Научная статья на тему 'Применение метода конкретных учебных ситуаций (кейс-технологий) в образовательном процессе средней школы на примере урока экологии'

Применение метода конкретных учебных ситуаций (кейс-технологий) в образовательном процессе средней школы на примере урока экологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
686
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ЭКОЛОГИЯ / CASE TECHNOLOGIES / COMPETENCE-BASED APPROACH / ECOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курбатова Анна Игоревна

В статье рассмотрены вопросы реализации компетентностного подхода на уроках экологии и естествознания в средней школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of a method of case technologies in the education system at high school on an example of a lesson of ecology

In article questions of realization of a kompetentnostny approach at ecology and natural sciences lessons at high school are considered.

Текст научной работы на тему «Применение метода конкретных учебных ситуаций (кейс-технологий) в образовательном процессе средней школы на примере урока экологии»

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА КОНКРЕТНЫХ УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ (КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ) В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ НА ПРИМЕРЕ УРОКА ЭКОЛОГИИ

А.И. Курбатова

Российский университет дружбы народов Подольское ш., 8/5, Москва, Россия, 113093

В статье рассмотрены вопросы реализации компетентностного подхода на уроках экологии и естествознания в средней школе.

Ключевые слова: кейс-технология, компетентностный подход, экология.

Один из способов реализации компетентностного подхода на уроках экологии в школе — составление и использование заданий в формате PISA (Programme for International Student Assessment) в образовательном процессе. Специфика задач PISA заключается в том, что условия и вопросы заданы как самостоятельные и на первый взгляд не связаны друг с другом. Связать условия и вопросы — задача ученика. Для подобного «связывания» необходимо использовать личный опыт, дополнительную информацию, активно работать с контекстом. Это обусловливает и дизайн задач PISA — они чаще всего представляют собой описание ситуаций (кейс), взятых из реальной жизненной практики. Вопрос и условия задачи соотносятся с личным опытом, дополнительной информацией из других разделов, следовательно, задачи PISA являются интегрированными.

Цели применения кейс-технологий

1 г 1 г 1 г

Анализ информации индивидуально и в группах Выявление основных проблем в данной ситуации Выбор путей решения, составление программы действий

Рис. 1. Цели применения кейс-технологии в образовательном процессе

Курбатова А.И. Применение метода конкретных учебных ситуаций (кейс-технологий).

Применение кейс-технологий на уроках экологии и естествознания позволяет глубоко и детально исследовать реальную или имитированную ситуацию. Это позволяет ученику не только научиться получать знания самостоятельно, но и формирует практические навыки в области экологии, химии, географии, биологии и т.д., развивает систему ценностей и жизненных установок (рис. 2).

Практические навыки

1 г 1 г 1 1 \ г

Работа в команде Проведение пресс-конференций Формулирование вопросов Аргументирование ответов

Рис. 2. Формирование практических навыков у ученика в результате применения метода конкретных учебных ситуаций

Ниже приведен разработанный автором кейс по экологии, который успешно применяется в течение двух лет в образовательном процессе в средней общеобразовательной школе г. Москвы на уроках экологии.

Автомобиль — добро или зло?

Процесс автомобилизации в мире невозможно остановить или хотя бы затормозить ввиду того, что он несет людям ряд удобств, ускоряет развитие экономики, облегчает многие процессы, связанные с транспортировкой людей и грузов. Следует заметить, что этот процесс характеризуется мощным загрязнением окружающей среды, особенно атмосферы. В процессе функционирования автомобилей в атмосферу попадает громадное количество пыли, токсичных веществ, содержащихся в отработавших газах силовых установок, создаются высокие уровни шума, загрязняются почва, водоемы в результате слива и пролива горюче-смазочных материалов. Поэтому мировые производители двигателей внутреннего сгорания (ДВС): Daimler-Benz, Cummins, Detroit Diesel, Perkins, Caterpillar, DaimlerChrysler Powertrain, MAN, Volvo и др. расходуют сотни миллионов долларов для того, чтобы достичь норм экологичности, токсичности, соответствующих мировым стандартам [1].

Задания

1. Объясните, в результате каких химических процессов в составе выхлопных газов при работе двигателя внутреннего сгорания появляются оксиды азота? Напишите уравнения соответствующих реакций. Предложите способы нейтрализации токсичных оксидов азота в выхлопных газах.

2. По данным Росгидромета, за март 2001 г. в атмосферном воздухе столицы отмечалось повышение среднемесячной концентрации загрязняющих веществ, в частности, уровень диоксида азота достиг двух норм ПДК, монооксида азота — 1,3 норм ПДК. Объясните на основе анализа процессов сгорания топлива различных видов, почему выбросы загрязняющих веществ автомобилями, работающими на дизельном топливе и газе, ниже, чем работающими на бензине? Используйте данные табл. 1 [2].

