Научная статья на тему 'Применение методологии оптимизации отношений обмена с согласованными экономическими интересами субъектов рынка на примере отрасли телевещания'

Применение методологии оптимизации отношений обмена с согласованными экономическими интересами субъектов рынка на примере отрасли телевещания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
419
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ / MANAGEMENT OF ECONOMIC SYSTEMS / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ОБМЕНА / ECONOMIC EXCHANGE RELATIONS / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / ECONOMIC INTERESTS / РЫНОК УСЛУГ ТЕЛЕВЕЩАНИЯ / THE MARKET FOR TELEVISION BROADCASTING SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скобелев Владимир Леонидович

В статье представлены результаты анализа рыночного спроса и предложения на отраслевом рынке услуг телевещания в России. Применена разработанная автором методология оптимизации экономических отношений рыночного обмена при условии согласования экономических интересов субъектов рынка. Раскрыты особенности оценки спроса и предложения на телевизионном рынке. Даны практические рекомендации по определению гармоничного (оптимального) рыночного состояния телевещательной отрасли на примере данных мониторинга телесмотрения в 1 квартале 2016 года. Определены оптимальные параметры телевизионного рынка и дефицит предложения телевизионного контента, который пользуется спросом аудитории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIPS OPTIMIZATION METHODOLOGYAPPLICATION WITH EXCHANGED ECONOMIC INTERESTS OF MARKET SUBJECTS: THE CASE OF THE TELEVISION INDUSTRY

This article presents the results of the analysis of market demand and supply inthe trade market of broadcasting services in Russia. Developed by the author optimization methodology of economic relations of market exchange is applied, which subject to harmonize the economic interests of market players. Features of the evaluation of supply and demand in the television market are revealed. The paper gives practical guidelines for determining harmonious (optimal) market state of the broadcasting industry illustrated by the TV viewing monitoring data during the 1st quarter of 2016. Also it identifies the optimum parameters of the television market and shortage of television content that is in demand of audience.

Текст научной работы на тему «Применение методологии оптимизации отношений обмена с согласованными экономическими интересами субъектов рынка на примере отрасли телевещания»

ПРИМЕНЕНИЕ

МЕТОДОЛОГИИ ОПТИМИЗАЦИИ ОТНОШЕНИЙ ОБМЕНА С СОГЛАСОВАННЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ИНТЕРЕСАМИ СУБЪЕКТОВ РЫНКА НА ПРИМЕРЕ ОТРАСЛИ ТЕЛЕВЕЩАНИЯ

THE RELATIONSHIPS OPTIMIZATION METHODOLOGY APPLICATION WITH EXCHANGED ECONOMIC INTERESTS OF MARKET SUBJECTS: THE CASE OF THE TELEVISION INDUSTRY

УДК 339.13 : 654.197

СКОБЕЛЕВ Владимир Леонидович

доцент кафедры телевидения Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат экономических наук, доцент, vskobelev0804@gmail.com

SKOBELEV, Vladimir Leonidovich

Associate Professor at the Television Department, Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, vskobelev0804@gmail.com

Аннотация.

В статье представлены результаты анализа рыночного спроса и предложения на отраслевом рынке услуг телевещания в России. Применена разработанная автором методология оптимизации экономических отношений рыночного обмена при условии согласования экономических интересов субъектов рынка. Раскрыты особенности оценки спроса и предложения на телевизионном рынке. Даны практические рекомендации по определению гармоничного (оптимального) рыночного состояния телевещательной отрасли на примере данных мониторинга телесмотрения в 1 квартале 2016 года. Определены оптимальные параметры телевизионного рынка и дефицит предложения телевизионного контента, который пользуется спросом аудитории.

Ключевые слова: управление экономическими системами, экономические отношения обмена; экономические интересы, рынок услуг телевещания.

Abstract.

This article presents the results of the analysis of market demand and supply in the trade market of broadcasting services in Russia. Developed by the author

© Скобелев В. Л., 2017.

Г s ш

ЩтГ

optimization methodology of economic relations of market exchange is applied, which subject to harmonize the economic interests of market players. Features of the evaluation of supply and demand in the television market are revealed. The paper gives practical guidelines for determining harmonious (optimal) market state of the broadcasting industry illustrated by the TV viewing monitoring data during the 1st quarter of 2016. Also it identifies the optimum parameters of the television market and shortage of television content that is in demand of audience.

Key words: management of economic systems, economic exchange relations; economic interests, the market for television broadcasting services.

Автор завершает знакомить читателей с результатами научных исследований, связанных с моделированием поведения компании при условии согласованности экономических интересов участников рыночных отношений обмена, и показывает применение разработанной методологии на примере отраслевого рынка услуг телевещания.

