Научная статья на тему 'Применение меры пресечения в виде домашнего ареста в современном уголовно-процессуальном законодательстве'

Применение меры пресечения в виде домашнего ареста в современном уголовно-процессуальном законодательстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
880
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕРЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ / PREVENTIVE MEASURE / ДОМАШНИЙ АРЕСТ / HOUSE ARREST / ЗАПРЕТЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ / PROHIBITIONS AND RESTRICTIONS / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ / ENGINEERING CONTROLS / СРОК ДОМАШНЕГО АРЕСТА / PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF HOUSE ARREST / ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОМАШНЕГО АРЕСТА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мирошниченко Анна Юрьевна

В статье рассмотрены отдельные изменения в правовом регулировании применения меры пресечения в виде домашнего ареста в современном уголовно-процессуальном законодательстве, а также актуальные проблемы, возникающие при применении в российском уголовном процессе данной меры пресечения. Автор статьи приходит к выводу, что для устранения всех теоретических, правовых, практических вопросов необходимо принять специальный федеральный закон, который бы полно и детально регламентировал порядок применения меры пресечения в качестве домашнего ареста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTIVE MEASURE IN THE FORM OF HOME ARREST IN A MODERN CRIMINAL PROCEDURAL LAW

The article discusses some changes in regulation of the use of restraint in the form of house arrest in a modern criminal procedure law, as well as topical issues arising from the application in the Russian criminal trial of this measure. The author concludes that the elimination of all the theoretical, legal and practical issues need to take a special federal law that would fully and thoroughly regulated the procedure for applying a preventive measure as house arrest.

Текст научной работы на тему «Применение меры пресечения в виде домашнего ареста в современном уголовно-процессуальном законодательстве»

Для уголовно-процессуального законодательства России домашний арест не является новеллой, данная мера пресечения уже существовала, веяния времени то вводили ее, то отменяли. Как мера пресечения домашний арест существовал в России еще со времен Устава уголовного судопроизводства 1864 г. УПК РСФСР 1923 г. также предусматривал домашний арест, который тогда достаточно широко применялся. Однако в УПК РСФСР 1960 г. данная мера пресечения была исключена. Статья 107 УПК РФ вновь ее закрепила.

Долгое время домашний арест как мера пресечения применялся очень редко и являлся поводом для обсуждения ученых-процессуалистов. И этому способствовал ряд проблем, такие как отсутствие нормативно-правовой регламентации данного уголовно-процессуального понятия, сроков и порядка применения домашнего ареста, органов, контролирующих применение последнего и т. д. [1].

И вот, наконец, ст. 107 УПК РФ была изложена в новой редакции, а именно в редакции Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2].

В соответствии с ч. 1 ст. 107 УПК РФ была определена дефиниция рассматриваемой меры пресечения. Так, домашний арест в качестве меры пресечения избирается по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения и заключается в нахождении подозреваемого или обвиняемого в полной либо частичной изоляции от общества в жилом помещении, в котором он проживает в качестве собственника, нанимателя либо на иных законных основаниях, с возложением ограничений и (или) запретов и осуществлением за ним контроля. При этом в указанной части анализируемой статьи отмечено, что с учетом состояния здоровья подозреваемого или обвиняемого местом его содержания под домашним арестом может быть определено лечебное учреждение.

Домашний арест в системе мер пресечения занимает особое место. С одной стороны, он существенно ограничивает конституционные права подозреваемого, обвиняемого, на что указывает исключительность судебного решения при избрании данной меры, ограничение свободы передвижения, которое уступает лишь заключению под стражу; установление запретов; применение к обвиняемому домашнего ареста за более тяжкие преступления, чем остальные меры пресечения (исключение составляет заключение под стражу) [3]. С другой стороны, домашний арест есть гуманная мера, позволяющая содержать подозреваемого, обвиняемого в условиях «мягкой» изоляции, что позволяет последним наиболее полно реализовать свои права на досудебном производстве. Представляется, что домашний арест преимущественно следует применять в отношении больных лиц, беременных женщин, лиц преклонного возраста, несовершеннолетних и т. п. [3].

