Научная статья на тему 'Применение математического моделирования и использование технологий баз данных с целью повышения эффективности и результативности труда ревизора'

Применение математического моделирования и использование технологий баз данных с целью повышения эффективности и результативности труда ревизора Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
45
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / MATHEMATICAL MODELING / РЕВИЗОР / AUDITOR / БАЗЫ ДАННЫХ / DATABASES / НДС / VAT

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Ищенко А. Н.

Автором данной статьи исследуется применение математического моделирования и использование технологий баз данных с целью повышения эффективности и результативности труда ревизора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using the mathematical modeling and the use of database technology to improve efficiency and effectiveness of audit work

The author of this article, we investigate the application of mathematical modeling and the use of database technology to improve efficiency and effectiveness of audit work.

Текст научной работы на тему «Применение математического моделирования и использование технологий баз данных с целью повышения эффективности и результативности труда ревизора»

Таблица 5

Оценка рыночной стоимости 1 сотки земельного участка

ь X. Ь .XX.

140,874 1 140,874

-0,0077 22 -0,1702

30,253 1 30,253

26,2027 1 26,203

8,7516 1 8,751

-23,627 1 -23,627

-1,396 105 -146,62

4,3856 7 30,699

Итого 66,364

Применение математического моделирования и

использование технологий баз данных с целью повышения эффективности и результативности

труда ревизора

А.Н. Ищенко

преподаватель кафедры налоговых расследований и судебно-экономических экспертиз АЭБ МВД России

Рассматривая математическое моделирование в целях проверочной деятельности направленной на выявление нарушений законодательства о налогах и сборах, можно выявить основные приемы и методы, при использовании которых проверки значительно упрощаются.

Естественным является факт того, что использование математических формул и методов возможно при определенных условиях стандартизации и унификации объекта,

который будет описан с помощью математической модели. Несмотря на вышесказанное, в основе любого налога лежит математическая модель, так как любой налог подразумевает и требует соответствующего расчета по определенному алгоритму, описанному в Налоговом кодексе.

Рассмотрим, к примеру, налог на добавленную стоимость. В общем случае налоговая схема по НДС выглядит следующим образом (рис. 1):

ндсбз

А

ндсб1

А

ндсб2

А

ндсз

ндс1

ндс2 ндс4

Рис. 1. Налоговая схема по НДС

В общем случае, в распоряжении контролеров имеются соответствующие налоговые декларации по НДС за проверяемый период времени (или сведения об их отсутствии), а так же некоторое количество документации, связанной с исчислением этого налога.

Так как Налоговый кодекс позволяет применять к вычету НДС от поставщика, то для контроля можно использовать следующее математическое равенство:

НДС1-НДС2=НДСБ1 (1)

При выполнении данного равенства на основании представленных к проверке документов, поиск нарушения либо должен завершиться, либо должен изменить направление, поскольку в данном случае первичная документация соответствует поданной декларации.

В случае, когда:

НДС1-НДС2<НДСБ1 (2)

Возможно, мы сталкиваемся с недобором материала, необходимого для проверки. При получении следующих результатов: НДС1-НДС2>НДСБ1 (3)

В данном случае велика вероятность, когда должностные лица "Фирмы" совершили, как минимум, налоговое правонарушение.

В случае разбора признаков налогового преступления возможна ситуация, в которой участвуют организации-однодневки, прокладки и т.д. для того, чтобы дать возможность основной компании "Фирма" уклониться, таким образом, от уплаты налогов.

К примеру, если Контрагент А - "прокладка", созданная с целью уклонения от уплаты НДС, то равенство (1) приобретает следующий вид:

(НДС1-НДС2)+(НДС3-НДС1) = НДСБ1+НДСБ3 (4)

НДС1-НДС2+НДС3-НДС1= НДСБ1+НДСБ3 (5)

НДС3-НДС2 =НДСБ1+НДСБ3 (6) Таким образом, в случае наличия достаточных оснований полагать, что "Фирма" создала (или пользовалась) Контрагента А как "Черную дырку" для уклонения от уплаты НДС, то с целью проведения проверки эти два субъекта можно рассматривать как одно лицо.

