Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ТУРИЗМ»'

ПРИМЕНЕНИЕ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ТУРИЗМ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОСТЬ / УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романцова Дарья Викторовна, Зачиняева Елена Федоровна

В данной статье обосновано применение контекстного обучения в подготовке студентов направления «Туризм». Туризм - одна из ведущих отраслей экономики Дальнего Востока, а потребность отрасли в кадрах, работающих в туризме возрастает с каждым годом, что ставит перед вузами Дальнего Востока задачу в подготовке качественных кадров. Деловой туризм - один из перспективных видов туризма на Дальнем Востоке, специфика отрасли требует специалистов с развитыми мягкими навыками - организаторскими и коммуникационными навыками. Для этого предлагается возможность использования контекстного подхода в формировании профессиональных компетентностей бакалавров туризма через внедрение имитационной обучающей модели в виде профессионального мероприятия. Автором предложен вариант обучения, где студенты с опытными наставниками из числа преподавателей сами организуют мероприятие, которое позволит освоить необходимые навыки при подготовке и разовьет профессиональный интерес к отрасли туризма и гостеприимства. Успешное реализации имитационной обучающей модели достигается при усвоении студентами теоретической рамки дисциплины и практической пробы профессиональной деятельности. Реализация дисциплины в рамках контекстного подхода позволяет «погрузить» студента в будущую профессию, мотивируя действовать проактивно, и развивает все необходимые гибкие навыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романцова Дарья Викторовна, Зачиняева Елена Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF CONTEXT LEARNING IN TRAINING STUDENTS OF THE DIRECTION "TOURISM"

This article substantiates the use of contextual learning in the preparation of students in the direction of "Tourism". Tourism is one of the leading sectors of the economy of the Far East, and the industry's need for personnel working in tourism is increasing every year, which sets the task for the universities of the Far East to train high-quality personnel. Business tourism is one of the promising types of tourism in the Far East, the specifics of the industry require specialists with developed soft skills - organizational and communication skills. For this, it is proposed to use the contextual approach in the formation of professional competencies of tourism bachelors through the introduction of a simulation training model in the form of a professional event. The author proposes a training option, where students with experienced mentors from among the teachers themselves organize an event that will allow them to master the necessary skills in preparation and develop professional interest in the tourism and hospitality industry. Successful implementation of the simulation training model is achieved when students master the theoretical framework of the discipline and the practical test of professional activity. The implementation of the discipline within the framework of the contextual approach allows you to “immerse” the student in the future profession, motivating them to act proactively, and develops all the necessary soft skills.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ТУРИЗМ»»

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель Департамента туризма и гостеприимства Романцова Дарья Викторовна

Дальневосточный федеральный университет (г. Владивосток); кандидат педагогических наук, доцент Департамента психологии и образования Зачиняева Елена Федоровна

Дальневосточный федеральный университет (г. Владивосток)

ПРИМЕНЕНИЕ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ТУРИЗМ»

Аннотация. В данной статье обосновано применение контекстного обучения в подготовке студентов направления «Туризм». Туризм - одна из ведущих отраслей экономики Дальнего Востока, а потребность отрасли в кадрах, работающих в туризме возрастает с каждым годом, что ставит перед вузами Дальнего Востока задачу в подготовке качественных кадров. Деловой туризм - один из перспективных видов туризма на Дальнем Востоке, специфика отрасли требует специалистов с развитыми мягкими навыками - организаторскими и коммуникационными навыками. Для этого предлагается возможность использования контекстного подхода в формировании профессиональных компетентностей бакалавров туризма через внедрение имитационной обучающей модели в виде профессионального мероприятия. Автором предложен вариант обучения, где студенты с опытными наставниками из числа преподавателей сами организуют мероприятие, которое позволит освоить необходимые навыки при подготовке и разовьет профессиональный интерес к отрасли туризма и гостеприимства. Успешное реализации имитационной обучающей модели достигается при усвоении студентами теоретической рамки дисциплины и практической пробы профессиональной деятельности. Реализация дисциплины в рамках контекстного подхода позволяет «погрузить» студента в будущую профессию, мотивируя действовать проактивно, и развивает все необходимые гибкие навыки.

Ключевые слова: контекстное обучение, практико-ориентированность, учебно-профессиональная деятельность.

