5.Задание для креативного класса. URL: https://plus.rbc.ru/news/5cb8ae1b7a8aa935f18ca10b (Дата обращения: 06.11.2020).
6.Доклад Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) «Тенденции международных креативных индустрий» 2019г. https://unctad.org/en/PublicationsLibrary/tdr2019over view_ru.pdf (Дата обращения: 08.11.2020).
7.Креативный локомотив. Как творческие индустрии могут подстегнуть экономику.
URL:https://www.vedomosti.ru/partner/artides/2019/1 0/21/814145-kreativnii-lokomotiv (Дата обращения: 08.11.2020).
8.Креативная экономика: стратегии продвижения высокотехнологичного экспорта URL: https://roscongress.org/sessions/spief-2019-kreativnaya-ekonomika-strategii-prodvizheniya-vysokotekhnologichnogo-eksporta/expert/ (Дата обращения: 07.11.2020).
ПРИМЕНЕНИЕ МАРКЕТИНГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ _И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК В НЕФТЕГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ_
РР1: 10.31618/Б8и.2413-9335.2020.5.80.1129 Аралбаев Азамат Ташбулатович, Аралбаев Закарья Ташбулатович
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается применение маркетингового подхода к формированию государственных и муниципальных закупок в нефтегазовой промышленности. Проведен анализ совокупного объема государственных и муниципальных закупок, осуществляемый заказчиками в нефтегазовой промышленности, а также объем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции. Определены виды закупок, осуществляемые организациями. Выявлено, что в совокупном объеме закупок для нефтегазовой промышленности наибольшее количество приходится на электронный аукцион, определена доля инновационной техники.
Ключевые слова: закупки, маркетинговый поход, нефтегазовая промышленность, инновации
Применение маркетингового подхода для управления государственными заказами предусматривает формирование необходимых предпосылок для решения следующих основных задач: 1) комплексное исследование рынка предприятий по выпуску (разработке) интересующей заказчика продукцию; 2 корректировка поставок продукции с применением инновационных технологий по реальным возможностям и потребностям потребителей; 3) установление экономически действенной политики размещения заказов (конкурсного и неконкурсного); 4) установление комплекса маркетинга заказчика с целью заключения оптимального контракта и другие.
Государственный заказ на закупку товаров, работ, услуг представляет собой документ, содержащий перечень необходимой продукции для нужд нефтегазовой промышленности. В то же время, государственный контракт - это договор, заключаемый между заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в котором в соответствии с законодательством РФ оговариваются все условия на поставку товаров, работ, услуг для нужд нефтегазовой промышленности. Государственный контракт на любую закупку, в том числе и инновационной
продукции, может быть заключен только по результатам торгов. Таким образом, контрактная система ввела новый способ финансирования расходов на закупки инновационной продукции -контрактное финансирование. На сегодняшний день контрактное финансирование
инновационного развития - это наиболее распространенный инструмент системы контрактных отношений-договоров между заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на поставку высокотехнологичных товаров, работ, услуг. [1]
В контрактной системе РФ предусмотрены следующие способы закупок, отраженные на рисунке 1.
Контрактная система предусматривает также проведение в электронной форме открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений, а также в отдельных случаях по решению Правительства РФ закрытых способов торгов.
Отдельную нишу в современной контрактной системе занимают закупки инновационной продукции на основе реализации принципа стимулирования инноваций при осуществлении государственных и муниципальных закупок.
Способы закупок, предусмотренные в контрактной системе
Конкурентные способы закупок
Неконкурентные способы
- конкурсы (открытый конкурс. конкурс с ограниченным участием, двухэталный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс);
- аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион);
- запрос котировок, запрос предложений.
ш
Закупка у единственного пог.тяппппга
Рисунок 1 - Способы закупок, предусмотренные в Практическая реализации принципа стимулирования инноваций при осуществлении государственных и муниципальных закупок предполагает приоритет закупки инновационной и высокотехнологической продукции заказчиками. Для практической реализации данного принципа в контрактной системе при осуществлении закупок Правительство РФ определило критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационным. [1]
Четко определены признаки товаров, работ, услуг, которые могут быть отнесены к инновационной высокотехнологичной продукции, рисунок 2.
контрактной системе Российской Федерации [2] В связи с вышеизложенным, в процессе управления государственными и муниципальными закупками, заказчики на этапе планирования закупок для нужд нефтегазовой промышленности должны отдавать преимущество закупке инновационной, высокотехнологичной продукции, которая должна соответствовать требованиям, определенным Правительством РФ.
