Научная статья на тему 'Применение метода гомеостатики в проектировании организационной модели туристского кластера Приморского края'

Применение метода гомеостатики в проектировании организационной модели туристского кластера Приморского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
117
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / CLUSTER / ТУРИСТСКИЙ КЛАСТЕР / TOURISM CLUSTER / ТУРИЗМ / TOURISM / ТУРИСТСКИЕ КОМПАНИИ / ГОМЕОСТАТИКА / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / ORGANIZATIONAL MODEL / РЕГИОН / REGION / АССОЦИАЦИЯ / ASSOCIATION / ИННОВАЦИОННЫЙ ЦЕНТР / INNOVATION CENTER / ОБЪЕКТЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ / INFRASTRUCTURE / КОМПАНИИ СМЕЖНЫХ СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ / COMPANIES OF RELATED INDUSTRIES / ЭЛЕМЕНТЫ / ELEMENTS / ЯДРО КЛАСТЕРА / CLUSTER CORE / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ / REGIONAL AUTHORITIES / TRAVEL COMPANIES / HOMEOSTATICS / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лебединская Юлия Сергеевна

Региональный туристский кластер в современном мире является одним из важнейших условий формирования и развития региональной экономики. В данной работе автором проектируется организационная модель регионального туристского кластера, основанная на применение метода гомеостатики. Предложенная модель способна оказать благотворное воздействие на туристский сектор экономики в регионе и обеспечить формирование и развитие смежных отраслей. Автором проведены исследования существующих организационных моделей кластеров в регионах. В моделях, предложенные в настоящее время научными деятелями, выделяется всего один элемент кластерообразующего ядра, что не всегда продуктивно отражается на развитие всего кластера. Автор предлагает в ядро кластера включить два элемента, основанные на гомеостатическом подходе, которые усилят как ядро самого кластера и другие элементы, находящиеся в кластере. Организационная модель спроектирована из следующих обязательных элементов, которые играют важное значение в функционирование туристского кластера в регионе: туристские компании (туроператоры, турагенства), компании смежных секторов экономики (питание, транспорт, размещение, досуг и др.), объекты инфраструктуры, региональные органы власти и кластерообразующее ядро, состоящее из двух противоречивых элементов, таких как ассоциация туристских компаний и инновационный центр. В работе рассмотрена роль каждого элемента в проектируемой организационной модели туристского кластера в Приморском крае. Предложенная модель позволяет эффективно управлять кластерной структурой в туристском секторе региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF HOMEOSTATIC METHOD FOR ORGANIZATIONAL MODELLING OF TOURIST CLUSTER IN PRIMORSKY REGION OF RUSSIA

In the modern world, a regional tourism cluster is one of the most significant prerequisites for the formation and development of a regional economy. The author of the present paper developed an organizational model of a regional tourism cluster using homeostatic method. The suggested model could have a positive effect on regional tourism economy and contribute to the formation and development of related industries. The author analyzed the existing organizational models of regional tourism clusters. The models analyzed focus on just one element of cluster-forming core, which is not always productive for the development of a cluster as a whole. The author suggests including two elements based on homeostatic approach into the cluster core. These elements will strengthen both the core itself and other elements of the cluster. The organizational model is comprised of the following compulsory elements significant for the functioning of a regional tourism cluster: travel companies (tour operators, travel agencies), companies belonging to related industries (catering, transport, accommodation, recreation, etc.), infrastructure, regional authorities and cluster-forming core, the latter having two contradictory elements association of travel companies and innovation center. The paper discusses the role of each element in the elaborated organizational model of the tourism cluster in the Primorsky region of Russia. The suggested model makes it possible to effectively manage the cluster structure of the region’s tourism sector.

Текст научной работы на тему «Применение метода гомеостатики в проектировании организационной модели туристского кластера Приморского края»

экономические науки

Лебединская Юлия Сергеевна ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ГОМЕОСТАТИКИ ...

УДК 332.112

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ГОМЕОСТАТИКИ В ПРОЕКТИРОВАНИИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ТУРИСТСКОГО КЛАСТЕРА ПРИМОРСКОГО КРАЯ

© 2017

Лебединская Юлия Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя 41, E-mail: Yuliya.Lebedinskaya@vvsu.ru)

