Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ NPD (NEW PRODUCT DEVELOPMENT) В РАМКАХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕДУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ'

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ NPD (NEW PRODUCT DEVELOPMENT) В РАМКАХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕДУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
213
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / МЕТОДОЛОГИЯ / ПРОЕКТНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / РАЗРАБОТКА НОВОГО ПРОДУКТА (NPD) / STAGE-GATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фомин Н.Ю., Яфарова Е.Ю.

Данная статья посвящена проблеме совершенствования методологии управления инновационными проектами. Выдвинута гипотеза, что современный инструментарий NPD (Разработки нового продукта) может дополнить и качественно улучшить типовые процедуры проектного менеджмента. Рассмотрена сущность процессов разработки нового продукта и управления инновационными проектами, представлена структура корпоративного инновационного проекта. Представлена методологическая проблема проектного менеджмента, заключающаяся в переходе между стадиями проекта. В качестве ее решения предложена модель Stage-Gate. Предложена поэтапная процедура реализации инновационного проекта, основанная на современных инструментах NPD. Обозначенная процедура включает пять этапов: исследование-открытие, планирование бизнес-кейса, разработка-исполнение, проверка-контроль, выпуск-завершение. Каждый этап раскрыт с позиции содержания, алгоритма ключевых действий и используемого инструментария.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фомин Н.Ю., Яфарова Е.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF NPD (NEW PRODUCT DEVELOPMENT) METHODS AS PART OF IMPROVING INNOVATION PROJECT MANAGEMENT

This article is devoted to the problem of improving the methodology for managing innovative projects. It is hypothesized that modern NPD (New Product Development) tools can complement and qualitatively improve standard project management procedures. The essence of the processes of developing a new product and managing innovative projects is considered, the structure of a corporate innovative project is presented. The methodological problem of project management is presented, which consists in the transition between the stages of the project. As its solution, the Stage-Gate model is proposed. A step-by-step procedure for implementing an innovative project based on modern NPD tools is proposed. The indicated procedure includes five stages: research-opening, business case planning, development-execution, verification-control, release-completion. Each stage is disclosed from the position of content, the algorithm of key actions and the tools used.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ NPD (NEW PRODUCT DEVELOPMENT) В РАМКАХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕДУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ»

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ NPD (NEW PRODUCT DEVELOPMENT) В РАМКАХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕДУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ

ПРОЕКТАМИ

Н.Ю. Фомин, канд. техн. наук, доцент Е.Ю. Яфарова, магистрант

Нижнекамский химико-технологический институт (филиал) Казанского национального исследовательского технологического университета (Россия, г. Нижнекамск)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-11-2-204-209

Аннотация. Данная статья посвящена проблеме совершенствования методологии управления инновационными проектами. Выдвинута гипотеза, что современный инструментарий NPD (Разработки нового продукта) может дополнить и качественно улучшить типовые процедуры проектного менеджмента. Рассмотрена сущность процессов разработки нового продукта и управления инновационными проектами, представлена структура корпоративного инновационного проекта. Представлена методологическая проблема проектного менеджмента, заключающаяся в переходе между стадиями проекта. В качестве ее решения предложена модель Stage-Gate. Предложена поэтапная процедура реализации инновационного проекта, основанная на современных инструментах NPD. Обозначенная процедура включает пять этапов: исследование-открытие, планирование бизнес-кейса, разработка-исполнение, проверка-контроль, выпуск-завершение. Каждый этап раскрыт с позиции содержания, алгоритма ключевых действий и используемого инструментария.

Ключевые слова: инновационный проект, методология, проектный менеджмент, разработка нового продукта (NPD), Stage-Gate.

В условиях современной мировой политической и хозяйственной конъюнктуры перед российской экономикой встала задача ускорения технологического и инновационного развития. Ее решение является сложным и многоуровневым. На национальном уровне требуется разработка перспективной стратегии инновационного развития, формирование продуктивной национальной инновационной системы, реализация эффективных законодательных, организационных, финансовых и налоговых мер стимулирования и поддержки инновационной деятельности. На мезоэкономическом уровне решение обозначенной задачи связано с реализацией стратегии устойчивого развития отраслей, производственных комплексов и регионов [1], с применением модели «умной специализации» в процессе управления региональным развитием, а также с формированием и функционированием инновационных территориально-производственных кластеров [2, 3].