Annotation. This article substantiates the use of contextual learning in the preparation of students in the direction of "Tourism". Tourism is one of the leading sectors of the economy of the Far East, and the industry's need for personnel working in tourism is increasing every year, which sets the task for the universities of the Far East to train high-quality personnel. Business tourism is one of the promising types of tourism in the Far East, the specifics of the industry require specialists with developed soft skills -organizational and communication skills. For this, it is proposed to use the contextual approach in the formation of professional competencies of tourism bachelors through the introduction of a simulation training model in the form of a professional event. The author proposes a training option, where students with experienced mentors from among the teachers themselves organize an event that will allow them to master the necessary skills in preparation and develop professional interest in the tourism and hospitality industry. Successful implementation of the simulation training model is achieved when students master the theoretical framework of the discipline and the practical test of professional activity. The implementation of the discipline within the framework of the contextual approach allows you to "immerse" the student in the future profession, motivating them to act proactively, and develops all the necessary soft skills.

Key words: contextual learning, practice orientation, educational and professional activities.

Введение. Туризм - одна из ведущих отраслей экономики Дальнего Востока. В утвержденной государственной программе Приморского края «Развитие туризма в Приморском крае на 2020-2027» годы особое место уделяется деловому туризму. Так, в программе сказано, что требуется «активизация конгрессно-выставочной деятельности и М1СЕ-туризма»[1], а «количество лиц, работающих в туристских организациях к 2027 году должно составить 1,37 тысяч человек» [1], что ставит перед региональными вузами Дальнего Востока задачу в подготовке специалистов в области туризма.

С целью конкретизации профессиональных навыков специалиста в области туризма обратимся к определениям. Согласно национальному стандарту Российской Федерации, «конгрессная деятельность - это предпринимательская деятельность, направленная на создание благоприятных условий для персонифицированного обмена информацией, деловых и научных контактов с целью установления и развития отношений между изготовителями товаров, поставщиками услуг и потребителями товаров и услуг, осуществляемая в процессе организации и проведения конгрессных мероприятий» [2]. «MICE-туризм» - это вид туризма, связанный с организацией и проведением корпоративных и деловых мероприятий (встреч, совещаний, мотивационных поездок, конференций, выставок).

Специфика отрасли требует для «MICE - индустрии» подготовленного специалиста с развитыми организаторскими и коммуникационными способностями, развитыми гибкими навыками. Гибкие навыки сегодня принято называть «soft-skills», к ним относятся умение работать в команде, критическое мышление, деловое общения, организация деятельности. Данные умения связаны с формированием ряда общекультурных и профессиональных компетенций, указанных в ФГОС ВО по направлению «Туризм». Среди требований к результатам освоения программы бакалавриата присутствуют следующие умения, которые связаны с организацией делового мероприятия: умение «организовывать работу исполнителей, принимать решение в организации туристской деятельности», «способностью к коммуникации в устной и письменной формах», «способностью работать в команде». В то же время, как отмечает К.В. Малышенко: «главной проблемой подготовки кадров для сферы туризма является чрезмерная академичность профильного высшего образования при явном недостатке практических навыков и знаний» [3].

Изложение основного материала статьи. Действительно, подготовка специалиста в области делового туризма при традиционном подходе к образованию позволяет усвоить необходимые, так называемые, жёсткие навыки (hard-skills). Как правило, к жестким навыкам в области туризма относят следующее: студент знает туристский рынок, основы работы с потребителем и продажи, основы проектирования туристского продукта, составление памяток туриста, позиционирование и продвижение турпродукта, знание иностранных языков, знает перечень деловых туристских и событийных мероприятий, знает специализированные виды туризма. Но к профессиональным вызовам, таким как непосредственная организация делового или событийного мероприятия (фестиваля или конференции), полноценная работа в команде, деловое общение с различными представителями реального сегмента бизнеса и органов власти - выпускник не готов.

Следовательно, преподавание дисциплин, связанных с деловым туризмом, должно быть практико-ориентированным, позволяющим освоить студенту все необходимые компетенции. Практико-ориентированность профессионального образования можно реализовать через применение контекстного подхода в обучении и использование моделирования профессиональной деятельности организатора встреч и мероприятий.

Контекстное обучение представлено в работах А.А. Вербицкого, О.Г. Ларионовой, В.Г. Калашникова. Е.Н. Егорова. Авторы С.В. Граф, М.И. Клюева исследовали применение контекстного похода в обучении бакалавров туризма.

Ученые трактуют «контекст» как систему внутренних и внешних условий жизни и деятельности человека, которая влияет на восприятие, понимание и преобразование им конкретной ситуации, придавая смысл и значение этой ситуации как целому и ее компонентам [5]. А.А. Вербицкий отмечает, что внутренний контекст представляет собой индивидуально-психологические особенности, знания и опыт человека; внешний - предметные, социокультурные, пространственно-временные и иные характеристики ситуации, в которых он действует. Основная цель контекстного обучения -формирование в рамках учебной деятельности студента его целостной, внутренне мотивированной профессиональной деятельности как будущего специалиста [5].