Для решения поставленной задачи потребовалось изучить особенности анализа рыночного спроса и предложения услуг телевещания, так как общепринятая микроэкономическая методология оказалась неприменимой к условиям рынка услуг телевизионных средств массовой коммуникации, экономика которых основана на рекламной финансовой модели, когда основные доходы телевизионной компании образуются за счет выручки от телевизионной рекламы.

Первая особенность связана с вопросом -что считать объемом телевизионных услуг на рынке спроса и предложения?

Спрос и предложение телевизионных услуг реализуется на двух рынках:

1) на рынке, представленном телевизионной аудиторией, где происходит обмен контента на свободное время телезрителей;

2) на рынке, представленном рекламодателями, где происходит обмен услуги телеканала по предоставлению рекламодателю доступа к целевой аудитории на деньги рекламодателя.

То есть товарно-денежные отношения являются не двухсторонними (продавец-покупатель), как на обычных товарных рынках, а

трехсторонними с участием телевещательного канала, аудитории и рекламодателя, действующего через рекламного агента. При этом телевизионный аудиовизуальный продукт является для аудитории содержанием, а для рекламодателя - рекламоносителем. Аудитория в товарно-денежные отношения обмена не вступает. Таким образом, свободное время аудитории, предназначенное для медиапотребления (телесмотрения) контента и являющееся экономическим ресурсом, оценивается и оплачивается рекламодателем, формируя конечный результат экономической деятельности телевещательного канала на этом рынке [1, с. 23].

Объем услуг телевещания конкретного телеканала, конкретной телепрограммы за анализируемый период времени нужно определять в натуральных единицах измерения, а именно: в человеко-минутах (человеко-часах) телесмотрения.

На рынке спроса объем услуг за анализируемый период определяется:

• для аудитории как фактический объем телесмотрения QdTC(, который соответствует показателю охвата общей аудитории зрителей телеканала Reach , , тыс. чел.-мин:

общ

i=nj=T

ЯеасЪ0бщ = Qdфтс = Лбщ ' Z Z ai' tj,

i=1 j=t

где Аобщ - общее количество аудитории зрителей, охваченных телепрограммой телеканала, тыс. чел.;

а. - удельный вес i-й группы телезрителем, смотревших телепрограмму t-е количество минут;

i = 1,2,3...n - номер группы аудитории;

t. - 1,2,3...Т- j-е количество минут телесмотрения в i-й группе аудитории;

• для рекламодателей как фактический объем телесмотрения целевой аудитории Q, ,, тыс. чел.-мин:

^ацтсф

Qd^ = АЦф ' ТЦф ,

где Аф - фактическое количество целевой, с точки зрения рекламодателей аудитории, тыс. чел.;

Тцф - время телесмотрения целевой аудитории, мин.

Количество фактической и целевой аудиторий, смотревших телепрограмму, имеют разные значения. Естественно первых больше, чем вторых. Их измерение зависит от целевого подхода к медиаисследованиям. Сложившаяся практика медиаисследовательской компании ТНС Медиа, России, являющейся пока монополистом на российском рынке, более ориентирована на мониторинг телесмотрения целевой аудитории, хотя замеряется и вся аудитория.

На рынке предложения объем услуг телевещательных каналов имеет ту же размерность (Qsi-сф, тыс. чел.-мин), но должен определяться с учетом следующих особенностей, которые практики медиаизмерений не принимают во внимание, а именно:

• объем рыночного предложения не связан с количеством хронометража произведенной и выпущенной в эфир аудиовизуальной продукции телеканала, также как и со временем вещания за сутки;

• объем рыночного предложения характеризуется временем возможного телесмотрения целевой аудитории, ожидаемого рекламодателями с определенной вероятностью рптс, равной значению общего рейтинга всех телеканалов на рынке (р = Total TVR, %) в ана-

г ^г птс '

лизируемый период времени, о чем будет сказано чуть ниже.

Количество потенциально возможной аудитории, которая охватывается предлагаемым

контентом, как и вероятность потенциального телесмотрения этой аудитории, у каждого телеканала одинаковая за одинаковый анализируемый период времени.

Вторая особенность связана с определением ценности телесмотрения телевизионного контента и размещения рекламы. Ценность телесмотрения выступает в качестве ценового механизма рыночных экономических отношений телеканала, аудитории и рекламодателя, но выражается не в стоимостной форме цены спроса и предложения как на обычных товарных рынках, а через общепринятый це-нообразующий фактор телесмотрения - телевизионный рейтинг TVR.

