Научная статья на тему 'Применение метода "анализ ранних воспоминаний" в диагностике подозреваемых, обвиняемых и осужденных, склонных к проявлению деструктивного поведения'

Применение метода "анализ ранних воспоминаний" в диагностике подозреваемых, обвиняемых и осужденных, склонных к проявлению деструктивного поведения Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
166
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ РАННИХ ВОСПОМИНАНИЙ / ANALYSIS OF THE EARLY MEMORIES / ПОДОЗРЕВАЕМЫЕ / SUSPECTS / ОБВИНЯЕМЫЕ В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ACCUSED OF CRIMES / ОСУЖДЕННЫЕ / CONVICTED / СЛЕДСТВЕННЫЙ ИЗОЛЯТОР / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА / PSYCHOLOGICAL WORK / ПРОФИЛАКТИКА ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ / PREVENTION OF DESTRUCTIVE BEHAVIOR / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / PENAL SYSTEM / ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / PENITENTIARY PSYCHOLOGY / REMAND

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Власюк Е.Н.

В статье раскрывается специфика применения метода анализа ранних воспоминаний в психологической диагностике лиц, содержащихся в следственных изоляторах и склонных к различным деструктивным проявлениям. Метод анализа ранних воспоминаний отвечает требованиям объективного исследования личности, является центральным в практике адлерианской консультации и психотерапии. Автор дает обоснование возможности применения метода анализа ранних воспоминаний в работе с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными как опорного метода для диагностики, прогнозирования и профилактики их деструктивного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of the method "Analysis of early memories" in the diagnosis of suspected, accused and convicted, who is prone to destructive behavior

In the article the author reveals specific features of analysis of early memories in the psychological diagnosis of persons held in remand centres and who is prone to various destructive manifestations method applying. The method of early memories analysis meets the requirements of an objective study of personality, it is central in the practice of adlerians counseling and psychotherapy. The author gives support of the application of the early memories analysis method in working with suspects, defendants and convicted as a reference method for diagnosis, prognosis and prevention of their destructive behavior.

Текст научной работы на тему «Применение метода "анализ ранних воспоминаний" в диагностике подозреваемых, обвиняемых и осужденных, склонных к проявлению деструктивного поведения»

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

Е. Н. ВЛАСЮК E. N. VLASYUK

старший психолог психологической лаборатории ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по г. Москве, капитан внутренней службы

Применение метода «Анализ ранних воспоминаний» в диагностике подозреваемых, обвиняемых и осужденных, склонных к проявлению деструктивного поведения

Application of the method «Analysis of early memories» in the diagnosis of suspected, accused and convicted, who is prone to destructive behavior

Аннотация. В статье раскрывается специфика применения метода анализа ранних воспоминаний в психологической диагностике лиц, содержащихся в следственных изоляторах и склонных к различным деструктивным проявлениям. Метод анализа ранних воспоминаний отвечает требованиям объективного исследования личности, является центральным в практике адлерианской консультации и психотерапии. Автор дает обоснование возможности применения метода анализа ранних воспоминаний в работе с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными как опорного метода для диагностики, прогнозирования и профилактики их деструктивного поведения.

Ключевые слова: анализ ранних воспоминаний, подозреваемые, обвиняемые в совершении преступлений, осужденные, следственный изолятор, психологическая работа, профилактика деструктивного поведения, уголовно-исполнительная система, пенитенциарная психология.

Annotation. In the article the author reveals specific features of analysis of early memories in the psychological diagnosis of persons held in remand centres and who is prone to various destructive manifestations method applying. The method of early memories analysis meets the requirements of an objective study of personality, it is central in the practice of adlerians counseling and psychotherapy. The author gives support of the application of the early memories analysis method in working with suspects, defendants and convicted as a reference method for diagnosis, prognosis and prevention of their destructive behavior.

Keywords: analysis of the early memories, suspects, accused of crimes, convicted, remand, psychological work, prevention of destructive behavior, the penal system, penitentiary psychology.

Необходимость оптимизации психологической диагностики лиц, пребывающих в местах лишения свободы, является одной из актуальных проблем пенитенциарной системы России. Это обусловлено в первую очередь достаточно вы-

соким уровнем риска совершения деструктивных действий в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, а также связано с количественной и качественной динамикой состава подозреваемых, обвиняемых в совершении преступ-

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

2

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

лении и осужденных в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы (СИЗО). Данные обстоятельства требуют применения гибкой системы использования психологического инструментария в работе пенитенциарного психолога.

Анализ материалов, касающихся привлечения подозреваемых, обвиняемых и осужденных к дисциплинарной ответственности в СИЗО, констатировал рост количества отрицательно характеризующихся лиц, которые скрыто или открыто противодействуют нормам и требованиям действующего законодательства. Указанные действия чаще всего проявляются в форме нарушения правил внутреннего распорядка.

