Таврический научный обозреватель www.tavr.science
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК: 334.72:37.01
Рахметуллина Ш. Ж.
Международный Университет Кыргызстана,
г. Бишкек
ПРИМЕНЕНИЕ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РЕШЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ
В статье рассматриваются сущность ГЧП, возможности применения механизмов государственно-частного партнерства в решении экологических проблем.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, экологические проблемы, бизнес, проекты, устойчивое развитие, «зеленая экономика».
Sh. Zh. Rakhmetullina
International University of Kyrgyzstan,
Bishkek
APPLKATION OF PUBLI^PRIVATE PARTNERSHIP IN ADDRESSING ENVIRONMENTAL PROBLEMS
The artide deals with the esserne of the PPP, the possibility of using publw-private partnerships in addressing environmental problems.
Keywords: publw-private partnership, environmental issues, business, proje^s, sustainable development, «green e^nomy».
В настоящее время почти все страны стараются сформулировать свою экологическую политику, отрегулировать плановое использование природных ресурсов и обеспечить финансовые ресурсы для их восстановления.
Характерной особенностью развития Республики Казахстан на современном этапе является ее стремление к интеграции в мировое экономическое пространство, что предполагает в качестве стратегической цели переход к устойчивому типу развития, так как рост экономики за счет эксплуатации природных ресурсов может происходить только на определенном этапе.
В современных условиях модель экономики Казахстана называют «коричневой экономикой» (экономический рост), для которой характерны:
- зависимость экономики от нефтяного сектора, горнодобывающей и тяжелой промышленности;
- рычаги роста опираются на интенсивное использование энергии и природных ресурсов;
- в связи с увеличением внимания устойчивого развития в развитых странах Европы, Восточной Азии и Северной Америки, казахстанский экспорт сталкивается со все более сложными вопросами, связанными с исполнением экологических стандартов.
В Послании Президента народу Казахстана «Казахстан — 2050» перед Правительством была поставлена задача перехода от «коричневой экономики» к «зеленой экономике». «Зеленая экономика» имеет своей целью, содействовать реформе, проводимой во всех секторах экономики и политики, которая поощряет природоохранные инвестиции.
Вместе с тем, с точки зрения сочетания мер политики не существует какого-либо универсального решения для обеспечения перехода к «зеленой экономике». Они должны быть увязаны с характеристиками и природным наследием каждой страны, уровнем ее
Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе
развития, эффективностью деятельности ее учреждений, а также характером и масштабами преобладающих дефектов рыночного механизма, секторами, определенными ею приоритетными целями и целевыми показателями и другими факторами, специфичными для конкретной ситуации.
Павлодарская область — крупный индустриально-промышленный регион Казахстана с богатейшей минерально-сырьевой базой.
На территории области сосредоточены крупные месторождения каменного угля, цветных и редких металлов, поваренной соли, строительных материалов.
Павлодарская область подвержена высокому техногенному загрязнению, поскольку на территории области осуществляется хозяйственная деятельность таких крупных отраслей экономики, как энергетика, черная и цветная металлургия, горнодобывающая, нефтеперерабатывающая и химическая промышленность. Соответственно производственный процесс данных отраслей сопровождается большими выбросами загрязняющих веществ в атмосферу.
Валовый выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух формируется от промышленных предприятий, расположенных в трех городах области, так 48% выбросов формируется в г. Экибастуз, 24% — в г. Аксу, 26% — в г. Павлодар. На долю остальных районов области приходится около 2% выбросов. Растет объем новых промышленных отходов. Непрерывное образование и накопление промышленных отходов — это серьезнейшая экологическая проблема.
Для решения указанных экологических проблем необходимо эффективное взаимодействие власти и бизнеса, формирования между ними партнерских отношений. Мировая практика показывает, что эффективным инструментом объединения усилий власти и бизнеса и использования инвестиций является практика государственно-частного партнерства (ГЧП).
Например, в Японии разработан комплексный механизм государственного содействия развитию государственно-частного партнерства.
Основными направлениями являются информационно-консультативное, организационное и финансовое содействие. Каждое из этих направлений играет немаловажную мобилизующую и стимулирующую роль в деле налаживания и продвижения государственно-частного партнерства, особенно в сфере инфраструктуры.
ГЧП — взаимодействие государственного и частного секторов, предусматривающее полную или частичную передачу субъектам частного сектора ответственности за оказание услуг, традиционно относящихся к сфере ответственности государственного сектора, на условиях адекватного распределения между его участниками рисков, ответственности и выгод, а также при сохранении контроля со стороны государства.