Практически такая же ситуация возникает, если Контрагент Б является так же фирмой-"прокладкой":

(НДС1-НДС2)+(НДС2-НДС4)= НДСБ1+НДСБ2 (7)

НДС1-НД€2+НДС2-НДС4= НДСБ1+НДСБ2 (8)

НДС1-НДС4 =НДСБ1+НДСБ2 (9) В случае наличия, как прокладок-продавцов, так и прокладок-покупателей

можно прийти к следующему равенству:

(НДС1-НДС2)+(НДС3-НДС1)+(НДС2-НДС4)=НДСБ1+НДСБ3+НДСБ2 (10)

ндс!-ндс2+ндс3-ндет+ндс2-

НДС4=НДСБ1+НДСБ3+НДСБ2 (11)

НДС3-НДС4 = НДСБ1+НДСБ3+ НДСБ2 (НДСФирмы) (12)

Анализируя полученные равенства (1), (6), (9), (12) приходим к выводу, что "прокладки" во взаимодействии с "Фирмой" рассматриваются следующим образом:

1. Исходящий НДС прокладки-покупателя увеличивает НДС "Фирмы".

2. Входящий НДС прокладки-поставщика уменьшает НДС "Фирмы".

3. НДС между прокладками и "Фирмой" в расчете не участвует.

В деятельности любой организации документация оставляет множество финансовых следов. Суммы НДС можно увидеть в счетах-фактурах, платежных поручениях, актах выполненных работ (услуг), товарных накладных, товарно-транспортных накладных и т.д.

Согласно Налоговому кодексу, при решении вопроса о принятий соответствующих сумм налога к вычету можно руководствоваться только счет-фактурами, оформленными в точном соответствии с НК РФ, однако, в распоряжении контролирующих органов не всегда оказывается такая документация.

Более того, подход налоговиков, не принимающих к вычету суммы НДС оформленные счет-фактурой с пустяковым нарушением говорит нам лишь о формальном нарушении, которое по своей сути не является деянием совершенным умышленно, то есть использование не того бланка счет-фактуры не может говорить нам о признаках уголовно-наказуемого деяния.

В распоряжении контролирующего органа может оказаться документ, к примеру, платежное поручение со ссылкой в поле "Назначение платежа" на определенную счет фактуру и сумму НДС, который косвенным образом указывает на реализацию (объект налогообложения) или на НДС принимаемый к вычету, следовательно, опосредованно этот документ может быть использован при проверке. То же самое можно сказать и о таких документах как товарная, товарно-транспортная накладная, акты выполненных работ, услуг и т.д.

Укрупнено рассматривая взаимодействие оперативного сотрудника и ревизора, можно сказать, основываясь на практическом опыте, что может осуществляться несколько последовательных проверочных мероприятий по одному и тому же предприятию-фигуранту.

п 01 г

во о о

N

и и

О (к

а

со

н

и о

X

и п

Е

о

м ф

в

о а

о ф

г X

Е о

X

о а

т

Е ф

^

п

к <

X X X н

и ф

со

п

Ol

Z

во о о

N

U U о (L

d

со

н

и о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X

и п

Е о

м ф

в

о а и ф г S S о

X

о а

т

S ф

ч:

п

а <

X S X н

и ф

со

В частности, ревизор может провести предварительную оценку документации, представленной оперативным подразделением на первоначальном этапе. Результатом этого действия является написание справки о предварительном изучении документов. Данная справка по своей сущности ни чем не отличается от акта проверки, за исключением наличия предположительных формулировок выводов, достаточно объемного перечня дополнительно необходимой документации, а так же предположениями, связанными с отсутствием подтверждающих документов, которые легли в основу полученных выводов и требуют обязательного документального подтверждения.

Указанные выводы могут быть сделаны не на счетах-фактурах, а на тех же платежных поручениях, которые на последующем этапе проверочной деятельности должны быть дополнены еще и накладными и счетами-фактурами.