Таким образом, нефтегазовая
промышленность представляет собой сложную экономическую и технологическую систему.
Признаки товаров, pao от, услуг, которые могут быть отнесены к инновационной высокотехнологичной продукции
объекты закупок поступают в организации высокотехнологичных и наукоемких ото ас лей
товар, раоота, услуга предоставляются и оказываются с использованием технологий и (или) техники, соответствующих утвержденным Президентом РФ приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий и (или) певечню критических технологий РФ
товары, работы, услуги производятся с использованием новейших образцов технологического оборудования, технологических процессов и технологий
товары, работы, услуги производятся с участием бысококвалифицированного персонала
Рисунок 2 - Признаки товаров, работ, услуг, которые могут быть отнесены к инновационной
высокотехнологичной продукции [3, 4]
Организация всего инновационного процесса в этой отрасли зависит от многих факторов, к которым в первую очередь относятся: уровень развития инновационного потенциала
нефтегазовой промышленности; система государственного регулирования и управления инновационными процессами; достаточность
средств для реализации инновационных проектов в нефтегазовой промышленности; эффективность государственных и муниципальных закупок инновационных товаров, работ, услуг для обеспечения инновационного развития нефтегазовой промышленности. Это обеспечит
динамическую стабильность инновационного развития нефтегазовой промышленности.
Государственные и муниципальные закупки являются важнейшим инструментом управления инновационным развитием нефтегазовой промышленности. Закупки инновационной и высокотехнологичной продукции для нужд предприятий нефтегазовой промышленности осуществляется на основе Федеральных законов № 44 -ФЗ и № 223-ФЗ. Порядок определения годового объема закупок инновационной и высокотехнологичной продукции определен Постановлением Правительства РФ от 25.12.2015 г. № 1442 «О закупках инновационной продукции, высокотехнологичной продукции отдельными видами юридических лиц и внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации». В соответствии с данным постановлением годовой объем закупки
инновационной высокотехнологичной продукции должен составлять не более чем 10 % совокупного стоимостного годового объема закупок, которые осуществили заказчики. Ежегодное увеличение стоимостного объема закупок по всем контрактам и договорам также должно составлять 10 % по сравнению с предыдущим годом. При этом заказчикам дается право осуществления закупок инновационной и высокотехнологичной продукции в объеме, превышающем 10 % от стоимостного объема закупок по всем контрактам и договорам, заключенным в текущем году. Этим же Постановлением Правительство РФ утвердило требования по формированию годового отчета государственных и муниципальных заказчиков по закупкам инновационных и высокотехнологичных товаров, работ, услуг и его форму. [4] Совокупный объем закупок в РФ отражен в таблице 1. [5]
Таблица 1
Совокупный объем государственных и муниципальных закупок в РФ за период 2016-2019 гг.
Показатели 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2019/2016, %
Сумма НМЦК размещенных в ЕИС извещений (ФЗ-44), млрд. руб. 6438 6404 7082 8586 133,4
Сумма НМЦД размещенных в ЕИС извещений (ФЗ-223), млрд. руб. 19689 22446 24016 16900 85,1
Сумма извещений на закупку инновационной продукции, млрд. руб. 3919,1 3462,0 4664,7 3822,9 97,5
Анализ показателей, приведенных в таблице 1, позволил сделать следующие выводы. Так, за анализируемый период количество закупок, осуществляемых по Федеральному закону № 44-ФЗ, выросла, при этом сумма НМЦК размещенных в ЕИС извещений также выросла на 33,4 %. Но при этом наблюдается снижение закупок по Федеральному закону № 223-фз (сумма НМЦК
размещенных в ЕИС извещений снизилась почти на 15 %). Доля закупок инновационной и высокотехнологической продукции в совокупном объеме закупок в среднем составляет 10-15 % и за анализируемый период снизилась на 2,5 %. Совокупный объем закупок, осуществляемый заказчиками в нефтегазовой промышленности, отражен в таблице 2.
