Научная статья на тему 'Применение методов фундаментального анализа для оценки состояния авиационной отрасли'

Применение методов фундаментального анализа для оценки состояния авиационной отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
215
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД / АНАЛИЗ / ОЦЕНКА / ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ / ПАССАЖИРООБОРОТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тюняев Алексей Евгеньевич

Рассматривается суть и основные виды фундаментального анализа, а также дается пример применения этих методов для оценки состояния авиационной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLYING METHODS OF FUNDAMENTAL ANALYSIS FOR ASSESSING THE CURRENT STATE OF AVIATION INDUSTRY

Main types and methods of fundamental analysis are discussed, and applied to assessing the current state of aviation industry.

Текст научной работы на тему «Применение методов фундаментального анализа для оценки состояния авиационной отрасли»

2009

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Менеджмент, экономика, финансы

№ 146

УДК 658.511:629.7

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО АНАЛИЗА ДЛЯ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ АВИАЦИОННОЙ ОТРАСЛИ

А.Е. ТЮНЯЕВ

Статья представлена доктором экономических наук, профессором Афанасьевым В.Г.

Рассматривается суть и основные виды фундаментального анализа, а также дается пример применения этих методов для оценки состояния авиационной отрасли.

Ключевые слова: метод, анализ, оценка, воздушный транспорт, пассажирооборот.

Основным объектом изучения фундаментального анализа являются финансовые показатели предприятия, в то время как целью - предсказание будущей стоимости акций и последующего принятия инвестиционных решений. Именно такой подход широко распространен на западе, где фундаментальный анализ (наряду с техническим и другими видами анализа) используется именно для оценки рыночной стоимости акций компании-эмитента.

Таким образом, фундаментальный анализ должен учитывать три основных вида факторов, влияющих на положение компании на рынке: макроэкономические факторы, отраслевые факторы и микроэкономические факторы.

Тем не менее, фундаментальные факторы в полной мере не работают на российском рынке ценных бумаг и, следовательно, с учетом российской специфики, имеет смысл выделить два типа фундаментального анализа1:

- фундаментальный анализ акций;

- фундаментальный анализ предприятия.

Именно второй тип фундаментального анализа имеет смысл для российской экономики и рассматривается в данной статье. При этом здесь упор делается на отраслевые факторы, как связующее звено между макроэкономическими (внешними) и микроэкономическими (внутренними) факторами, влияющими на положение компании на рынке.

В настоящее время гражданская авиация становится одним из ключевых элементов интеграции России в систему международных экономических связей. Как заметил министр Транспорта Российской Федерации И.Е. Левитин в своем докладе на расширенном заседании коллегии Минтранса России «О состоянии и перспективах развития гражданской авиации в Российской Федерации» 11 октября 2006 года: «Авиация имеет особое значение для решения социально-экономических задач и повышения качества жизни населения, особенно дальних магистральных пассажирских сообщениях, в регионах, лишенных средств наземного транспорта».

В первое десятилетие реформ (1992-2000 гг.) в авиационной отрасли были проведены базовые структурные и институциональные преобразования, созданы основы правовой базы, отвечающей рыночной экономике, создана адекватная система государственного регулирования транспортной деятельности. Большинство авиакомпаний были приватизированы, что существенным образом изменило не только подход к управлению этими предприятиями, но и создало сам рынок авиаперевозок.

Рассматривая современное состояние авиационной отрасли, хочется, прежде всего, отметить тот факт, что роль воздушного транспорта как одного из основных пассажироперевозчиков, за последние годы значительно возросла. Об этом свидетельствует рост пассажирооборота именно

1 Ефимов М.В. Фундаментальный анализ эмитентов в инвестиционной и регулятивной деятельности государства на рынке ценных бумаг. Дисс. на соискание ученой степени кандидата экономических наук. (Рукопись). - М., 2001.

воздушного вида транспорта на фоне падения общего пассажирооборота по всем видам транспорта. Эту тенденцию иллюстрирует рис. 1.

Так, в 2007 году пассажирооборот воздушного транспорта составил 111 млрд. пкм, что практически соответствует уровню начала 90-х гг2.

а б

Рис. 1. Пассажирооборот воздушного транспорта (а) и совокупный пассажирооборот (б) в период с 2002-2007 гг.

Для сравнения: в 2002 году пассажирооборот воздушного транспорта составлял всего 64, 7 млрд. пкм. Данный рост происходил на фоне общего снижения пассажирооборота всех видов транспорта. В 2005 году общий пассажирооборот упал на 37 млрд. пкм по сравнению с предыдущим годом. С 2005 по 2007 гг. общий пассажирооборот по всем видам транспорта колебался вокруг отметки 465 пкм.

Таким образом, по данным на 2007 г. воздушный транспорт находится на третьем месте по величине пассажирооборота, после железнодорожного и автобусного транспорта. Спад объемов перевозок, характерный для 90-х годов прошлого столетия, начиная с 2000 года, сменился фазой устойчивого роста. Структура пассажирооборота по видам транспорта общего пользования представлена на рис. 2.

В период с 2001 по 2006 гг. рост авиационных услуг составлял в среднем для пассажирских перевозок 10 % в год, для грузовых - 2,5 % в год при ежегодном экономическом росте экономики страны в среднем на 6,0 %. Хотелось бы также отметить, что весь рост происходил за счет увеличения международных перевозок, которые выросли в 3 раза. Объемы же внутренних перевозок оставались практически неизменными.

