OF FUTURE TRANSPORT INDUSTRY SPECIALISTS’ READINESS FOR THEIR PROFESSIONAL COMMUNICATION

This article deals with the application of practice-oriented foreign language teaching methods aimed at the formation of future transport industry specialists’ readiness for their professional communication. Based on the available developments and the results of a diagnostic evaluation of students’ outcomes, forms and methods of their preparation that were effective in use were selected. These methods reflect the connection of training with practice, involve the consciousness and activity of students in learning. The application of practice-oriented teaching methods influenced on the development of basic communicative skills. These skills are necessary for the formation of future transport industry specialists’ readiness for their professional foreign language communication.

Текст научной работы на тему «Применение методов практико-ориентированного обучения иностранному языку при формировании готовности к профессиональному общению у будущих специалистов транспортной отрасли»

«C@yL@qyiym-J©yrMaL»#19î43),2©19 / PHILOLOGICAL SCIENCES

УДК: 378.4.

Кожевникова И.Д.

Московский государственный технический университет гражданской авиации

Р01: 10.24411/2520-6990-2019-10624 ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБЩЕНИЮ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ТРАНСПОРТНОЙ

ОТРАСЛИ

Kozhevnikova I.D.

Moscow State Technical University of Civil Aviation

THE APPLICATION OF PRACTICE-ORIENTED FOREIGN LANGUAGE TEACHING METHODS AIMED AT THE FORMATION OF FUTURE TRANSPORT INDUSTRY SPECIALISTS' READINESS

FOR THEIR PROFESSIONAL COMMUNICATION

Аннотация

В данной статье рассмотрено применение методов практико-ориентированного обучения иностранному языку при формировании готовности к профессиональному общению у будущих специалистов транспортной отрасли. На основании имеющихся разработок, а также по результатам диагностической оценки результатов обучающихся, были отобраны эффективные в использовании формы и методы их подготовки. которые отражают связь обучения с практикой, задействуют сознательность и активность студентов в обучении. Применение методов практико-ориентированного обучения явилось стимулом для развития основных коммуникативных умений, необходимых для формирования готовности будущих специалистов транспортной отрасли к профессиональному общению на иностранном языке.

Abstract

This article deals with the application ofpractice-oriented foreign language teaching methods aimed at the formation of future transport industry specialists ' readiness for their professional communication. Based on the available developments and the results of a diagnostic evaluation of students' outcomes, forms and methods of their preparation that were effective in use were selected. These methods reflect the connection of training with practice, involve the consciousness and activity of students in learning. The application of practice-oriented teaching methods influenced on the development of basic communicative skills. These skills are necessary for the formation offuture transport industry specialists ' readiness for their professional foreign language communication.

Ключевые слова: профессиональное общение, готовность, формирование готовности

Key words: professional communication, readiness, the formation of readiness

Особенность лингвистической подготовки будущих специалистов транспортной отрасли определена специфическими целями, критериями оценки языковой компетентности, содержанием обучения, а также особенностями профессионально-ориентированного английского языка. Следует отметить, что в любом вузе транспортной направленности целью языковой подготовки является не только соблюдение ФГОС, но и соблюдение международных требований относительно обеспечения соответствующего уровня профессиональной языковой подготовки специалистов, необходимой для осуществления профессиональной деятельности. Обучение английскому языку и приобретение профессиональной языковой компетентности в вузе ориентированы на максимальное сокращение случаев неадекватной коммуникации в ходе выполнения будущей профессиональной деятельности. Принимая во внимание тот факт, что языковой фактор сопутствует транспортным происшествиям, а порой и катастрофам, необходимой задачей вузов и учебных центров в процессе подготовки своих выпускников является не только подготовка к овладению навыками использования английского языка для осуществления профессиональной деятельности,

но и необходимость формирования у них готовности к профессиональному общению, контролю и управлению факторами риска на техническом, психологическом, а самое главное на языковом уровне, что в свою очередь требует выполнения определенных условий связанных с организацией учебного процесса.