Аннотация. Региональный туристский кластер в современном мире является одним из важнейших условий формирования и развития региональной экономики. В данной работе автором проектируется организационная модель регионального туристского кластера, основанная на применение метода гомеостатики. Предложенная модель способна оказать благотворное воздействие на туристский сектор экономики в регионе и обеспечить формирование и развитие смежных отраслей. Автором проведены исследования существующих организационных моделей кластеров в регионах. В моделях, предложенные в настоящее время научными деятелями, выделяется всего один элемент кластерообразующего ядра, что не всегда продуктивно отражается на развитие всего кластера. Автор предлагает в ядро кластера включить два элемента, основанные на гомеостатическом подходе, которые усилят как ядро самого кластера и другие элементы, находящиеся в кластере. Организационная модель спроектирована из следующих обязательных элементов, которые играют важное значение в функционирование туристского кластера в регионе: туристские компании (туроператоры, турагенства), компании смежных секторов экономики (питание, транспорт, размещение, досуг и др.), объекты инфраструктуры, региональные органы власти и кластерообразующее ядро, состоящее из двух противоречивых элементов, таких как ассоциация туристских компаний и инновационный центр. В работе рассмотрена роль каждого элемента в проектируемой организационной модели туристского кластера в Приморском крае. Предложенная модель позволяет эффективно управлять кластерной структурой в туристском секторе региона.

Ключевые слова: кластер, туристский кластер, туризм, туристские компании, гомеостатика, проектирование, организационная модель, регион, ассоциация, инновационный центр, объекты инфраструктуры, компании смежных секторов экономики, элементы, ядро кластера, региональные органы власти.

USE OF HOMEOSTATIC METHOD FOR ORGANIZATIONAL MODELLING OF TOURIST CLUSTER IN PRIMORSKY REGION OF RUSSIA

© 2017

Lebedinskaya Yuliya Sergeevna, candidate of economical science, associate professor of the chair of management

Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogol Street 41, E-mail: Yuliya.Lebedinskaya@vvsu.ru)

Abstract. In the modern world, a regional tourism cluster is one of the most significant prerequisites for the formation and development of a regional economy. The author of the present paper developed an organizational model of a regional tourism cluster using homeostatic method. The suggested model could have a positive effect on regional tourism economy and contribute to the formation and development of related industries. The author analyzed the existing organizational models of regional tourism clusters. The models analyzed focus on just one element of cluster-forming core, which is not always productive for the development of a cluster as a whole. The author suggests including two elements based on homeostatic approach into the cluster core. These elements will strengthen both the core itself and other elements of the cluster. The organizational model is comprised of the following compulsory elements significant for the functioning of a regional tourism cluster: travel companies (tour operators, travel agencies), companies belonging to related industries (catering, transport, accommodation, recreation, etc.), infrastructure, regional authorities and cluster-forming core, the latter having two contradictory elements - association of travel companies and innovation center. The paper discusses the role of each element in the elaborated organizational model of the tourism cluster in the Primorsky region of Russia. The suggested model makes it possible to effectively manage the cluster structure of the region's tourism sector.

Keywords: cluster, tourism cluster, tourism, travel companies, homeostatics, development, organizational model, region, association, innovation center, infrastructure, companies of related industries, elements, cluster core, regional authorities.

Постановка проблемы. В России кластерный подход к организации и развитию туристского сектора экономики только начинает формироваться, в связи с принятием в 2006 году поправок к Федеральному закону «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и выделением особых экономических зон туристско-ре-креационного типа. А также с принятием в 2011 году Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011-2018 годы)». [1,2]. Туристско-рекреационные кластеры формируются в целях создания привлекательного инвестиционного и предпринимательского климата в регионах России, эффективного использования туристско-рекреационных ресурсов, повышения конкурентоспособности отечественных туристских продуктов и предоставляющих их туристских компаний.

Приморский край обладает значительным потенциалом для создания туристского кластера, но процесс его кластеризации в регионе протекает стихийно, в связи с этим возникают трудности в разработки вопросов эффективного функционирования туризма в регионе. Чтобы процесс кластеризации туристского сектора был контролируемый, необходимо начать с проектирования организационной модели туристского кластера.

Анализ последних исследований и публикаций.

Проектирование организационных моделей кластеров рассмотрены ранее научными деятелями в следующих работах: организационная модель кластеров Астраханской области (Артамонова Ю.С., Салихов Р.У., Чудайкина Т. Н.) - формирование кластера в Астраханской области должно осуществляться Центром кластерного развития 3]; организация предпринимательской деятельности (Асаул А.Н.) - формирование кластера должно осуществляться общественной организацией, которая обладает комплексообразующими связями [4]; организационная модель кластера малых предприятий региона (Токаев Н.Х., Березова А.Т.) - формирование кластера малых предприятий в РСО-Алания должно осуществляться ядром кластера, которое подразумевает под собой крупное предприятие, имеющее выход на платежеспособный сегмент рынка с продукцией, пользующейся высоким спросом, или обладающее потенциалом выхода на конкурентные рынки, с перспективой дальнейшего роста и способное интегрировать вокруг себя в единую сеть средние и малые предприятия [5].

