Научная статья на тему 'Применение креативных методических приемов при обучении иностранных учащихся на подготовительных факультетах'

Применение креативных методических приемов при обучении иностранных учащихся на подготовительных факультетах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРЕАТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ / УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ / ИГРОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ / CREATIVE TRAINING FOREIGN STUDENTS MOTIVATION / EDUCATIONAL AND COGNITIVE ACTIVITY / GAME ELEMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ременцова Н. А.

Рассматривается применение креативных методических приемов при обучении иностранных учащихся по естественно-научным дисциплинам для повышения их мотивации к восприятию и усвоению предлагаемого материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creative approach to the natural sciences foreign students training on the foundation course

This article deals with creative approach to the natural sciences foreign students training, particularly to in order to increase motivation of learned material perception and assimilation.

Текст научной работы на тему «Применение креативных методических приемов при обучении иностранных учащихся на подготовительных факультетах»

Теория и методика профессионального образования

Тем не менее, согласно его концепции, лидерство на практике является куда более объемлемым феноменом, чем индивид-лидер. В своих работах Скул-лер предупреждает об ошибочности объединения понятий лидерства и роли лидера и оценивает такой подход как опасный.

Лидер необязательно всегда должен идти впереди всех и руководить действиями, или же знать всю информацию по проблемным вопросам [8], всегда следует помнить о том, что возможно передать часть полномочий другим и разделить ответственность с коллегами. Однако в конечном итоге отчитываться за проделанную работу всегда будет лидер-руководитель, таким образом, вполне позволительно предоставить возможность в конкретных ситуациях другим индивидам перехватить инициативу. Лидер всегда несет ответственность за действия своей группы, и если назревает кризисная ситуация и часть полномочий передана другому лицу, предстоит принять решение: единолично отвечать за результат или же довериться другим.

Список литературы

1. Businessballs information website: Leadership Theories Page, Integrated Psychological Approach section.

At the end of the Integrated Psychological section it comments on the connection between the Three Levels model, authentic leadership and servant leadership. Businessballs.com. 201202-24. Retrieved 2012-08-03.

2. Scouller J. (2011). The Three Levels of Leadership: How to Develop Your Leadership Presence, Knowhow and Skill. Cirencester: Management Books 2000, ISBN 9781852526818.

3. Scouller J. (2011), P. 34-35. Also see the Businessballs information website: Leadership Theories Page, Integrated Psychological Approach section, Analysis of Traditional Models of Leadership — Strengths and Weaknesses. Businessballs.com. 2012-02-24. Retrieved 2012-08-03.

4. Stogdill, R.M. (1948). Personal Factors Associated with Leadership: a Survey of the Literature. Journal of Psychology, Vol. 25.

5. Buchanan, D. & Huczynski, A. (1997). Organizational Behaviour (third edition), p.601. London: Prentice Hall.

6. Collins, J. (2001) 37-38. Good to Great: Why Some Companies Make the Leap... and Others Don't. New York. HarperCollins. ISBN 0712676090.

7. Katzenbach J. & Smith, D. (1993). The Wisdom of Teams. New York: HarperCollins. ISBN 0875843670.

8. Rob MacLachlan (2011-08-30). Review in People Management magazine by Rob MacLachlan, 30 August 2011. Peoplemanagement.co.uk. Retrieved 2012-08-03.

9. Немов Р.С. Практическая психология. — М., 1997.

10. Андреева Г.М. Социальная психология. — М.,

2000.

УДК 373.57 Н.А. Ременцова

Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)

ПРИМЕНЕНИЕ КРЕАТИВНЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ

Для того чтобы эффективно и качественно иностранные учащиеся усваивали программный материал необходимо постоянно совершенствовать процесс обучения, в котором может быть реализовано стремление обучаемых к активной познавательной деятельности. Но очень часто на занятиях с иностранными учащимися, например, таких как математика, физика, химия, имеет место выполнение однообразной, «скучной» работы, выполнение однотипных заданий. В таких случаях, как правило, интерес к предмету ослабевает, близкие мотивы деятельности, непосредственно побуждающие учебную деятельность (интересы, оценка, похвала и др.), отсутствуют; падает мотив практической значимости, т. е. мотивы деятельности в данный момент не имеют для учащихся смысла [1—2].

