Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЯ НА УРОКАХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ'

ПРИМЕНЕНИЕ ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЯ НА УРОКАХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
15
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Область наук
Ключевые слова
лего-технология / мотивация / исследовательская компетенция студентов / принципы / развитие способностей.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Берген Елена Владимировна

Статья посвящена использованию лего-технологий в учебном процессе, как одно из направлений повышения интереса обучающихся к изучению экономических дисциплин и базового модуля «Применение базовых знаний экономики и основ предпринимательства» .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЯ НА УРОКАХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ»

УДК 371.1.07

ПРИМЕНЕНИЕ ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЯ НА УРОКАХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

БЕРГЕН ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА

Преподаватель специальных дисциплин, КГКП «Высший строительно-экономический колледж » г.Петропавловск, Республика Казахстан

Аннотация. Статья посвящена использованию лего-технологий в учебном процессе, как одно из направлений повышения интереса обучающихся к изучению экономических дисциплин и базового модуля «Применение базовых знаний экономики и основ предпринимательства».

Ключевые слова : лего-технология, мотивация, исследовательская компетенция студентов, принципы, развитие способностей.

Использование моделей Лего в учебной деятельности повышает интерес обучающихся к обучению, способствует формированию предпринимательской компетенции через игру, что является актуальным и значимым на сегодняшний день. Целью работы студентов с лего-конструктором - это возможность сформировать навыки деятельности в области обмена информации , развитие инновационного мышления, формирования умения выстраивать алгоритмы своей деятельности , умения планировать и прогнозировать учебную деятельность. Основными задачами являются : формирование знаний в области общих принципах бизнес-планирования и его роли в успешной предпринимательской деятельности. Особенностью данного курса является его нацеленность на целостное восприятие и понимание материала при изучении элементов стратегического и тактического планирования бизнеса. В процессе применения данной модели происходит не только усвоению теоретического материала курса, но и развитию практических навыков обучающихся через выполнение тренировочных заданий, тестов, контрольных работ, самостоятельную работу с литературой.

Цель лего -конструирования - познакомить обучающихся с теоретическими основами бизнес-планирования, с профессиональными требованиями к разработке бизнес-планов, а также с практическими методиками при разработке бизнес-планов.

Способности при составлении прогноза основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом.

Готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала.

Межпредметные связи позволяют сформировать целостное представление о значимости темы в финансово- хозяйственной деятельности предприятия. Хочется отметить, что уроки с использованием конструирования подходят для изучения модулей , содержащих экономический профиль , а именно для получения знаний по направлению «Экономика организации», «Экономический анализ и АФО », базовый модуль «Основы экономики и предпринимательства ». [2,с.35]

На уроках по модулю «Основы экономики и предпринимательства » для обучающихся вторых курсов предлагается несколько вариантов инструментов, которые используют для создания своего предприятия. Они создают макет своего предприятия, таким образом, что это не только макет, т.е. конструкторский образ, но и речевой образ, где им необходимо доказательно исследовать рынок, создать на нем предприятие и указать целесообразность его применения в данном регионе. Можно создавать целые промышленные кластеры в регионе, завоевывать свою нишу на рынке. [3,с.21] Для формирования предпринимательских навыков было предложено исследование , в котором студенты анализировали торговые заведения нашего города «Семейный»,

«Северный», «Сокол», «Магнум» . Им необходимо было : заполнить обязательную форму статистической отчетности «Мониторинг цен на молочную продукцию на протяжении 3 месяцев» , выделить группировочный признак для построения аналитической таблицы и графически изобразить результаты анализ, сделать вывод. Форма работы была выбрана -индивидуальная. Основное направление- научить студентов самостоятельно мыслить , самому сопоставлять факты и искать информацию .

Очень важным для предпринимателя является работа в программе Excel, так как большинство таблиц различных форм отчетности представлены в ней и почти все предприниматели на рынке, ведя учет своей деятельности , должны владеть навыками работы в данной программе .

Студенты с интересом выполняли задания , составляли различные диаграммы и делали выводы .

