Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА «ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС» ДЛЯ УСВОЕНИЯ НОВЫХ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ КУРСАНТАМИ-СПОРТСМЕНАМИ ВУЗА'

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА «ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС» ДЛЯ УСВОЕНИЯ НОВЫХ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ КУРСАНТАМИ-СПОРТСМЕНАМИ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / СПОРТИВНАЯ ТРЕНИРОВКА / ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ СПОРТ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шалагинов Василий Дмитриевич, Дорноступ Игорь Борисович, Величко Виктор Максимович

Статья посвящена модели обучения «перевернутый класс», его сущности и разновидностям, истокам происхождения, особенностям примененияв поточно-групповой системе организации высшего образования. Показана эффективность применения данного метода на примере усвоения знаний курсантами из числа сборной Академии ГПС МЧС России по пожарно-спасательному спорту.Описано применение метода «перевернутый класс» при обучении ведению инновационного дневника спортсмена на основе самоконтроля показателей самочувствия и анализа субъективной оценки тренировочной нагрузки с помощью S-RPE.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шалагинов Василий Дмитриевич, Дорноступ Игорь Борисович, Величко Виктор Максимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING “FLIPPED CLASSROOM” METHOD FOR MASTERING NEW SPECIAL KNOWLEDGEBY CADETS - SPORTSMEN OF THE UNIVERSITY

The article is devoted to “flipped classroom” model of teaching, its basic features, types, originand peculiarities of its usage in a lecture stream - group system of higher education. The efficiency of this method on the example of mastering knowledge by cadets - firefighting sports team members of State Fire Academy of EMERCOMof Russia is demonstrated. The article describes using “flipped classroom” method in teaching sportsmen ways of keeping an innovation journalon the basis of self-controlling health indicatorsand analyzing subjective assessment of training load with the help of S-RPE.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА «ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС» ДЛЯ УСВОЕНИЯ НОВЫХ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ КУРСАНТАМИ-СПОРТСМЕНАМИ ВУЗА»

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ / ORIGINAL ARTICLE УДК 037.01

DOI 10.25257/KB.2022.3.38-43

Применение метода «перевернутый класс» для усвоения новых специальных знаний курсантами-спортсменами вуза

Using "flipped classroom" method for mastering new special knowledge by cadets - sportsmen of the university

В. Д. ШАЛАГИНОВ1, И. Б. ДОРНОСТУП1, В. М. ВЕЛИЧКО1

1Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия

V.D. SHALAGINOV1, I.B. DORNOSTUP1, V.M. VELICHKO1

'State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia

Статья посвящена модели обучения «перевернутый класс», его сущности и разновидностям, истокам происхождения, особенностям применения в поточно-групповой системе организации высшего образования. Показана эффективность применения данного метода на примере усвоения знаний курсантами из числа сборной Академии ГПС МЧС России по пожарно-спасательному спорту. Описано применение метода «перевернутый класс» при обучении ведению инновационного дневника спортсмена на основе самоконтроля показателей самочувствия и анализа субъективной оценки тренировочной нагрузки с помощью S-RPE.

Ключевые слова: метод обучения, спортивная тренировка, пожарно-спасательный спорт, самостоятельная познавательная деятельность

Abstract: The article is devoted to "flipped classroom" model of teaching, its basic features, types, origin and peculiarities of its usage in a lecture stream -group system of higher education. The efficiency of this method on the example of mastering knowledge by cadets - firefighting sports team members of State Fire Academy of EMERCOM of Russia is demonstrated. The article describes using "flipped classroom" method in teaching sportsmen ways of keeping an innovation journal on the basis of self-controlling health indicators and analyzing subjective assessment of training load with the help of S-RPE.

Key words: teaching method, training, firefighting sports, independent cognitive activity

Главной целью системы высшего образования является подготовка кадров, готовых творчески решать профессиональные задачи, развиваться и непрерывно обучаться в изменяющихся условиях внешней среды.

В высшей школе преподаватели стремятся адаптировать процесс образования для нового поколения курсантов и студентов, родившихся в цифровую эпоху и развивающихся под воздействием информационных технологий.