Таким образом, можно сделать вывод, что любой документ, содержащий не менее двух контрагентов, суммы реализации и НДС должен, так или иначе, участвовать в документальной проверке.

Великолепно, если есть возможность работы исключительно со счетами-фактурами, но нельзя говорить, что иной документ не содержит информации, которая интересна в целях проверки.

Для частичной автоматизации работы ревизора по рассматриваемому вопросу необходимо создание базы данных соответствующей структуры. Указанная база данных будет заполняться информацией об используемой в проверке первичной документации, а затем, в зависимости от имеющейся оперативной информации о фирмах "однодневках", "прокладках", используемых для противоправных действий и т.д., а так же основываясь на степени достоверности тех или иных документов, рассчитывать определенные результаты, одновременно создавая шаблон акта или приложения к акту проверки.

Основным и наиболее объемным информационным блоком базы данных естественно является блок, описывающий первичные документы, содержащие информацию о налоге. В случае с НДС как минимум необходима следующая информация по каждому первичному документу, участвующему в проверке.

1. Уникальный номер.

2. Наименование документа.

3. Номер документа.

4. Дата документа.

5. Контрагент (от кого).

6. Контрагент (кому).

7. Сумма.

8. Сумма НДС.

9. Участвует в проверке или нет (является ли документом налогового учета или нет).

10. Дополнительные реквизиты для упрощения обработки.

Указанная структура первичного документа создаст блок расчетной информации, который необходимо сравнить с заявленной налогоплательщиком в декларациях, следовательно, необходимо структурировать и декларативную часть.

Минимально-необходимая информация для создания декларативного информационного блока базы данных.

1. Период.

2. Сумма НДС.

3. Срок.

4. Контрагент-декларант.

Кроме того, необходима информация по схемам включения "однодневок", "прокладок" и т.д. Для блока, описывающего схемы включения "прокладок" характерна только информация о двух контрагентах, которые рассматриваются как одно лицо.

Рассматривая возможные варианты развития проверочного мероприятия с учетом схем включения прокладок, можно выделить три основных результата.

1. Расчетный блок равен декларативному.

2.

ного.

3. ного.

В последнем случае, исходя из структуры расчетного блока документов, необходимо указать какие именно документы нуждаются в дополнительном подтверждении, а какие не вызывают сомнения при предварительном ознакомлении с материалами.

Для акта проверки необходимо выделить из расчетного блока ту информацию, которая без дополнительного подтверждения в акт проверки не включается, а может присутствовать только в предварительной оценке. С этой целью используется дополнительный реквизит "Участвует в проверке или нет".

Так, алгоритм автоматизации деятельности ревизора с использованием базы данных будет выглядеть следующим образом (рис. 2):

Расчетный блок меньше декларатив-Расчетный блок больше декларатив-

с

Начало

3

й

Ввод расчетного Блока

7

й

Ввод декларат Блока

и

/1

Ввод Блока Схема*

Предв. илй^ Окончат?

7

Предв.

Не использовать сомнительную инф-ю

Рис. 2. Алгоритм автоматизации деятельности ревизора

Указанные алгоритмы могут быть реализованы при помощи различных систем управления базами данных, однако, наибольший эффект при максимальной простоте могут дать бухгалтерские системы управления базами данных в основе которых лежит реляционная модель хранения информации.

Применение рассматриваемых методов позволит значительно сэкономить время

ревизора, а так же более эффективно осуществлять взаимодействие с коллегами при проведении одного проверочного мероприятия группой ревизоров, так как технологии баз данных поддерживают, как правило, многопользовательский режим работы, при котором исключается двойная работа, дублирование информации, человеческий фактор и т.д.

п 01 г

во о о

N

и и

О (к

а

со

н

и о

X

и п

Е

о

м ф

в

о

X

и ф

г X

Е о

X

о

п

Е ф

а

п

а <

X X X н

и ф

со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.