Наконец, на микроуровне решение задачи инновационного развития напрямую зависит от инновационной активности хозяйствующих субъектов, их способности разрабатывать и доводить до уровня серийного производства новые продукты и реализовывать инновационные проекты. Данная статья фокусируется на исследовании процесса управления инновационными проектами и возможностей его совершенствования на основе применения современных методов NPD (New product development).

Результаты исследования. Процесс разработки нового продукта (NPD) представляет собой набор сложных действий с высокой степенью взаимодействия функциональных областей деятельности предприятия (НИОКР, производство, финансово-инвестиционный менеджмент, управление персоналом, маркетинг и сбыт и др.). NPD ложится в основу стратегического развития предприятий, поскольку именно новые продукты позволяют им осваивать

новые рынки, обеспечивая продление жизненного цикла предприятия и достижение высоких экономических результатов хозяйственной деятельности.

Инновационный проект является не менее сложной категорией, включающей в себя множество элементов. К ним относятся содержание проекта (инновационный

продукт или инновационное управленческое решение, которое необходимо реализовать), ограничения проекта (сроки, стоимость, качество), ресурсное обеспечение (кадровые, финансовые, материально-технические ресурсы) и другие элементы [4]. Структура инновационного проекта представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Структура корпоративного инновационного проекта

Большинство инновационных проектов сегодня связано с созданием, совершенствованием и выводом на рынок продуктов и услуг. В этой связи, управление продуктами и проектами может быть объединено в рамках единых процедур. Современная методология NPD включает в себя типовые методы и процессы, которые можно использовать в качестве инструментария управления проектами. К ним относятся метод Stage-Gate (Стадия-Проход), модель ExPD (исследовательская разработка продукта), модель Booz Allen Hamilton и др.

У управления проектами и управления продуктами есть существенное сходство по части алгоритма действий. Каждая из этих отраслей управленческой деятельности предполагает реализацию поэтапного процесса. Типовые стадии NPD (исследо-

вание/запуск, планирование, исполнение, проверка/контроль, выпуск) и проектного менеджмента (инициирование, планирование, реализация, мониторинг, завершение) характеризуются логическим соответствием [5].

Одной из методологических проблем проектного менеджмента является управление переходом от одной стадии проекта к последующей. Возникают вопросы, когда предыдущая стадия считается завершенной, какие контрольные отметки и параметры могут это идентифицировать, на какие изменения в составе стейкхолдеров следует ориентироваться и каким образом реализовывать поэтапное ресурсное обеспечение проекта. Данная проблема может быть решена с помощью одного из инструментальных методов NPD - stage-gate framework.

Система Stage-Gate представляет собой концептуальный и готовый к использованию план действий для продвижения проекта по разработке нового товара от идеи к запуску. Кросс-функциональные команды должны успешно завершить установленные кросс-функциональные мероприятия в каждой стадии до того, как получить одобрение руководства на переход к следующей стадии. Принцип работы модели заключается в следующем. Создание продукта начинается с идеи и заканчивается успешным запуском нового продукта. Все действия между этими двумя точками могут быть рассмотрены как динамичный процесс [6]. Stage-Gate модель (рисунок 2)

дифференцирует этот процесс на два типа: группа действий / стадия (stage) и точки принятия решений / ворота(gate).

Компании, которые сочетают инструменты проектного менеджмента и NPD, формируют дорожную карту инновационного проекта и балансируют в ее рамках между основными ограничениями проекта: объемами и качеством выполнения работ, сроками их выполнения и стоимостью проекта. В данной ситуации критерием перехода к следующей стадии является достижение оптимальных значений параметров проекта по качеству, срокам и бюджету [7].

Рис 2. Вид модели Stage-gate

На основе синтеза методологии классического проектного менеджмента и модели Stage-gate авторами была предложена поэтапная процедура управления инновационным проектом создания нового продукта, состоящая из 5 этапов.

