Канунникова Н. Г.
ПРИМЕНЕНИЕ МЕР ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ К НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМ
21.3. ПРИМЕНЕНИЕ МЕР ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ К НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМ
Канунникова Наталья Геннадьевна, канд. юрид. наук, доцент, начальник кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин, полковник полиции
Место работы: Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России
Аннотация: воспитание граждан, защита их прав и законных интересов являются важной задачей и неотъемлемой обязанностью общества. Особое значение для Российской Федерации имеет контроль за подрастающим поколением. Это объясняется тем, что профилактическая деятельность правоохранительных органов и других органов, родителей или их представителей может предотвратить преступления несовершеннолетних на ранних стадиях.
Уголовная ответственность несовершеннолетних требует особого подхода и рассмотрения из-за возрастных и психологических особенностей несовершеннолетних преступников. Анализ и сопоставление всех обстоятельств совершенного несовершеннолетним преступления способствует возможности применения в отношении него тех мер, которые способны оказать максимально полезное воздействие на перевоспитание и исправление.
Ключевые слова: несовершеннолетний, преступление, меры воспитательного воздействия, предупреждение, органы внутренних дел.
APPLICATION OF EDUCATIONAL MEASURES TO JUVENILE OFFENDERS
Kanunnikova Natalya G., PhD in law, Associate Professor, Head of the Department of State and civil disciplines, Police Colonel
Place of employment: North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Abstract: the education of citizens, the protection of their rights and legitimate interests are an important task and an integral duty of society. Of particular importance for the Russian Federation is control over the younger generation. This is because the preventive activities of law enforcement and other agencies, parents or their representatives can prevent juvenile crimes in the early stages.
Criminal liability of minors requires a special approach and consideration because of the age and psychological characteristics of juvenile delinquents. The analysis and comparison of all the circumstances of a crime committed by a juvenile contributes to the possibility of applying to him those measures that can have the most beneficial effect on re-education and correction.
Keywords: minor, crime, educational measures, prevention, internal affairs bodies
Процессы, происходящие в современном мире очень активно влиять на формирование сознания подрастающего поколения, который требует защиты законных прав и интересов несовершеннолетних, что является первостепенной задачей российского государства.
Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом, является поиск путей снижения уровня преступности среди молодежи и повышения эффективности профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Преступления с участием несовершеннолетних имеют особый характер не только потому, что объектом преступления является нравственное развитие несовершеннолетнего, но и потому, что такие преступления приводят к воспроизводству преступности в следующем поколении. Дети формируют искаженную систему ценностей и идей, которые приводят к разрушению нормального функционирования общественных отношений.
Среди общих мер наказания, применяемых в отношении несовершеннолетних правонарушителей, выделяют принудительные меры воспитательного воздействия, назначение которых сопровождается освобождением от уголовной ответственности. Отметим, что согласно ч. 1 ст. 90 УК РФ, меры воспитательного воздействия применяются в отношении несовершен-
нолетних лиц, совершивших деяния небольшой и средней тяжести.
Главная цель таких принудительных мер - воспитательный характер. Возможность освобождения от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия рассматривается судом на основе анализа преступного деяния, характеристики личности, его совершившего, в результате которого суд может придти к выводу, что существует возможность исправления несовершеннолетнего без реального исполнения и отбывания наказания [4, с. 273-276].
Система мер воспитательного воздействия закреплена в ч. 2 ст. 90 УК РФ, включающая в себя четыре меры, имеющие свои специфические особенности применения.
1. Предупреждение является самой легкой и незначительной формой принудительного воспитательного воздействия. Суть данной меры заключается в разъяснении несовершеннолетнему преступнику вреда, который он причинил другим людям или обществу, совершив противоправное деяние. Подразумевается оказание психологического воздействия на подростка без возложения на него какого-либо рода обязанностей.
Так как эта мера не несет в себе никакого обязательственного момента для несовершеннолетнего и она сама по себе довольно мягкая, представляется целе-
Социально-политические науки
5'2018
сообразным применять такую меру в отношении лиц, совершивших противоправное деяние впервые. Как справедливо полагает А.А. Горшенин именно в отношении таких преступников предупреждение принесет должный эффект и предупредит совершение преступных действий в дальнейшем [3, с. 21].
2. Передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа. Сущность данной меры состоит в том, что на родителей, других законных представителей либо на специализированные государственные органы накладывается ответственность по воспитательному процессу несовершеннолетнего, обязанность по контролю за его поведением, что должно способствовать исправлению несовершеннолетнего. Преступник никак не ограничивается в своих правах, только у лиц, на которые возложена надзорная функция за несовершеннолетним появляются дополнительные и, как правило, более жесткие обязанности по его воспитанию.
Говоря о специализированном органе, на который может быть возложена обязанность по надзору, законодатель не уточняет какие именно органы относятся к специализированным. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [1] и подп. «г» п. 2.1.1 Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, утвержденной приказом МВД России от 15.10.2013 г. № 845 [2], профилактическая работа с несовершеннолетними в целях воспитательного характера, проводится подразделениями по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.
