Научная статья на тему 'Применение метода активного обучения на базе компьютерной модели "мультибрендовыйавтосалон"'

Применение метода активного обучения на базе компьютерной модели "мультибрендовыйавтосалон" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
МЕТОД СASESTADY / АВТОСАЛОН / БАЗЫ ДАННЫХ / ЭКСПЕРТНЫЙ МЕТОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гальченко Галина Алексеевна, Донцов Николай Сергеевич, Сарабашев Александр Александрович

В статье рассматривается форма активного обучения студентовс использованием компьютерных технологий в рамках метода сasestady. Для оценки параметров автомобилей в виртуальном автосалоне применен метод экспертов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гальченко Галина Алексеевна, Донцов Николай Сергеевич, Сарабашев Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение метода активного обучения на базе компьютерной модели "мультибрендовыйавтосалон"»

пространства, в том числе - по компетентностному формату представления результатов профессионального образования.

Базовыми принципами компетентностного подхода являются: содержание образовательной программы подразумевает не изучение конкретной профессии, а освоение ключевых, базовых, специальных компетенций, позволяющих быстро реагировать на изменения рынка труда; непрерывность профессионального образования в течение всей жизни человека; переход от предметного обучения к меж предметно - модульному на компетентностной основе, обеспечивающему гибкость профессионального образования.

Компетентностный подход к подготовке кадров - совокупность теоретических положений и организационно-педагогических мер, направленных на обеспечение условий для формирования профессиональной компетентности будущего специалиста[2].

Компетентностный подход как образовательная концепция и методологический подход в педагогике высшей школе представляет собой совокупность общих принципов определения цели и задач профессиональной подготовки, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки его результатов. В связи с этим он включает в себя: теоретическое обоснование цели профессиональной подготовки; теоретическое обоснование необходимости и объема изменений в содержании образования; определение образовательной стратегии, включающей соответствующие технологии, формы и методы обучения; выработку критериев и диагностического инструментария оценки результатов профессиональной подготовки.

Таким образом, компетентностный подход предусматривает системную трансформацию профессиональной подготовки, основу которой составляет идея направленности образовательного процесса вуза в единстве его целевого, содержательного и технологического компонентов на конечный результат -становление профессиональной компетентности будущего специалиста.

Список использованной литературы:

1.Гаджиева П.Д. Компетентностный подход в подготовке будущих учителей права / Право и образование. 2014. № 1. С. 48-54.

2. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Современные средства оценивания результатов обучения. М.: Академия, 2007.

3.Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании. М.:Академия,2003

© Гаджиева П.Д., Курбанов М.А., 2016

УДК 378.147.88

Гальченко Галина Алексеевна

канд.физ.-мат. наук, доцент ДГТУ, г. Ростов-на-Дону, РФ

E-mail: [email protected] Донцов Николай Сергеевич канд.физ.-мат. наук, доцент ДГТУ, г. Ростов-на-Дону, РФ Сарабашев Александр Александрович инженер ДГТУ, г. Ростов-на-Дону, РФ

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА БАЗЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ МОДЕЛИ

"МУЛЬТИБРЕНДОВЫЙАВТОСАЛОН"

Аннотация

В статье рассматривается форма активного обучения студентовс использованием компьютерных

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

технологий в рамках метода сasestady. Для оценки параметров автомобилей в виртуальном автосалоне применен метод экспертов.

Ключевые слова

Метод сasestady, автосалон, базы данных, экспертный метод

Одним из эффективных путей формирования компетентности студентов является внедрение форм и методов активного обучения. С увеличением требований к будущему специалисту, внедрением в повседневную жизнь компьютерных технологий, высшим учебным заведениям приходится внедрять в учебный процесс все новые и новые методы обучения, например, метод сasestudy [1]. Метод casestudy завоевавший ведущие позиции в обучении, активно используется в российской и зарубежной практике образования и считается одним из самых эффективных способов обучения [2,3] .

Новые Федеральные государственные образовательные стандарты предусматривают широкое использование активных, в том числе ситуативных методов обучения .

Наличие элементов профессиональной деятельности - это необходимое условие создания учебной ситуации при применении метода сasestudy.Такой подход ставит своей целью обеспечивать переход от учебных ситуаций к профессиональным, где для решения проблемы требовалось бы использование знаний и соответствующих компетенций.