Применение домашнего ареста может реализоваться в двух формах: полная изоляция и неполная изоляция. Избирая подозреваемому, обвиняемому в качестве меры пресечения домашний арест, суд должен учитывать данные о личности подозреваемого или обвиняемого и фактические обстоятельства (ч. 7 ст. 107 УПК РФ). Обвиняемый (подозреваемый) в зависимости от тяжести предъявленного обвинения и фактических обстоятельств может быть подвергнут судом либо всем ограничениям и (или) запретам, перечисленным в ч. 7 ст. 107 УПК РФ, либо отдельным из них (ч. 8 ст. 107 УПК РФ). При этом особое внимание надлежит обращать на лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, не достигших 18 лет: на их возраст, условия жизни и воспитания, особенности личности, влияние на них старших по возрасту лиц, в том числе их законных представителей [4]. По нашему мнению, перечень запретов и ограничений, установленных в ч. 7 ст. 107 УПК РФ, не должен быть исчерпывающим.

Согласно новой редакции ст. 107 УПК РФ ограничения могут быть изменены судом по ходатайству подозреваемого или обвиняемого, его защитника, законного представителя, а также следователя или дознавателя, в производстве которого находится уголовное дело. Кроме того, законодатель предоставил право подозреваемому или обвиняемомуиспользовать телефонную связь для вызова скорой медицинской помощи, сотрудников правоохранительных органов, аварийно-спасательных служб в случае возникновения чрезвычайной ситуации, а также для общения с контролирующим органом, дознавателем, со следователем. О каждом таком звонке подозреваемый или обвиняемый информирует контролирующий орган.

Срок пребывания под домашним арестом и порядок его продления долгое время были предметом дискуссии в правовой и юридической литературе. И вот, наконец, законодатель поставил точку в этом вопросе.

Так, в соответствии с ч. 2 ст. 107 УПК РФ домашний арест избирается на срок до двух месяцев. Срок домашнего ареста в окончательном виде определяется судом с учетом позиции защиты. Исчисление срока домашнего ареста начинается с момента вынесения судом решения об избрании данной меры пресечения в отношении подозреваемого (обвиняемого).Общее требование к сроку действия данной меры пресечения предусмотрено в ч. 2 комментируемой статьи. В соответствии с ч. 1 ст. 128 УПК РФ при исчислении сроков заключения под стражу, домашнего ареста и нахождения в медицинском или психиатрическом стационаре в них включается и нерабочее время. Согласно ч. 2 ст. 128 УПК, срок домашнего ареста истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, то срок оканчивается в последние сутки этого месяца, независимо от того, рабочий это или праздничный день. Если вступившее в законную силу судебное решение обжаловано стороной или сторонами, то все время прохождения жалобы (представления) по судебным инстанциям обвиняемый будет находиться под домашним арестом [5, ^ 82].

В случае невозможности закончить предварительное следствие в срок до двух месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения этот срок может быть продлен по решению суда в порядке, установленном ст. 109 УПК РФ, с учетом особенностей, определенных ст. 107 УПК РФ.

Кроме того, в феврале 2013 г. Федеральным законом от 11.02.2013 № 7-ФЗ была введена ч. 2.1 в ст. 107 УПК РФ следующего содержания: «В срок домашнего ареста засчитывается время содержания под стражей. Совокупный срок домашнего ареста и содержания под стражей независимо от того, в какой последовательности данные меры пресечения применялись, не должен превышать предельный срок содержания под стражей, установленный ст. 109 УПК РФ».

Постановление о возбуждении ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу подлежит рассмотрению единолично судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня с обязательным участием подозреваемого или обвиняемого, прокурора, защитника, если последний участвует в уголовном деле, по месту производства предварительного расследования в течение 8 час. с момента поступления материалов в суд. В судебном заседании вправе также участвовать законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, руководитель следственного органа, следователь, дознаватель. Неявка без уважительных причин сторон, своевременно извещенных о времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения ходатайства, за исключением случаев неявки обвиняемого.