Изучению личности лиц, совершивших преступления, и их классификации по степени исправления посвящены научные труды Г. А. Аванесова, О. И. Бажанова, А. Я. Гришко, В. И. Игнатенко, А. С. Михли-на, В. А. Уткина, И. В. Шмарова и других [1].

Знания в области общей и специальной психологии, результаты научных исследований, а также требования нормативных правовых актов позволяют проводить планомерную комплексную работу по профилактике деструктивного поведения у подозреваемых, обвиняемых и осужденных в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы. Одной из приоритетных задач данного направления работы сотрудников уголовно-исполнительной системы с лицами, заключенными под стражу, является диагностика и прогнозирование их поведения в местах лишения свободы.

В психологической диагностике личности подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений и осужденных, содержащихся в СИЗО, как правило, применяют следующие методы исследования: многофакторные тестовые опросники, опросники, направленные на изучение определенных сфер личности, проективные методики, аудиовизуальную психодиагностику, наблюдение, беседу, анализ материалов личного дела, метод анализа объективных фактов.

В целях оптимизации процесса психодиагностической процедуры и получения дополнительной информации о личности подозреваемых, обвиняемых в совершении

преступлений и осужденных, содержащихся в местах лишения свободы, был выбран метод анализа ранних воспоминаний австрийского психолога и психиатра Альфреда Адлера (1870-1937). По его мнению, не бывает случайных воспоминаний, из бесчисленного множества впечатлений человек выбирает для запоминания только те, которые, хотя и смутно, но ощущаются им как связанные с его нынешним положением. Воспоминания содержат в себе индивидуальный приговор: «Даже в детстве я уже был такой-то и такой-то личностью» или «Даже в детстве я находил мир таким» [2]. Самое раннее воспоминание занимает исключительное положение по двум причинам: 1) «В нем содержится фундаментальная оценка человеком самого себя и своего положения... Это его первое обобщение явления, первое более или менее полное символическое выражение самого себя и тех требований, которые к нему предъявляются»; 2) «Это его субъективная стартовая точка, начало автобиографии, которую он создает» [3].

Следует отметить преимущества метода анализа ранних воспоминаний в диагностике личности:

- люди с готовностью идут на то, чтобы рассказать или описать свое раннее воспоминание - ведь это просто факты и значение их не осознается. Таким образом, через ранние воспоминания люди признаются в своих жизненных целях, в своем отношении к окружающему миру и своем взгляде на мир совершенно нейтральным и незатруднительным для себя образом;

- нет никакой нужды в том, чтобы пытаться установить надежность ранних воспоминаний. Многие события искажены, некоторые выдуманы, но это не уменьшает их значения. Итак, если человек принимает нечто за свое самое раннее воспоминание, значит это содержание отвечает его жизненному стилю и его надо принять.

Несмотря на то что метод анализа ранних воспоминаний является проективной методикой, он отвечает требованиям объективного исследования личности. Объективный тест - это методика для получения индивидуальных значений, отражающих реакции испытуемого на специфический набор стимулов или их последователь-

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 10/2017

3

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

ность при условии, что испытуемый либо не знает истинного значения своей реакции, либо лишен возможности изменять свою реакцию в желаемом для себя направлении. Чистота эксперимента может быть нарушена, если пишущий воспоминание уже знаком с системой его анализа.

Сама процедура сбора ранних воспоминаний у лиц, содержащихся под стражей, заключается в следующем. Обследуемому предлагается описать свое самое раннее воспоминание о каком-либо событии (не череду разных ситуаций, а именно конкретное событие). Ему необходимо записать все, что приходит в голову, не упустив никаких подробностей, по желанию он может дать название своему воспоминанию. По завершении необходимо подробно описать чувства и эмоции по поводу этого события.

В период с сентября 2016 года по февраль 2017 года на базе ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по г. Москве был апробирован метод анализа ранних воспоминаний как опорный для диагностики личности подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений и осужденных, склонных к проявлению деструктивного поведения в местах лишения свободы. Данный метод был применен в работе с лицами, поставленными на профилактический учет согласно требованиям приказа Минюста России от 20.05.2013 № 72 [4].

Всего в исследовании приняли участие 67 человек. Социально-демографические особенности данной выборки следующие:

100 % - лица мужского пола (67 человек);

88 % - граждане Российской Федерации (59 человек);

12 % - русскоговорящие граждане иностранных государств (8 человек);

42 % - возраст от 18 до 30 лет (28 человек);

48 % - возраст от 31 года до 50 лет (32 человека);

10 % - возраст от 51 года (7 человек);

31 % - имеют среднее образование (21 человек);

51 % - имеют среднее профессиональное образование (34 человека),

18 % - имеют высшее образование (12 человек);

40 % - состоят в браке (27 человек);

51 % - не состоят в браке (34 человека);

9 % - со слов опрошенных, до ареста состояли в фактическом браке (6 человек);

43 % - имеют несовершеннолетних детей (29 человек);

54 % - не имеют детей (36 человек);

3 % - имеют совершеннолетних детей (2 человека).

