Научная статья на тему 'Организация коллективного исследовательского проекта со студентами специальности «Музыкальное образование» в рамках школьного предмета «Искусство»'

Организация коллективного исследовательского проекта со студентами специальности «Музыкальное образование» в рамках школьного предмета «Искусство» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕКТИВНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ / ПРЕДМЕТ "ИСКУССТВО" / ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТА / РАСШИРЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ / COLLECTIVE RESEARCH PROJECT / SUBJECT OF ARTS / STAGES OF A PROJECT / EXPANSION OF PROFESSIONAL FUNCTIONS OF A MUSIC TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овсянникова О. А.

В работе рассматриваются возможности подготовки профессиональных кадров учителей предмета «Искусство» посредством расширения профессиональных функций учителей музыки, приобретения ими профессиональных знаний и умений в рамках организации в вузе и общеобразовательной школе коллективных исследовательских проектов; описывается практический опыт организации проектов по предмету «Искусство», выделяются их этапы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Овсянникова О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF THE JOINT RESEARCH PROJECT WITH THE STUDENTS MAJORING IN MUSIC EDUCATION WITHIN THE SCHOOL SUBJECT OF ARTS

The paper considers possibilities of professional training of teachers who teach Arts by expanding the professional duties of Music teachers, the acquisition of professional knowledge and skills within a university''s and a secondary school''s collective research projects. The work describes the practical experience of organization of projects in Arts classes and distinguishes its stages.

Текст научной работы на тему «Организация коллективного исследовательского проекта со студентами специальности «Музыкальное образование» в рамках школьного предмета «Искусство»»

лотовой Натальей Петровной, канд. психол. наук, доц. каф. педагогики и психологии МГГУ им. М.А. Шолохова по теме «Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих ребенка как в норме, так и с особенностями психического и физического развития, с использованием интегративных инновационных технологий»; семинар по теме «Взаимодействие педагогов с детьми с учетом возрастных особенностей и имеющих трудности в обучении», проведенный Корниенко Еленой Евгеньевной, старший преподаватель педагогического факультета МГГУ им. М.А. Шолохова; семинар-практикум по теме «Инновационные технологии и духовно-нравственное развитие и воспитание современных подростков», проведенный Барышовым Д.П., канд. техн. наук, доц. каф. педагогики и психологии МГГУ им. М.А. Шолохова. Совместная работа по созданию научно-методических материалов и представления всей деятельности на информационных пространствах кафедры педагогики и психологии http://mggu-sh.ru/ped/kafedra-pedagogiki-i-psikhologii и Школы http://sch1191sz.mskobr.ru/obrazovanie/innovacionnaya_i_e_ ksperimental_naya_deyatel_nost/

Библиографический список

Следует отметить, что именно союз педагогической науки с практикой позволяет эффективно осуществлять процесс формирования гражданско-правовой культуры школьников, способствует обеспечению научного подхода к организации работы в этом направлении с родителями обучающихся, а значит, в целом, способствует формированию гражданского общества, демократического уклада жизни школы, повышению профессиональной и правовой компетентности педагогических работников [3]. Взаимодействие науки и педагогических работников позволяет обеспечить психолого-педагогического сопровождение образовательной и воспитывающей деятельности, помогает обучающимся и студентам в успешной социализации в современном обществе, а педагогическим работникам - развивать профессиональные компетенции и повышать квалификацию, в целом, стратегическое партнерство кластерного типа помогает всем участникам образовательных отношений успешно развиваться, что безусловно формирует их гражданско-правовую культуру и позволяет активно участвовать в формировании гражданского общества.

1. Щербаков, Ю.И. Взаимодействие вуза и школы в современных условиях // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 1(44).

2. Князев, А.М. Гражданственность / А.М. Князев, В.С. Сорокин. - М., 2013.

3. Меркель, Е.В. Союз науки и практики в формировании гражданско-правовой культуры обучающихся // Реформы российского образования и перспективы инновационных образовательных технологий: сб. материалов межвузовской научно-практич. конф. преподавателей, аспирантов, магистрантов, педагогов-практиков, студентов (29 апреля2014 года) / под. ред. Л.В. Козиловой. - М., 2014. - Ч. 2.

Bibliography

1. Therbakov, Yu.I. Vzaimodeyjstvie vuza i shkolih v sovremennihkh usloviyakh // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2014. - № 1(44).