Академия ГПС МЧС России осуществляет подготовку по нескольким направлениям, одним из которых является 20.03.01 «Техно-сферная безопасность». При реализации программы бакалавриата организация вправе применять помимо прочего электронное обучение, дистанционные образовательные технологии.

Помимо освоения программы бакалавриата курсанты Академии, отобранные в сборную по пожарно-спасательному спорту, проходят специальную подготовку по спортивным дисциплинам.

Тренировочный процесс спортсменов сборной Академии достаточно разносторонний. Для усвоения новых знаний по спортивной тренировке и физической подготовке в течение учебно-тренировочного процесса преподавателями применяются различные методы обучения: лекции, беседы, тестирования, викторины по спортивной тематике, практические занятия с презентациями докладов по избранным темам.

Анализ научных исследований, посвященных прогрессивным методам преподавания в средней и высшей школе, позволил выявить большое количество информации о методе «перевернутого класса». Рассматриваемый метод практикуется в различных дисциплинах: лингвистика, география, математика, физика, экология, биология, литература, химия, информатика, история, обще-ствознание, геометрия, технология [1—6].

Метод «перевернутого класса» впервые предложила Милица Васильевна Нечкина, академик Академии педагогических наук СССР в 1984 году: «... новое пусть черпают ученики из самостоятельного чтения учебной книги, соответственно составленной. Пусть продумывают его, затем пусть обсуждают с преподавателем в школе, совместно приходят к выводам» [7, с. 2].

В западном мире родоначальниками модели «перевернутого класса» считаются учителя Дж. Бергман и А. Сэмс, которые в 2007 году сначала придумали как обеспечить своими лекциями спортсменов, часто пропускающих занятия, а затем развили эту идею в новое образовательное направление [8].

Метод «перевернутого класса» направляет обучающегося осуществлять теоретическую подготовку к учебному занятию самостоятельно, посредством электронных образовательных ресурсов, и только затем в аудитории происходит процесс практического закрепления полученных знаний. Главной задачей преподавателя является активизация познавательной деятельности обучающихся и направление их внимания на опорные точки в рассматриваемых вопросах.

Передача новых знаний и контроль их усвоения преподавателем заменяется на консультативные, мотивационные, векторные, организационные функции. При использовании «перевернутого класса» в образовательный процесс внедряются аудио- и видеолекции.

Занятия в аудиториях на основании уже полученных теоретических знаний предусматривают решение задач, определение концепций, совместное обсуждение.

Самостоятельное изучение информации, полное проникновение и оптимизация временных затрат на осваиваемую тему является целью данного метода. Обучающийся становится активным субъектом образовательного процесса. Представленный метод нацеливает обучающихся осознанно решать теоретические и практические задачи.

При использовании метода «перевернутого класса» происходит радикальное переосмысление роли преподавателя, обучающегося и содержания их совместной учебной деятельности. Преподавателям предлагается пересмотреть свою роль, «сменить роль мудреца на сцене на роль наставника рядом», сопровождающего обучающегося в процессе обретения им знаний [9, с. 88].

Ученые выделяют три разновидности «перевернутого класса», классический, продвинутый и комбинированный [10, 11].

Классическая разновидность предусматривает получение обучающимися опорных конспектов лекций для предварительного изучения материала. На аудиторном занятии преподаватель индивидуально проводит контроль изученной самостоятельно темы, объясняет сложные моменты, отвечает на вопросы.

Продвинутая разновидность характеризуется не только индивидуальной, но и групповой работой. Обязательны применение активных и интерактивных форм, межгрупповая работа над изучаемой темой. Обучающиеся могут заранее подготовить мини-проекты, эссе, задания для других групп. Они проводят презентацию подготовленных тезисов, обсуждают прочитанный материал, анализируют работу каждой группы, создают общую концептуальную картину на основе мнений, комментариев, высказанных суждений, либо проводят мини-коллоквиум, в котором одна группа делает презентацию, а другая - организует дебаты.

В комбинированной вариации используются формы работы, присущие двум первым разновидностям.

Анализ пилотных исследований применения метода «перевернутого класса» в высшем

образовании в России с 2014 года позволил выявить, что его внедрение происходит, в основном, в классической форме. Ученые отмечают, что использование данного метода позволит решить проблему организации самостоятельной работы студентов. К сдерживающим факторам внедрения относятся: неготовность преподавателей и студентов к переходу на новый формат, увеличение внеаудиторной составляющей рабочего времени преподавателей [12-18].