Основываясь на классической схеме [4], готовим учебную ситуацию: рассматриваем деятельность виртуального "Мульти брендового автосалона" в рамках компьютерной модели с использованием возможностей MS ACCESS, MS EXCEL. Выделяем существенные критерии конкретной ситуации, когда человек, желающий приобрести автомобиль в салоне или на вторичном рынке интересуется характеристиками автомобиля, мнением специалистов, знакомых, которые эксплуатировали различные марки автомобилей.

Правильный выбор критериев играет существенную роль в принятии оптимального решения. В теории принятия решений не найдено общего метода выбора критериев оптимальности. В основном руководствуются опытом или рекомендациями.

Для проведения занятия по сasestudy методу студенты, изучающие дисциплины "Моделирование процессов в расчетах на ЭВМ" и " Базы данных на транспорте", разбиты на группы по 2-3 человека в каждой. Группа выбирает определенную марку автомобиля. Марки не должны повторяться, чтобы наполнить базу данных (БД) нашего виртуального "Мульти брендового автосалона"

Для выбранной марки и всех ее моделей создается база данных в MS ACCESS с достаточно полным описанием основных параметров( табл. 1) .

Таблица1

База данных автомобиля Мazda

Все объекты Access

Поиск,, V>

Таблицы Ä

Ш Mazda 3

S Mazda 6

S Mazda CX-5

S Mazda OC-9

ИЗ Общее

Формы

1 ОбЩЕЕ

I ОЁЩЕЕ

Л

Марки авто

Mazda 323 FA AT 1,3

;-9 3 Mazda 3

* Тип кузова Универсал Хетч5ек Хетчбек Хетчбек Хетчбек

Модельный год • Длина, мм ■

Mazda 323 FA МТ1,0 Mazda 323 FA МТ 1,3 Mazda 323 BDMT 1,1 Mazda 323 ED МТ 1,3 Mazda 323 BDMT 1,5 Хетчбек Mazda 323 BAMT 1,5 Хетчбек Mazda 323 BA AT 1,5 Mazda 323 BAMT 1,8 _ Mazda 3 Sedan IMT 1,6 Седан _ Mazda 3 Sedan 11.6AT Седан _ Mazda 3 Sedan 12.0 МТ Седан Mazda 3111.6 МТ Хетчбек Mazda 3111.6AT Хетчбек Mazda 3112.0 МТ Хетчбек

Седан

1977 1977 1977 1980 1980 1980 1994 1994 1994 2003 2003 2003 2011 2011 2011

4000 3820 3820 3960 3960 3960 4245 4245 4245 4490 4490 4490 4460 4460 4460

Ширина, мм

1595 1595 1595 1630 1630 1630 1710 1710 1710 1755 1755 1755 1755 1755 1755

Количество дверей

Обьем багажника, л • Тип двигателя 320 Бензиновый 300 Бензиновый 300 Бензиновый 330 Бензиновый 330 Бензиновый 330 Бензиновый 346 Бензиновый 346 Бензиновый 346 Бензиновый 413 Бензиновый 413 Бензиновый

413 Бензиновый

340 Дизельный 1360 Бензиновый 1360 Бензиновый

5 Общее { ffj Mazda CX-S j 3 Maida 3\

Обьем двигателя, л - Цена, руб - Скорость, кгл/ч - Разгон до 100 км/ч - Расход топлива на 100 км, л - Класс автомобиля КПП

1,3 90 000,00р. 140 - 8 С АКПП

1,0 50 000,00р. 140 - 6,7 С мкпп

1,3 70 000,00р. 150 6,8 с мкпп

1,1 80 000,00р. 145 14,8 6,5 И мкпп

1,3 90 000,00р. 153 12 6,7 в мкпп

1,5 95 000,00р. 160 11,6 7,3 в мкпп

1,5 98 000,00р. 175 10,9 7.8 с мкпп

1,5 93 000,00р. 16114,2 3,4 С АКПП

1,8 100 000,00р. 191 9,5 8,0 с мкпп

1,6 200 000,00р. 135 11,5 6,9 с мкпп

1,6 230 000,00р. 177 12,5 7,6 с АКПП

2,0 300 000,00р. 209 9.1 7,9 с МКПП

1.6 600 000,00р. 181 12.1 6,5 С мкпп

1,6 650 000,00р. 173 13,1 7,5 с. АКПП

2,0 700 000,00р. 203 9.1 7.4 с МКПП

*

Клиенту салона предоставляется возможность познакомиться с параметрами автомобиля любой марки в заданной ценовой категории, просмотреть фото моделей ( рис. 1 ) и изучить мнения экспертов. Для определения наиболее важных факторов и принятия обоснованных решений необходимо опираться на опыт, знания и интуицию специалистов . Студентам рекомендовано применить метод экспертов.

