Научная статья на тему 'Применение критериального оценивания на уроках физики'

Применение критериального оценивания на уроках физики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
772
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ / ФОРМАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ / КРИТЕРИЙ УСПЕХА / ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ / НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байсеитова С.Ш.

В этой статье рассмотрены виды формативного оценивания по физике в Назарбаев Интеллектуальных школах и приведены несколько примеров заданий для формативного оценивания учебных достижений ожидаемых результатов обучения. На примере формативной работы для 8 класса показано, как можно составить задания для формативного оценивания по физике, используя рекомендации по оцениванию и критерии успеха в достижении целей обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение критериального оценивания на уроках физики»

ПРИМЕНЕНИЕ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

© Байсеитова С.Ш.*

Назарбаев Интеллектуальная школа, Республика Казахстан, г. Семей

В этой статье рассмотрены виды формативного оценивания по физике в Назарбаев Интеллектуальных школах и приведены несколько примеров заданий для формативного оценивания учебных достижений ожидаемых результатов обучения. На примере формативной работы для 8 класса показано, как можно составить задания для формативного оценивания по физике, используя рекомендации по оцениванию и критерии успеха в достижении целей обучения.

Ключевые слова критериальное оценивание, формативное оценивание, критерий успеха, цели обучения, навыки.

Одним из важнейших событии в Казахстане за последние годы можно считать изменения в сфере образования и внедрения новых видов оценивания в Назарбаев Интеллектуальных школах. Внедрение критерального оценивания ожидаемых результатов обучения изменило очень многое: мнение об оценивании учителей, учащихся, родителей, подходы к оцениванию. За пять лет работы по этому виду оценивания мы много трудились, что-то ввели, кое-что убрали, каждый раз совершенствуя новый, непривычный для неподготовленного человека вид оценивания, для того, чтобы оно было понятно учителю, ученику, родителям; чтобы охватывало много критериев и, наконец, наиболее реально оценить достижения учащихся.

Особенностью современного образования является разнообразие взглядов к преподаванию и оцениванию. Критериальное оценивание - это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующим формированию ключевых компетентностей учащихся [1]. Критериальное оценивание отличается от традиционного многим. Во-первых, привычные, каждодневные пятибалльные оценки не ставятся. Во-вторых, оценивается каждая работа, каждое действие и навыки по критериям успеха. Здесь можно привести весь список навыков по таксономии Блума, которые помогают учителям и ученикам определить уровень развития: это - знание, понимание, применение, критическое мышление, анализ и синтез, оценивание, рефлексия, исследовательские навыки, творчество, слушание, чтение, письмо, математическая грамотность, технический подход. Навык - это действие, сформированное путем повто-

Учитель физики.

Современные педагогические технологии

15

рения, характеризующееся высокой степенью усвоения. Здесь я должна сказать, что в нашей школе с внедрением Интегрированных Образовательных Программ изменились подходы к планированию урока, подготовке видов проверочных и оценочных работ. Раньше я могла просто взять некоторые задания из какого-то сборника задач, распечатать и раздать ученикам в виде самостоятельной или контрольной работы. А сейчас сначала выберу цели обучения, выделю ожидаемые результаты обучения, по целям и ожидаемым результатам определяю, какие навыки хочу развивать, готовлю критерии успеха и, наконец, сами задания.

В прошлом учебном году в школы НИШ была введена интегрированная модель критериального оценивания. Интегрированная модель критериального оценивания (ИМКО) - модель оценивания, которая включает три вида оценивания: формативное оценивание, внутреннее суммативное оценивание и внешнее суммативное оценивание. Одним из ключевых терминов в этой модели является «критерий успеха», а критерий успеха - это утверждение, которое позволяют учителям и учащимся признать достигнута ли цель обучения [2]. При оценивании работы ученика оценка не ставится, вместо оценок он увидит достиг он целей или только стремится. Цели обучения - утверждения, формулирующие ожидаемые результаты достижения учащимися знаний и навыков в течение курса обучения по предмету в соответствии с учебной программой [3].

Ученики, получая листы с заданиями, увидят, что от них требуется, какими навыками они должны обладать для выполнения задании, какие критерии успеха здесь показаны. То есть, они в целом и комплексно будут готовиться к каждому виду оценивания, заранее зная, что от них ожидается и требуется.

Внедряя критериальное оценивание в свою практику, учителя избавились от многих головных болей: от недовольств со стороны учащихся, со стороны классного руководителя и родителей. Никто не оспаривает оценку, так как все видят, как оценена работа.

Применяя критеральное оценивание, мы можем:

- направить ученика в активную позицию;

- направить личность к ответственности, достижению конечного результата;

- в каждом этапе определить динамику и уровень развития обучающихся;

- получить самоудовлетворение ученика системой оценивания и своими результатами.

Формативное оценивание по другому называют оцениванием для обучения. Я хочу показать на примере нескольких формативных работ применение критериального оценивания на уроках физики.

16

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Таблица 1

Вид формативного оценивания - самостоятельная работа

Формативное оценивание

| Класс 8

Предмет: Физика

ФИО ученика:

Раздел: Электрическое поле. Электростатика.

Тема урока: Конденсаторы

Время выполнения: 40 минут

Цели обучения:

- понимать и объяснить, описать физический смысл электроемкости;

- знать и понимать определение конденсатора, формулу электроемкости конденсатора, виды конденсаторов и их применение.