2. Knyazev, A.M. Grazhdanstvennostj / A.M. Knyazev, V.S. Sorokin. - M., 2013.

3. Merkelj, E.V. Soyuz nauki i praktiki v formirovanii grazhdansko-pravovoyj kuljturih obuchayuthikhsya // Reformih rossiyjskogo obrazovaniya i perspektivih innovacionnihkh obrazovateljnihkh tekhnologiyj: sb. materialov mezhvuzovskoyj nauchno-praktich. konf. prepodavateleyj, aspirantov, magistrantov, pedagogov-praktikov, studentov (29 aprelya2014 goda) / pod. red. L.V. Kozilovoyj. - M., 2014. - Ch. 2.

Статья поступила в редакцию 21.07.14

УДК 37.02:78

Ovsyannikova O.A. ОRGANIZATЮN OF THE JOINT RESEARCH PROJECT WITH THE STUDENTS MAJORING IN MUSIC EDUCATION WITHIN THE SCHOOL SUBJECT OF ARTS. The paper considers possibilities of professional training of teachers who teach Arts by expanding the professional duties of Music teachers, the acquisition of professional knowledge and skills within a university's and a secondary school's collective research projects. The work describes the practical experience of organization of projects in Arts classes and distinguishes its stages.

Key words: collective research project, subject of Arts, stages of a project, expansion of professional functions of a Music teacher.

О.А. Овсянникова, канд. пед. наук, доц. каф. музыкального образования Тюменского гос. университета,

г. Тюмень, E-mail: sergeiovsiannikov@yandex.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА СО СТУДЕНТАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» В РАМКАХ ШКОЛЬНОГО ПРЕДМЕТА «ИСКУССТВО»

В работе рассматриваются возможности подготовки профессиональных кадров учителей предмета «Искусство» посредством расширения профессиональных функций учителей музыки, приобретения ими профессиональных знаний и умений в рамках организации в вузе и общеобразовательной школе коллективных исследовательских проектов; описывается практический опыт организации проектов по предмету «Искусство», выделяются их этапы.

Ключевые слова: коллективный исследовательский проект, предмет «Искусство», этапы организации проекта, расширение профессиональных функций учителя музыки.

В современных образовательных условиях исследовательская деятельность школьников приобретает приоритетное значение. В процессе ее осуществления у школьников развивается мышление, речь, коммуникативные способности, повышается самооценка, они приобретают некоторые профессиональные умения и навыки. В примерной основной образовательной программе образовательного учреждения (Основная школа) указывается на необходимость защиты каждым учащимся итогового исследовательского (индивидуального) проекта. Программа подготовки проекта включает требования по следующим рубрикам:

организация проектной деятельности, содержание и направленность проекта, защита проекта, критерии оценки проектной деятельности [1]. В учебнике для общеобразовательных учреждений «Искусство» (8-9 классы), авторами которого являются Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская, также предусмотрено выполнение обучающимися индивидуальных и групповых проектов, а также мини-проектов [2]. В примерной основной образовательной программе образовательного учреждения указывается, что учащиеся основной школы должны научиться создавать презентации, проводить обработку цифровых звукоза-

писей с использованием компьютерных инструментов, осуществлять видеосъемку и проводить монтаж отснятого материала, создавать мультипликационные фильмы, в целом использовать возможности информационных технологий в творческой деятельности, связанной с искусством. Результаты же планируется достигать на таких предметах, как «Русский язык», «История», «Об-ществознание», а также на предмете «Искусство» [1]. К сожалению, практика показывает, что данные умения и навыки не в полной мере, а иногда и вообще не реализуются в рамках предмета «Искусство». Связано это с неподготовленностью профессиональных кадров учителей, которые ведут данную дисциплину. До сих пор не создано специальных учреждений, которые могли бы подготовить квалифицированных преподавателей по данному предмету, за исключением некоторых курсов повышения квалификации, где данные знания даются в небольшом объеме, поэтому «Искусство» ведут преимущественно учителя изобразительного искусства, либо учителя музыки, которые не в состоянии в полном объеме реализовать достаточно сложную и разнообразную образовательную программу по данному предмету. Эта дисциплина требует искусствоведческих, музыкальных, художественных, культурологических знаний и умений, предусматривает профессиональное владение различными техническими устройствами: умение вести видеосъемку и осуществлять монтаж для создания фильмов, создание фото и видео репортажей, макетов, газет и журналов и т.д.