После второй мировой войны в рамках кибернетики, теории управления, менеджмента и исследования операций стала развиваться самостоятельная дисциплина - теория и практика экспертных оценок. В данном случае эксперты - такие люди, которые обладают знаниями по устройству и свойствам различных марок автомобилей, правилам дорожного движения, навыками вождения.

Рисунок 1 - База данных автомобиля Hyundai

Для достижения требуемой вероятности правильного решения выбираются10-15экспертов :это преподаватели кафедры СТЭАС- сервис и техническая эксплуатация автотранспортных средств , сотрудники автошкол, автосалонов, сервисных центров.

Экспертный метод предполагает использование всей предварительной информации об изучаемой марке автомобиля и ее моделях.

Процедура проведения экспертного метода состоит из 4-х этапов:

• опрос и анкетирование по рассматриваемой модели;

• статистическая обработка анкет и составление матрицы рангов;

• оценка согласованности мнений специалистов;

• анализ диаграммы рангов и исключение незначащих факторов.

Задача каждой группы :

• выявление основных факторов , влияющих на желание человека приобрести ту или иную марку автомобиля в заданной ценовой категории;

• сбор субъективных оценок факторов каждым экспертом группы, определение коэффициента весомости факторов;

• определение нормированных коэффициентов весомости факторов;

• определение средней значимости факторов.

Статистические выводы могут быть адекватны реальности только тогда, когда они не зависят от того, какую единицу измерения предпочтет исследователь, т.е. когда они инвариантны относительно допустимого преобразования шкалы.

Для сравнения различных критериев проще всего воспользоваться средними значениями. Так как известны различные виды средних величин [5]: среднее арифметическое, медиана, мода, среднее геометрическое, среднее гармоническое, среднее квадратичное, то выбор метода обработки остается за студентом. Обобщением нескольких из перечисленных методов является среднее по Колмогорову. Для чисел XI, Х2,..., Хп среднее по Колмогорову вычисляется по формуле

О{(Р(Х1)+Р(Х2)+...Р(Хп))/п},(1)

где Б - строго монотоннаяфункция,

О - функция, обратная к Б.

Обычно эксперту предлагается оценить 5-12 различных факторов. При большом числе факторов снижается объективность оценок. По выявленным факторам каждый эксперт проставляет оценки по десяти бальной шкале индивидуально, занося их в таблицу 2.

Для примера приведены данные опроса по характеристикам автомобиля Hyundai( рис. 1 ) таких как : год выпуска, цена, тип двигателя, мощность двигателя, КПП, тип привода, тип кузова, интерьер салона, стоимость обслуживания, расход топлива.

Таблица 2

Коэффициент весомости факторов

№ фактора 1 2 3 4 5 Эксг 6 юрты 7 8 9 10 11 12

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 1 5 2 5 5 0 0 1 1 3 3 2

2 3 2 2 3 2 1 3 2 4 5 2 3

3 10 10 8 5 5 6 10 10 10 10 7 9

4 2 4 1 1 1 1 1 2 2 3 1 1

5 4 5 6 7 2 5 7 1 2 4 7 5

6 5 7 6 5 9 3 3 4 4 5 4 7

7 4 5 8 9 10 3 3 3 8 8 7 1

8 4 3 1 4 8 7 4 4 6 7 7 5

9 6 5 6 3 6 7 8 9 9 5 8 6

10 10 8 4 10 4 9 6 4 7 5 5 2

сУмма 49 54 45 52 52 42 45 40 53 55 51 41

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

Суммарные оценки в таблице 1 изменяются от 40 до 55. Это связано с тем, что, соблюдая пропорциональное соотношение при определении значимости факторов, одни эксперты сравнивали их по минимальной - личной шкале, а другие по максимальной шкале. На следующем этапе работы группы происходит определение коэффициентов конкордации для каждого эксперта и всей экспертной группы в целом с построением диаграмм удельных весов факторов, оценкой согласованности мнений экспертов и исключением незначащих факторов. Для сравнительной оценки показаний экспертов удельные веса всех факторов нормируются в соответствии с формулой (2)и заносятся в таблицу 3

a — j

J n

IT. a

j

i=1 (2),

где a.. - коэффициент весомости i-го фактора, назначенный j-тымэкспертом;

'J i=1

- сумма всех коэффициентов весомости для п факторов, назначенная _)-тым экспертом.