Метод «перевернутого класса», возникший в условиях индивидуально-ориентированной системы организации учебного процесса, имеет сложности массового внедрения в условиях поточно-групповой системы организации отечественного образования и расценивается учеными как «попытки использования идей и инструментов новой парадигмы в рамках существующей» [9, с. 92].

Научных исследований на предмет применения метода «перевернутого класса» в спортивной подготовке не обнаружено. В исследованиях в области физической подготовки подтверждается эффективность его использования в высших военно-учебных заведениях. Метод «перевернутого класса» способствует повышению уровня теоретических знаний, формирует способность у слушателей последовательно и логично излагать свои мысли [19, 20].

Для спортсменов сборной Академии по пожарно-спасательному спорту в течение 2021-2022 учебного года целенаправленно использовался метод «перевернутого класса» в комбинированной вариации для усвоения новой темы: «Инновационный дневник спортсмена» (разработанный Д. С. Зудили-ной - начальником отделения комплексного контроля спортивной подготовленности научно-методического отдела Московского средне специального училища олимпийского резерва № 2») [21].

Для внедрения инновационного дневника спортсмена были спроектированы презентация и видеолекция по разрабатываемой теме с пошаговой инструкцией. В рамках решения задачи были разработа-

ны дополнительные видеолекции по аспектам ведения дневника:

- самоанализ самочувствия: параметр утреннего пульса, оценка по 10-балльной шкале качества сна, желания тренироваться, настроения, самочувствия, мышечной боли

- для оценки общего показателя готовности к тренировке;

- мониторинг, основанный на RPE-ме-тодах, индивидуальное восприятие нагрузки

- субъективная оценка уровня восприятия физического усилия, необходимого для преодоления заявленной нагрузки. Одной из наиболее распространенных в практике спорта является методика с расчетом показателя Session RPE (s-RPE) (Rating of Perceived Exertion) - воспринимаемый уровень нагрузки. Преимущество s-RPE-метода - в возможности его использования для оценки любых видов нагрузок, а также суммарной оценки тренировочной нагрузки в тех случаях, когда проводятся тренировки разной направленности с применением различных средств и методов подготовки.

По итогам первой недели ведения дневника со спортсменами проводилось аудиторное занятие, индивидуально обсуждались особенности, уточнялись оценочные критерии самоанализа самочувствия и мониторинга индивидуального восприятия нагрузки, также спортсмены в парах обучались правильному измерению частоты сердечных сокращений для контроля утреннего пульса. По полученным на вводном занятии заданиям спортсменами были подготовлены на темы: «Виды спортивных дневников», «Шкала Борга», «Шкала Фостера», «Заполнение дневника в Microsoft Excel», «Механика измерения внутренней нагрузки».

Метод «перевернутого класса» в комбинированной вариации показал свою эффективность в усвоении новых знаний по теме «Инновационный дневник спортсмена» членами сборной Академии по пожарно-спа-сательному спорту. Они научились самоанализу самочувствия и измерению индивидуального восприятия нагрузки, основанного на RPE-методах.

На основании данных дневников были изучены показатели внутренней нагрузки для каждого спортсмена по окончании недельного микроцикла подготовки. После анализа их оперативного состояния, корректировалась нагрузка на последующем тренировочном этапе. В ходе исследования использовались следующие оценочные параметры:

- острая тренировочная нагрузка за 7 дней;

- хроническая тренировочная нагрузка за 28 дней;

- соотношение острой нагрузки к хронической;

- монотонность тренировочной нагрузки.

Информативность применяемого мониторинга обусловлена тем, что спортсмены пожарно-спасательного спорта одновременно с тренировочной подготовкой получают учебную нагрузку, заступают в наряды, занимаются хозяйственными работами. В связи с этим существует необходимость в начале недельного микроцикла знать об индивидуальных показателях состояния спортсменов, необходимых для правильного дозирования тренировочной нагрузки при

проведении занятий по пожарно-спасатель-ному спорту.