Рейтинг конкретного контента конкретного телеканала в анализируемый период времени (не менее 1 минуты) определяется в процентах как отношение фактически охваченной целевой аудитории, смотревшей рекламу, к потенциальной аудитории, имеющей техническую возможность смотрения, количество которой соответствует генеральной совокупности исследуемого населения. Телевизионный рейтинг характеризует ценность аудиовизуальных продуктов как рекламоносителей, а его зависимость от объема телевизионных услуг за анализируемый период времени показывает функцию спроса на рынке телевизионной рекламы для конкретного рекламодателя.

Рейтинг телесмотрения конкретного телезрителя, конечно, не оценивается, поэтому максимальный рыночный объем спроса телевещательных услуг распространяется на всю аудиторию телезрителей, находящихся с включенными телеприемниками. Ценность максимального рыночного спроса характеризуется показателем общего рейтинга Total TVR. Total TVR выражается в процентах отношением аудитории телезрителей, смотрящих любые телеканалы, к количеству всех потенциальных зрителей генеральной совокупности:

TotalTVR = Лобщ • 100%, Лгс

где Ао6щ - общая аудитория телезрителей всех каналов, тыс. чел.;

Агс - аудитория генеральной совокупности, тыс. чел.

Генеральная совокупность аудитории в России включает в настоящее время население в возрасте 4+ (четыре и более лет), проживающее в городах с численностью жителей более 100 тысяч человек (100+), имеющее техническую возможность телесмотрения. Из генеральной совокупности формируется телевизионная панель (группа респондентов для медиаисследования). Одномоментное значение Total TVR представляет собой сумму общих рейтингов телепрограмм всех телеканалов. В краткосрочном периоде (до 1 года) можно считать общий рейтинг всех каналов в каждом внутрисуточном тайм-слоте, дне недели, месяце и сезоне постоянным.

Другим ценовым фактором телепотребления является доля телевизионной аудитории Share, определяемая в процентах как отношение фактической целевой аудитории, которая смотрит телепрограмму конкретного телеканала, к общей аудитории зрителей (аудитория с включенными телеприемниками) в анализируемый период времени. Телевизионная доля характеризует ценность контента для целевой аудитории, а зависимость телевизионной доли от объема телевизионных услуг показывает функцию спроса на рынке контента. Максимальная одномоментная рыночная доля аудитории на рынке телевещания, равная 100%, складывается из телевизионных долей всех телеканалов.

Телевизионный рейтинг и доля целевой аудитории не применимы для практической оценки и анализа спроса и предложения всей аудитории по двум причинам:

1) они не сопоставимы, так как будучи относительными величинами, имеют разные базы (при расчете рейтинга фактическая целевая аудитория относится к аудитории генеральной совокупности, а при расчете телевизионной доли - к целевой аудитории телезрителей);

2) рейтинг контента для целевой аудитории не отражает ценности спроса на контент для всей смотрящей аудитории, а именно такой рейтинг представляет интерес для телевещательного канала.

Чтобы исключить эти недостатки, предлагается для анализа спроса использовать показатель

ценности контента для всей, а не только для представителей целевой аудитории, и применять соответствующую функцию спроса как зависимость рейтинга аудитории от объема телесмотрения за анализируемый период времени.

Величина такого рейтинга, характеризующего ценность контента конкретного телеканала для охваченной его контентом аудитории, определяется как показатель охвата общей аудитории телеканала ReachТВк в процентах:

Rech

А

ТВк

= общТВк -100%,

Аг

где Ао

общая аудитория телезрителей

общТВк

телеканала, тыс. чел.;

Агс - аудитория, соответствующая генеральной совокупности, тыс. чел.

Зависимость ReachТВк = f(Qdтсф) представляет функцию спроса фактической аудитории на контент телеканала.

Если в результате мониторинга показателей телесмотрения измерялся рейтинг эфирных событий для всей аудитории, то принимается для анализа его фактическое значение.

Ценность рыночного предложения телеканала в анализируемом периоде времени характеризуется вероятностью потенциального телесмотрения рптс. Ее величина соответствует общему рейтингу всех телеканалов и определяется как отношение фактического телевизионного рейтинга TVRцф и доли целевой телевизионной аудитории Shareцф телепрограммы конкретного канала в процентах:

рптс

TVR л. А г-

А-100% = Азобщ-100%,

Share

цф

Аг

где TVRцф и Shareцф - телевизионный рейтинг и доля целевой аудитории, %; А , и А - целевая общая и потенциальная

цобщ гс

аудитория генеральной совокупности населения, имеющая технические возможности телесмотрения, в анализируемом периоде времени, тыс. чел.

Зависимость вероятности потенциального телесмотрения от объема предложения теле-

вещательных услуг канала в одинаковые, но разновременные тайм-слоты, показывает функцию предложения.