Организация процесса обучения в вузе в соответствии с теорией контекстного обучения осуществляется в трех, сменяющих друг друга, формах деятельности: учебная деятельность академического типа, квазипрофессиональная и учебно-профессиональная деятельность [7].

Применительно, к дисциплинам «М1СЕ-туризм», «Деловой туризм», «Event-туризм» внешним контекстом обучения можно обозначить подготовку и реализацию делового мероприятия. Это учебно-профессиональную деятельность, в которой студент выполняет функции организатора деловых мероприятий. Для того, чтобы трансформировать учебную деятельность в профессиональную, необходимо, во-первых, погрузить студента в теоретическую рамку планирования, подготовки и организации мероприятий, т.е. дать возможность изучить алгоритм взаимодействия, а во-вторых, через имитационную модель профессиональной ситуации (или через непосредственную ситуацию) получить опыт организации делового мероприятия. Под «Деловым мероприятием» предприятия сферы туризма понимают: «общественные события в бизнесе: конференции, презентации, круглые столы, форумы, семинары, встречи, которые по составу, длительности, географическому охвату превосходят классические офисные совещания» [8].

Имитационная обучающая модель - это моделируемая ситуация будущей профессиональной деятельности в условиях развития общества, требующая анализа и применения решений на основе теоретической информации. Единица работы слушателей - предметное действие, основная цель которого - практическое преобразование имитируемых профессиональных ситуаций [6]. Так, для достижения этих целей можно использовать профессиональное мероприятие, которое, с одной стороны, позволит освоить необходимые навыки при подготовке, а с другой, разовьет профессиональный интерес к отрасли туризма и гостеприимства.

Например, организация молодежного делового мероприятия «Международный молодежный туристский конгресс». Цель мероприятия - обсуждение новых возможностей международного молодежного сотрудничества в рамках цифровой трансформации туризма. Целевая аудитория мероприятия - студенты города Владивосток, проявляющие интерес к сфере туризма и гостеприимства. Стоит отметить, что конгресс - часть Тихоокеанского туристского форума, который является коммуникационной площадкой для представителей бизнеса и органов власти, что подчеркивает статусность и серьезность мероприятия для студентов. Успешное реализации имитационной обучающей модели достигается при усвоении студентами теоретической рамки дисциплины и практической пробы профессиональной деятельности.

В рамках лекционных занятий студенты изучают теоретические аспекты дисциплины. Содержание теоретической части курса заключается в изучении:

- целей «М1СЕ-мероприятий»;

- потребителей, посредников, поставщиков «М1СЕ-услуг»;

- типов и особенностей «МТСЕ-клиентов»;

- классификации деловых мероприятий, их основные отличий;

- особенностей проведения деловых встреч;

- особенностей проведения инсентив-туров;

- основ подготовки мероприятий (концепция мероприятия, бизнес-план, техническое задание, основные типы площадок, сопутствующие сервисы, оргкомитет, программный комитет, архитектура деловой программы, механизм работы со спикерами, организация культурной программы, бюджет, работа с участниками и СМИ, работа временного персонала, организация регистрации и аккредитации); организация выставок).

В имитационных обучающих моделях учебные задания предполагают выход студента за рамки знаковой информации, соотнесение ее с будущей профессиональной деятельностью, осмысление знаний, которое происходит тогда, когда студент включает себя в ситуацию решения каких-то профессиональных задач. В этом случае единицей работы оказывается предметное действие, на основе которого достигается практически полезный эффект [4]. Так достижение подобного эффекта возможно через реальную работу над планированием, подготовкой и реализацией мероприятия.

В практической части дисциплины предлагается работа в малых группах над каждым аспектом планирования мероприятия. Из числа студентов создаются организационный комитет; программный комитет; группа, ответственная за материально-техническое оснащение; группа, ответственная за регистрацию и аккредитацию; группа, ответственная за продвижение мероприятие; группа, ответственная за дизайн мероприятия; группа, ответственная за работу со спикерами и Агентством по туризму.

Каждая группа наделяется необходимой ответственностью, правами и ресурсами. Краткое представление заданий описано в Таблице 1.

Таблица 1

Краткое описание задания практической части дисциплины «MICE- туризм»

№ п/п Название группы Описание задания

1 Организационный комитет Организационный комитет - верхний орган управления системой организации мероприятия. Основная цель группы - организовать работу других студентов, распределить роли и задачи, осуществлять функцию контроля, мотивации и планирования. Зафиксировать весь процесс подготовки мероприятия документально.