Вестник РУДН, серия Экология и безопасность жизнедеятельности, 2012, № 5

Таблица 1

Состав и количество загрязняющих веществ, выделяющихся в воздух автотранспортом, работающим на топливе разных видов (т/сут)

Основные загрязняющие Бензин Дизельное топливо Газ

компоненты

Монооксид углерода 2 147,2 100 121,9

Углеводороды 390,4 44 27,7

Оксиды азота 122,0 28 13,9

Итого, т 2 659,6 (88,8%) 172 (5,7%) 163,5 (5,5%)

3. Воздух в крупных городах Киргизии и в ее столице Бишкеке перенасыщен ядовитыми парами, их максимальные концентрации в десятки раз превышают предельно допустимые нормы. В Бишкеке концентрация бенз(а)пирена в 48 раз больше предельной нормы. Используя данные табл.1, рассчитайте суточный объем кислорода, расходуемый на окисление выхлопных газов топлива разных видов, приняв, что выхлопные газы состоят из формальдегида (25%), фенола (35%) и бенз(а)пирена (40%) [2].

4. Ниже приведены реакции образования фотохимического смога в атмосфере при взаимодействии оксидов азота с углеводородами, приводящего к образованию высокотоксичного вещества — пероксиацетилнитрата (ПАН):

ЪЮ2 + УФ-радиация (340 нм)-> N0 + О

О + 02 = 03 и О + углеводороды (НС) = ЯСО»

ЯСО» + 02 -> ЯС03--ЯС02 • + 03

I-> Ш2 Я-С-00Ш2 (ПАН)

О

Почему токсичность выхлопных газов летом выше, чем в холодное время года? Какие виды смога Вы знаете? В чем их принципиальное отличие?

5. Используя дополнительные источники информации, обсудите на семинаре воздействие выхлопных газов на организм человека. Приведите возможные уравнения химических реакций, протекающих в организме при взаимодействии оксидов азота с гемоглобином крови. Объясните, в чем заключается губительное воздействие загрязняющих веществ в автомобильных выхлопах на дыхательную систему? Исследуйте карту Москвы, где, по вашему мнению, наблюдается наибольшее загрязнение атмосферы выхлопными газами? Составьте карту «неблагополучных районов».

6. Вставьте недостающие слова: «О воздействии выхлопных газов на растения»

...Длярастений особенно токсичны гидросульфит-ионы (ИБО-), которые, реагируя с перекисями ненасыщенных жирных кислот фосфолипидов, образуют радикалы и разрушают биомембраны:

ИБОз + ЯСООИ ^ ИБО3» + ЯСО» + ОИ-.

Радикалы ИБО3- и ЯСО» после поражения мембран хлоропластов окисляют и обесцвечивают хлорофилл. Ионы ИБО3- ингибируют ферменты, участвующие в цикле.......... при фотохимической фиксации..........Поэтому под влиянием..........

Курбатова А.И. Применение метода конкретных учебных ситуаций (кейс-технологий)...

листья желтеют и теряют способность к фотосинтезу. Данное вещество приводит к уменьшению интенсивности транспорта веществ между клеточными..........,

в результате чего наблюдается н..........[3].

7. Биотопливо — один из видов альтернативного топлива, производимый из сырья растительного или животного происхождения. Самыми распространенными в настоящее время являются биоэтанол, биодизель и в меньшей степени биогаз. Используйте дополнительную литературу и заполните табл. 2.

Таблица 2

Биотопливо Из чего производится Состав биотоплива Достоинства Недостатки

Биоэтанол

Биодизель

Биотоплива второго поколения

В качестве заключения можно отметить, что целый ряд факторов обуславливает актуализацию компетентностного подхода в образовании. Сюда можно отнести экологические проблемы окружающей среды, динамизм жизненных процессов, масштабное увеличение информационных потоков. Поэтому возникает острая необходимость формирования личности, умеющей жить в новых условиях. Внедрение в образовательный процесс кейс-технологий позволит сформировать свободное и творческое мышление непосредственных участников процесса обучения, ответственность, способность предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности.

ЛИТЕРАТУРА

[1] URL: http://neftegas.info/territoriya-neftegaz/608-ekologicheskie

[2] Экологическая химия: Учебник / Л.С. Астафьева. — М.: Академия, 2006.

[3] Квеситадзе Г.И., Хатисашвили Г.А., Садунишвили Т.А., Евстигнеева З.Г. Метаболизм антропогенных токсикантов в высших растениях. — М.: Наука, 2005.

APPLICATION OF A METHOD OF CASE TECHNOLOGIES IN THE EDUCATION SYSTEM AT HIGH SCHOOL ON AN EXAMPLE OF A LESSON OF ECOLOGY

A.I. Kurbatova

Ecological Faculty Peoples' Friendship University of Russia

Podolskoye shosse, 8/5, Moscow, Russia, 113093

In article questions of realization of a kompetentnostny approach at ecology and natural sciences lessons at high school are considered.

Key words: case technologies, competence-based approach, ecology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.