Особую категорию подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений и осужденных составляют лица, которым инкриминируются преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних. Опыт работы с данной категорией заключенных под стражу лиц показал, что в основе их переживаний и деструктивных проявлений лежит гипертрофированное чувство собственной несостоятельности.

В данном исследовании метод анализа ранних воспоминаний применялся как опорный для диагностики личности лиц, содержащихся под стражей и склонных к проявлению деструктивного поведения на территории учреждения. В ходе психологической работы с ними использовался анализ выборочных воспоминаний, а именно воспоминаний из дошкольного детства и периода младшего школьного возраста: взаимодействие с родителями, с воспитателями и учителями, со сверстниками и другим социальным окружением.

В результате апробации метода анализа ранних воспоминаний в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по г. Москве были отмечены некоторые особенности. Лица, которым инкриминируются преступления против половой свободы несовершеннолетних, проявляют больше интереса к процедуре исследования по данному методу, более расположены говорить о своем детстве и социальном взаимодействии, их воспоминания более конкретны, они детально описывают чувства и эмоции. Другие подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений и осужденные также принимали активное участие в исследовании, так как, с их слов, с данной формой обследования они не встречались ранее. Лица с высшим образованием склонны сами проводить анализ своих воспоминаний и предлагать свои интерпретации.

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

4

НАУЧНЫЙ РАЗДЕЛ

Замечена также следующая закономерность в ранних воспоминаниях: чем более негативен эмоциональный фон восприятия события, тем на более ранний возраст приходится само воспоминание. Несмотря на то что некоторые воспоминания связаны с неприятными событиями, все же заключенные под стражу рассказывают о них с удовольствием. Предположительно это связано с тем, что сама ситуация изоляции от общества воспринимается крайне тяжело, а погружение в собственные воспоминания дает возможность абстрагироваться от нее.

В целях исследования терапевтического действия применения метода анализа ранних воспоминаний в коррекционной работе с лицами, состоящими на профилактическом учете, был подобран комплекс методик, направленных на диагностику вероятности возникновения немотивированной агрессии у лиц, содержащихся под стражей, которая появляется, как правило, без видимых причин, но может значительно повлиять на формирование межличностных отношений в камере. Были применены следующие методики: ЛАК (диагностика склонности к конфликтам и агрессивности), ОАГ (оценка общего уровня агрессивности), БР1-В (диагностика состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения), проективная методика АРТ (изучение вербальной, невербальной, скрытой и открытой агрессии, а также поведения в социальной группе).

Исследование проводилось в два этапа: до апробации метода анализа ранних воспоминаний и через неделю после его апробации.

Обработка и анализ полученных данных показали, что при диагностике немотивированной агрессии у спецконтингента наблюдается снижение значений по всем показателям в среднем на 2 единицы. В контексте изучаемого параметра снижение значений по значимым шкалам применяемых методик (ЛАК: вспыльчивость, поступательность, обидчивость, неуступчивость, бескомпромиссность, мстительность, нетерпимость к мнению других, подозрительность, позитивная агрессивность, негативная агрессив-

ность, конфликтность; ОАГ: уровень общей агрессивности; БР1-В: невротичность, спонтанная агрессивность, депрессивность, раздражительность, реактивная агрессивность, застенчивость, эмоциональная лабильность) дает положительную корреляцию с возможностью применения метода анализа ранних воспоминаний как в диагностической работе, так и в коррекционной.

Применение метода анализа ранних воспоминаний в работе пенитенциарного психолога в условиях следственного изолятора предоставляет возможность установить конструктивный контакт с контингентом СИЗО, спрогнозировать его поведение в различных ситуациях, в том числе и вероятность проявления деструктивного поведения. Согласно анализу проявленных особенностей поведения и реакций в воспоминании и результатам динамического наблюдения за определенными подозреваемыми, обвиняемыми в совершении преступлений и осужденными, базовые реакции на важные для личности события схожи.

Проведенное исследование дает основание применять метод анализа ранних воспоминаний в психологической диагностике личности лиц, содержащихся в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы. В дальнейшем применение данного метода планируется в коррекционной и консультативной работе с подозреваемыми, обвиняемыми в совершении преступлений и осужденными, состоящими на профилактическом учете и склонными к различным деструктивным проявлениям на территории пенитенциарного учреждения. ^

1. Федореев П. Р. Отрицательно характеризующиеся осужденные в местах лишения свободы : дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2005. С. 170.

2. Adler A. What Life Should Mean to You / е^ by A.Porter. London : George Allen & Unwin Ltd. 1932. P. 75.

3. Там же. P. 19.

4. Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы : приказ Минюста России от 20.05.2013 № 72 (ред. от 15.08.2016). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

5

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 10/2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.