Этап 1. Исследование-открытие. В первую очередь, выявляется соответствие проекта общей стратегии развития предприятия. Новый продукт должен быть ориентирован на перспективные рынки и предполагать наличие существенных конкурентных преимуществ, которые позволят компании занять необходимую долю рынка. Первый этап охватывает период

между генерацией идеи и ее подготовкой к формальному процессу разработки. Некоторые организации предпочитают проводить 2-3 проверки бизнес-идеи на прочность, прежде чем проект будет официально одобрен.

Чтобы обеспечить коммерческий и технический успех продукта, на данном этапе необходимо учитывать две важные концепции:

1) как производить продукт;

2) как продавать продукт.

Интерфейс данного может включать

типовые инструменты NPD, такие как диаграммы соответствия и развертывание

функций качества (QFD). Данные инструменты позволяют отфильтровать идеи, выбрать среди них оптимальные и довести информацию до проектной команды. Далее исходная информация, в соответствии с методологией проектного менеджмента, должна быть преобразована в параметры проекта, такие как область охвата, цели и риски.

Этап 2. Планирование бизнес-кейса.

На следующем этапе осуществляется планирование хода проектных работ, основных параметров и показателей проекта. Проводится оценка необходимых ресурсов для реализации проекта, прогнозирование расходов и доходов. Рассчитываются показатели эффективности инвестиционного проекта: чистая приведенная стоимость (NPV), срок окупаемости (PP), рентабельность инвестиций (ROI), индекс доходности (IP), внутренняя ставка доходности (IRR). Данные показатели ложатся в основу экономического обоснования проекта [8].

Методология проектного менеджмента предполагает четкое и структурированное планирование работ, которые нужно выполнить для создания продукта, его коммерциализации и достижения проектных целей. Реализации данной задачи может способствовать инструмент WBS (Иерархическая Структура Работ), который предполагает разбиение проекта на промежуточные результаты и формирование плана конкретных мероприятий по их достижению. WBS является основой для подготовки плана управления ресурсами и коммуникациями, а также бюджета проекта. План управления ресурсами помогает определить обязанности и подотчетность заинтересованных сторон. План управления коммуникациями проекта помогает донести нужную информацию до нужных людей в нужное время. Базовые ограничения проекта (объем, время, стоимость) уточняются для конкретных плановых мероприятий и используются в качестве ключевых показателей эффективности (KPI) для оценки эффективности проекта.

Учитывая тот факт, что инновационные проекты характеризуются высокой степенью неопределенности, особое внимание

следует уделять оценке рисков. Необходимо классифицировать риски по видам, вероятности наступления рискового события и уровню возможного ущерба, оценивать количественное влияние рисков на параметры проекта и разрабатывать стратегию реагирования на риски.

Этап 3. Разработка-исполнение. На этапе разработки важно завершить проектирование продукта, определить все технические характеристики и создать функциональный прототип, максимально удовлетворяющий требованиям заказчика. Данные процессы могут быть реализованы с применением инструментов «Анализ видов и последствий отказов конструкций» (DFMEA) и «Дизайн для производства и сборки» (DFMA). На данном этапе важно провести максимум тестов производительности, срока службы и других технических характеристик и параметров качества разработанного продукта. Некоторые компании осуществляют тестирование продукта, предоставляя прототипы клиентам и получая от них отзывы.

С позиции методологии проектного менеджмента правила действий на данном этапе просты: выполнять как запланировано на втором этапе. Помимо соблюдения установленных требований к качеству продукта, важно понимать, каким образом используются ресурсы, наблюдается ли отклонение от плановых расходов, имеется ли ресурсный дефицит. При необходимости может осуществляться изменение параметров и реинжиниринг бизнес-процессов проекта.

Этап 4. Проверка-контроль. На данном этапе осуществляется проверка готовности продукта, оборудования, технологии и персонала к запуску производства. Процедура проверки продукта зависит от многих факторов, в числе которых отраслевые спецификации, спецификации заказчика, эксплуатационные характеристики продукта и другие. В некоторых случаях продукт проверяется заказчиком, например, в автомобильной промышленности. За проверкой продукта следует проверка производства, чтобы гарантировать, что продукт может быть изготовлен в требуемых объемах, с требуемой скоростью и требуемым

качеством. Осуществляется конструкторская и технологическая подготовка производства, проводятся опытно-промышленные испытания.

