Научная статья на тему 'Применение методов экономического планирования и анализа для управления качеством производственного процесса при ремонте газоперекачивающих агрегатов (ГПа)'

Применение методов экономического планирования и анализа для управления качеством производственного процесса при ремонте газоперекачивающих агрегатов (ГПа) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шалай Виктор Владимирович, Березин Андрей Валерьевич

В статье рассмотрена методика применения методов экономического планирования и анализа качества производственного процесса ремонтных предприятий в целом по газовой отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шалай Виктор Владимирович, Березин Андрей Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение методов экономического планирования и анализа для управления качеством производственного процесса при ремонте газоперекачивающих агрегатов (ГПа)»

УДК 336

В. В. ШЛЛАЙ А. В. БЕРЕЗИН

Омский государственный технический университет

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И АНАЛИЗА

ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА ПРИ РЕМОНТЕ ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩИХ АГРЕГАТОВ (ГПА)_

В статье рассмотрена методика применения методов экономического планирования и анализа качества производственного процесса ремонтных предприятий в целом по газовой отрасли.

В соответствии с теоретическими положениями о системном и процессном подходе для всестороннего и полного представления любой производственной деятельности, в том числе и ремонта ГПА, необходимо четко определить, какие исходные данные положены в основу организации и обеспечения производственного процесса и что будет соответствовать его конечному результату. Решение этой задачи сводится к установлению входных и выходных данных, которые следует осуществлять на этапе планирования.

Действующая нормативно-техническая документация в газовой промышленности выделяет ряд показателей качества ремонта ГПА, которые определяют конечный результат восстановления технического состояния ГПА. К примеру, в [ 1 ] установлен перечень характеристик, которые охватывают только комплекс эксплуатационных характеристик, включающий:

1) температуру подшипников или масла, сливаемого с подшипников;

2) вибрационное состояние (оценивается корпусная вибрация подшипников, относительная вибрация валов, маслопроводов и т. д.);

3) прирост приведенной мощности по отношению к мощности до ремонта — в кВт;

4) удельный расход смазочного масла.

Дополнительно указан гарантийный срок после

вывода из ремонта, который составляет 700 часов наработки.! 1]

Эксплуатационные требования являются результирующими, определяющими конечную цель восстановления технического состояния, но для оценки качества ремонта их недостаточно, так как только на их основе невозможно спрогнозировать длительность достигнутого состояния, построить и организовать деятельность ремонтного предприятия и, тем более нельзя сказать: с помощью каких сил и средств проведен ремонт, в какие сроки, какими финансовыми затратами обеспечен и т. д.

Необходимо использовать как минимум три группы критериев, определяющих качество проведения ремонта:

1) комплекс требуемых значений эксплуатационных характеристик (их обеспечение указывает на достижение восстановительных целей ремонта) ;

2) показатели, установленные с помощью теории надёжности, соответствующие гарантийным целям ремонта;

3) общие организационные характеристики процесса, определяющие порядок, надлежащее исполнение, оперативность проводимых ремонтных работ, затраты материальных, трудовых ресурсов и т. д.

С другой стороны, очевидно, что количество критериев названных выше групп будет многочисленным и может варьироваться в широких пределах для различных типов газоперекачивающих машин, видов и условий ремонта и т. д. Большинство из них практически сложно связать с финансовыми, трудовыми, материальными затратами, обличенными в стоимостную форму. Помимо этого, некоторые критерии весьма трудоемки в определении и требу ют значительных затрат по накоплению, учету и обработке данных, поэтому оценивать и влиять с их помощью на качество ремонтного процесса практически сложно и может быть использовано лишь при решении частных задач. Следовательно, для общего случая необходимо привести оценку качественной стороны ремонта к единому знаменателю. Реализовать это возможно использованием экономических методов анализа.

К достоинствам экономических методов можно отнести их универсальность для различных сценариев ремонта, простоту, очевидность, отсутствие недостатков в источниках исходной информации, возможность ретроспективного, текущего и перспективного применения. Цены и затраты, выраженные в денежных единицах, являющиеся предметом бухгалтерского учета, а также расчеты численности персонала, определение количества запасных частей, периодичности замен узлов и деталей, безразмерные индексы, отражающие аспекты экономической эффективности, удобны для обработки и практического осуществления количественного анализа управления качеством ремонта. Пользоваться экономичес-

кими показателями равно возможно как в абсолютной, так и в относительной формах.