По итогам годичного макроцикла наличия данных о показателях внутренней нагрузки в дневниках спортсменов позволило снизить риск перетренированности, уменьшить травматизм, предотвратить эмоциональное выгорание спортсменов, уменьшить монотонность тренировочной нагрузки.

По результатам соревновательного сезона 2021-2022 года пять спортсменов сборной Академии впервые выполнили норматив мастер спорта России по пожарно-спаса-тельному спорту. Одна представительница факультета отобрана в женскую сборную МЧС России и будет принимать участие в VIII Чемпионате мира среди женщин по по-жарно-спасательному спорту в г. Самарканд Республика Узбекистан.

В рамках этого учебного года продолжается применение метода «перевернутого класса» для усвоения новых знаний спортсменами сборной Академии по пожар-но-спасательному спорту. Результаты применения рассматриваемого метода планируется представить в дальнейших исследованиях.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Булавина М. А., Шулятьева Д. В. Технология перевернутого класса в курсе «русский язык и культура речи» для студентов-нефилологов // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1. № 2(83). С. 27-41.

DOI 10.24412/2224-0772-2022-83-27-41

2. Глухова И. А., Дорохина А. С., Фомина Т. П. Технология «Перевернутый класс» в обучении школьников математике // Современные проблемы физико-математических наук: Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Орел, 18-21 ноября 2021 года / Под общей редакцией Т. Н. Можаровой. Орел: Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева, 2021.

С.557-562.

3. Долгова Е. А. Технология «перевернутый класс» форма социализации суворовцев на уроках истории // Вестник военного образования. 2021. № 5 (32). С. 125-127.

4. Круподерова Е. П., Камзолова Л. А., Пахомова И. В. Использование модели «перевернутое обучение» на уроках информатики // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-2. С. 140-144.

5. Шурыгин В. Ю., Краснова Л. А. Особенности реализации технологии «перевернутый класс» в преподавании физики в вузе средствами LMS

Moodle // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 246-249. DOI i0.26i40/anip-20i9-0804-0056

6. Yaroslavova E. N., Kolegova I. A., Stavtseva I. V. Flipped classroom blended learning model for the development of students' foreign language communicative competence // Perspectives of Science and Education. 2020. № 1 (43).

P. 399-412. DOI i0.32744/pse.2020.i.29

7. Кто на самом деле изобрел перевернутый урок. Дискуссия // Эйдос. 2022. № 2.

8. Bergmann J., Sams A. Flip your classroom: reach every student in every class every day. 2012. Washington, DC: International Society for Technology in Education. 122 р.

9. Гнутова И. И. От «перевернутого класса» к «перевернутому обучению»: эволюция концепции и ее философские основания // Высшее образование

в России. 2020. Т. 29. № 3. С. 86-95. DOI 10.31992/0869-3617-2020-29-3-86-95

10. Чернявская А. П., Ванчакова Н. П., Вацкель Е. А., Барабошина А. А. Самонаправляемое обучение студентов в «перевернутом» классе // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 2 (107). С. 60-66.

DOI 10.24411/1813-145X-2019-10352

11. Dumont A., Berthiaume D. La pédagogie inversée. Enseigner autrement dans le supérieur avec la classe inversée. De Boeck Supérieur s.a., 2016. P. 235.

12. Антонова Н. Л., Меренков А. В. Модель «перевернутого обучения» в системе высшей школы: проблемы и противоречия // Интеграция образования. 2018. Т. 22, № 2. С. 237-247.

DOI: 10.15507/1991-9468.091.022.201802.237-247

13. Груздева М. Л, Ткачева М. А., Булганина А. Е. Результаты внедрения технологии "flipped classroom" в образовательный процесс вуза // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 5. С. 165-169.