2 Программный комитет Программный комитет - орган ответственный за архитектуру и наполненность мероприятия. Основная цель группы - проанализировать основные направления в туризме и гостеприимстве, на основе анализа выделить тематику мероприятия и предложить спикеров. Передать программу на утверждение оргкомитету.

3 Группа, ответственная за материально-техническое оснащение Цель группы - обеспечить материально - техническую составляющую мероприятия (подготовить компьютеры, мультимедийное оборудование, презентеры, раздаточный материал, на основании плана рассадки расставить мебель). Организовать работу грузчиков и специалистов 1Т службы вуза.

4 Группа, ответственная за продвижение мероприятие Цель группы - обеспечить продвижение мероприятия в инфопространстве, взаимодействовать с представителями СМИ и пресс-службой вуза

5 Группа, ответственная за регистрацию и аккредитацию, делегат менеджмент Цель группы - работа с участниками, организация регистрации на мероприятие, консультирование о мероприятии, организация экскурсии по вузу.

6 Группа, ответственная за дизайн мероприятия Цель группы - дизайн раздаточного материала, презентации, макетов пресс-волов.

7 группа, ответственная за работу со спикерами и Агентством по туризму Цель группы - обеспечить участие заявленных спикеров на мероприятии. Сопровождение спикеров и экспертов.

Под наставничеством преподавателя студенты распределяют между собой задачи и занимаются подготовкой мероприятия. Развитие организаторских способностей достигается через понимание ответственности студентом присвоенной ему задачи мероприятия и понимания своего вклада в общий результат. Коммуникативные способности развиваются через обсуждение и договоренности в различных вопросах - месте проведения, спикерах, времени, а навыки делового общения через коммуникацию с представителями бизнеса и органами власти.

Выводы. Контроль в контекстном обучении при реализации дисциплины специфический в виде проведенного мероприятия. В процессе подготовки мероприятия студенты соотносят полученные теоретические знания с практическими действиями, следовательно усвоение теоретического материала происходит намного эффективнее, что позволяет не принимать классический зачет «по билетам».

Реализация дисциплины в рамках контекстного подхода позволяет «погрузить» студента в будущую профессию, мотивируя действовать проактивно, и развивает все необходимые гибкие навыки. Достигается эффект от трансформации учебной деятельности в профессиональную с полным погружением в деятельность организатора мероприятий. Что благоприятно влияет на студента и позволяет не только побудить интерес к профессии, но и освоить необходимые компетенции. Таким образом подготовка мероприятия повышает эффективность процесса обучения.

Литература:

1. Постановление от 25 декабря 2019 года N 903-па Об утверждении государственной программы Приморского края «Развитие туризма в Приморском крае» на 2020-2027 годы.

2. Национальный стандарт Российской Федерации. ГОСТ Р 53524-2009. Конгрессная деятельность. Термины и определения.

3. Малышенко, К. М. Современные проблемы подготовки кадров для речного круизного туризма / К.М. Малышенко // Молодой ученый. - 2011. - № 9 (32). - С. 221-224.

4. Лаврентьев, Г.В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов / Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева, Н.А. Неудахина; М-во образования Рос. Федерации, Алт. гос. ун-т, Алт. гос. техн. ун-т им. И.П. Ползунова. - Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2004.

5. Вербицкий, А.В. Теория контекстного образования как концептуальная основа реализации компетентностного подхода / А.В. Вербицкий // Коллекция гуманитарных исследований. - 2016. - С. 44-50

6. Лученкова, Е.С. Подготовка научных кадров высшей квалификации в условиях инновационного развития общества. Материалы международной научно-практической конференции / Под ред. И.В. Войтова. - Минск: ГУ «БелИСА», 2009. - 288 с.

7. Вербицкий, А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: Материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 84 с.

8. Деловые мероприятия: форматы, особенности организации - 2022. - URL: https://buyingbusinesstravel.com.ru/glossary/term/delovye-meropriyatiya (дата обращения 30.04.2022)

Педагогика

УДК 374.1: 745/749

старший преподаватель Русяев Александр Петрович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ

САМООПРЕДЕЛЕНИЮ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Аннотация. В статье рассматривается сущность понятия «педагогические условия». Уточняются различные подходы к определению основных понятий. Определяется наиболее близкая для нашего исследования позиция исследователей. В ходе рассмотрения исследовательской проблемы устанавливается и характеризуется ряд педагогических условий формирования готовности к профессиональному самоопределению подростков средствами декоративно-прикладного искусства. Первое условие - включение в образовательный процесс способов стимуляции мотивационной сферы подростков в области профессионального самоопределения. Один из таких способов заключается в проведении профессионально направленных мастер-классов. Второе условие - разработка и внедрение дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы детской художественной студии декоративно-прикладного искусства «Умелые ручки». Программа студии включает в себя несколько разделов. Каждый из них подразумевает изучение отдельного вида декоративно-прикладного искусства и создание авторской творческой работы. Особое внимание уделяется керамике и гончарному искусству. Третье условие - создание для подростков ситуации востребованности в обществе деятельности по освоению декоративно-прикладного творчества. Главным способом реализации данного условия является выставочная деятельность. Отмечается важность ее организации с ориентацией на успех. Четвертое условие - проведение диагностики интересов подростков, выявление среди них склонных к творческой деятельности. Особое внимание уделяется выявлению профессиональных интересов подростков. Выявлено, что для осуществления художественной деятельности, направленной на создание произведений декоративно-прикладного искусства важно строение кистей рук, высокий уровень координации движений, пространственно-зрительное восприятие и т.д.

Ключевые слова: педагогическое условие, готовность, профессиональное самоопределение, подросток, декоративно-прикладное искусство.

Annotation. The article examines the essence of the concept of «pedagogical conditions». Various approaches to the definition of basic concepts are being clarified. The position of the researchers closest to our study is determined. During the consideration of the research problem, a number of pedagogical conditions for the formation of readiness for professional self-determination of adolescents by means of decorative and applied arts are established and characterized. The first condition is the inclusion in the educational process of ways to stimulate the motivational sphere of adolescents in the field of professional self-determination. One of these methods is to conduct professionally directed master classes. The second condition is the development and implementation of an additional general education (general development) program of the children's art studio of decorative and applied arts "Skillful Pens". The studio program includes several sections. Each of them implies the study of a separate type of decorative and applied art and the creation of an author's creative work. Special attention is paid to ceramics and pottery. The third condition is the creation of a situation for teenagers in demand in society for the development of decorative and applied creativity. The main way to implement this condition is exhibition activity. The importance of its organization with a focus on success is noted. The fourth condition is to diagnose the interests of adolescents, to identify among them those who are inclined to creative activity. Special attention is paid to identifying the professional interests of adolescents. It is revealed that the structure of the hands, a high level of coordination of movements, spatial and visual perception, etc. are important for the implementation of artistic activities aimed at creating works of decorative and applied art.

Key words: pedagogical condition, readiness, professional self-determination, teenager, decorative and applied art.

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным

направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Башкирский государственный

педагогический университет имени М. Акмуллы и Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева) по теме: «Разработка модели формирования готовности к профессиональному самоопределению у подростков средствами декоративно-прикладного искусства»

Введение. Профессиональное становление подрастающего поколения из года в год становится все более актуальной проблемой современной науки и системы образования. В настоящее время данная область исследования требует особого внимания и разработки инновационных средств. Это объясняется тем, что именно развитие личностных качеств человека является основой выдающихся успехов в профессиональной деятельности. Для решения данных задач необходима грамотная организация совместной работы школы, вуза и организаций дополнительного образования. На наш взгляд, своевременность и гибкость осуществляемого педагогического и воспитательного воздействия на всех уровнях образования позволит обеспечить условия для формирования высокого уровня готовности подростков к профессиональному самоопределению.

В рамках нашего исследования особый интерес представляет процесс формирования готовности к профессиональному самоопределению у подростков средствами декоративно-прикладного искусства, который может успешно реализоваться при определенных педагогических условиях. Современная наука трактует понятие педагогические условия с разных точек зрения, поэтому нам необходимо определить его в контексте данного исследования.

Рассмотрение понятия «условие» не ограничивается лишь педагогической наукой, оно рассматривается в философии как выражение отношения предмета к явлениям действительности, без которых оно существовать не может, а также в качестве структурного компонента, входящего в комплекс объектов, вещей, их состояний, взаимодействий, из наличия которого с необходимостью следует существование данного явления [16, С. 683]. Исследователи психологической науки изучают условия, соотнося их с факторами, влияющими на различные стороны развития психических функций человека [9, С. 175].

По мнению педагогов, в частности В.С. Безруковой условие есть совокупность объектов, необходимых для возникновения, существования или изменения педагогической конструкции [2, С. 66]. Кроме того, В.И. Андреев отмечает, что условия - это своего рода результат использования тех или иных компонентов, определяющих конкретное содержание педагогического процесса, которые имеют определенную дидактическую цель [1, С. 390].

Вопросы изучения сущности и структуры педагогических условий отражены в работах многих исследователей -педагогов (В.И. Андреев, Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, Н.В. Ипполитова, И.Я. Лернер и др.) [1; 6].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.