На наш взгляд, учитель музыки при определенном расширении содержания профессионального образования, а также при использовании эффективных и современных методов преподавания, может успешно и творчески вести предмет «Искусство». Одним из способов решения такой сложной и многоаспектной проблемы может являться осуществление проектной исследовательской деятельности как самим учителем, так и учащимися, что позволит приобрести необходимые знания и умения в процессе творческой деятельности, в том числе и совместной. Но выполнение коллективного учебного проекта по предмету «Искусство» имеет ряд сложностей и особенностей. Поэтому обратимся к рассмотрению вопроса организации такого проекта. Художественно-творческие проекты могут иметь разнообразную тематику, главное, чтобы они носили интегрированный, развивающий в духовно-нравственном, эстетическом отношении характер и были интересны обучающимся. Рассмотрим два учебных проекта, которые первоначально были апробированы в рамках высшего профессионального образования со студентами специальности «Музыкальное образование», а затем внедрены в практику школьного урока «Искусство» с учащимися 8-х классов.

В данной работе предлагается пример организации проекта «Из истории создания военных песен» с учащимися 8-го класса, который мы опишем более подробно. Этот проект является информационно-исследовательским и творческим, предусматривает работу всего класса в течение нескольких месяцев. В данном случае осуществляется коллективная форма проектной деятельности школьников. В результате самостоятельных действий учащиеся готовят проект по теме, а результатом их деятельности является концерт-презентация военных песен для ветеранов, учащихся других классов, преподавателей и родителей.

Цель данного проекта - изучение истории создания военных песен, творчества композиторов, написавших эти песни, а конечный результат (продукт) - презентация музыкально-исторического концерта с одноименным названием.

Вовлечение учащихся в проектную деятельность должно происходить постепенно. Как показывает опыт проектной деятельности, интерес к такой в значительной степени самостоятельной работе появляется в основном звене школы, то есть в подростковом возрасте.

Проектная деятельность проводится поэтапно. Как педагогическая технология она не предполагает жесткой алгоритмизации действий, но требует следования логике и принципам проектной деятельности [3].

Организация проектной деятельности в музыкальном и художественном образовании полностью ложится на плечи учителя. Подготовить, заинтересовать, организовать учащихся, контролировать процесс " основные задачи учителя в проектной деятельности.

Как правило, часть проектной деятельности осуществляется на уроке, а часть во внеурочное время. На уроке должны кон-

тролироваться лишь опорные пункты проектной деятельности, ее ход работы (планирование, распространение найденной учениками информации между одноклассниками, репетиция творческих номеров и прочие моменты проектной деятельности). Учащиеся сами добывают подходящую по теме проекта информацию, музыкальный материал, знакомятся с ним и обрабатывают его.

Любой процесс организации предполагает поэтапность действий. Нами обозначены и реализованы следующие этапы организации проекта «Из истории создания военных песен».

Первый этап - нахождение и формулировка темы (тема должна быть интересна учащимся и отвечать их возрастным особенностям; она может быть приурочена к какому-либо празднику или важному событию школы, города, страны).

Второй этап - планирование учебных действий. Продумывание каждого следующего этапа проектной деятельности. Распределение ролей каждого учащегося по группам:

I группа - «Историки». Их задача: изучить причины возникновения военных песен, их тематику, проанализировать творчество композиторов, подобрать широкий репертуар военных песен, систематизировать всю информацию и предоставить ее другим участникам;

II группа- «Создатели презентации». В их задачу входит создание презентации для каждой песни в программе Power Point с использованием видео, фото материалов.

III группа- «Сценаристы и ведущие». Задача сценаристов: продумать порядок номеров, составить сценарий презентационного концерта, отследить подготовку концертных номеров; Задача ведущих: научиться презентовать каждый номер с выражением и характером, подготовить афиши и приглашения на концерт.

IV группа - «Исполнители». Их задача: подготовить свой концертный номер (песню, художественное слово, танец и т.д.);

Третий этап - сбор исторических данных о возникновении военных песен, их создании, тематике и сведениях о композиторах, обработка найденного материала.

Четвертый этап - анализ и обобщение исторической информации (определенные материалы, сведения о военных песнях презентуются на уроке музыки или на уроке искусства для отслеживания готовности информации).