Анализ формулировок авторов, представленных выше, позволяет сделать следующие выводы. Во всех научных работах для проектирования кластеров предлагается один главный элемент в ядре кластера в виде общественной организации, крупного предприятия,

Лебединская Юлия Сергеевна экономические

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ГОМЕОСТАТИКИ ... науки

центра кластерного развития. Авторы не выделяют несколько элементов в ядре кластера, которые бы усилили его роль.

Цель исследования. Целью статьи является обоснование применения метода гомеостатики в проектирование организационной модели регионального туристского кластера Приморского края, который позволит эффективнее наладить работу в туристском секторе региона, за счет двух элементов, находящиеся в ядре кластера.

Изложение основного материала. Автор полагает, что продуктивным подходом к проектированию организационной структуры туристского кластера Приморского края является гомеостатический.

Гомеостатика является ветвью кибернетики, предмет ее исследования - внутренние противоречия изучаемых объектов, обеспечивающих их гомеостаз, поддержание жизненно важных функций в пределах оптимального диапазона значений, устойчивость объектов к воздействию проникающих из среды помех. Внутреннее противоречие выступает движущей силой развития объекта [6].

Заметим, что в экономической науке методы гомео-статики применяются пока редко, но уже доказали свою продуктивность, особенно при проектировании управленческих систем. При данном подходе управление формированием и развитием проектируемого туристского кластера Приморского края может быть сосредоточено на выявлении (формировании) двух внутренних элементов и противоречия между ними, а также на управлении его развитием. Два элемента, находящиеся в отношениях противоречия, будут играть роль кластерообразующего ядра, развитие которого будет стимулировать соответствующее развитие всех остальных элементов проектируемого туристского кластера. Организационная модель проектируемого туристского кластера Приморского края представлена на рисунке 1.

Рассмотрим роль каждого элемента организационной модели проектируемого туристского кластера Приморского края.

1. Ассоциация туристских компаний.

С учетом специфики туристской отрасли, в которой ядро кластера представлено, в основном, предприятиями малого и среднего бизнеса, настоятельной необходимостью является наличие координирующей структуры в виде ассоциации туристских компаний. Ассоциация выполняет коммуникационные функции, как по вертикали, так и по горизонтали.

Вертикальные коммуникации определяются потребностью консолидированного представительства интересов отрасли при взаимодействии с органами государственной власти и местного самоуправления, а также в выработке единых правил взаимодействия с инфраструктурой кластера (аренда, требования к услугам смежных отраслей и др.).

Горизонтальные коммуникации обеспечивают координацию и взаимодействие с внешней средой, способность выступать консолидированно при освоении новых рынков.

Важным направлением региональной кластерной политики должен стать запуск механизмов саморегуляции и координации деятельности всех элементов кластера [7-16]. Для сферы туризма это имеет особое значение, поскольку предприятия ядра кластера и инфраструктура (размещения, транспорта, питания и др.) представлены малым и средним бизнесом, которому крайне необходимо предоставление централизованных услуг, которые они не в состоянии обеспечить самостоятельно (консалтинг, продвижение на международные рынки, подготовка специалистов, инновационные и информационные услуги и т.п.).

Создание общественной организации (Ассоциации) из участников кластера с привлечением представителей органов власти к ее работе в значительной степени облегчило бы осуществление коммуникаций, взаимодей-110

ствие с органами власти и доступ компаний к ресурсам, необходимых для их деятельности.

Рисунок 1 - Организационная модель проектируемого туристского кластера

Ассоциация туристских компаний, по нашему мнению, должна выступать инициатором кластерных инициатив, осуществлять внутреннюю координацию деятельности туристских компаний, организовывать продвижение туристских продуктов и брендов, выступать основным партнером органов государственной и муниципальной власти в определении требований к деятельности публичного сектора экономики по обеспечению условий деятельности туристского кластера.

Ассоциация туристских компаний, реализующих туристский продукт, производимый в Приморском крае, будет интересна предприятиям туристкой отрасли в том случае, если возьмет на себя решение следующих вопросов:

- организация взаимодействия с органами власти по следующим позициям: согласование режимов использования туристских объектов, находящихся в государственной собственности; адаптация местной нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность туристской отрасли; государственная поддержка экспорта туристского продукта; развитие кадрового потенциала и качества специализированного рынка труда; согласование интересов по развитию транспортной, социальной, информационной и другой инфраструктуры, используемой не только туристским кластером, но и предприятиями других отраслей;

- взаимодействие и представление интересов членов ассоциации с другими региональными кластерами в части использования ресурсов и инфраструктуры региона;

- представление интересов туристкой отрасли в контактах с зарубежными партнерами;

- организация и поддержание информационных баз и коммуникаций внутри кластера.

2. Инновационный центр кластера.

