Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ "ОСОБЫХ ДЕТЕЙ" НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА'

ПРИМЕНЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ "ОСОБЫХ ДЕТЕЙ" НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОВЗ / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / АССОЦИАТИВНЫЙ РЯД / ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ / INCLUSIVE EDUCATION / STUDENTS WITH DISABILITIES / MODERN TECHNOLOGIES / ASSOCIATIVE SERIES / GAME TECHNOLOGIES / LEARNING IN COLLABORATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабакова Е. Н., Киселева Е. В., Фомина Е. И.

В статье рассматриваются вопросы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС НОО ОВЗ. Авторами предлагаются эффективные методы и приёмы овладения программным материалом детьми в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF CORRECTIONAL AND DEVELOPMENTAL TECHNOLOGIES FOR TEACHING "SPECIAL CHILDREN" IN ENGLISH LESSONS

The article deals with the issues of teaching children with disabilities in the conditions of implementation of the Federal state educational system of the Russian Federation. The authors suggest effective methods and techniques for mastering program material by children in the educational process.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ "ОСОБЫХ ДЕТЕЙ" НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИКА

УДК 372.881.111.1

Бабакова Е.Н. педагог-психолог МБОУ «Гимназия №22» Россия, г. Белгород Киселева Е.В. учитель-логопед МБОУ «Гимназия №22» Россия, г. Белгород Фомина Е.И. учитель иностранных языков МБОУ «Гимназия №22» Россия, г. Белгород

ПРИМЕНЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ «ОСОБЫХ ДЕТЕЙ» НА УРОКАХ

АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС НОО ОВЗ. Авторами предлагаются эффективные методы и приёмы овладения программным материалом детьми в образовательном процессе.

Ключевые слова: инклюзивное образование, обучающиеся с ОВЗ, современные технологии, ассоциативный ряд, игровые технологии, обучение в сотрудничестве.

Babakova E. N. educational psychologist MBOU "Gymnasium No. 22" Russia, Belgorod Kiseleva E. V. teacher-speech therapist MBOU "Gymnasium No. 22" Russia, Belgorod Fomina E. I. foreign language teacher MBOU "Gymnasium No. 22" Russia, Belgorod

THE USE OF CORRECTIONAL AND DEVELOPMENTAL TECHNOLOGIES FOR TEACHING "SPECIAL CHILDREN" IN

ENGLISH LESSONS

Abstract: the article deals with the issues of teaching children with disabilities in the conditions of implementation of the Federal state educational system of the Russian Federation. The authors suggest effective methods and techniques for mastering program material by children in the educational process.

Keywords: inclusive education, students with disabilities, modern technologies, associative series, game technologies, learning in collaboration.

Приоритетной целью образования при обучении разных детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов является формирование способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - учить учиться.

Несомненно, что учитель должен владеть не только своим предметом, но и знать психологию таких детей. От этого будет зависеть успешность обучения ребёнка иностранному языку. Опираясь на свой опыт, можно с полной уверенностью констатировать тот факт, что процесс овладения чужим языком помогает школьнику стать более самостоятельным, общаться с одноклассниками и сверстниками увереннее, без каких-либо проблем. При этом реализуется приоритетная задача инклюзивного образования -социализация детей с ОВЗ.

В нашей гимназии обучение английскому языку начинается с 1-го класса. При поступлении в школу выявляется группа детей, нуждающаяся в помощи логопеда и психолога, что создаёт трудности для учителя, так как нам приходится ставить произношение на иностранном языке. С другой стороны, консультации школьных логопеда и психолога являются для нас неоценимыми, так как помогают лучше понять детей и строить работу с учётом их рекомендаций. Роль учителя - сделать каждый урок не только уроком знаний, но и уроком новых открытий и положительных эмоций.

На уроках английского языка широко применяем коррекционно-развивающие технологии, которые сочетают в себе инновационные технологии и традиционные методы и формы обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества. Зачастую в нашей практике используется игровая методика. На уроках дети в группах составляют небольшие проекты, коллажи, на основе выданных учителем заготовок, а затем защищают их, используя лексико-грамматический материал конкретного урока. Для уменьшения стрессовой ситуации, когда ребёнок боится что-то сказать, мы

предлагаем такой приём на уроке, как ролевая игра. Для таких игр целесообразно использовать наглядность, чтобы дети визуально представлял, о чём пойдёт речь. Поскольку одним из компонентов, который рекомендуют применять в рамках внедрения ФГОС, является эмоциональный компонент, мы предлагаем разыграть тематические микродиалоги с использованием различных видов интонации (удивление, радость, усталость, нетерпеливость, любопытство и так далее). Эффективным приёмом является и обучение в сотрудничестве, а именно приём «Круг в круге», когда одна и та же фраза многократно отрабатывается с разными участниками. При этом ребёнку с проблемами запоминания значительно легче произнести и запомнить фразу, которую он слышит от рядом стоящего одноклассника, не боясь при этом ошибиться.

Для развития памяти и творческого мышления незаменим такой приём, как создание ассоциаций. Английское слово «smell» переводится «нюхать». Оно ассоциируется со словом «смола», при нагревании которой появляется специфический запах. Слово «taste» (пробовать на вкус) связано у детей с тестом, которое они любят тестировать, то есть пробовать на вкус. Дома дети создают банк ассоциаций (рисунки, загадки). На последующих уроках школьники предлагают одноклассникам свои работы для совершенствования и закрепления речевого материала.

Перечисленные выше методы и приёмы наиболее точно отображают основной принцип работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья: «я делаю, и я запоминаю». Иностранный язык многофункционален, так как не только позволяет общаться на языке, но также способствует познанию мира, культуры страны изучаемого языка. А значит, происходит успешная социальная адаптация детей с ОВЗ.

Использованные источники:

2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии. - 1966г. -№6. -с.75.

3. Леонтьев А.Н. Психологические основы детской игры. Избранные психологические сочинения в 2т.-М., 1983г. Т-1-с.306.

4. Боровик В.Г. Об организации инклюзивного образования в условиях совершенствования образовательного законодательства / В.Г. Боровик; В.Г.Боровик // Администратор образования (ОвД). - 2013. - №: 7. - C. 55-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.