Данные, определяемые на этапе планирования процесса ремонта (входные данные)

Обратимся к общим положениям об организации ремонтных работ, которые широко используются в других отраслях промышленности, например в химической. [3]

Выделение сменных элементов машины. Для качественного выполнения ремонта важно правильно разбить газоперекачивающий агрегат на сменные элементы, исходя из условий проведения работ на компрессорной станции. Это обстоятельство даст возможность однозначно определить объемы работ на компрессорной станции, исходя из имеющихся сил и средств ремонтной бригады, установить состав и квалификацию исполнителей работ на вновь вводимых объектах, а также выявить объемы для проведения восстановительных работ в условиях ремонтной базы. Кроме того, методика расчленения машин на сменные элементы позволяет достигать наименьших затрат труда, времени и средств на ремонт машин, доставку и хранение смежных элементов.

На первом этапе выделяются основные сменные элементы. Как правило, они соответствуют крупным узлам и агрегатам машины. На втором этапе каждый из основных сменных элементов анализируется с точки зрения возможности выделения из его состава дочерних сменных элементов, которые отвечают перечисленным ниже техническим и экономическим требованиям:

а) технические условия должны допускать проведение разборки основного сменного э/емента до уровня, необходимого для демонтажа потенциального дочернего сменного элемента;

б) конструкция потенциального дочернего сменного элемента должна допускать его самостоятельное транспортирование и хранение без ухудшения технических характеристик;

в) технические условия на ремонт основной сменной единицы должны допускать обезличенную замену потенциального дочернего сменного элемента;

г) продолжительность простоя машины при замене дочернего сменного элемента 1'лр должна так соотноситься с продолжительностью простоя при замене основного сменного элемента , чтобы выполнялось условие:

где С°сэ- годовая стоимость хранения основных сменных элементов на складе предприятия, руб; п — число периодов пополнения запаса основных сменных элементов данного типа на складе КС за год; С, — стоимость убытков от часа простоя машины, руб/ч.

Определение наиболее эффективного пути организации ремонта. Эффективность организации ремонта любого оборудования может быть обеспечена применением рассмотренных ниже стратегий профилактических замен (ремонтов) сменных элементов оборудования.

При стратегии стандартных замен (С,) сменные элементы заменяют в обязательном порядке при наработке оборудования ТЛ, 2Тп, 3Тп и т. д. независимо от того, были ли неплановые замены в промежутках между плановыми заменами.

При стратегии индивидуальных замен (C.J сменные элементы заменяют при выработке ими установленного ресурса Тп. Если отказ элемента происходит раньше, то его заменяют в неплановом порядке, а отсчет наработки ведется с момента замены.

При стратегии замен по техническому состоянию (С3) сменные элементы заменяют по мере наработки ими заложенного ресурса, контролируемого с периодичностью iwno изменению параметра технического состояния элемента.

Затраты на замены и контроль состояния, приходящиеся на единицу наработки элемента (удельные затраты), для перечисленных стратегий определяют соответственно по формулам (в руб. на ед. наработки):

С^С,1+С„Н(Т„)/Тп:

Тп

С2 = {C„[l - F(TJ]+ C„F(Tj}/ JF(t)dt,

о

с, = ¡CoOftJ + C^l-Oftjl+C.wJtjj/t,,,,

где С — стоимость плановой замены сменного элемента, руб: С0 — стоимость неплановой замены сменного элемента (при отказе), руб; Ск — средняя стоимость операций контроля технического состояния сменного элемента, руб.; Тп — периодичность плановых замен элемента, ед. наработки; H(TJ - среднее число неплановых замен сменного элемента на интервале Тп (функция восстановления) в условиях стратегии С,; F(TJ — вероятность безотказной работы

сменного элемента на интервале Tn; - средняя

о

наработка сменного элемента в условиях стратегии С2, ед. наработки; — средний фактический ресурс (срок жизни) сменного элемента в условиях стратегии С3, ед. наработки; Q(t(jl) — вероятность отказа сменного элемента за время 1ф м; Q(t)= 1 -F(t); mjtj — среднее количество проверок технического состояния элемента за средний срок жизни.

При всех стратегиях плановых замен средний фактически используемый ресурс элемента i((j меньше среднего ресурса элемента Тср, заложенного при его изготовлении.