Одним из таковых условий явилось подбор оптимальных и эффективных методов подготовки обучающихся, направленных на достижение улучшения процесса их подготовки в условиях ограниченной аудиторной нагрузки и большого объема самостоятельной работы путем исследования и анализа имеющегося опыта практико-ориентированного обучения. В ходе исследования был структурирован и обобщен имеющийся теоретический и методический опыт по данному вопросу. На основании имеющихся разработок, а также по результатам диагностической оценки результатов обучающихся, были отобраны эффективные в использовании формы и методы их подготовки. Особенно актуально было организовать процесс обучения таким образом, чтобы образовательный результат проявлялся в формиро-

РН1ШШ01САЬ 8С1Е1ЧСЕ8 /

вании у студентов собственной внутренней мотивации обучения, мышления, воображения, творческих способностей, устойчивого познавательного интереса. Необходимо было сформировать систему жизненно важных, практически востребованных знаний, умений и практического опыта, что позволило бы будущим выпускникам легко адаптироваться к будущей профессиональной деятельности и относиться к ней активно, творчески. Поэтому траекторией построения языкового образовательного процесса явилось использование практико-ориентированного обучения, представляющего собой единство компонентов содержания языкового образования - общих и профессиональных компетенций; приобретение новых знаний и формирование практического опыта их использования при решении жизненно важных задач и проблем.

Организация практико-ориентированного обучения началась с подбора механизмов воздействия на обучающихся, способствующих развитию способности самостоятельно мыслить, принимать решения, работать в группах, развивать коммуникативные, творческие способности, брать ответственность на себя.

В современных исследованиях выделяются следующие подходы к языковой подготовке обучающихся, успешно зарекомендовавшие себя на практике:

- метод проблемного обучения (И.А. Зимняя, Г.А. Китайгородская, О.С. Виноградова и т.д.) при котором преподаватели и обучающиеся используют самые различные иноязычные источники и средства поиска информации. Отбор текстовых материалов проводится из аутентичных англоязычных источников соответствующего профиля. Особое внимание следует уделять разнообразным речевым и языковым упражнениям, способствующим развитию умения быстро и эффективно извлекать фактическую информацию и осмысливать содержание текстов, при этом языковые явления, подлежащие усвоению, должны быть сведены к минимуму. К таким упражнениям мы относим чтение и понимание технических эксплуатационных характеристик. Задания на выбор слов и фраз, относящихся непосредственно к профессиональной деятельности. Аутентичная научная статья также выступает источником сведений о новейших научных разработках и исследованиях в транспортной отрасли. Это означает, что жанр статьи в большей степени будет соответствовать принципу научности и актуальности, соблюдение которого чрезвычайно важно для формирования у обучающихся представления о современном уровне развития профессионально-производственной культуры. Перед организацией работы с материалом преподавателем озвучивается проблема, формулируется познавательная задача, а затем раскрывается система доказательств. В процессе решения задачи происходит сравнивание различных точек зрения, различных подходов, предлагаются всевозможные способы ее решения;

- метод проектов (Л.И. Палаева, В.В.Копы-лова, М.Ю Бухаркина и т.д.) при котором обучающиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся заданий-проектов в области будущей профессиональной деятельности. При представлении проекта на английском языке с обоснованием его значимости оцениваются не столько знания, сколько усилия обучающихся. Если слабый обучающийся был в состоянии изложить результаты совместной работы группы, стремился ответить на вопросы, значит, цель была достигнута. В технологии образовательного процесса происходит постепенное смещение акцентов на самостоятельность, предприимчивость, активность и изобретательность обучающихся. Применение данного метода актуально при обобщении, закреплении и повторении учебного материала, а также при отработке навыков и умений его практического применения. Особенно значимыми для обучающихся явились практико-ориентированные проекты с использованием тренажерной базы университета, имеющие практическое значение результата, выраженного в материальной форме: определение и исправление поломки двигателя и других частей, и механизмов (например, у механиков);