Этап 5. Выпуск-завершение. Этап выпуска - это фаза, на которой запускается серийное производство продукции. Многое на нем зависит от эффективности маркетинговой политики и сбытовых процедур. На данном этапе решается задача поиска маркетинговых посредников и организации оптимальной логистики. Необходимо выстроить эффективную систему технической поддержки, гарантийного обслуживания и послепродажного сервиса, чтобы повысить репутацию продукта и компании в лице потребителя.

После того как выпуск и реализация продукт организованы необходимо проанализировать результаты проекта, оценить степень отклонения фактических па-

над ошибками и институционализировать полученный опыт.

Заключение. По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что методология проектного менеджмента и разработки нового продукта (NPD) может быть успешно совмещена. Традиционные процедуры управления проектами могут быть дополнены такими инструментами NPD, как Stage-gate framework, QFD, WBS, DFMEA, DFMA и другими. В свою очередь, разработка нового продукта, реализуемая на основании проектного подхода, становится более структурированной и целенаправленной, поскольку данный подход предполагает постоянный мониторинг выполнения требований к качеству, срокам и стоимости проекта, четкое распределение функций между стейк-холдерами и ориентацию на достижение ключевых показателей эффективности.

раметров от плановых, провести работу

Библиографический список

1. Dyrdonova A.N., Shinkevich A.I., Fomin N.Y., Andreeva E.S. Formation and development of industrial clusters in the regional economy // Revista Espacios. - 2019. - Vol. 40 (№ 1). -pp. 21-28.

2. Дырдонова А.Н. Инфраструктурное обеспечение развития территориального кластера // Региональная экономика: теория и практика. - 2011. - №26 (209). - С. 30-36.

3. Адамов Н.А. Стратегия устойчивого развития отраслей, комплексов и регионов России: коллективная монография / Под общ. ред. Н.А. Адамова. - М.: ЭКЦ «Профессор», 2016. - 224 с.

4. Фомин Н.Ю., Яфарова Е.Ю. Развитие системы управления инновационными проектами нефтеперерабатывающего предприятия (на примере АО "ТАНЕКО") // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2022. - №9 (91). - С. 230-234.

5. Зябликова О.А., Танина М.А. Управление инновационными проектами на предприятии: ключевые понятия и особенности // Вестник ГУУ. - 2021. - №4. - С. 44-49.

6. Буиклиский В.В. Методология работы с инновационными проектами за счет short stage-gate // E-Scio. - 2020. - №12 (51). - С. 344-349.

7. Грачева А.Д. Проектный офис как инновационная инфраструктура управления инновационными проектами // Вестник науки и образования. - 2020. - №4-1 (82) - C. 26-33.

8. Борисов А.А., Чернат И.С. Совершенствование оценки экономической эффективности освоения инновационных проектов // n-Economy. - 2020. - №13 (5). - C. 145-150.

APPLICATION OF NPD (NEW PRODUCT DEVELOPMENT) METHODS AS PART OF IMPROVING INNOVATION PROJECT MANAGEMENT

N.Yu. Fomin, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor E.Yu. Yafarova, Graduate Student

Nizhnekamsk Institute of Chemical Technology (branch) Kazan National Research Technological University (Russia, Nizhnekamsk)

Abstract. This article is devoted to the problem of improving the methodology for managing innovative projects. It is hypothesized that modern NPD (New Product Development) tools can complement and qualitatively improve standard project management procedures. The essence of the processes of developing a new product and managing innovative projects is considered, the structure of a corporate innovative project is presented. The methodological problem of project management is presented, which consists in the transition between the stages of the project. As its solution, the Stage-Gate model is proposed. A step-by-step procedure for implementing an innovative project based on modern NPD tools is proposed. The indicated procedure includes five stages: research-opening, business case planning, development-execution, verification-control, release-completion. Each stage is disclosed from the position of content, the algorithm of key actions and the tools used.

Keywords: innovative project, methodology, project management, new product development (NPD), Stage-Gate.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.