Как правило, диагностическая стратегия обеспечивает наиболее эффективное использование заложенного ресурса. Величина t зависит от выбранных значений межконтрольной наработки tM и допускаемого отклонения параметра D0 технического состояния элемента. Если элемент имеет диагностические параметры, контроль которых позволяет получить объективную оценку технического состояния, то сменный элемент следует эксплуатировать и подвергать ремонту, используя стратегию Су

При отсутствии диагностических параметров приходится делать выбор между стратегиями С, и С2. Применительно к одиночному элементу вторая стратегия более экономична, но требует индивидуального учета наработки элемента. При большом количестве однотипных элементов и проведении их групповых замен первая стратегия может оказаться экономически более предпочтительной.

ОиреАеление оптимальной периоличности замены сменных элементов. Оптимальная периодичность замены сменных элементов при ремонтах по стандартной и индивидуальной стратегиям возможно определить с помощью специальных графиков. [3J Для определения оптимальной наработки сменных

элементов до замены Тп необходимо знать: закон распределения наработки сменных элементов до отказа (ресурс), соотношение стоимостей плановой и неплановой замены (ремонта) элементов А0=С/С0 и коэффициент вариации ресурса и=а/Тср, где сг- среднеквадратичное отклонение ресурса сменного элемента, в ед. наработки элемента; Тср — средний ресурс сменного элемента, в ед. наработки элемента.

Расчет стоимостных показателей при определении оптимальной периодичности замен элементов. Общим стоимостным показателем при определении оптимальной периодичности замен элементов и контроля их технического состояния может выступать средняя стоимость плановой (неплановой) замены сменного элемента СЛ, которая в общем виде определяется суммой затрат и убытков:

С=С +С +С,

3 мшп тр у'

где Стт — стоимость материальных затрат; Стр — стоимость трудовых затрат; Су — стоимость убытков от простоя оборудования в случае плановой (неплановой) замены элемента.

Составляющая Скот представляет собой совокупную стоимость всех видов используемых запасных частей, смазочных и других материалов.

Составляющая С представляет собой сумму затрат на оплату труда всех участников работ по замене сменного элемента в плановом порядке или из-за отказа.

Составляющая Су определяет величину убытков от простоя.

Если элемент заменяется из-за отказа, то необходимо дополнительно учитывать материальные, трудовые затраты на устранение вторичных отказов, а также величину убытков от простоя в результате вторичных отказов.

Определение оптимального уровня запаса узлов и деталей. Оптимальный уровень запаса Д0 узлов и деталей оборудования определяется как наименьшее целое значение Я, при котором выполняется соотношение:

со

где Р(х;т) — вероятность того, что потребность в элементах для замены составит х единиц (при среднем спросе за период пополнения — т ед.); а — оптимальный уровень недостаточности запаса (вероятность того, что на интервале пополнения 0, в течение которого средний спрос составляет те д., реальный спрос превысит Я ед.). Выбор Я0производится по номограмме, приведенной в [3].

Избавление от крупных запасов является частью процесса улучшения работы. Управление запасами по принципу «точно вовремя» способствует снижению затрат, уменьшению сроков продолжительности ремонтных циклов, снижению налогового бремени на ремонтные и эксплуатирующие предприятия и позволит освободить значительную часть производственных и складских площадей.

Оценка численности ремонтного персонала. Оценка среднегодовой численности ремонтного персонала Чр ремонтного персонала компрессорной станции может быть произведена по формуле:

1 ™ нп пр' вр пер1

где И^ - годовой объем плановых ремонтных работ по компрессорной станции, чел.-ч; - годовой объем по ликвидации отказов оборудования, чел.-ч;

IУпр — годовой объем прочих работ, выполнеямых ремонтным персоналом компрессорной станции, чел.-ч; Ф - годовой фонд рабочего времени одного ремонтника, ч; К — коэффициент перевыполнения норм выработки. [3]

Прочие характеристики. Прочие характеристики включают: планирование объемов производства, расчет себестоимости ремонтных работ, определение суммы материальных затрат при проведении ремонтных работ, среднегодовую стоимость основных фондов структурного подразделения ремонтного управления (предприятия), значения базовых показателей рентабельности ремонтных работ.

Результирующие данные процесса ремонта (выходные данные)

Показатели, которые будут отражать все доступные для анализа характеристики деятельности производственного предприятия (управления). Особый интерес представляют характеристики в относительных единицах. Наиболее перспективны в этом отношении трендовые показатели.