Формируя навыки предпринимательской деятельности мы должны сформировать у студентов знания, необходимых для создания собственного дела, а также умения выбирать оптимальные методы, инструменты, формы существования бизнеса, умения создавать новые продукты, опираясь на запросы потребителей, разрабатывать интересные бизнес-модели и внедрять их.

Основная цель деловой игры «Организуй свое дело » направлено на формирование навыков предпринимательской деятельности , в умении определять такие экономические показатели как прибыль и распоряжаться своим финансовым результатом.

Студенты самостоятельно образуют 2 команды. Самостоятельно выбирают 3 должности : руководитель, экономист, отдел технического контроля . Знакомятся с производственным циклом , который состоит из 2 недель , каждый день недели имеет свое предназначение , она представлена на слайде. Необходимо распределить финансовые средства , заработанные в ходе игра на собственные и заемные , изготовить за 1 мин из листа бумаги цилиндрической формы шляпы , определенных размеров , реализовать их и получить доход . Студенты должны слаженно работать в команде, ОТК следить за качеством изготовления изделий , экономист за планированием финансовых результатов , руководитель за работой в команде. Студенты учатся предпринимательской культуре, организации процесса производства, трудовым отношениям , планированию финансовых результатов и создавать качественную конкурентоспособную продукцию.

Для формирования навыков предпринимательства и навыков коммуникативного общения необходимо знание языков Предприниматель, должны знать свою аудиторию, чтобы понимать на каком языке говорить с ней, как совершенствовать свой продукт, как его для этой аудитории продвигать. Студенты составляют схему на 3 -х языках , ведут опрос аудитории .

В это время все остальные студенты работают по составлению формул по средствам приема «Домино», чтобы знать какие показатели нужно считать, чтобы оценить действительную эффективность бизнеса.

Хочется отметить о целях и задач, которые стоят при подготовке к данному уроку. Главной целью на уроках является формирование профессиональных навыков в области экономики, предпринимательства и бизнеса, развитие монографической речи и написание бизнес-плана своей идеи. Данная цель была полностью достигнута, более того, обучающиеся получили массу впечатлений от планирования своей идеи и ее целесообразности ее применения в регионе. Обучающиеся получили знания об открытии своего дела, сами создают, планируют и создают новые рабочие места. [7,с.9]

Данная технология носит не только игровой характер, но и мотивирует обучающихся к дальнейшим действиям и желании реализовать свой бизнес-план, зародиться духом предпринимательства и организовать свое дело. Это позволяет не только научится выделять существенное, воплощать свои идеи, но и учит работать в команде. Так умение не только слушать, но и слышать участников своей команды очень необходима, так как работа специалиста в области экономики позволяет находиться в тесном сотрудничестве со всеми

работниками предприятия, а также анализировать проделанную работу. Образовательные аспекты Лего направлены для объединения различных предметов: основ экономики, экономики организации, экономического анализа, финансового учета, менеджмента и маркетинга в единое целое. Фрагментарное включение в образовательный процесс позволяет благотворно повлиять на использовании Лего в уроке. Каждый обучающийся вкладывает свою идею в проект. [5,с.15]

На уроках по теме «Прибыль. Пути формирования прибыли» учатся строить деятельность своего предприятия по структурно - логической схеме, выделять существенное и планировать этапы получения прибыли.

В ходе мини-игры «Построй свое предприятие » обучающийся разбиваются на группы по 5-6 человек и должны создать предприятие, выбрать организационно-правовую форму и нарисовать модель будущей организации. Здесь обучающиеся учатся объединять постройки, обыгрывать отдельный сюжет, строить историю. Использование Лего -технологии во внеурочной деятельности позволяет привить интерес, сформировать у обучающихся мотивационного подхода в изучении экономических дисциплин с использованием занимательного материала и созданию макета предприятия, эскиза рекламы. Мотивация на уроке должна быть связана с поиском рациональных методов в принятии управленческих решений. Один обучающийся может давать инструкции, так, чтобы товар был реализован на рынке и получил максимальную прибыль, а все остальные в это время свободно на листе бумаги конструирует пути поэтапной максимизации прибыли от продажи данного товара. Возникает необходимость отходить от традиционных уроков к урокам нетрадиционных форм (урок-конкурс, урок - конференция, урок - деловая игра, урок - лабиринт). Использование активных методов активизации, дискуссий, принятия решений и релаксации позволяет легче заинтересовать обучающихся. От них требуется активная позиция поисковой деятельности. Преподавателю необходимо возбуждать и управлять процессом обучения, создавая необходимые предпосылки для мотивации в учебной деятельности.