Таблица 2
Совокупный объем закупок, осуществляемый заказчиками в нефтегазовой промышленности
Показатели 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2019/2016, %
Сумма НМЦК и НМЦД, размещенных в ЕИС извещений, млрд. руб. 26127 28850 31098 25486 97,5
Сумма НМЦК и НМЦД размещенных в ЕИС извещений для закупок в нефтегазовой промышленности, млрд. руб. 182,88 201,95 217,68 178,4 97,9
Сумма извещений на закупку инновационной продукции, млрд. руб. 3919,1 3462,0 4664,7 3822,9 97,5
Сумма извещений на закупку инновационной продукции для нефтегазовой промышленности, млрд. руб. 117,57 103,86 186,58 152,91 130,0
Таким образом, сумма НМЦК и НМЦД размещенных в ЕИС извещений для закупок в нефтегазовой промышленности за период 20162019 гг. снизилась на 2,1 %. Однако, при незначительном снижении суммы НМЦК и НМЦД, размещенных в ЕИС извещений для закупок в нефтегазовой промышленности, закупки инновационных товаров, работ, услуг для нефтегазовой промышленности выросли на 30 %.
Это связано с реализацией масштабных проектов по транспортировке газа, а также освоением новых месторождений природного газа в пределах полуострова Ямал.
Далее проанализируем закупки для нефтегазовой промышленности по способу определения поставщика (подрядчика, исполнителя), рисунок 3.
3 1,7 13,5 ■ Электронный аукцион
■ Конкурс
0,8
7,2 ■ Запрос котировок
69,6 ■ Запрос предложений ■ Закупка у единственного поставщика
Рисунок 3 - Доля способов закупок в совокупном объеме закупок в 2019 году, %
В совокупном объеме закупок для нефтегазовой промышленности наибольшее количество приходится на электронный аукцион, доля которого составляет почти 70 % от всех закупок. Однако, достаточно высокой остается доля закупок у единственного поставщика (13,5 %), что снижает уровень конкуренции между участниками закупок. По мнению специалистов, неконкурентный сектор государственных и муниципальных закупок в целом в контрактной системе растет, что и определяет сходную тенденцию для нефтегазовой промышленности.
Как было сказано выше, основной компанией, которая осуществляет деятельность в нефтегазовой промышленности, является ПАО «Газпром». Закупки для нужд данной компании осуществляются на основании Положения о закупках товаров, работ, услуг от 19.10.2018 г. № 3168. [7] Данное положение разработано в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ. В соответствии с данным положением информирование потенциальных поставщиков инновационных товаров, работ, услуг осуществляется за счет:
- публикации Программы инновационного развития, перечня технологических приоритетов на официальном сайте компании;
- размещения плана закупок и план-графика закупок инновационной и высокотехнологичной продукции на официальном сайте контрактной системы в ЕИС:
- размещения информации о планах формирования лотов на закупку инновационной продукции взамен традиционной на федеральном сайте поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации;
- публикации на официальном сайте компании перечня инновационных товаров, работ, услуг, закупки которые будут осуществляться субъектами малого и среднего предпринимательства.
Кроме того на постоянной основе проводятся конференции с потенциальными поставщиками инновационных товаров, работ, услуг, а также формируются регулярные запросы на предоставление информации и технико-коммерческих предложений для потенциальных
поставщиков инновационных продуктов для нужд компании.
В ПАО «Газпром» внедрена автоматизированная система закупок. Данная система предусматривает регистрацию всех текущих и потенциальных участников закупок и их информирование об размещаемых извещениях на закупку инновационной и высокотехнологичной продукции в ЕИС и об объявляемых ПАО «Газпром» торгах. Все зарегистрированные пользователи автоматизированной системы -потенциальные поставщики (подрядчики, исполнители) имеют возможность прямого доступа к получению полной информации о проводимых закупках инновационных товаров, работ, услуг. Использование ПАО «Газпром» инновационных продуктов и результатов НИОКР, права на которые принадлежат другим юридическим лицам, осуществляется на возмездной основе и в порядке, установленном действующим законодательством РФ.
Большое внимание уделяется компанией в работе с особой категорией поставщиков -субъектами малого и среднего
предпринимательства. В соответствии с Федеральным законом № 44 -ФЗ годовой объем закупок у данной категории поставщиков должен составлять не менее 15 %. [2, 6]
В связи с этим, на официальном сайте компании создан раздел «Программа партнерства с субъектами малого и среднего
предпринимательства». В данном разделе размещается вся информация по программе закупок и по требованиям, которые предъявляются к субъектам малого и среднего предпринимательства, которые могут
осуществлять участие в программе закупок инновационной и высокотехнологичной продукции. Для закупок инновационной продукции субъектов малого и среднего предпринимательства, рассмотрения инновационных предложений физических и юридических лиц в ПАО «Газпром» создана система «одного окна», которая позволяет оперативно сотрудничать с участниками при осуществлении закупок инновационной продукции.
