-У кого получилось восстановить все шаги алгоритма?
Молодцы!
- У кого пропущены шаги, какие, кто не смог восстановить алгоритм исправления ошибок? (Идёт обсуждение).
7. Рефлексия деятельности
- Что новое о работе над ошибками вы сегодня узнали? ОУ: - Мы договорились обоснованное решение задания называть эталон.)
- Какую роль выполняет эталон? (ОУ: - Позволяет убедиться в правильности решения, либо помогает найти затруднения, ошибки в ходе решения.)
- Что ещё будет нашим помощником в ходе работы над ошибками, если они получились в ходе работы? (ОУ: - Алгоритм исправления ошибок.)
- Поднимите руки, кто понял, как будет им пользоваться на самостоятельной работе?
Консультации для учителя
Это важный этап на уроке, определяющий цельность урока, направляющий на работу в последующих уроках.
Хотелось бы надеяться, что предложенный вашему вниманию классный час по формированию общеу-
чебных умений вызовет интерес к знакомству или более глубокому освоению новой педагогической технологии. Включение в практику такого инструмента важно и для развития личности ученика, и для развития личности педагога.
Время подходит к концу.
Я голову повернул к образцу.
У меня ошибка выявляется.
Но!.. за-маз-кой всё исправляется!
... И понимаю я!
Обманываю только себя!
Знак вопроса у ошибки прописал,
Место и причину ее отыскал,
Весь пример перерешал!
Сделал работу под номером “два”,
Но на этот раз не пуста моя голова!
И опять пять минут подошли к концу.
Я голову повернул к образцу.
Ни одной ошибки не нашел!
Сверил с эталоном, сдал работу и домой пошел!
Такой замечательный подарок был мною получен от ученика (Мащенко Дмитрия, 2005г.), размышлявшего над тем, как правильно надо работать над ошибкой.
Сальникова Оксана Валентиновна
учитель ИЗО, МХК и черчения МОУ «Гимназия №50» г. Нижний Новгород
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 9 КЛАССЕ
Каковы особенности выполнения проекта на уроках изобразительного искусства?
Ключевые слова: синтетические искусства, изобразительное искусство, проект, этапы выполнения проекта, критерии, ценность, реалистичность достижения, возможность контролирования
Синтетические искусства являются в современном мире основными в системе видеокультуры. Знакомство людей с любыми видами культуры и искусства происходит большей частью не в музеях и концертных залах, а на экранах. Человек живет в насыщенном и постоянно изменяющемся мире визуальных искусств, которые несут не только позитивную, но и негативную информацию. Особенно восприимчивыми к воздействию видеоискусств являются дети. Поэтому школа должна обеспечить подростку способность относительно свободно, грамот-
но ориентироваться во всей этой сложной информации. Школьники активно используют сотовые телефоны, цифровые фотоаппараты и видеокамеры для осуществления видеозаписи. Но они зачастую используют цифровую технику совсем не в образовательных целях. Будучи нацеленными на создание видеоматериалов, которые помогут зафиксировать различные процессы и ситуации, создать интересные видеоистории и учебные видеофильмы, они смогут повысить свою компетентность в области использования компьютера и видеокамеры.
В соответствии с программой «Изобразительное искусство и художественный труд» Б.М. Неменско-го ученики 9 класса изучают тему «Синтетические искусства». Практические работы связаны с созданием фото- и видеоматериалов на различные темы и в различных жанрах. Учащиеся должны усвоить принципы построения видеоряда, монтажа, осознать технологическую цепочку производства видеофильма и быть способными на практике реализовать свои знания при выполнении видеоработ.
На уроках изобразительного искусства девятиклассники выполняют отдельные упражнения и создают различные виды видеопродукта: зарисовка, интервью, репортаж, передача, портрет. Для выполнения работы класс делился на группы, в каждой из которых были режиссер, оператор, мастер по звуку, декоратор, сценарист, группа монтажа. В результате было создано множество видеоматериалов, и возник закономерный вопрос - что дальше? Ученики предложили организовать показ своих работ для учащихся других классов. В результате просмотра и анализа всех работ были сделаны следующие выводы о том, что созданные учениками материалы носили:
- развлекательный характер, они писали смешные тексты, не заботясь о пользе будущего продукта для зрителей и значении выполняемой работы для себя;
- низкое качество видеоизображения;
- отсутствие познавательной информации.
Поэтому девятиклассники начали работу с определения критериев, которым должен удовлетворять конечный продукт. После обсуждения группа выдвигала один из вариантов. В результате коллективного обсуждения ребята пришли к следующим выводам:
1. конечный продукт должен быть интересен для ребят разных возрастов;
2. он должен носить познавательный характер для того, чтобы быть использованным на уроках;
3. в соответствии с требованиями программы по изобразительному искусству должно произойти освоение технологии создания видеоматериалов на более высоком уровне;
4. необходимо разработать дизайн в соответствии с темой видеоматериала, поэтому необходимо ознакомиться с принципами дизайна и использовать их для создания видеоматериалов;
5. так как для создания видеоматериалов предполагается проведение интервью и выполнение роли ведущего, необходимо освоение технологий успешного общения и публичного выступления;
6. для выполнения монтажа отснятых материалов необходимо использовать современные компьютерные программы видеоредактирования.
Эти критерии (или цели, которые необходимо достигнуть) оценивались по трем направлениям - ценность (полезность, значимость), реалистичность достижения и возможность осуществить контроль за достижением данной цели.
Ребята решили оценивать критерии по десятибалльной шкале.