3. Возложение обязанности загладить причиненный вред. Суть данной меры заключается в имущественном возмещении причиненного преступлением вреда в денежном эквиваленте. Подобная мера не может быть применена ко всем несовершеннолетним преступникам, поскольку при назначении данной меры учитывается имущественное положение несовершеннолетнего и наличие у него соответствующих трудовых навыков. В этом случае необходимо оценить уровень заработной платы несовершеннолетнего, если он официально трудоустроен, размер стипендии, если он обучается в учебном заведении, размеры других возможных выплат, которые получает несовершеннолетний. Поскольку существует несколько способов возмещения вреда причиненного преступлением, суду необходимо в определении указывать какой именно вред должен быть заглажен и каким именно способом необходимо это исполнить.
4. Последней мерой, которая установлена законодателем в п. «г» ч. 2 ст. 90 УК РФ, является ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего. Суть данной меры заключается в том, чтобы отгородить несовершеннолетнего преступника от негативно на него влияющей среды, из которой он получает плохой опыт.
В ч. 4 ст. 91 УК РФ закреплен неисчерпывающий перечень разновидностей ограничения досуга и поведения несовершеннолетнего. К нему относят: запрет для посещения определенных мест, мест массового скопления людей, проведения мероприятий, запрет на пребывание после определенного времени суток вне дома, запрет на управление транспортными средствами, запрет на выезд в другие местности без разреше-
ния специализированного государственного органа. Также специализированный орган может обязать несовершеннолетнего трудоустроиться либо вернуться в образовательное учреждение. Указанный перечень может быть дополнен различными мерами, которые смогут направить подростка на путь исправления.
Следует отметить, что применение мер принудительного воспитательного характера может быть комплексным, т.е. к несовершеннолетнему могут быть применены несколько норм воспитательного воздействия одновременно.
При систематическом неисполнении мер воспитательного воздействия специализированным органом назначенная судом мера отменяется и несовершеннолетний подлежит привлечению к уголовной ответственности в полном соответствии с уголовным законодательством.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 73,14%.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ред. от 27.06.2018) // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3177; 2018. № 27. Ст. 3953
2. Приказ МВД России от 15.10.2013 г. № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2014. № 11.
3. Горшенин А.А. Виды принудительных мер воспитательного воздействия // Уголовно исполнительная система: право, экономика, управление. 2011. № 4.
4. Тюрина И.Н. Пути повышения качества правового регулирования принудительных мер воспитательного воздействия // Вестник Воронежского института МВД России. 2014. № 2.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью «Применение мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним правонарушителям» Канунниковой Натальи Геннадьевны, канд. юрид. наук, доцента, полковника полиции, начальника кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин СевероКавказского института повышения квалификации (филиал)
Краснодарского университета МВД России Преступления с участием несовершеннолетних имеют особый характер не только потому, что объектом преступления является нравственное развитие несовершеннолетнего, но и потому, что такие преступления приводят к воспроизводству преступности в следующем поколении. Дети формируют искаженную систему ценностей и идей, которые приводят к разрушению нормального функционирования общественных отношений.
Среди общих мер наказания, применяемых в отношении несовершеннолетних правонарушителей, выделяют принудительные меры воспитательного воздействия, назначение которых сопровождается освобождением от уголовной ответственности.
Как известно, главная цель принудительных мер - воспитательная.
Автором проведен анализ принудительных мер воспитательного характера, с описанием специфических особенностей каждой меры. Так, Предупреждение является самой легкой и незначительной формой принудительного воспитательного воздействия. Суть данной меры заключается в разъяснении несовершеннолетнему преступнику вреда, который он причинил другим людям или обществу, совершив противоправное деяние. Подразумевается оказание психологического воздействия на подростка без возложения на него какого-либо рода обязанностей.
Канунникова Н. Г.
ПРИМЕНЕНИЕ МЕР ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ К НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМ
Так как эта мера не несет в себе никакого обязательственного момента для несовершеннолетнего и она сама по себе довольно мягкая, представляется целесообразным применять такую меру в отношении лиц, совершивших противоправное деяние впервые.
В ч. 4 ст. 91 УК РФ закреплен неисчерпывающий перечень разновидностей ограничения досуга и поведения несовершеннолетнего. К нему относят: запрет для посещения определенных мест, мест массового скопления людей, проведения мероприятий, запрет на пребывание после определенного времени суток вне дома, запрет на управление транспортными средствами, запрет на выезд в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Также специализированный орган может обязать несовершеннолетнего трудоустроиться либо вернуться в образовательное учреждение. Указанный перечень может быть дополнен различными мерами, которые смогут направить подростка на путь исправления.
Заслуживающим внимания представляется вывод автора о том, что применение мер принудительного воспитательного
характера может быть комплексным, т.е. к несовершеннолетнему могут быть применены несколько норм воспитательного воздействия одновременно.
При систематическом неисполнении мер воспитательного воздействия специализированным органом назначенная судом мера отменяется и несовершеннолетний подлежит привлечению к уголовной ответственности в полном соответствии с уголовным законодательством.
Статья представляет научный интерес, отвечает требованиям, предъявляемые к подобного рода работам и может быть опубликована в открытой печати.
Рецензент:
канд. юрид. наук, доцент кафедры таможенного, административного и финансового права ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского
Н.А. Мокшина