Следует отметить, что значения телевизионного рейтинга и доли при построении функций спроса и предложения конкретной телепрограммы телеканала следует отбирать только для одинаковых внутрисуточных тайм-слотов и одинаковых дней недели за анализируемый период, произведя их предварительную сортировку по убыванию при определении функции спроса ТУЯЛцф = /(0Лцтсф, 8кагвЛцф = f(Qdц) и по возрастанию при определении функции предложения рптс= /(05цтсф) [2, с. 103]. Такое ранжирование показателей телесмотрения телепрограммы телеканала обосновано тем, что медиапотребительское поведение и способы телесмотрения аудитории в одинаковые тайм-слоты и дни недели за анализируемый период (месяц, квартал, сезон, год) являются практически постоянными, так как остается неизменной цикличность жизнедеятельности телезрителей.

Продемонстрируем применение предложенного метода оценки и анализа рыночного спроса и предложения телевещательных услуг на практическом примере среднесуточных показателей телесмотрения 46 телеканалов (20 общедоступных обязательных эфирных каналов и 26 тематических телеканалов), взятых из данных мониторинга ТНС Медиа, Россия за 1 квартал 2016 г. [3] и уточненных автором.

Среднесуточная аудитория генеральной совокупности составила 68 952 тыс. чел. Общая среднесуточная целевая аудитория на российском рынке составила 12 808 тыс. чел., из них фактическая общая аудитория 46 телеканалов -11 937 тыс. чел. (93,2%). Общая фактическая, охваченная контентом в среднем за сутки, аудитория телезрителей 46 телеканалов составила 28 189 тыс. чел. (40,9% от аудитории генеральной совокупности), из них 12 808 тыс. чел. - целевая аудитория.

На основе данных среднесуточного телесмотрения (таблица 1) произведен расчет параметров функций рыночного спроса и предложения услуг телевещания (таблица 2). Далее будем обозначать объем спроса и предложения телесмотрения Qтс.

Перейдя от телевизионного рейтинга и доли телеканалов, характеризующих ценность контента для целевой аудитории (таблица 1), к показателям общего охвата, характеризующим ценность услуг телесмотрения контента телеканалов для всей аудитории зрителей (таблица 2), мы видим иную «картину» состояния спроса и его взаимодействия с предложением.

Свои позиции первой тройки сохранили только каналы Первый, Россия 1 и НТВ, все остальные каналы изменили свои ранги. Например, рейтинг и доля ТНТ с четвертого места переместились на шестое, Пятый канал с пятого места переместился на седьмое, РенТВ с шестого поднялся на четвертое место, тематический канал Disney опустился с пятнадцатого на двадцатое место, канал CARTON NETWORK с сорокового места спустился на последнее сорок шестое и т. д. Равновесное состояние рынка для всей аудитории телезрителей соответствует девятой позиции канала Россия 24, но этот же канал по рейтингу и доле для целевой аудитории находится на одиннадцатом месте.

Используя расчетные данные таблицы 2, покажем на графике (рисунок 1) оценку и взаимодействие спроса и предложения на рынке телевещательных услуг.

Синяя линия с функцией рптс = f(Q ) показывает одномоментную линию рыночного предложения. Красная линия, соответствующая функции Reach^ = f(QTC), показывает функцию спроса аудитории телезрителей. Красная жирная линия Linear показавает линию тренда среднесуточного охвата аудитории в виде линейной функции спроса. Оптимальному состоянию рынка с позиции частных экономических интересов соответствует точка равновесия Q = 185 522 тыс. чел.-ч объема

.г ^етс

услуг телевещания.

В область охвата аудитории, превышающего вероятность потенциального телесмотрения целевой аудитории рептс = Total TVR > 18,57%, т. е. в интервале объемов услуг телесмотрения от нуля до равновесного объема Q = = 185 522 тыс. чел.-ч, попали 9 телеканалов (Первый, Россия 1, НТВ, Рен ТВ, СТС, ТНТ, Пятый канал, ТВЦ и Россия 24), которые можно считать высокодоходными. Осталь-

Таблица 1

Показатели телесмотрения 46 телеканалов в 1 квартале 2016 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ п/п Телеканал Среднесуточная доля, % Среднесуточное смотрение населения, мин Среднесуточное смотрение зрителей, мин Среднесуточный охват (фактическая аудитория), тыс. чел. Среднесуточный охват, % Фактическая целевая аудитория телезрителей, тыс. чел. Среднесуточный рейтинг, %