- использование активных методов обучения (кейс-стади) (А.В. Малаева, Е.В. Егорова, Н.Н.Пис-кунова и т.д.) при которых происходит формирование у обучающихся умений в различных видах речевой деятельности (говорение, чтение, письмо, аудирование), посредством их вовлечения в различные индивидуальные, групповые, коллективные формы обучения, имеющие в большинстве своем интерактивный (направленный на взаимодействие) характер. Кейс-метод близок к проблемному обучению, так как построен на представлении для обучения проблемной ситуации. Содержательный материал обычно представляется в виде текстов, аудио и видеофайлов, что дает возможность проводить работу над различными аспектами языка и формировать у обучающихся такие речевые умения, как восприятие иноязычной информации на слух (аудирование) или чтение. Совместный ситуационный анализ в обучении иностранному языку способствует формированию иноязычной коммуникативной и профессиональной компетентности, поскольку языковая среда моделируется таким образом, чтобы породить благоприятные условия формирования потребности самого обучающегося в использовании иностранного языка как средства межкультурного взаимодействия в условиях профессионального общения. В связи с этим, импле-ментация кейс-метода в учебном процессе являет собой эффективный способ формирования и развития как языковых, так и общих компетенций необходимых для успешного формирования профессионально-личностных качеств будущих специалистов транспортной отрасли;

- использование информационных технологий в обучении иностранному языку (А.В. Барыбин, А.А. Драгунова, С.И. Карандина и т.д.) при которых у обучающихся не только повышается мотивация,

<<ШУШетиМ~^©У©Ма1>#Ш43)),2©1]9 / PHILOLOGICAL sciences

стимулируется познавательная активность, но и формируется та образовательная среда, в которой иностранный язык выступает средством реализации информационных технологий и сбора, хранения, перемещения информации. Внедрение инновационных компьютерных технологий позволяет преодолеть влияние негативных факторов и обеспечить достижение желаемого результата без увеличения количества аудиторных часов на дисциплину и нагрузки преподавателей, оптимизировать учебный процесс как в рамках аудиторных занятий, так и в аспекте самостоятельной работы студентов. К основным взаимным «преподаватель-обучающийся» преимуществам обучения иностранному языку с помощью компьютерных систем можно отнести возможность обучения в индивидуальном темпе, свобода в выборе тематик, возможность применения обратной связи при общении с преподавателем; автономное оценивание работ и фиксирование результатов в ведомости, создание автоматического банка данных; возможность создать веб-сайт курса и управлять доступом к нему так, чтобы только записавшиеся на курс обучающиеся имели возможность просматривать его. [4, с. 117]

Таким образом, основой организации прак-тико-ориентированного обучения будущих специалистов транспортной отрасли является использование таких методов обучения иностранному языку, которые отражают связь обучения с практикой, задействуют сознательность и активность студентов

в обучении. Применение методов практико -ориентированного обучения является стимулом для развития основных коммуникативных умений, необходимых для формирования готовности будущих специалистов транспортной отрасли к профессиональному общению на иностранном языке.

Список литературы

1. Болсуновская Л.М., Миронова В.Е., Искор-кина А.А. Специфика проектной методики в процессе обучения иностранному языку студентов младших курсов неязыковых вузов (на примере национально исследовательского Томского политехнического университета) // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. -№ 2-3. - С. 371-374.

2. Осипова Н.Н. Проблемные методы обучения и методы проблемного обучения иностранным языкам // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т.13, №2 (5), 2011.

3. Павлова Л.В., Вторушина Ю.Л., Барышникова Ю.В. Реализация проблемного подхода в обучении иностранным языкам в парадигме новых ФГОС // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 3.

4. Хакимова, А.А. Использование системы управления обучением MOODLE для организации и проведения контроля при обучении английскому языку / А.А. Хакимова, Л.В. Михалёва // «Язык и культура». - № 2(18). - 2012. - С. 115 - 122.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.