Пятый этап - подготовка сообщений и творческих номеров (создание презентации по каждой песне, репетиции номеров; на уроках музыки со школьниками разучиваются сами военные песни, как в хоровом варианте, так и в дуэте, и соло).

Шестой этап - концерт, как презентация проектной деятельности.

Седьмой этап - коллективное обсуждение, анализ проделанной работы, обсуждение планов будущих проектов.

На протяжении всей проектной деятельности учитель должен отслеживать работу учащихся, помогать им в отборе исторической информации, в сборе коллектива и в организации репетиционных моментов. Цель современного учителя в проектной деятельности " научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, научить прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения проблемы.

Важную роль в организации проекта «Из истории создания военных песен» играет обеспечение рабочего места всем необходимым. Желательно, чтобы школа смогла обеспечить учащихся информационно-технологическими ресурсами (компьютеры, выход в Интернет, фонд и каталоги библиотеки), предоставить свободное от урочных занятий помещение, не ограничивающее свободу действий учащихся.

Немаловажную роль играет и заключительный этап проектной деятельности - анализ полученного результата. Всеми учащимися и учителем осуществляется коллективное обсуждение проделанной работы, устанавливается достижение цели, выявляются недочеты проектной деятельности, проявившиеся в концерте-презентации (если таковые имеются), выясняется польза этого проекта для каждого учащегося (что они узнали, открыли для себя), что дала им проектная деятельность, как для отдельной самостоятельной личности, так и для всего учебного коллектива.

В процессе работы учащиеся должны получить знания об истории создания песен периода Великой Отечественной войны, научиться их выразительно исполнять, осознать, что музыка имеет важное значение в жизни каждого человека, кроме того,

она воспитывает не только эстетические, но и патриотические чувства.

Далее обратимся к рассмотрению этапов проекта «Образ Снегурочки в различных видах искусства». Выполнение данного проекта школьниками предусматривается в учебнике «Искусство» (8-9 классы) Г.П. Сергеевой, И.Э. Кашековой, Е.Д. Критской для общеобразовательных учреждений [2]. Этот проект также носит групповую форму воплощения. В данном случае будет показана реализация проекта со студентами специальности «Музыкальное образование», ведь будущие профессионалы смогут успешно осуществлять проектную деятельность со школьниками только в том случае, если они сами пройдут этот путь в процессе учебной деятельности.

Цель данного проекта: на примере учебного проекта для школьников 8 класса показать возможности расширения профессиональных функций учителя музыки. Задачи проекта: пополнение педагогической копилки учителя музыки; апробация проектной деятельности по предмету «Искусство»; формирование общекультурной компетенции «работать в команде». Ресурсное обеспечение проекта: компьютерное оборудование, видеоматериалы, художественные иллюстрации, музыкальные фрагменты, учебник по предмету «Искусство» для учащихся 8-9 классов.

Этапы проекта: подготовительный, на котором изучаются методические материалы по проектной деятельности, распределяются роли в команде, определяются сроки работы и ресурсы; реализационный, на котором определяется логика, структура и содержание проекта, распределяются содержательные линии и концертные фрагменты между участниками, собирается методическая и искусствоведческая литература, подбирается музыкальный и художественный материал, пишется текст доклада, составляется презентация; заключительный этап, который предполагает презентацию проекта в форме доклада с электронной презентацией и концертным номером.

К возможным рискам можно отнести короткие сроки создания проекта, занятость участников в учебном процессе и концертной деятельности, а также недостаток опыта проектной деятельности. Данные риски успешно могут быть преодолены при оптимальной организации проектной деятельности и контроля со стороны научных кураторов. В ходе осуществления проекта планируются следующие результаты: расширение профессиональных функций учителя музыки, приобретение опыта проектной деятельности студентами, которые смогут реализовать данный проект в общеобразовательной школе с учащимися 8-х классов, укрепление связи «школа-Вуз», а также создание учебного художественно-творческого продукта в виде презентации проекта.