В нефтегазовой промышленности РФ внедрена новая система сотрудничества с российскими производителями инновационных продуктов на основе заключения долгосрочных договоров, которые предусматривают организацию серийного производства импортозамещающей
инновационной продукции под гарантированные объемы ее закупок и расширенную гарантию со сроком ее производства и поставок, превышающую гарантии на поставки импортных аналогов. Это позволяет компаниям нефтегазовой
промышленности вести эффективную работу по долгосрочным договорам, что обеспечивает гарантию срока поставок и надежность поставок
высококачественной инновационной продукции по конкурентным ценам на основе проводимых торгов.
Как было сказано выше, заказчики обязаны публиковать ежегодные отчеты по закупке инновационной и высокотехнологичной продукции. На основе опубликованных отчетов проведем анализ закупок данного вида продукции ведущей компанией газовой промышленности ПАО «Газпром».
Совокупный годовой объема закупок инновационной и высокотехнологичной продукции ПАО «Газпром» отражен в таблице 3.
Таблица 3
Совокупный годовой объема закупок инновационной и высокотехнологичной продукции
Показатели 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.
Количество договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки инновационной, высокотехнологичной продукции, ед. 74 48 131 35
Общая стоимость всех договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки инновационной высокотехнологичной продукции, тыс. руб. 1873805 1355915 5520699 1784307
Доля закупки инновационной высокотехнологичной продукции в совокупном годовом стоимостном объеме всех договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг, % 0,18 0,29 0,51 0,6
Таким образом, за период 2016-2018 гг. количество договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки инновационной,
высокотехнологичной продукции увеличилось на 77 %, но в 2019 г. резко снизилась на 267 % по сравнению с 2018 годом. Также, общая стоимость всех договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки инновационной
высокотехнологичной продукции в стоимостном выражении увеличилась за период 2016-2018 гг. на 3646894 тыс. руб., что обеспечило рост на 294 %, но при этом резко снизилась в 2019 г. на 323 %. При этом, за анализируемый период также наблюдается значительный рост доли закупок в совокупном годовом стоимостном объеме всех договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки
товаров, работ, услуг, который в 2019 г. составил 0,6 %.
Следует отметить, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.12.2015 г. № 1442 «О закупках инновационной продукции, высокотехнологичной продукции отдельными видами юридических лиц и внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации», заказчики обязаны закупать инновационную и высокотехнологичную продукцию у субъектов малого и среднего предпринимательства [8]. Годовой объем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции ПАО «Газпром» субъектов малого и среднего предпринимательства отражен в таблице 4.
Таблица 4
Годовой объем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции
Показатели 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.
Количество договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки инновационной высокотехнологичной продукции у субъектов малого и среднего предпринимательства, ед. 1 2 5 6
Общая стоимость всех договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки инновационной высокотехнологичной продукции у субъектов малого и среднего предпринимательства, тыс. руб. 17308 56077 65327 163 460
Доля закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства инновационной высокотехнологичной продукции в совокупном годовом стоимостном объеме всех договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг, % 0,01 0,09 0,15 0,4
Анализ динамики годового объем закупок ПАО «Газпром» у субъектов малого и среднего инновационной и высокотехнологичной продукции предпринимательства за период 2016-2019 гг.,
показывает, что наблюдается существенный рост всех показателей:
- количество заключенных договоров увеличилось в шесть раз;
- общая стоимость всех договоров увеличилась почти в 10 раз;
- доля закупок в совокупном годовом стоимостном объеме всех договоров увеличилась в 40 раз.
Динамика доли закупки инновационной высокотехнологичной продукции в совокупном годовом стоимостном объеме всех договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг отражена на рисунке 4.
Доля закупки инновационной продукции, %
Доля закупки у субъектов малого и среднего
предпринимательства, %
Рисунок 4 - Динамика доли закупки инновационной высокотехнологичной продукции в совокупном годовом объеме всех договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг
и закупок за период 2016-2019 гг.
Таким образом, проведенный анализ государственных и муниципальных закупок для нефтегазовой промышленности, позволяет сделать следующие выводы:
- совокупный объем закупок за анализируемый период незначительно снизился;
- среди способов закупки инновационной продукции преобладает аукцион;
- остается достаточно высокой доля неконкурентных закупок - закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Доля закупки инновационной продукции остается незначительной, что существенно сказывается на развитии нефтегазовой промышленности.
Список литературы
1) Архалович, О.В. Принципы контрактной системы в сфере закупок [Электронный ресурс] / О.В. Архалович // Юридическая наука и правоприменительная практика. - 2013. - № 3 (25). - С.123-127. - Режим доступа: https://cyberleninka.m/artide/n/printsipy-kontraktnoy-sistemy-v-sfere-zakupok/viewer.