В этих ситуациях с большим эффектом могут использоваться игры, содержащие элементы соревнования. У иностранных учащихся появляет-

ся цель: выиграть, обогнать, стать лучшим. Таким образом, они сосредоточиваются на задании, упорно решают его. Это стимулирует познавательную активность, интерес. Использование креативных приемов, таких, например, как ролевые и предметные игры, необходимо на всех этапах обучения иностранных учащихся подготовительных факультетов России. Такое обучение способствует личностному росту учащихся, стимулирует собственные суждения, учит передавать информацию, выражать мнение, помогает развивать и строить межличностные отношения в полиэтнических группах.

В качестве примера предлагаются игровые технологии при обучении математике иностранных учащихся подготовительных факультетов России с целью развития интереса к предмету, усвоения и повторения пройденного материала, терминологии предмета на русском языке как иностран-

Сельскохозяйственное образование

ном, развития памяти и функционально-смыслового типа речи.

Игра № 1. Задание со сменой установки.

На доске пишут несколько чисел:

38.11.0.254.2014.

Предлагают иностранным учащимся запомнить эти числа в том же порядке.

Стирают задание, а иностранные учащиеся должны постараться ответить на вопросы преподавателя устно или письменно.

1. Назовите первое число.

2. Сколько всего чисел было написано?

3. Есть ли среди чисел не натуральное число?

4. На каком месте по порядку стоит трехзначное число?

5. Означает что-либо для вас последнее число?

6. Сколько двухзначных чисел было написано?

7. Какие двухзначные числа вы запомнили?

8. Назовите трехзначное число.

9. Перечислите все написанные числа.

Игра № 2. Задачи на сообразительность.

1. Два студента пробежали 10 км. Сколько километров пробежал каждый студент?

2. Стул весит 2 кг и еще полстула. Сколько весит стул?

3. У трех сестер по одному брату. Сколько всего детей?

4. Алик режет батон. Он сделал 8 разрезов. Сколько кусков хлеба получилось?

Игра № 3. Физкультминутка. Студенты отдыхают и повторяют слова на русском языке.

Преподаватель предлагает иностранным учащимся немного отдохнуть путем выполнения следующих команд:

♦ встать;

♦ поднять руки;

♦ наклониться влево;

♦ наклониться вправо;

♦ опустить руки;

♦ постоять на правой ноге;

♦ постоять на левой ноге;

♦ потянуться;

♦ закрыть глаза;

♦ руки в стороны;

♦ указательным пальцем правой руки дотронуться до носа;

♦ указательным пальцем левой руки дотронуться до носа;

♦ опустить руки;

♦ открыть глаза;

♦ поднять голову вверх;

♦ опустить голову вниз;

♦ встать прямо и т. д.

Игра № 4. Домашнее задание. Преподаватель дает задание иностранным учащимся подготовиться к следующему занятию: написать пословицу, поговорку или загадку на русском языке, в содержание которых входит, к примеру, число:

Семь раз отмерь, один раз отрежь. Сто одёжек и все без застёжек. Задание нелегкое, но интересное. За правильно написанную и прочитанную пословицу или поговорку ставится высокая оценка. Использование пословиц на начальном этапе обучения русскому языку и общеобразовательным предметам стимулирует и развивает не только языковую, но и коммуникативную компетенцию иностранных учащихся. Интерес к изучению предмета и языка повышается, а сам процесс обучения становится более интенсивным и эффективным из-за эмоционального восприятия данного материала.

Таким образом, применение креативных приемов обучения с использованием игровых элементов на занятиях по естественно-научным дисциплинам позволяет активно формировать развитие интереса у иностранных учащихся к этим предметам и повышать их мотивацию к освоению программ дополнительной довузовской подготовки.

Список литературы

1. Шатилова А. Занимательная математика. — М.: Айрис-пресс, 2004. — 128 с.

2. Пахутина Г.М. Игра как форма организации обучения. — Арзамас: АГПИ, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.