Цели Цен- ность Реали- стичность Кон- троль Итог
Сделать материал интересным 10 10 10 10
Сделать материал познавательным 10 10 10 10
Освоить технологию создания видеоматериалов 8 7 8 7,7
Освоить технологию дизайн 7 10 6 7,7
Освоить технологии публичного выступления 8 10 7 8,3
Овладение компьютерными технологиями 10 5 7 7,3
Таким образом, самыми значимыми были признаны три цели: видеоматериалы должны быть интересны, познавательны, и созданы с помощью современных программ видеоредактирования. Освоение технологий создания видеоматериалов и публичного выступления имеют меньшую ценность, так как, по мнению учеников, они владеют данными технологиями в достаточной степени. Так как не каждая видеосъемка предполагает создание декораций, то создание дизайна оценено самым низким баллом.
Все цели достаточно реалистичны, но для достижения третьей и шестой необходимы специалисты в данных областях, которых в гимназии нет. Эти цели, по мнению ребят, будут достигаться с помощью самостоятельного изучения ими специальной литературы и выполнения практической работы методом проб и ошибок.
Контроль легко осуществить за выполнением первой и второй целей. Интересен ли материал, определит опрос потребителей, познавателен ли - опрос учителей и ребят. Труднее проконтролировать степень достижения всех остальных целей. Для этого необходимы специалисты.
Далее предстояло определить, в какой форме будет организован показ работ, то есть конечный продукт проекта.
Первоначальные идеи, предложенные группами, были таковы:
1. создание серии презентаций, объединенных по темам, с использованием имеющихся видеоматериалов;
2. создание отдельных телепередач;
3. создание постоянно действующей телестудии;
4. создание видеоматериалов по различным темам.
Анализ идей. Степень достижения целей определялась по десятибалльной шкале. Каждый участник группы предлагал свой вариант. Например, кто-то из учеников считал, что презентации могут быть достаточно интересными, и предлагал внести в клетку, соответствующую первой цели, десять баллов. И так далее. Средний результат группа объявляла всему классу. Средний результат класса заносился в таблицу. Для получения итогового коэффициента количество баллов, которое набрала каждая идея, умножается на средний балл каждой цели.
Цели Идеи 1 10 2 10 3 7,7 4 7,7 5 8,3 6 7,3 Итог
презентации 8 (80) 10 (100) 7 (53,9) 5 (38,5) 0 5 (36,5) 51,5
телепередачи 10 (100) 10 (100) 10 (77) 6 (46,2) 5(41,5) 10 (73) 73
телестудия 10 (100) 10 (100) 10 (77) 10 (77) 10 (83) 10 (73) 85
видеоматериалы 10 (100) 8 (80) 10 (77) 5 (38,5) 5(41,5) 10 (73) 68,3
Как видно из таблицы, идея номер три набрала самый большой балл. Поэтому окончательная цель проекта была сформулирована так: создание гимназической телестудии.
Следующий этап работы над проектом - формулировка задач.
Каждый ученик в группе предлагал свой вариант. Затем из бумаги ребята в каждой группе вырезали столько «облачков», сколько задач они предлагали решить (на каждом облаке - одна задача). Затем приклеивали их на ватман вокруг слова «задачи». В результате обсуждения в классе некоторые «облачка-задачи» были сняты, некоторые слились в одно. В результате для решения были определены шесть задач:
1. разработать оформление студии
2. подготовить ведущих
3. разработать темы передач и написать сценарии
4. отснять необходимый материал
5. выполнить монтаж телепередачи
6. организовать работу со зрителями.
Девятиклассники составили план дальнейшей работы. Сначала было решено разработать темы передач и написать сценарии. Теперь каждая группа выполняла свой проект - создание телепередачи. Все этапы проектирования дети проходили теперь самостоятельно. Далее представлены результаты работы одной из групп.
Первоначальные идеи (темы передач):
1. Паркур и его влияние на здоровье;
2. Компьютерные программы для вашего творчества;
3. Гимназический театр; видео-иллюстрации к литературным произведениям;
4. Художественная культура разных эпох.
Анализ идей проводился по трем критериям: ценность, реалистичность и личная значимость. Максимальный средний балл набрала вторая идея. Поэтому цель - создание телепередачи на тему «Компьютерные программы для вашего творчества».
Далее ребята провели небольшое исследование с целью выявления компьютерных программ, о которых можно было бы рассказать в телепередаче. Изучив специальную литературу и получив консультацию у учителей информатики, остановились на следующих:
- программа, позволяющая создавать различные виды ландшафта,
- PHOTOSHOP,
- программа, обучающая игре в шахматы.
Затем группа готовила ведущих для передачи. На
этом этапе осуществлялась связь с учителями риторики. Для получения окончательного варианта, осуществлялось несколько проб (менялся темп речи, мимика и жестикуляция и т.п.). Роль ведущего выполняли несколько членов группы, каждая проба обсуждалась группой, в результате ведущим стал Минеев Александр.
На следующем этапе декораторы выполнили оформление студии для данной передачи, а оператор выполнил видеосъемку.
Далее отснятый материал необходимо было смонтировать. Для этого ребята самостоятельно и с помощью учителей информатики изучали программы видеоредактирования. Заинтересовавшись этой темой, писали реферативные работы, целью которых было выявление оптимальной программы для выполнения видеоредактирования силами учащихся в условиях гимназии.
В это же время подобную работу выполняли остальные группы. В результате были созданы передачи и видеофильмы на темы:
- <^Е PARCOUR»
- «Мода разных лет»,
- «Прогулки по Большой Покровской»,
- «Архитектура Древней Руси»,
- «Светлояр - озеро-легенда»,
- «Гимназический музей и юные экскурсоводы».
Проект «Гимназическая телестудия» в данное время находится в завершающей стадии. Идет подготовка ведущих телестудии, создается заставка и эмблема.