2) О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс]: федер. закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ / Официальный интернет-портал правовой информации. - Электронные дан. -Режим доступа: http://pravo.gov.ru.
3) О критериях отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 15 июня 2019 года № 773 / Официальный интернет-портал правовой информации. - Электронные дан. - Режим доступа: http://pravo.gov.ru.
4) О закупках инновационной продукции, высокотехнологичной продукции отдельными видами юридических лиц и внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс]: постановлением Правительства РФ от 25.12.2015 г. № 1442 / Официальный интернет-портал правовой информации. - Электронные дан. - Режим доступа: http://pravo.gov.ru.
5) Система закупок в России: доклад [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/doklad 2019.pdf.
6) Положение о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Газпром и Компаний Группы Газпром: утверждено решением Совета директоров ПАО «Газпром» от 19.10.2018 № 3168 - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gazprom.ru.
7) О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р / Официальный интернет-портал правовой информации. - Электронные дан. - Режим доступа: http://pravo.gov.ru.
8) Паничкин, Г. Ю. Роль управленческих инноваций в развитии современного бизнеса / Г. Ю.
Паничкин, Т. Г. Попадюк // Проблемы теории и практики управления. - 2019. - № 11. - С. 100-111.
9) Иванова, Ольга Владимировна. Использование эффективных маркетинговых технологий в организации системы
УДК 658.5.012.7 ГРНТИ 82.05.09
государственных закупок : диссертация ... кандидата экономических наук : 08.00.05 / Иванова Ольга Владимировна; [Место защиты: Гос. ун-т -учебно-научно-произв. комплекс].- Орел, 2011.195 с.
_ОРГАНИЗАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ ВНЕШНЕГО АУДИТА СМК НА ПРЕДПРИЯТИИ_
DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2020.5.80.1132 Гаврикова Наталья Владимировна
старший преподаватель,
ФГБОУ ВО «МИРЭА-Российский технологический университет»
РТУ МИРЭА, Россия, г. Москва Чегнов Илья Сергеевич студент,
ФГБОУ ВО «МИРЭА-Российский технологический университет»
РТУ МИРЭА, Россия, г. Москва Тарханова Дарья Александровна
студентка,
ФГБОУ ВО «МИРЭА-Российский технологический университет»
РТУ МИРЭА , Россия, г. Москва
ORGANIZATION AND IMPLEMENTATION OF EXTERNAL AUDIT QMS AT THE ENTERPRISE
Gavrikova Natalya Vladimirovna
Senior lecturer
FGBOU VO «MIREA- Russian technological university» RTUMIREA, Russia, Moscow [email protected] Chegnov Ilya Sergeevich student,
FGBOU VO «MIREA- Russian technological university» RTU MIREA, Russia, Moscow Tarkhanova Darya Aleksandrovna
student,
FGBOU VO «MIREA- Russian technological university» RTU MIREA, Russia, Moscow
АННОТАЦИЯ
В данной статье внешний аудит рассматривается в качестве одного из приоритетных инструментов для внедрения в организации. Он направлен именно на то, чтобы информация, в частности информация о бухгалтерской отчетности предприятия, не была искажена в процессе ее деятельности (особенно актуально для инвесторов, активно изучающих финансовые отчетности интересующих их компаний для дальнейшего вложения средств в их акции или облигации). Это позволяет поддерживать стабильное финансовое состояние компании, способствовать его улучшению, способствовать четкому контролю потоков финансовой информации и сокращению кредитных задолженностей организации.
ABSTRACT
In this article, external audit is considered as one of the priority tools for implementation in an organization. It is aimed precisely at ensuring that information, in particular information about the financial statements of an enterprise, is not distorted in the course of its activity (especially important for investors who are actively studying the financial accounting of companies of interest to them for further investment in their shares or bonds). This allows you to maintain a stable financial condition of the company, contribute to its improvement, facilitate clear control of the flow of financial information and reduce the organization's credit debts.
Ключевые слова: организация, внешний аудит, бухгалтерская отчетность, аудитор, система менеджмента качества, стандарт, аудиторская проверка.
Keywords: organization, external audit, financial accounting, auditor, quality management system, standard, auditor check.
Начнем с того, что само по себе понятие коммерческого, государственного или иного «аудит» - это процесс, благодаря которому можно предприятия, а также провести независимую получить бухгалтерскую отчетность оценку его деятельности (может быть осуществлен