Мы полагаем, что проектируемый туристский кластер Приморского края должен включать в себя такой элемент как Инновационный центр, который совместно с Ассоциацией туристских компаний примет на себя роль кластерообразующего ядра. Он может включать научные, исследовательские, консалтинговые организации, учебные заведения, осуществляющие подготовку кадров (как правило, по этому пути идут университеты США). Он может являться также специально созданным центром при Ассоциации туристских компаний (Германия и ряд других стран Европы).

Основной задачей Инновационного центра кластера должно стать обеспечение максимально короткого пути по цепочке создания и реализации туристского продук-АНИ: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 1(18)

экономические науки

Лебединская Юлия Сергеевна ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ГОМЕОСТАТИКИ ...

та, его содержательного наполнения, маркетингового, консалтингового и иного сопровождения деятельности ядра и инфраструктуры кластера, поддержка информационной и образовательной инфраструктуры.

Таким образом, Инновационный центр туристского кластера Приморского края должен состоять из лидеров отрасли, которые активно генерируют новые проекты, продукты, привлекают и создают новые ресурсы, возможности, инициируют осмысление общих проблем и задач в туристской сфере и поиск путей их совместного решения участниками кластера.

Формы организации инновационного центра кластера могут быть классифицированы по степени и форме участия экономических субъектов кластера. Выбор конкретной формы инновационного центра кластера определяется особенностями конечного продукта, сложившимися формами взаимодействия предприятий внутри кластера, а также особенностями организации самой инфраструктуры.

Как показывает зарубежный и отечественный опыт формирования кластеров, в структуре туристского кластера роль инновационного центра кластера крайне важна, поскольку выступает координатором, без которого предприятия, входящие в ядро кластера, не в состоянии самостоятельно сформировать единую стратегию деятельности.

Выводы и перспективы дальнейших исследований. Предложенная организационная модель регионального туристского кластера Приморского края, основанная на гомеостатическом подходе, позволит оперативно проводить его диагностику, быстро выявлять и устранять недостатки, что в целом положительно скажется на результативности работы кластера. А также позволит повысить эффективность деятельности по формированию и развитию кластеров в отраслях сферы услуг благодаря их более высокой адаптивности к высоко изменчивой среде. В дальнейших исследованиях автор сможет разработать организационно-экономический механизм управления туристским кластером Приморского края, основываясь на организационной модели кластера, предложенной в данной научной статье.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: Федеральный Закон РФ № 116-ФЗ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. rosez.ru/lawfed.html.

2. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011-2018 годы)» // Минитерство культуры РФ. Федеральное агентство по туризму: Официальный сайт. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/contents/ deyatelnost/programmy-i-proekty/

3. Артамонова Ю.С., Салихов Р.У., Чудайкина Т.Н. Организационная модель кластеров Астраханской области // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://web. snauka.ru/issues/2015/02/46055

4. Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности: учебник. СПб.: АНО ИПЭВ. 2009. 336с.

5. Токаев Н.Х., Березов А.Т. Организационная модель кластера малых предприятий региона // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2012. № 1. С. 447452.

6. Боуш Г. Д. Кластеры в экономике: научная теория, методология исследования, концепция управления: Монография. - Омск: ОмГУ, 2013. - 408 с.

7. Лебединская Ю.С., Боуш Г.Д. Региональные туристские кластеры: управление формированием и развитием: монография. Владивосток: Изд-во ВГУЭС. 2015. 186 с.

8. Марченко О.А. Формирование инновационных туристических кластеров как конкурентного преимущества регионального развития туризма // Карельский на-

учный журнал. 2015. № 1 (10). С. 134-136.

9. Кизим А.А., Вальвашов А.Н., Кулькова И.В. Повышение инвестиционной привлекательности региона на основе развития туристического кластера // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 26 (161). С. 52-59.

10. Кабиров И.С. Специфика развития социального туризма в Российской Федерации // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 1 (25). С. 79-83.

11. Асташина Н.И. Перспективы диверсификации сервисной деятельности при организации рекреационного природопользования // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 123-124.

12. Бойко А.Е. Формирование кластеров как инструмент повышения конкурентоспособности туристских услуг: Автореф. дис... канд. экон. наук. Новосибирск, 2011. 24 с.

13. Любонько Т.В. Кластерный подход в развитии туристических дестинаций // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 127-130.

14. Якунин В.Н. Виды туризма: историография вопроса // Карельский научный журнал. 2014. № 2. С. 78-83.

15. Артеменко О.Н. Региональный туризм как инструмент развития территории // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 2 (26). С. 11-17.

16. Лихошерстова Г.Н. Роль туристско-рекреацион-ного кластера в формировании инновационно-ориентированной экономики региона // Путеводитель предпринимателя: науч.-практ. изд. 2013. Вып. XVII. С. 163-169.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.