Развитие навыков

по таксономии Блума

Критерии успеха Учащийся достиг цели, если... Достиг Стремится

Знает определение электроемкости

Знает формулу электроемкости

Знает единицу измерения электроемкости

Понимает и объясняет физический смысл электроемкости

Применяет формулу электроемкости для решения задач

Знает определение конденсатора

Знает, что такое заряд конденсатора

Знает и рисует схему плоского конденсатора

Знает формулу электроемкости плоского конденсатора и диэлектрическую проницаемость среды

Применяет формулу электроемкости плоского конденсатора для решения задач, выводит конечную формулу

Знает типы конденсаторов и их применение

Описывает и пишет нужную информацию своими словами

о.

«

н „

* 5

1 5

I Ё

Знание Понимание Применение Критическое мышление

Математическая

грамотность

Анализ

Задания к формативному оцениванию:

1. Напишите определение электроемкости.

2. Объясните физический смысл электроемкости.

3. Напишите формулу электроемкости.

4. Напишите единицу измерения электроемкости. Нарисуйте схему плоского конденсатора.

5. В одной из обкладок конденсатора имеется -64 мкКл заряд, а во второй + 64 мкКл. К конденсатору подали напряжение 128 В, какова электроемкость конденсатора?

6. Расстояние между обкладками конденсатора 5 мм, площадь обкладки 30 см2. Электроемкость плоского конденсатора 0, 371 пФ, чему равна диэлектрическая проницаемость диэлектрика, заполняющего пространство между обкладками конденсатора?

7. Какие виды конденсаторов вы знаете?

8. Как вы думаете, где применяются конденсаторы, для каких целей?

Современные педагогические технологии

17

Таблица 2

Вид формативного оценивания - лабораторная работа «Определение показателя преломления стекла»

Формативное оценивание

Предмет: Физика Класс 8

ФИО ученика:

Раздел: Оптика. Преломление света

Тема урока: Определение показателя преломления стекла

Время выполнения: 40 минут

Цели обучения: - знать понятия при объяснении и описывании явления преломления света: угол падения, угол отражения, показатель преломления; - описывать эксперимент: преломление света при прохождений через стеклянную призму.

Развитие навыков по таксономии Блума Критерии успеха Учащийся достиг цели, если... Достиг Стремится Комментарий учителя

правильно написал закон преломления света

Знание, понимание, приме- применил закон преломления в ходе эксперимента

нение, критическое мыш- правильно выполняет эксперимент

ление, анализ и синтез, понимает физический смысл закона преломления

творчество, математиче- оперирует геометрическими построениями

ская грамотность. Иссле- вычисляет погрешности измерения

довательские навыки сбор и обработка информации, ее применение во время проведения эксперимента, выводы

Технический подход Правильно ответил на контрольные вопросы, выдвинул (предложил) идею по улучшению данной лабораторной работы или выполнил лабораторную работу другим способом

Оценивание и рефлексия рефлексирует и оценивает свою работу, работу других

Задания к формативному оцениванию.

Ход работы (учитель заранее раздает приборы каждому ученику):

1. Расставить все приборы, собрать цепь и включить лампу к источнику тока.

2. С помощью узкой щели получить тонкий луч.

3. Направить луч к стеклу, получить картину преломления; вычислить показатель преломления стекла, с учетом погрешности измерения записать результаты измерений и вычислений.

4. Изменив угол падения, повторить опыт несколько раз.

5. Сравнить полученные результаты.

6. Сделать вывод: зависит ли показатель преломления стекла от угла падения?

18

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Контрольные вопросы

Для того чтобы определить показатель преломления стекла, можно измерить угол падения а и угол преломления в транспортиром, после этого из закона преломления определить показатель преломления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Как вы думаете, каким способом можно более точно определить показатель преломления, первым или вторым?

2. Могут ли быть другие способы определения показателя преломления? Предложите другие способы, если считаете, что они есть.

3. Обязательно ли использовать именно эти приборы?

Оценивая работу ученика, согласно с условиями организации критериального оценивания, мы и пришли к тому, что оценивается работа, а не личность ребенка по разработанному четкому алгоритму выведения отметки, с учетом возрастных, психолого-педагогических особенностей.

С применением критериального оценивания на уроках физики можно увидеть и наблюдать динамику роста каждого ученика, их самостоятельности, стремление преодолевать трудности.

Формативное или формирующее оценивание помогает учителям отслеживать и диагностировать текущий уровень усвоения знаний и навыков обучающихся, после этого планировать и организовать свою дальнейшую деятельность по устранению пробелов и недочетов. Кому-то нужна дополнительная помощь со стороны учителя, кому-то нужны индивидуальные задания менее сложного характера и т.д. Поэтому формативное оценивание считается эффективным видом оценивания.

Список литературы:

1. Красноборова А.А. Критериальное оценивание в школе. - Пермь, ПГПУ-2010. - С. 5.

2. Интегрированная модель критериального оценивания (ИМКО) в Назарбаев Интеллектуальных школах. - С. 3.

3. Политика оценивания учебных достижений учащихся Назарбаев Интеллектуальных школ в 2014-2015 учебном году. - С. 2.

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ЗАНЯТИЯХ ФИТНЕСОМ

© Бекмансуров Р.Х.*

Елабужский институт - филиал

Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Елабуга

В статье рассматривается проблема здорового образа жизни ребенка, его воспитания и обучения сейчас вышла за рамки медицинской и

Старший преподаватель кафедры Физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.