ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА «КВИЗ» В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ «г» В УСЛОВИЯХ ВЫРАЖЕННОГО клипового мышления
Стадольник М.А.
Стадольник Максим Алексеевич - аспирант, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург
Аннотация: в статье рассматривается технология применения метода «Квиз» с целью адаптации процесса обучения под современное поколение «2» с преобладающим клиповым мышлением. Сравнение особенностей мышления нескольких поколений, выявление сильных и слабых сторон разных типов мышления позволяет выстроить учебный процесс с учетом преимуществ клипового мышления. Ключевые слова: клиповое мышление, метод «квиз», поколение «2», информационное общество, свойства памяти.
Клиповое мышление - понятие, которое стало актуально в последнее десятилетие в результате перехода человечества в информационную эру. В конце 90-х так называемое поколение «У» или миллениалы, чье детство проходило в условиях товарного дефицита в результате смены режима власти, экономического спада и отсутствия стабильной государственной системы, уступили место новому поколению «2», самыми старшими представителями которого на сегодняшний день являются молодые люди в возрасте 20 лет. [1]
Взросление и развитие поколения «2» происходит в условиях динамического изменения окружающего мира, социума, экономики, техники и технологий. Дефицит 90-х сменяется тотальной перенасыщенностью всего и всем: от услуг и товаров до рекламы и информации. Все становится доступно по нажатию на сенсорный экран собственного гаджета. Свободное время представителям нового поколения нравится проводить в социальных сетях, просмотром развлекательных шоу на сервисе «УоиШЬе», виртуальными динамичными играми с быстрой наградой, где для прохождения уровня не нужно играть часами, прикладывать усилия, а достаточно сделать несколько простых действий и уже можно получать приз. [5]
Таким образом, изменившаяся окружающая среда, глобальный переход человечества в онлайн, увеличение сверхдоступность информации и профицит поверхностного развлекательного контента формирует у современного поколения необходимость часто переключать внимание и все делать по наименьшему сопротивлению, избегать стресса и напряжения, что в свою очередь способствует возникновению нового типа познавательной деятельности - клиповое мышление.
В настоящее время в СМИ можно часто встретить информацию о том, что особенность восприятия и обработки информации клиповым образом негативно влияет на современное общество и представляет собой важную социальную проблему. Однако не все так однозначно, поскольку новый тип мышления обладает как положительными, так и отрицательными аспектами. Клиповое мышление — это в первую очередь приобретенное качество, на формирование которого оказали огромное влияние следующие факторы:
1. Стремительное развитие современных технологий вместе с увеличением информационного потока, получаемого из интернет-ресурсов и социальных сетей;
2. Ускорение ритма жизни людей в целях адаптации под современные реалии;
3. Возросшая необходимость обработки большого объема информации;
4. Смещение способа деятельности под воздействием условий современного мира в сторону многозадачности.
К положительным особенностям «клиповости», в большей степени свойственной представителям поколения «2», можно отнести увеличение скорости обработки большого объема разнородной информации, стимулирование визуального восприятия. Отрицательной особенностью такого мышления является проблема с обработкой однородных данных, преподносящихся в более линейной последовательном виде и длительное время, с чем поколение «У» и предшествующие, обладающие преимущественно понятийным мышлением, справлялись гораздо лучше. Нахождение и выделение существенных признаков объектов, легкость погружения в новую информацию и осуществление ее аналитической обработки - основные характеристики понятийного мышления. Таким образом, можно заметить, что понятийное мышление является прямой противоположностью клипового мышления. [3]
Особенности в восприятии и обработки информации новым поколением в процессе обучения требует от системы образования гибкости и внедрения инноваций. Традиционный образовательный процесс, характеризующуюся размеренностью и линейностью подачи информации, которые прекрасно подходил предшествующим поколениям, в настоящее время является менее эффективным для студентов. Поскольку учащиеся сейчас в меньшей степени готовы длительное время воспринимать и обрабатывать
большой объем информации, перед современными педагогами стоит непростая задача - выстроить обучение и коммуникацию со студентами таким образом, чтобы повысить вовлеченность обучающихся, ориентированных на динамичную подачу яркой и эмоционально окрашенной информации, в учебный процесс.
Помочь в достижении поставленной цели может абстрагирование от недостатков клипового мышления и концентрация на его положительных аспектах. Внедрение в процесс учебы методов с игровой составляющий, а также заданий с элементами викторины, может быть решением, удовлетворяющим многие потребности студентов и ожидания преподавателей. При использовании данных методов принципиально значение имеет прежде всего формат подачи информации. Одним из подходящих форматов является квиз.
Квиз (от англ. quiz) - означает соревнование, в процессе которого один или несколько участников отвечают на вопросы. В русском языке аналогичным по смыслу термином является «викторина». Обозначенные методы направление на интеграцию в традиционный учебный процесс игрового элемента, а при наличии высокого процента таких элементов, и вовсе трансформацию в иной тип обучения.
Способов применения квиза в образовательном процессе большое количество. Одним из них является проведения викторины в конце занятия по пройденному материалу. Польза закрепления свежих знаний путем тестирования или участия в викторине в конце занятия плотно коррелирует с «кривой Эббингауза» или «кривой забывания», разработанной немецким психологом Германом Эббингаузом в 1885 году вследствие экспериментов по изучению памяти. Результаты проводимых им исследований позволили, сделать вывод о том, что для эффективного запоминания материала необходимо интервальное повторение материала:
1) Повторение сразу после завершения сессии обучения;
2) Повторение через 20 минут после 1-го повторения;
3) Повторение через 8 часов после 2-го повторения;
4) Повторения через 24 часа после 3-го повторения;
5) Повторение через 3 дня после 4-го повторения.
Применение квиз-метода является первым этапом интервального повторения, что подтверждает свойства памяти, открытые Германом Эббингаузом. Квиз позволяет увеличить вовлеченность студентов и повысить усваиваемость материала.
Таким образом, применение метода квиз в целях повышения эффективности обучения представителей нового поколения «z» в условиях выраженного клипового мышления может стать одним из главных инновационных методов образовательного процесса.
Список литературы
1. Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973. 406 с.
2. Тоффлер Э. Шок будущего. М.: АСТ, 2002. 557 с.
3. Фрумкин К.Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста // Топос, 2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.topos.ru/article/7371/ (дата обращения: 15.08.2020).
4. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: Эксмо, 2005. 832 с.
5. Сапа А.В. Поколение Z - поколение эпохи ФГОС // Инновационные проекты и программы в образовании, 2014. № 2. С. 24-30.