При рассмотрении ходатайства дознавателя, следователя о необходимости избрания меры пресечения в виде домашнего ареста суд должен убедиться, что эта мера необходима в связи с невозможностью применения любой иной, более мягкой меры пресечения. Ходатайство о применении меры пресечения в виде домашнего ареста должно быть мотивированным и излагать обстоятельства, которые бы подтверждали невозможность избрания более мягкой меры пресечения.

В начале заседания судья объявляет, какое ходатайство подлежит рассмотрению, разъясняет явившимся в судебное заседание лицам их права и обязанности. После чего прокурор либо по его поручению лицо, возбудившее ходатайство, обосновывает его, далее заслушиваются другие явившиеся в судебное заседание лица.

Рассмотрев ходатайство, судья выносит одно из следующих постановлений:

1) об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде домашнего ареста;

2) об отказе в удовлетворении ходатайства [6].

Если вопрос об избрании в отношении подсудимого в качестве меры пресечения домашнего ареста возникает в суде, то решение об этом принимает суд по ходатайству стороны или по собственной инициативе, о чем выносится определение или постановление.

В соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством, при отказе в удовлетворении ходатайства об избрании в отношении подозреваемого (обвиняемого) меры пресечения в виде домашнего ареста, при наличии оснований, предусмотренных ст. 97 УПК РФ, и с

учетом обстоятельств, указанных в ст. 99 УПК РФ, судья по собственной инициативе вправе избрать в отношении подозреваемого (обвиняемого) меру пресечения в виде залога (ч. 5 ст. 107 УПК РФ).

Постановление судьи направляется лицу, возбудившему ходатайство, прокурору, контролирующему органу по месту отбывания домашнего ареста, подозреваемому или обвиняемому и подлежит немедленному исполнению (ч. 6 ст. 107 УПК РФ).

При возникновении новых обстоятельств, обосновывающих необходимость применения рассматриваемой меры пресечения, возможно

повторное обращение в суд с ходатайством о применении домашнего ареста одного и того же лица по тому же уголовному делу, после вынесения судьей постановления об отказе в избрании этой меры пресечения.

Обращает на себя внимание расширение полномочий уголовно-исполнительных инспекций, которое произошло в результате принятия Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ.

Методы надзора за обвиняемым при избрании в отношении него меры пресечения в виде домашнего ареста можно классифицировать на два вида: без применения специальных технических средств и с применением таковых [3].

Контроль с применением технических средств осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 2013 г. № 134 «О порядке применения аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля, которые могут использоваться в целях осуществления контроля за нахождением подозреваемого или обвиняемого в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением им наложенных судом запретов и (или) ограничений» [7].

В соответствии с данным постановлением утверждены:

- перечень аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля, которые могут использоваться в целях осуществления контроля за нахождением подозреваемого или обвиняемого в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением им наложенных судом запретов и (или) ограничений;

- правила применения аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля, которые могут использоваться в целях осуществления контроля за нахождением подозреваемого или обвиняемого в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением им наложенных судом запретов и (или) ограничений.

Данные правила устанавливают порядок применения уголовно-исполнительными инспекциями (далее - инспекции) аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля (далее -технические средства) в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста.

На основании наложенных судом на подозреваемого или обвиняемого запретов и (или) ограничений, а также исходя из технической возможности установки необходимых технических средств инспекция в день получения соответствующего постановления суда принимает решение об использовании в отношении подозреваемого или обвиняемого необходимых технических средств, осуществляет их установку (активацию) в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и (или) выдачу подозреваемому или обвиняемому.