1 Первый 13,00 35 85 28189 40,88 1665 2,41

2 Россия 1 12,68 34 88 26471 38,39 1624 2,36

3 НТВ 9,44 25 83 20976 30,42 1209 1,75

4 ТНТ 6,32 17 71 16352 23,72 809 1,17

5 Пятый канал 5,47 15 64 15730 22,81 701 1,02

6 Рен ТВ 5,13 14 55 17119 24,83 657 0,95

7 СТС 4,96 13 55 16671 24,18 635 0,92

8 ТВЦ 3,62 10 45 14692 21,31 464 0,67

9 Домашний 3,12 8 51 11300 16,39 400 0,58

10 ТВ-3 2,83 8 47 11098 16,10 363 0,53

11 Россия 24 2,41 6 34 12994 18,84 309 0,45

12 Звезда 2,38 6 40 10891 15,80 305 0,44

13 Карусель 2,26 6 59 7116 10,32 289 0,42

14 МАТЧ ТВ 1,86 5 40 8654 12,55 238 0,35

15 Канал Disney 1,54 4 50 5706 8,28 197 0,29

16 Пятница 1,51 4 32 8749 12,69 193 0,28

17 Россия К 1,29 3 26 9087 13,18 165 0,24

18 ЧЕ 1,14 3 27 7720 11,20 146 0,21

19 МУЛЬТ 0,99 3 66 2782 4,03 127 0,18

20 Дом Кино 0,98 3 45 4047 5,87 126 0,18

21 Ю 0,94 3 32 5444 7,90 120 0,17

22 Русский роман 0,79 2 58 2540 3,68 101 0,15

23 МИР 0,71 2 21 6159 8,93 91 0,13

24 СТС LOVE 0,61 2 40 2825 4,10 78 0,11

25 ОТР 0,60 2 16 6943 10,07 77 0,11

26 Муз ТВ 0,52 1 22 4304 6,24 66 0,10

27 NICKELODEON 0,49 1 65 1389 2,01 63 0,09

28 2х2 0,46 1 35 2402 3,48 59 0,09

29 Русский детектив 0,40 1 68 1077 1,56 51 0,07

30 ТНТ 4 0,40 1 31 2341 3,40 51 0,07

31 DISCOVERY 0,39 1 26 2717 3,94 50 0,07

32 TV 1000 Русское кино 0,38 1 18 3892 5,64 49 0,07

33 TV 1000 0,34 1 22 2616 3,79 44 0,06

34 RU.TV 0,32 1 24 2483 3,60 41 0,06

Окончание таблицы 1

№ п/п Телеканал Среднесуточная доля, % Среднесуточное смотрение населения, мин Среднесуточное смотрение зрителей, мин Среднесуточный охват (фактическая аудитория), тыс. чел. Среднесуточный охват, % Фактическая целевая аудитория телезрителей, тыс. чел. Среднесуточный рейтинг, %

35 TV 100 Action 0,30 1 30 1903 2,76 39 0,06

36 РБК ТВ 0,30 1 17 3378 4,90 39 0,06

37 CARTON NETWORK 0,30 1 66 823 1,19 38 0,06

38 Life News 0,27 1 19 2609 3,78 35 0,05

39 Русский бестселлер 0,27 1 50 961 1,39 34 0,05

40 Настоящее страшное кино 0,25 1 38 1192 1,73 32 0,05

41 Animai Planet 0,23 1 18 2336 3,39 29 0,04

42 СПАС 0,21 1 13 2867 4,16 27 0,04

43 Моя Планета 0,21 1 13 2867 4,16 27 0,04

44 EUROSPORT 0,21 1 29 1338 1,94 27 0,04

45 EURO NEWS 0,19 1 13 2656 3,85 24 0,03

46 Nation Geographic 0,18 0,8 19 1725 2,50 23 0,03

Таблица 2

Расчетные параметры функций рыночного спроса и предложения услуг телевещания в 1 квартале 2016 г.

№ п/п Телеканал Среднесуточный объем телесмотрения, Q , тыс. чел.-ч Кумулятивный среднесуточный объем телесмотрения, EQ , тыс. чел.-ч Среднесуточный охват аудитории смотрением, Reach,,, % Вероятность потенциального телесмотрения, Р , % r штс'

1 Первый 39934 39934 40,88 18,58

2 Россия 1 38824 78759 38,39 18,58

3 НТВ 29017 107775 30,42 18,58

4 Рен ТВ 19350 127125 24,83 18,58

5 СТС 16779 143904 24,18 18,58

6 ТНТ 15692 159596 23,72 18,58

7 Пятый канал 15282 174878 22,81 18,58

8 ТВЦ 11019 185897 21,31 18,58

9 Россия 24 9605 195502 18,84 18,58

10 Домашний 8693 204195 16,39 18,58

Окончание таблицы 2

№ п/п Телеканал Среднесуточный объем телесмотрения, Q , тыс. чел.-ч Кумулятивный среднесуточный объем телесмотрения, EQ , тыс. чел.-ч Среднесуточный охват аудитории смотрением, Reach,,, % Вероятность потенциального телесмотрения, Р , % r штс'