DOI 10.17513/snt.38675

14. Исупова Н. И., Суворова Т. Н. Геймификация учебного процесса

с использованием технологии «перевернутый класс» // Перспективы науки и образования. 2019. № 5 (41). С. 412-427. DOI 10.32744/pse.2019.5.29

15. Кулагина А. А. Применение технологии «перевернутый класс»

в образовательном процессе вуза // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2022. № 2 (59). С. 138-146. DOI 10.26456/vtpsyped/2022.2.138

16. Khonamri F., Azizi M., Kralik R. Using interactive e-based flipped learning to enhance EFL literature students' critical reading // Science for Education Today. 2020. Vol. 10. № 1. P. 25-42. DOI 10.15293/2658-6762.2001.02

17. Sorokova M. G. E-Course as Blended Learning Digital Educational Resource in University // Psychological Science and Education. 2020. Vol. 25. № 1. P. 36-50. DOI 10.17759/pse.2020250104

18. Volchenkova K. N. Flipped Classroom for Doctoral Students: Evaluating the Effectivness // Higher Education in Russia. 2019. Vol. 28. № 5. P. 94-103. DOI 10.31992/0869-3617-2019-28-5-94-103

19. Федюк Н. С., Фадеев А. С., Частихин А. А. и др. Об эффективности использования педагогической технологии «перевернутый класс» в практике физической подготовки высших военно-учебных заведений // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2022. № 5 (207). С. 440-445.

DOI 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p440-445

20. Сорокин В. П., Федюк Н. С., Иващенко Д. Е., Петрова П. С. Перевернутый урок в физической подготовке магистрантов Военной академии связи // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2019. № 2 (168).

С. 330-333.

21. Зудилина Д. С., Шалагинов В. Д. Применение субъективной оценки воспринимаемой нагрузки при анализе и планировании тренировочного процесса в пожарно-спасательном спорте // Человек, здоровье, физическая

культура и спорт в изменяющемся мире: XXXI Международная научно-практическая конференция по проблемам физического воспитания учащихся (материалы конференции), Коломна, 01-02 октября 2021 года. Коломна: Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет», 2021. С. 104-111.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Василий Дмитриевич ШАЛАГИНОВ И

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры физической подготовки и спорта,

Академия ГПС МЧС России,

Москва, Российская Федерация

БР!Ч-код: 9778-0030

Ди^огЮ: 826475

0КС10: 0000-0002-0488-7994

И vasilius777@mail.ru

Игорь Борисович ДОРНОСТУП

доцент кафедры физической подготовки и спорта,

Академия ГПС МЧС России,

Москва, Российская Федерация

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

БР!Ч-код: 6875-2837

Ди^огЮ: 1110729

0КС10: 0000-0002-1856-5486

dor-psp@mail.ru

Виктор Максимович ВЕЛИЧКО

профессор кафедры физической подготовки и спорта,

Академия ГПС МЧС России,

Москва, Российская Федерация

БР!Ч-код: 5299-9758

Ди^огЮ: 771868

0КС10: 0000-0003-3438-6805

Поступила в редакцию 05.09.2022 Принята к публикации 23.09.2022

Для цитирования:

Шалагинов В. Д., Дорноступ И. Б., Величко В. М. Применение метода «перевернутый класс» для усвоения новых специальных знаний курсантами-спортсменами вуза // Культура и безопасность. 2022. № 3. С. 38-43. 00!:10.25257/КВ.2022.3.38-43

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Vasily D. SHALAGINOVH

PhD in Pedagogics, Associate Professor of the Department

of Physical Training and Sports,

State Fire Academy of EMERCOM of Russia,

Moscow, Russian Federation

SPIN-Kog: 9778-0030

AuthorlD: 826475

ORCID: 0000-0002-0488-7994

H vasilius777@mail.ru

Igor B. DORNOSTUP

Associate Professor of the Department of Physical Training and Sports,

State Fire Academy of EMERCOM of Russia,

Moscow, Russian Federation

SPIN-Kog: 6875-2837

AuthorlD: 1110729

ORCID: 0000-0002-1856-5486

dor-psp@mail.ru

Victor M. VELICHKO

Professor of the Department of Physical Training and Sports,

State Fire Academy of EMERCOM of Russia,

Moscow, Russian Federation

SPIN-Kog: 5299-9758

AuthorID: 771868

ORCID: 0000-0003-3438-6805

Received 05.09.2022 Accepted 23.09.2022

For citation:

Shalaginov V.D., Dornostup I.B., Velichko V.M. Using "flipped classroom" method for mastering new special knowledge by cadets - sportsmen of the university. Kultura ibezopasnost- Culture and safety, 2022, no. 3, pp. 38-43. DQI:10.25257/KB.2022.3.38-43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.