При установлении судом в отношении подозреваемого или обвиняемого запрета на выход за пределы жилого помещения, в котором он проживает, инспекция вправе применять электронный браслет вместе со стационарным контрольным устройством, ретранслятор и устройство аудиовизуального контроля.

Инспекция вправе применять электронный браслет вместе с мобильным контрольным устройством, ретранслятор, персональный трекер и устройство аудиовизуального контроля,если подозреваемому или обвиняемому не запрещено или разрешено в установленное время находиться вне места исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста [8].

Электронный браслет и персональный трекер устанавливаются инспекцией непосредственно на теле подозреваемого или обвиняемого.

Стационарное контрольное устройство и ретранслятор устанавливаются (активируются) инспекцией в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста.

Мобильное контрольное устройство выдается инспекцией подозреваемому или обвиняемому для ношения вместе с электронным браслетом при нахождении его вне места исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста.

Устройство аудиовизуального контроля устанавливается инспекцией в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста или выдается инспекцией подозреваемому или обвиняемому для ношения при нахождении вне такого места.

Установка устройства аудиовизуального контроля в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста осуществляется при условии получения письменного согласия лиц, проживающих совместно с подозреваемым или обвиняемым в качестве собственника или нанимателя либо на иных законных основаниях.

При установке или выдаче подозреваемому или обвиняемому технических средств (за исключением технических средств и устройств региональных информационных центров) составляется акт приема-передачи технических средств, подписываемый должностным лицом инспекции, непосредственно установившим технические средства, и подозреваемым или обвиняемым.

В случае отказа подозреваемого или обвиняемого от подписания акта приема-передачи технических средств должностное лицо инспекции составляет соответствующий акт.

Непосредственно после установки или выдачи технических средств инспекция разъясняет и вручает подозреваемому или обвиняемому под роспись правила эксплуатации установленных технических средств. Технические средства применяются в отношении подозреваемых или обвиняемых в соответствии с инструкцией по их применению.

В случае невозможности дальнейшего использования в отношении подозреваемого или обвиняемого технических средств ввиду изменения наложенных судом запретов и (или) ограничений либо по техническим причинам инспекция незамедлительно осуществляет снятие (замену) и (или) изъятие технических средств и составляет акт приема-передачи технических средств.

При избрании судом в отношении подозреваемого или обвиняемого иной меры пресечения или окончании срока домашнего ареста инспекция принимает меры по незамедлительному отключению, снятию и (или) изъятию технических средств и составляет акт приема-передачи технических средств.

Обеспечение надлежащего функционирования технических средств, применяемых к подозреваемым или обвиняемым, осуществляется за счет государства.

В случае причинения подозреваемым или обвиняемым во время исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста ущерба государству путем повреждения либо уничтожения применяемых технических средств подозреваемые или обвиняемые несут ответственность в порядке и размерах, которые предусмотрены гражданским законодательством Российской Федерации.

По нашему мнению, очень удачной является ч. 14 ст. 107 УПК РФ, в соответствии с которой в случае нарушения подозреваемым или обвиняемым, в отношении которого в качестве меры пресечения избран домашний арест, условий исполнения этой меры пресечения следователь, дознаватель вправе подать ходатайство об изменении меры пресечения. Если нарушение условий исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста было допущено после назначения судебного разбирательства, эта мера пресечения может быть изменена по представлению контролирующего органа.

Между тем, реальное обеспечение правоохранительных органов соответствующими аудиовизуальными, электронными и иными техническими средствами надзора и контроля слегка отстает от бурного и не всегда последовательного развития нормотворчества. Впрочем, есть надежда, что к тому времени, когда наша промышленность освоит выпуск технических средств контроля, нормативная база для применения домашнего ареста достигнет приемлемых кондиций [9].

Следующая проблема, на которой мы хотели бы более подробно остановиться, связана с процедурой судебной проверки законности и обоснованности применения домашнего ареста. Не решен также важный вопрос, гарантирующий соблюдение прав и законных интересов граждан, -обжалование применения меры пресечения в виде домашнего ареста.