Трендовые показатели отражают относительные изменения фактического показателя от базового к самому базовому показателю и измеряется в долях единицы, выражают тренд основного показателя — изменение во времени по отношению к базовому (нормативному, среднему, плановому, фактическому прошлогоднему и т. д.) значению основного показателя. [4] С их помощью возможно провести анализ выполнения плана производства, анализ себестоимости продукции, анализ использования материальных ресурсов, анализ организационно-технического уровня, анализ труда, анализ рентабельности.

Анализ выполнения плана производства. Выполнение плана производства ремонтных работ за отчетный период оценивается сопоставлением планового ВП0 и фактического объема производства в плановых ценах ВП^. Трендовый индекс прироста объема по валовому производству ремонтных работ:

ВП„

Анализ себестоимости выполняемых работ.

Трендовый модифицированный индекс плана (лимита) затрат на производство:

и„„3 =

~(3„-3С)

где 30 — плановая себестоимость ремонтных работ за отчетный период, Зп - фактическая себестоимость ремонтных работ.

Анализ использования материальных ресурсов. Трендовый модифицированный индекс материалоемкости при проведении ремонтных работ:

-(МЕ-МЕ1 МЕи

где МЕ0 — базовая материалоемкость при проведении ремонтных работ: нормативная, или плановая, или средняя в отрасли, или фактическая в предшествующем году, МЕ - соответствующая фактическая материалоемкость при проведении ремонтных работ в рассматриваемом периоде:

МЗ

ЛИГ- —100*.

где МЗ — сумма материальных затрат, ВП — валовая стоимость произведенных ремонтных работ.

Анализ организационно-технического уровня. Трендовый индекс фондовооруженности труда:

ФТ -ФТ

ФТ„

где ФТ0 — базовая вооруженность труда, или нормативная, или плановая, или средняя в отрасли, или фактическая в предшествующем году, ФТ — соответствующая фактическая вооруженность труда при проведении ремонтных работ рассматриваемом периоде:

ФТ =

Ф

Трендовый индекс рентабельности затрат на производство ремонтных работ:

Р -Р

ц р _ 3Г1 гЗПо

3П о

где Р3по — базовая рентабельность затрат на произ-

водство ремонтных работ: плановая или фактическая в предшествующем году, р — рентабельность затрат на производство ремонтных работ:

Трендовый индекс рентабельности оборота по валовой стоимости ремонтных работ:

где Ф — среднегодовая стоимость основных фондов, Чп — численность производственного персонала.

Анализ труда. Трендовый индекс производительности труда:

ч„ПТ = -

ПТ - ПТ„

ПТ„

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оп о ,

1 0П о

где Рс>п<] — базовая рентабельность оборота по валовой стоимости ремонтных работ: плановая или фактическая в предшествующем году, Р0п — рентабельность оборота по валовой стоимости ремонтных работ:

где ПТ0 — базовая производительность труда, или нормативная, или плановая, или средняя в отрасли, или фактическая в предшествующем году, ПТ — соответствующая фактическая производительность труда при проведении ремонтных работ в рассматриваемом периоде:

ПТ =

ВП

Анализ рентабельности. Анализ рентабельности возможно проводить на основе четырех трендовых показателей.

Трендовый индекс рентабельности персонала по валовой стоимости произведенных ремонтных работ:

итРПВП

"ВП

Пип О

ПВП О

где РПвпо — базовая рентабельность персонала по валовой стоимости произведенных ремонтных работ: плановая или фактическая в предшествующем году, РПвп — рентабельность персонала по валовой стоимости ремонтных работ:

Р = пвп

ВП-3„

Трендовый индекс фондорентабельности по валовой стоимости произведенных ремонтных работ:

-РФ»

и РФ =РФвп

РФП

где РФВП0 — базовая фондорентабельность по валовой стоимости произведенных ремонтных работ: плановая или фактическая в предшествующем году, РФВП — фондорентабельность по валовой стоимости ремонтных работ:

РФ*п =

ВП-3,

Ф

^■■100%.

3" ВП

С достижением экономического эффекта — уменьшением фактических затрат против плановых — трен-довые показатели будут положительным и будут возрастать. [4]

Определение интегральных и комплексных показателей. Повышение качества ремонтных работ, а, следовательно, и уменьшение производственных затрат, сказывается на эффективности производственной деятельности структурного подразделения организации, а следовательно и самой организации. Эффективность производственной деятельности можно определить с помощью интегральных и комплексных показателей, включающих представленные выше экономические характеристики.