Основные принципы ГЧП:
1. принцип последовательности — поэтапное построение взаимоотношений между субъектами государственно-частного партнерства;
2. принцип конкурсности — определение частного партнера на конкурсной основе, за исключением случаев, установленных Законом о государственно-частном партнерстве;
3. принцип сбалансированности — взаимовыгодное распределение обязанностей, гарантий, рисков и доходов между государственным партнером и частным партнером в процессе реализации проекта государственно-частного партнерства;
4. принцип результативности — установление критериев и показателей, позволяющих оценить достижение результатов государственно-частного партнерства.
Для успешного развития государственно-частного партнерства необходимо правильное, взвешенное и пропорциональное распределение прав, обязанностей и сфер ответственности между партнерами: частным капиталом и государством. Механизм ГЧП является базовой конструкцией привлечения внебюджетных инвестиций в развитие социальной инфраструктуры и производства.
Таврический научный обозреватель шшшЛауг.Баепсе
Становления ГЧП в Казахстане берет начало в 1991 году, когда был принят Закон «О концессиях». Законодательство о концессиях в том виде, в каком оно существует в мировой практике, в нашей стране появилось в 2006 году.
В 2008 году в РК был создан АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства». На сегодняшний день центр — ведущий казахстанский аналитический и экспертный центр по развитию государственно-частного партнерства нового типа. Деятельность центра сосредоточена на проведении исследований, экспертиз и оценки реализации инвестиционных проектов в сфере ГЧП.
Согласно данным центра в Казахстане растет интерес к механизму ГЧП. В Казахстане реализуется 102 проекта государственно-частного партнерства, из них 8 проектов республиканского значения. По состоянию на середину октября 2016 года на различных стадиях готовности находятся 274 проекта на сумму порядка 1,1 трлн. тенге, из которых 253 проекта региональные и 21 — республиканского уровня.
До принятия закона «О государственно-частном партнерстве» в РК предполагалось применение только одного инструмента ГЧП — концессии.
В октябре 2015 года в РК был принят Закон «О государственно-частном партнерстве» в соответствии с которым допускаются широкий спектр ГЧП контрактов. Положительным моментом является совершенствование механизма государственно-частного партнерства. В частности, упрощены и сокращены процедуры проведения конкурса и заключения контракта для малых форм ГЧП, появились новые виды контрактов, акиматам предоставлена полная самостоятельность по планированию, разработке, экспертизе и проведению конкурсов по местным концессионным проектам ГЧП. Также для повышения финансовой привлекательности социальных проектов предусмотрен широкий спектр государственной поддержки. Кроме того, необходимо проводить разъяснение среди представителей бизнеса и власти посредством обучающих мероприятий приоритетных целей участников и условия успеха применения концепции ГЧП в любой сфере экономики.
В условиях дефицита бюджетных средств внедрение механизма государственно-частного партнерства и эффективной системы использования ресурсосберегающих технологий будут способствовать решению экологических проблем, в частности, ликвидация накопленного экологического ущерба, улучшение качества атмосферного воздуха и оптимизация системы обращения с отходами.
Возможности применения механизма ГЧП в области переработки отходов производства позволят создать дополнительно рабочие места, соответственно, решение проблемы безработицы, выпускать продукцию, освобождать территории свалок и других мест от мусора, пополнить казну государства налоговыми поступлениями и другими платежами. Приоритетная цель бизнеса в данном проекте ГЧП — получение прибыли, а для населения: трудоустройство, получение заработной платы и конечно улучшение экологической ситуации в регионе, как одной из составляющей качества жизни населения. Выгоды от внедрения подобной практики для всех участников процесса должны превышать их потери и издержки.
Мировой опыт в области применения ГЧП еще раз доказывает, что взаимодействие трех сторон: власти, бизнеса и гражданского общества, — может обеспечить своевременное и качественное решение экологических проблем и позволит ускорить переход нынешней модели развития к «зеленой экономике».
Литература
1. Послание Президента Республики Казахстан — Лидера Нации Н.А.Назарбаева Народу Казахстана. «Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства» (Астана, 14 декабря 2012 года)
2. Закон Республики Казахстан от 31 октября 2015 года № 379-У ЗРК О государственно-частном партнерстве
Таврический научный обозреватель www.tavr.science
3. Юлия Рагулина, Юлия Петрова, Алексей Плахотников, Мария Елесина. Государственно-частное партнерство: региональный опыт развития. Издательский дом «Научная библиотека», 2014
4. Зеленая экономика — новый вектор устойчивого развития, к.э.н., доцент Н. Дабылтаева, статья G- global, 19 Май 2015
5. http://kzppp.kz/
6. http://apgazeta.kz/2016/06/18/gсhp-novye-vozmozhnosti/