11 ТВ-3 7363 211559 16,10 18,58

12 Звезда 7261 218819 15,80 18,58

13 Россия К 6997 225817 13,18 18,58

14 Пятница 5769 231586 12,69 18,58

15 МАТЧ ТВ 4755 236341 12,55 18,58

16 ЧЕ 4666 241007 11,20 18,58

17 Карусель 3938 244945 10,32 18,58

18 ОТР 3474 248419 10,07 18,58

19 МИР 3060 251479 8,93 18,58

20 Канал Disney 3035 254514 8,28 18,58

21 Ю 2903 257418 7,90 18,58

22 Муз ТВ 2455 259873 6,24 18,58

23 Дом Кино 2156 262029 5,87 18,58

24 TV 1000 Русское кино 1883 263912 5,64 18,58

25 РБК ТВ 1851 265764 4,90 18,58

26 СПАС 1578 267342 4,16 18,58

27 Моя Планета 1505 268847 4,16 18,58

28 СТС LOVE 1401 270248 4,10 18,58

29 МУЛЬТ 1221 271468 4,03 18,58

30 DISCOVERY 1210 272678 3,94 18,58

31 EURO NEWS 1177 273855 3,85 18,58

32 TV 1000 1168 275023 3,79 18,58

33 Life News 959 275982 3,78 18,58

34 Руссий роман 993 276975 3,68 18,58

35 RU.TV 952 277927 3,60 18,58

36 2х2 957 278884 3,48 18,58

37 ТНТ 4 905 279789 3,40 18,58

38 Animai Planet 826 280615 3,39 18,58

39 TV 100 Action 801 281416 2,76 18,58

40 Nation Geographic 755 282171 2,50 18,58

41 NICKELODEON 701 282872 2,01 18,58

42 EUROSPORT 621 283493 1,94 18,58

43 Настоящее страшное кино 621 284114 1,73 18,58

44 Русский детектив 647 284761 1,56 18,58

45 Русский бестселлер 575 285336 1,39 18,58

46 CARTON NETWORK 546 285883 1,19 18,58

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

50,00

Среднесуточный охват аудитории смотрением, % Вероятность потенциального телесмотрения, % Линейная (Среднесуточный охват аудитории смотрением, %)

Рисунок 1

Взаимодействие спроса и предложения на рынке телевещательных услуг

ные телеканалы отличаются рентабельностью ниже равновесного значения или низкой рентабельностью, или убыточностью. Точке равновесия соответствуют оптимальные параметры телесмотрения для целевой аудитории: среднесуточный рейтинг TVReцф = = 0,45% и среднесуточная телевизионная доля Share , = 2,41%.

ецф

Взаимодействие спроса и предложения услуги телевещания в равновесном рыночном состоянии обусловлено частными экономическими интересами участников рынка, основным из которых является максимизация прибыли. Такими участниками рынка являются: телевещательные каналы, аудитория и рекламодатели, а также государство в лице органов государственной власти, регулирующих рынок. Институциональная роль государства состоит в обеспечении благоприятных условий («правил игры»), которые позволят согласовать и максимально реализовать как частные, так и общественные (коллективные) интересы.

Таким образом, решая экономическую задачу оптимального планирования телеканалов в системе рынка, необходимо выполнять условие согласования и частных, и коллективного

интересов, которым сответствуют разные точки рыночного равновесия. Для решения этой задачи предназначена методология, разработанная автором. Покажем ее применение на рассмотренном выше примере состояния рынка услуг телевещания, а именно:

• определим равновесное состояние с учетом коллективного интереса, приведенного к частному экономическому интересу, то есть с согласованными интересами;

• определим с учетом согласованности частных и коллективного интересов диапазон объемов спроса и предложения телевещательных услуг, находящийся между точками равновесия;

• определим параметры гармоничного (оптимального) состояния рынка.

Для простоты решения этой задачи применим не сложную полиномиальную функции спроса, а простую линейную, при этом ошибка достоверности аппроксимации составит 1,7%:

• функция спроса - ЯвасН^ = 49,723 -- 0,0002 • О ;

• функция предложения - роттс = 18,575.