Разрешить данные вопросы можно только исходя из содержания ч. 11 ст. 108 УПК РФ, в соответствие с которой постановление судьи об избрании в качестве меры пресечения домашнего

ареста или об отказе в этом может быть обжаловано в вышестоящий суд в апелляционном порядке в течение 3-х суток со дня его вынесения. Суд апелляционной инстанции принимает решение по жалобе или представлению не позднее чем через 3 суток со дня их поступления. Решение суда апелляционной инстанции об отмене постановления судьи об избрании в качестве меры пресечения домашнего ареста подлежит немедленному исполнению. Решение суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в кассационном порядке по правилам, установленным главой 47.1 УПК РФ [1].

Однако по нашему мнению, имеется основание непосредственно в ст. 107 УПК РФ изложить порядок обжалования постановления судьи (определения суда), соответствующий ст. 108 УПК РФ.

В современной редакции статья 107 УПК РФ оформилась лишь спустяболеедесяти лет применения действующего УПК. В течение всего предыдущего периода рассматриваемая мера пресечения применялась не часто, главным образом из-за недостаточной определенности правовых предписаний, содержащихся в данной статье, а также чисто практических трудностей их реализации. Несмотря на высокую степень детализации правил, закрепленных в комментируемой статье, она не свободна от прежней проблемы, стержень которой образует вопрос о том, как организовать эффективный контроль за соблюдением обвиняемым, подозреваемым запретов (ограничений), установленных судебным решением. Решить эту проблему предстоит в подзаконных актах (правительственных и ведомственных), издание которых предусмотрено ч. 10 ст. 107 УПК РФ. И первые шаги на пути разрешения данной проблемы уже были сделаны и выразились в принятии Постановления Правительства РФ от 18 февраля 2013 г. № 134 «О порядке применения аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля, которые могут использоваться в целях осуществления контроля за нахождением подозреваемого или обвиняемого в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением им наложенных судом запретов и (или) ограничений» [7].

Вместе с тем, отмечая большое количество плюсов, связанных с новой редакцией ст. 107 УПК РФ, мы считаем, что вопросы применения домашнего ареста необходимо решать на законодательном уровне, по аналогии с заключением под стражу, порядок которого определяется Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» [10, с. 36]. По нашему мнению, для устранения всех теоретических, правовых, практических вопросов необходимо принять специальный федеральный закон, которой бы полно и детально регламентировал порядок применения меры пресечения в качестве домашнего ареста.

Литература

1. Оськина И., Лупу А. Арестант в домашних тапочках // ЭЖ-Юрист. 2012. № 50.

2. Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 2011.9 декабря.

3. Овчинников Ю. Г. Домашний арест как мера пресечения в уголовном процессе: дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2006.

4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.10.2009 № 22 «О практике применения судами мер пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста» // СПС КонсультантПлюс.

5. Александров А. Домашний арест как мера пресечения в уголовном процессе // Уголовное право. 2012. № 2.

6. Быков В. М. Закон о домашнем аресте подозреваемого или обвиняемого: научный комментарий // Административное и муниципальное право. 2012. № 3.

7. Постановление Правительства РФ от 18 февраля 2013 г. № 134 «О порядке применения аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля, которые могут использоваться в целях осуществления контроля за нахождением подозреваемого или обвиняемого в месте

исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением им наложенных судом запретов и (или) ограничений» // СПС КонсультантПлюс.

8. Мирошниченко А. Ю. Обеспечение прав обвиняемого (подозреваемого) при избрании меры пресечения в виде домашнего ареста // Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы обеспечения прав участников уголовного процесса»: ФГКОУ ВПО «РЮИ МВД России», 6-7 июня 2013 г. Ростов н/Д, 2013.

9. Домашний арест как мера пресечения в уголовном процессе. URL: http://mosuruslugi.ru

10. Русман Г. С. Судебный контроль за применением мер пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста. Челябинск, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.