К сожалению, в общем грузообороте воздушный транспорт занимает лишь последнее место среди всех видов транспорта. По данным на 2008 г., грузооборот воздушного транспорта равен 3,7 млрд. ткм, и его доля в общем грузообороте составила менее 0,1%. Несмотря на это, за последние годы все же наблюдался незначительный рост грузооборота воздушного транспорта.

Одной из основных проблем гражданской авиации на сегодняшний день является состояние парка воздушных судов. Эксплуатируемая техника не соответствует ни экономическим, ни техническим требованиям сегодняшнего дня. Парк гражданской авиации России является одним из самых устаревших среди развитых стран мира. С начала 1990-х годов, более чем за 15 лет, рос-

2 Здесь и далее цифры приведены на основании данных официального сайта Федеральной службы государственной статистики (www.gks.ru).

сийская авиационная промышленность выпустила всего 36 воздушных судов 1 - 3-го классов. Российские авиационные предприятия работают в условиях крайне низкой загрузки производственных мощностей - по оптимистическим оценкам, около 30%. По данным на 2007 год, в гражданской авиации эксплуатируется 2528 воздушных судов. Тем не менее, авиационные предприятия России более 60% перевозок осуществляют на воздушных судах разработки 60-70-х годов. Около 50% провозной мощности магистрального пассажирского парка воздушного транспорта России обеспечивают воздушные суда, не соответствующие современным международным нормативам по уровню шума на местности, проблема авиационного шума присуща 20 аэропортам и затрагивает интересы около 3 млн. жителей России. Но и этот стареющий парк стремительно сокращается, в то время как средний возраст парка растет. Это говорит о низких темпах его обновления.

Каким же образом осуществляется пополнение авиапарка новой техникой? Прежде всего, за счет закупки бывших в употреблении судов иностранного производства Boeing и Airbus. За последние десять лет в страну было ввезено из-за рубежа 166 бывших в употреблении самолетов.

Они составляют уже около 10% эксплуатируемых воздушных судов страны и выполняют до 30% всех пассажирских авиаперевозок. В следующем году их количество значительно увеличится, а к концу 2010 года, по прогнозам специалистов, объем пассажирских перевозок на воздушных судах иностранного производства превысит 60%. Однако инвестиционный потенциал отрасли для обновления отечественного самолетного парка используется не в полной мере.

Рис 2. Структура пассажирооборота по видам транспорта общего пользования по данным на 2007 г.

Анализ потенциальных клиентов авиапредприятий показал, что из-за дороговизны билетов в сравнении с уровнем доходов основной массы населения гражданская авиация стала в России видом транспорта, которым в основном пользуются наиболее обеспеченные граждане. И это, прежде всего, население Москвы и Санкт-Петербурга, на аэропорты которых, как было упомянуто выше, приходится 4/5 всех пассажирских перевозок. Соответственно, доля летающих граждан в других регионах неуклонно падает. Один за другим исчезают аэропорты на Крайнем Севере, в Сибири, в других районах нашей страны.

Анализируя состояние и структуру рынка авиаперевозок, необходимо отметить, что большая доля авиаперевозок по-прежнему приходится на крупнейшие авиакомпании - так доля 10 авиакомпаний составляет более 65% рынка перевозок пассажиров, а 35 авиакомпаний обеспечивают почти весь объем перевозок пассажиров. При этом общее количество авиакомпаний, оперирующих на российском рынке - 182.

Таким образом, несмотря на то, что в целом состояние авиационной отрасли можно оценить как средней тяжести, проведенный анализ показывает положительную динамику, характерную для отрасли в 2001-2007 гг. Это не в последнюю очередь связано с благоприятной конъюнктурой российской макроэкономики в этот период.

Конечно, текущий мировой кризис внес свои коррективы в этот в целом позитивный процесс. Сокращение издержек и, как следствие, резкое сокращение штата пагубно сказывается на развитии отрасли. Но это уже специфика всей мировой экономики, с которой приходится мириться.

воздушный остальные

В условиях кризиса, ни о каких позитивных изменениях говорить, конечно же, не приходится. Тем не менее, хотелось бы указать следующие факторы, способные положительно повлиять на состояние авиационной отрасли в будущем:

- более эффективное использование инвестиций в основной капитал на воздушном транспорте и наличие поставок в нужных объемах отечественных воздушных судов;

- поддержка развития авиапредприятий, осуществляющих местные перевозки по всей России (в том числе, на Крайнем Севере);

- укрепление рынка авиаперевозок (связанного, в том числе, с консолидацией авиакомпаний и созданием авиационных альянсов).

Можно также констатировать, что в рассмотренном периоде (2001-2007 гг.) в условиях положительных изменений в российской экономике существуют предпосылки для повышения эффективности деятельности, и, как следствие, инвестиционной привлекательности предприятий авиационной отрасли.

ЛИТЕРАТУРА

1. Официальный веб-сайт Министерства транспорта РФ (www.mintrans.ru).

2. "Российская газета" - Федеральный выпуск, №4376 от 30 мая 2007 г.

APPLYING METHODS OF FUNDAMENTAL ANALYSIS FOR ASSESSING THE CURRENT STATE

OF AVIATION INDUSTRY

Tyunyaev A.E.

Main types and methods of fundamental analysis are discussed, and applied to assessing the current state of aviation industry.

Сведения об авторе

Тюняев Алексей Евгеньевич, 1985 г.р., окончил МГТУ ГА (2007), аспирант кафедры менеджмента МГТУ ГА, область научных интересов - фондовый рынок ценных бумаг, менеджмент авиапредприятий, фундаментальный анализ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.