Решение покажем на рисунке 2. Для удобства унифицируем названия показателей и функций. Заменим понятие ценности на цену,

учитывая что рейтинговые показатели являются ценообразующими факторами: роттсЮтс) = = к(Qтс) - функция цены предложения, соответствующая частным и коллективному интересам; Reachdф(Qтс) = Pd(Qтс)ч - функция цены спроса в системе частных экономических интересов; Pd(Qтс)(ч-к) - функция цены спроса в системе частных интересов, приведенная к системе коллективного интереса; Pмd(Qтс)ч и Pмs(Qтс)ч - функции эквивалентной цены спроса и предложения в системе частных интересов; P ,(Q ) и P (Q ) - функции

^ ма^ ^тс7 ч-к мsv ^тс7ч-к т/ ^

эквивалентной цены спроса и предложения, соответствующие частным интересам, приведенные к системе коллективного интереса.

При моделировании отношений обмена ценовой механизм был дополнен «эквивалентными» ценами спроса и предложения товара л и денег у при условии проведения «эквивалентного обмена». Под «эквивалентным обменом» понимается такой его итоговый результат, при котором субъект рынка, заплатив деньги и получив товар (продав товар и получив деньги), ничего не выигрывает и ничего не проигрывает. То есть излишки у потребителя и

продавца (избыточный спрос и на товар, и на деньги) равны нулю. В отличие от абстрактной рыночной модели, в реальной экономике наблюдается только неэквивалентный обмен. Он характеризуется такими отношениями распределения, при которых отдельные эффективные субъекты рынка получают прибыль за счет того, что другие субъекты терпят убытки. В средней же ситуации (для среднерыночной стоимости «редуцированного труда») по национальному хозяйству или отрасли в целом сумма прибыльных и убыточных отклонений у субъектов рынка всегда равна нулю [4, с. 32].

В точках равновесного состояния в системе частных экономических интересов (точка слева) и коллективного институционального интереса, приведенного к частным (точка справа), все перечисленные функции пересекаются.

На рисунке 2 видно, что если от точки частного рыночного равновесия, соответствующего 0етс(ч) = 155 600 тыс. чел.-ч перейти к равновесию в системе согласованных частных экономических и коллективного институционального интересов, то точка равновесия сдвигается вправо, ей соответствует увели-

Рисунок 2

Взаимодействие рыночного спроса и предложения услуг телесмотрения в системе согласованных интересов

чение рыночных объемов услуг телевещания (телесмотрения) до Овтс(ч к)= 240000 тыс. чел.-ч.

Это означает, что 16 из 46 телеканалов данной выборки являются социально и экономически востребованными всеми участниками рынка и, соответственно, являются эффективными. Тогда как в системе частных экономических интересов, не согласованных с коллективным интересом, востребованными и эффективными считались бы только 9 телеканалов.

После расчета равновесных объемов услуг телевещания определим диапазон гармоничного состояния рынка, для чего произведем расчет комплекса показателей уровня развития экономической системы телевизионного рынка с согласованными экономическими интересами ее субъектов, который определяется в виде коэффициента волновой пульсации к [5, с. 99-100]:

3 • ln(-

1

)

k = ln(-1 (П(Qtc ) ) •

ln( A) J

1

ln(2 / 3)

где 1(п(Отс) - функция импульса частных экономических интересов, приведенного к импульсу коллективного интереса (устанавливает зависимость от объема услуг и количества оборотов в процессе обмена в анализируемом периоде);

А = 240,24 - максимальное значение коэффициента волновой пульсации (четвертьволнового пульсатора излучения), которое является константой граничного состояния экономической системы.

При уровне развития экономической системы к = 6, в нашем случае системы рынка телевещательных услуг, значение коэффициента волновой пульсации равно Ку = 1,61808..., т. е. соответствует известному числу ряда Фибоначчи («золотое сечение»). Такое состояние характеризуется как гармоничное - состояние справедливых отношений обмена с согласованными экономическими интересами и, соответственно, оптимальное.

В этом интервале гармоничного состояния значение одной из функций импульсов частных экономических и коллективного (инсти-

туционального) интересов, приведенных в сопоставимый вид Ips,Jn (QTC))4-K, lps4 (п (QJl-к IpMsmd (п (QTC))4-K, а именно последней функции IpMsmd (п (QTC))4-K, будет достигать величины, равной числу Фибоначчи. Это является подтверждением гармонизации экономических отношений обмена с согласованными интересами.

Такое гармоничное состояние рыночной неравновесной системы (при к = 6) является реальностью и периодически наступает вследствие волнового процесса отношений обмена, то есть с максимальной одинаковой вероятностью наблюдается в диапазоне значений объемов услуг найденного гармоничного состояния. Поэтому оптимальное решение в этом диапазоне объемов услуг является неоднозначным и носит вероятностный характер. С максимальной вероятностью можно утверждать, что экономическая система рынка телевещания и система экономических интересов субъектов этого рынка в диапазоне гармоничного состояния справедлива, устойчива и надежна, так как имеет минимально возможный системный риск поведения субъектов рынка R . = (1 - p >100% = (1 - 0,973)400% =

■т min 4 -Т max' 4 '

= 2,6% [5, c. 107].