На уроках обучающемуся предлагается построить себестоимость продукции, используя классификацию затрат по цветам. На модели собирают все затраты в одну цветовую гамму и пытаются снизить себестоимость продукции. Лего философия, которая включает в себя четыре составляющих: установление взаимосвязей, конструирование, рефлексия, развитие. Ключевым моментом в конструировании основных экономических понятий, путей решения и создания новых условий для устойчивого экономического роста экономики Казахстана служит Лего конструирование собственных проектов, их описание. [3,с.12]

Использование Лего-технологий в образовательной деятельности обучающихся является мощной поддержкой в развитии интеллектуальных способностей, воспитании у них умения работать над единой идеей, вырабатывании привычки мыслить нестандартно и комплексно. Очень хорошим подспорьем служит применение компьютерных программ и цифрового оборудования в конструировании и моделировании. Это может быть модель будущего предприятия, с системой бизнес-планирования и созданием управляющей модели в нем.

Ни для кого не секрет, что XXI век - это век компьютерных технологий и цифрового оборудования. Интенсивно развиваясь, компьютерная техника проникает практически во все сферы человеческой деятельности, в том числе и в образование. В связи с этим все большее распространение получает такое направление деятельности обучающихся, как Лего-конструирование с помощью специальных компьютерных программ и создании макетов в ручную .

Результаты свидетельствуют о целенаправленной и систематической работе по выбранному направлению . Об этом подтверждают результаты текущего контроля , в который входит использование данной технологии.

Использование и применение лего-конструирования позволил мне достичь определенных результатов :

- устойчивую внутреннюю мотивацию к изучению экономических дисциплин;

- развитие познавательного интереса, направленного вглубь изучаемого предмета;

- развитие психофизических свойств личности: мышления, памяти, внимания;

- развитие творческих и личностных способностей;

- профессиональная ориентация в вопросах экономики и менеджмента.

За последние 3 года абсолютная успеваемость по экономическим дисциплинам составила 100 %, то есть по итогам трех последних лет ни у одного обучающегося не было двоек. Обучающиеся с интересом принимали участие в республиканских и областных конкурсах бизнес-проектов ,где получили призовые места . Так , например, в Республиканском Гранд-турнире «Я - предприниматель »заняли 1 место с проектом «Вертикальное земледелие »в номинации «Производство », а в Областном конкурсе 1 место с проектом «Бесконтактный супермаркет » в номинации «Торговля ».

Успех студентов -это кропотливая совместная работа, где в течении года педагогу необходимо применять и использовать разнообразные приемы и методы обучения , которые способствовали формированию предпринимательских навыков , приходилось находиться в постоянном творческом поиске , изучать применение лего на других уроках , чтобы адаптировать их к экономическому направлению.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гордеева Н.А. Педагогические условия формирования проектной компетенции студента // Педагогический журнал .-Оренбург , 2019 г, с.25-27

2. Зайцева М.В. Мотивация и некоторые пути ее повышения. Москва: Первое сентября, 2020 г

3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования //Высшее образование сегодня .- 2021 г, №5 с.34-42

4. Маркова А.К. Формирование мотивации учения : Книга для учителей. / Москва: Просвещение, 2021г

5. Маркова,А.К.Исследование мотивации учебной деятельности и идеи Л.С.Выготского / А.К. Маркова //Научное творчество Л.С. Выготского и современная психология. -М.,2021 г

6. Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность: В 2 т. - Т. 1 / Под ред. Б.М. Величковского -М., 2020 г

7. Якобсон, П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П.М. Якобсон - М., 2022 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.