Кратко обозначим содержание презентации проекта. В презентации студенты последовательно рассматривали возникновение и трансформацию образа сказочной героини Снегурочки в различных видах искусства. Первоначально был показан образ Снегурочки в русских народных сказках как образ ледяной девочки-внучки, которую слепили из снега старик со старухой себе в утешение; отражены истоки его возникновения на основе древнего славянского обряда похорон Костромы [4]. Затем рассматривались различные, в том числе и авторские варианты сказок о Снегурочке: собирателя фольклора А. Афанасьева, И. Даля, Н. Островского. Далее образ этого персонажа отражался в театральном и изобразительном искусстве, неразрывно друг

Библиографический список

с другом связанных, так как эскизы образов героев и их костюмов к театральным постановкам писали известные художники: В. Васнецов, М. Врубель, Н. Рерих и другие. Важно было не только продемонстрировать иллюстрации героини, но и проанализировать взаимодействие цвета, фактуры, формы костюма с ее характером. Образ Снегурочки был прослежен и в искусстве лаковой миниатюры: у современных федоскинских художников, у мастеров Палеха и Холуя на росписях брошек, блокнотов, бисерниц.

Студенты проследили развитие образа Снегурочки в работах педагогов конца XIX — начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. В военный период этот образ исчезает. В качестве обязательной постоянной спутницы Деда Мороза она возрождается лишь в начале 1950-х благодаря усилиям детских классиков Льва Кассиля и Сергея Михалкова, которые писали сценарии для кремлевских елок.

Образ Снегурочки ярко отражен и в кинематографе. В презентации был показан фрагмент мультипликационного фильма «Снегурочка» по мотивам одноимённой пьесы А.Н. Островского на музыку Н.А. Римского-Корсакова в обработке Л.А. Шварца, что позволило более детально проанализировать характер персонажа, ее взаимодействие с другими героями. Для сравнения был показан образ Снегурочки из художественного фильма режиссера Татьяны Петровой «Снегурочка. Пасхальная сказка», где персонаж предстает трагичным, вызывает сочувствие и интерес.

Особенно ярко был представлен образ Снегурочки в музыкальном искусстве: в «Весенней сказке» П.И. Чайковского и в одноименной опере Н.А. Римского-Корсакова. В презентации прозвучала интродукция «Весенней сказки» П. Чайковского. Кульминацией презентации явилось исполнение студенткой «Сцены таяния» из оперы Н.А. Римского-Корсакого «Снегурочка».

Изучение данного образа позволило студентам увидеть историю страны, проследить трансформацию образа в музыкальном, драматическом, изобразительном, декоративно-прикладном искусстве, в искусстве кино и мультипликации. Кроме того, они получили опыт проведения проектной деятельности, смогли осознать недочеты, положительные моменты проекта, научились работать в команде. Самое главное, они смогли перенести данный опыт в плоскость школьного урока «Искусство» и успешно организовать данный проект со школьниками.

Следует отметить, что сложности преподавания предмета «Искусство» могут преодолеваться в процессе коллективной и индивидуальной проектной деятельности как учащихся, так и преподавателя. Совместная исследовательская деятельность позволяет более глубоко погрузиться в изучение какой-либо темы, творчески ее интерпретировать, перенять друг у друга определенные умения и навыки, в том числе и в сфере информационных технологий. Важно, чтобы проектная деятельность была хорошо спланирована и организована. Количество и содержание этапов может зависеть от конкретного проекта, главное, соблюдать логику организации: от подготовительного этапа через реализацию проекта и его представление к заключительной аналитической ступени.

1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С. Савинов. - М., 2011. (Стандарты второго поколения).

2. Искусство. 8-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская. - М., 2011.

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.

4. Богданова, С. Мифологические мотивы в сюжете пьесы Островского «Снегурочка» // Литература. - 1996. - № 33.

Bibliography

1. Primernaya osnovnaya obrazovateljnaya programma obrazovateljnogo uchrezhdeniya. Osnovnaya shkola / sost. E.S. Savinov. - M., 2011. (Standartih vtorogo pokoleniya).

2. Iskusstvo. 8-9 klassih: ucheb. dlya obtheobrazovat. uchrezhdeniyj / G.P. Sergeeva, I.Eh. Kashekova, E.D. Kritskaya. - M., 2011.

3. Novihe pedagogicheskie i informacionnihe tekhnologii v sisteme obrazovaniya / pod red. E.S. Polat. - M., 2000.

4. Bogdanova, S. Mifologicheskie motivih v syuzhete pjesih Ostrovskogo «Snegurochka» // Literatura. - 1996. - № 33.

Статья поступила в редакцию 21.08.14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.