Покажем в таблице 3 результат определения интервала объемов услуг телевещания при гармоничном состоянии рынка.

В соответствии с примененной методологией в диапазоне гармоничного состояния рынка услуг телевещания соблюдается комплекс следующих критериев оптимальности:

1. Максимизация результативности (эффективности) индивидуального экономического поведения каждого субъекта рынка, который реализуется через ценовой механизм.

2. Максимизация прибыли от экономической деятельности всех субъектов рынка при оптимальном ее распределении между ними через механизм достижения рыночного равновесия как с позиции частных экономических интересов, так и с позиции коллективного (институционального) интереса, приведенных в сопоставимы вид.

3. Согласование частных экономических и коллективного институционального интереса хозяйствующих субъектов рынка.

Таблица 3

Расчет системы показателей рынка в интервале гармоничного состояния

Показатель* Значения объемов услуг при гармоничном состоянии рынка, тыс. чел.-ч

117 939 118 828 119 094

Уровень развития экономической системы рынка:

Кр (п(б ) 6,0

&р(п(дХйОч-к 6,0

кр(п(щ)М8,Ш^)ч- к 6,0

Максимальная вероятность достижения гармоничного состояния экономической системы рынка:

(п (бтс))ч-к] 0,97302293

(п (бтс))ч-к] 0,97302293

¥[1р . (п (б )) ] 0,97302293

* Здесь v[ipS;MXQтс))ч-к], ЦирьМЮХ ^ ^[/Рмм>(0,))ч-к] - система волновых функций импульса частных экономических интересов, приведенных к коллективному институциональному интересу, то есть при условии согласования интересов субъектов рынка.

4. Соблюдение принципа устойчивости неравновесной экономической системы отраслевого рынка с согласованными интересами ее субъектов через выявление ограничений уровня развития и периодического цикла экономической системы отраслевого рынка.

5. Минимизация общего риска экономической системы отраслевого рынка, включая риски неопределенности экономического поведения субъектов рынка.

Таким образом, с использованием разработанной автором методологии и модели состояния и развития экономической системы предприятия в системе отраслевого рынка при условии согласования частных экономических и институционального (коллективного) интересов ее участников определено гармоничное состояние рынка телевещательных услуг на примере данных мониторинга телесмотрения

46 телеканалов в 1 квартале 2016 г. Этому состоянию соответствует диапазон оптимальных (гармоничных) среднесуточных параметров телесмотрения:

• объем услуг телевещания 236 655 тыс. чел.-ч < Q < 238959 тыс. чел.-ч, или общее

^гарм 1

среднесуточное время телесмотрения 8,39 ч <

< Т < 8,47 ч.

гарм

• среднесуточный охват аудитории 12,55% <

< Reachфобщ < 12,69%;

• среднесуточная доля целевой аудитории 1,14% < Shar , < 1,86%;

ецф

• среднесуточный рейтинг контента для целевой аудитории 0,21% < TVRцф < 0,44%.

Учитывая, что фактическое среднесуточное время телесмотрения составляло в 2016 г. около 7 часов на 1 телезрителя, можно сделать вывод о существенном дефиците предложения телевизионного контента, который

пользуется спросом аудитории. Для достижения оптимального телесмотрения на рынке телевещания необходимо увеличение времени

телесмотрения на 1,39-1,47 часа (при фактической аудитории телезрителей 28 189 тыс. чел. в анализируемом периоде).

Список литературы

1. Скобелев В. Л. Воздействие новых инфокоммуникационных технологий на становление экономики массмедиа // Петербургский экономический журнал. 2015. № 1. С. 17-24.

2. Скобелев В. Л. Метод оптимального планирования сетки вещания и эффективных продуктов телеканала // Петербургский экономический журнал. 2013. № 3. С. 99-106.

3. Суанова И. TNS о показателях телесмотрения в 1 квартале 2016 года / Интернет-портал: Кабельщик - для профессионалов платного ТВ. URL: http://www.cableman. ru/node/22294 (дата обращения: 25.07.2017).

4. Скобелев В. Л. Моделирование отношений обмена при согласовании экономических интересов субъектов рынка // Петербургский экономический журнал. 2014. № 2. C. 27-43.

5. Скобелев В. Л. Описание гармоничного состояния экономической системы компании / Петербургский экономический журнал. 2015. № 2. С. 98-109.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.