Сводный (интегральный) индекс возможно рассчитать путем суммирования произведений частных трендовых показателей с соответствующими весовыми коэффициентами:

птИ = ВК, • и„ВП + ВК2 ■ иШ13 + ВК, ■ иШ1МЕ + + ВК<-ипФТ + ВК>-итПТ + ВК6итРПвп+ВКгитРФ0П+ВКеитРПл+ВК,.итРо,1 И1

Весовые коэффициенты ВКГ ВК2,..„ ВК0 изначально возможно установить с учетом заключения группы экспертов, а в дальнейшем их следует подвергнуть корректировке при проведении сравнительных исследований, учитывая значимость каждого трендового показателя. После проведения корректирующих процедур необходимо значение сводного (интегрального) индекса определить с учетом новых весовых коэффициентов.

Комплексный показатель эффективности производственной деятельности структурного подразделения ремонтного управления(предприятия):

кТ

пзф. п/1 '

ЛТ - Ч7 нт

ПЛ П ИР

где А1„ - совокупный доход структурного подразделения ремонтного управления (предприятия) от производственной деятельности в период Т; 3]пр - совокупные затраты на производство работ, за исключением амортизации, налогов и сборов, включаемых в состав себестоимости, в период Т; Нтзпр - совокупные налоги сборы и другие обязательные платежи, относящиеся к производственной деятельности, выплачиваемые в период Т; А]пр - среднегодовая стоимость используемых производственных активов структурного подразделения ремонтного управления (предприятия) в период Т (собственные и привлеченные). [5]

Заключение

Оптимизировать входные и выходные данные процесса ремонта возможно по принципу прямой и обратной связи путем их сопоставления, тем самым, представляется возможность достигнуть улучшений по отношению к качеству планирования, организации и проведения ремонтно-восстановительных работ.

Определение входных и выходных данных с помощью экономических показателей (групп показателей) позволит эффективно решать задачи обеспечения и управления качеством в результате осуществления производственной деятельности ремонтными управлениями (предприятиями) и их структурными подразделениями, позволяет сделать более «прозрачными» и контролируемыми производственные затраты, что является залогом экономического успеха этих управлений (предприятий).

Предложенная методика может быть использована как база для сравнительного анализа качества производственного процесса ремонтных предприятий (управлений) в целом по газовой отрасли.

Библиографический список

1. РД 501512-02-2002: Положение о порядке проведения ремонта, замены и реконструкции основного и вспомогательного оборудования КС, выполняемого ПРТУ «Сургутгазэнергоремонт» на объектах ООО « Сургутгазпром», 2002 г.

2. Басовский Л. Е., Протасьев В. Б. Управление качеством: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 212 с.

3. Киселев Г. Ф., Колпачков В. И., Ящура А. И. Система технического обслуживания и ремонта технологического оборудования предприятий по производству минеральных удобрений. — М : Химия, 1991, - 384 с.

4. Семенов С. К. (Астрахань НИПИгаз). Методика экономического анализа деятельности структурного подразделения предприятия. // Журнал «Газовая промышленность», февраль 2005 г.

5. Шамис Л. В. (НИИгазэкономика). Методы оценки эффективности функционирования производственных структур газовой отрасли. // Журнал «Газовая промышленность», февраль 2005г.

ШАЛАЙ Виктор Владимирович, доктор технических наук, профессор, первый проректор. БЕРЕЗИН Андрей Валерьевич, аспирант кафедры стандартизации и сертификации.

УДК 004.78:658.5:338.24(075.8)

А. Л. АХТУЛОВ В. В. СЛОБОДИН

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Раскрывается эффект внедрения современных информационных технологий в управлении ресурсами предприятия.

Введение. Управление предприятием в условиях рыночной конкуренции значительно отличается от управления предприятием в условиях плановой экономики. В настоящее время система управления российскими предприятиями претерпевает серьезные изменения, вызванные по большей части экономической средой. Кроме того, микроэкономическая действительность способствует, а иногда в силу конкуренции даже вынуждает замену методов управления.

Важным фактором совершенствованияуправле-ния и улучшения экономического положения предприятия являются информационные технологии,

предоставляющие множество новых возможностей получения и эффективной обработки информации. Многие российские предприятия активно внедряют корпоративные системы различного назначения. Это системы САПР, системы технологического проектирования, производственного планирования, системы промышленной автоматики, системы, предназначенные для автоматизации бухгалтерского и кадрового учета, управления ресурсами предприятия.

Правильный выбор стратегии автоматизации, типа системы, плана работ по внедрению систем становится при этом важнейшей задачей обеспечения стабильности экономической деятельности предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.