ч

Таблица 3

Нормированные коэффициенты весомости факторов

№фактора Эксперты Средняя значимость фактора

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

1 0,03 0,083 0,044 0,086 0,086 0 0 0,035 0,028 0,055 0,587 0,048 0,090

2 0,06 0,037 0,044 0,058 0,038 0,034 0,067 0,05 0,075 0,082 0,038 0,073 0,055

3 0,3 0,285 0,278 0,086 0,086 0,243 0,333 0,35 0,238 0,233 0,237 0,33 0,250

4 0,04 0,074 0,033 0,028 0,028 0,034 0,033 0,05 0,038 0,055 0,03 0,034 0,040

5 0,08 0,083 0,233 0,235 0,038 0,228 0,256 0,035 0,038 0,073 0,237 0,233 0,147

6 0,2 0,23 0,233 0,086 0,273 0,072 0,067 0,2 0,075 0,082 0,078 0,272 0,156

7 0,08 0,083 0,278 0,273 0,283 0,072 0,067 0,075 0,252 0,245 0,237 0,034 0,165

8 0,08 0,056 0,044 0,077 0,26 0,267 0,088 0,2 0,223 0,237 0,237 0,233 0,167

9 0,23 0,083 0,233 0,058 0,225 0,267 0,277 0,335 0,27 0,082 0,257 0,246 0,214

10 0,3 0,248 0,088 0,283 0,077 0,324 0,233 0,2 0,233 0,082 0,088 0,048 0,184

Для оценки согласованности мнений экспертов вычисляется коэффициент конкордации как алгебраическая разность между значениями коэффициентов весомости, установленных j -тым экспертом, и их средней величиной по каждому из факторов.

1 п _ K = ai 1,(3)

2 i=i

где: ai - средняя значимость i -го фактора. Среднее отклонение по всей экспертной группе будет равно ,

n

K = J=1— = 0,1472

j

N (4)

где: N - число экспертов.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

Оценка согласованности мнений экспертов характеризуется величиной Б=1-К.При D=1 принимается полная согласованность мнений. В нашем случае D=0,8388 соответствует практически полной согласованности мнений. Анализ диаграммы нормированных удельных весов факторов показывает, что степени влияния факторов упорядочены и существенно отличны (рисунок 2).

Нормированные коэфициенты весомости факторов

1 2 в3 в4 в5 вб в7 в8 в9 ■ 10 ■ 11 ■ 12

4% 3%

3%

0% 0% 3%

5%

Рисунок 2 - Диаграмма удельных весов факторов, влияющих на исследуемый процесс

При проведении дальнейших исследований можно не учитывать влияние тех факторов, которые получили наименьшую значимость.

Команды работают в течение нескольких дней. По результатам работы всех команд создается полный case^ среднем 20-25 страниц), который позволяет участникам игры на собственном опыте постичь особенности работы в автосалоне в постоянно меняющейся рыночной среде. Атмосфера соревнования, при проведении учебных занятий с применением компьютерных технологий , способствует заинтересованности участников игры в улучшении знаний, профессиональных навыков в области использования метода экспертов, работы с БД, электронными таблицами, изучения характеристик различных марок и моделей автомобилей. Разработка и применение новых компьютерных моделей в рамках метода са8е81;^у позволяют студентам развивать и систематизировать полученные знания, помогают адаптироваться к рыночной ситуации в стране и тем самым повышают эффективность и качество обучения.

Список использованной литературы

1. http://www.magistr.net.ua

2. http: //www .evolkov .net/case/case. study .html

3. Гальченко Г.А., Логвинов В.И. Обработка информации в транспортных задачах как фактор формирования исследовательской компетенции студентов.Сборник научных трудовУ1 Междун. науч-практ конф. , Перспективы развития информационных технологий. - Новосибирск., 2013.

4. Jin R.K. Case Study Research: Design and Methods. Newbury Park (CA), 1989.

5. Плахова В.Г. Формирование математической компетенции у будущих инженеров. // Актуальные проблемы математики и методики преподавания математики: Сб. научных трудов / Под ред. С.Н. Дорофеева. - Пенза: ПГТА, 2007.

© Гальченко Г.А., Донцов Н.С., Сарабашев А.А., 201б

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.