Научная статья на тему 'Применение компьютерных тестов при организации самостоятельной работы студентов'

Применение компьютерных тестов при организации самостоятельной работы студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКЕ / ТЕСТИРОВАНИЕ / ОБУЧАЮЩИЙ ТЕСТ / ТЕСТ САМОКОНТРОЛЯ / СРЕДА MOODLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Устинова И.Г., Пахомова Е.Г.

Рассмотрена возможность применения компьютерных тестов в среде MOODLE для обучения математике в вузе и для активизации самостоятельной работы студентов. Показано, что преподаватель самостоятельно может составлять тесты, помогающие студентам разобраться в новом материале, подготовиться к контрольной работе и самостоятельно оценить уровень своих знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Устинова И.Г., Пахомова Е.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение компьютерных тестов при организации самостоятельной работы студентов»

Список литературы:

1. Колева Н. Виртуальный кампус и закономерности его существования // Международная конференция «Образовательные технологии 2013», Технический Университет, София, сентябрь, 2013 г., Каварна.

2. Davenport. Is there any way out of the andragogy mess? // In M. Thorpe, R. Edwards and A. Hanson (eds.) Culture and processes of adult learning. - London, 1993.

3. Group, Nottingham Andragogy. К развитию Теории Андрагогики / University of Nottingham, Факультет для обучения взрослых. - 1983. - 48 с.

4. Knowles M. Andragogy in action. - San Francisco: Jossey-Bass, 1984.

5. Remote Network and adult education What is the difference? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.hlxuexi.com/news/index-3590.aspx.

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕСТОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ

© Устинова И.Г.*, Пахомова Е.Г.*

Национальный исследовательский Томский политехнический университет,

г. Томск

Рассмотрена возможность применения компьютерных тестов в среде MOODLE для обучения математике в вузе и для активизации самостоятельной работы студентов. Показано, что преподаватель самостоятельно может составлять тесты, помогающие студентам разобраться в новом материале, подготовиться к контрольной работе и самостоятельно оценить уровень своих знаний.

Ключевые слова обучение высшей математике, тестирование, обучающий тест, тест самоконтроля, среда MOODLE.

В настоящее время, мы наблюдаем все более широкое внедрение в образовательный процесс современных компьютерных инструментальных средств и информационных технологий. В этой ситуации от преподавателя требуется поиск наиболее эффективных методов организации как аудиторной работы студентов, так и самостоятельной, применения активных, интерактивных и дистанционных методов обучения. В современных условиях профессиональные образовательные программы должны обеспечивать подготовку специалистов, обладающих высокой эрудицией, глубокими профессиональными зна-

* Доцент кафедры Высшей математики Физико-технического института, кандидат технических наук, доцент.

* Доцент кафедры Высшей математики Физико-технического института, кандидат физико-математических наук, доцент.

ниями, а также определенными навыками самостоятельной работы, которые позволят будущим специалистам реализовать себя в разнообразных сферах практической деятельности. В конечном счете, активная самостоятельная работа студентов - залог успешного овладения изучаемым курсом.

Процесс обучения математике в вузе предполагает различные формы образовательной деятельности: лекции, практические занятия, коллоквиумы и самостоятельную работу студентов. Каждый из перечисленных видов деятельности имеет свое целевое назначение и способствует полноценному процессу обучения студентов.

В современных условиях все более актуальной становится самостоятельная работа студентов, ибо нельзя научить профессиональной компетентности, компетентным студент может стать только сам [1].

Для активизации самостоятельной работы студентов, используются тестирующие программы, например, такие как [2, 3], однако, для подготовки математических тестов имеет большое значение, насколько эти программы позволяют работать с символами, формулами, графикой. Мы используем в своей работе со студентами института кибернетики Томского политехнического университета платформу MOODLE, на которой разработали электронный ресурс «Линейная алгебра и аналитическая геометрия», который включает в себя лекционный материал, снабженный тестами для самоконтроля усвоения теории. Тест самоконтроля представляет собой небольшой тест по изученной лекции. Для прохождения такого теста рекомендуем давать несколько попыток. После каждой попытки студенту представляются его ответы с пометкой правильности. После каждой попытки обучающийся может проанализировать свои ошибки, при необходимости изучить еще раз материал лекции и выполнить тест еще раз. В конце каждого модуля предлагается обучающий тест по подготовке к контрольной работе и итоговый тест по разделу. Все тесты снабжены вариативностью, что позволяет при каждом запуске теста, получать задания с новыми исходными данными. Студент перед практическим занятием должен разобрать теорию и ответить в тестовой форме на ряд теоретических вопросов, причем преподаватель имеет полную информацию по каждому студенту: ознакомился ли обучающийся с лекцией, насколько хорошо изучил теорию, сколько потратил времени на эту деятельность. При желании тест можно настроить таким образом, чтобы результат этой работы отображался в баллах, которые, затем легко переносятся в электронный журнал.

Рассмотрим отдельно некоторые типы вопросов, предоставляемые системой MOODLE, которые удобны при составлении математических тестов.

«Простой вычисляемый вопрос» позволяет формулировать задания, в которых числовые параметры выбираются случайным образом из заранее определенного набора данных. В примере на рис. 1 параметр X выбирается из последовательности случайных чисел. Студент должен с клавиатуры ввести ответ.

Рис. 1. Пример простого вычисляемого вопроса

Вопрос типа «верно - неверно», который также можно сделать вариативным, подключением заранее созданной последовательности равномерно распределенных на [а, Ь] случайных чисел. Пример такого вопроса приведен на рис. 2.

Справедливо ли утверждение

1 -1 г : -1

[0 1 2

2 3 2 3

[з 4 5

0 1 0 1

О 1 2 3 4 5

выверите один ответ: Верно Неверно

Рис. 2. Вопрос «верно - неверно»

Векторы а и 1> заданы своими координатами в некотором базисе:

а = {1 ;-2;0}, 1> = {2;3;-1}. Тогда а + I) = (| ), а - Ь = | }, 2а = | ).

(координаты запишите в виде последовательности чисел, разделенных точкой с запятой)

Вектор а имеет в декартовом прямоугольном базисе координаты {9;-2;6}. Найдите его длину (ответ запишите с точностью до трех знаков после запятой).

Ответ:

Вектор а образует с осью Ох угол 60°, с осью Су - угол 45° Тогда он образует с осью Ог угол 75°

Выберите один ответ: г Верно Неверно

Рис. 3. Вопрос «краткий ответ», в котором координаты векторов и углы выбираются из последовательности случайных чисел

Вопрос типа «краткий ответ» позволяет с клавиатуры компьютера набирать в качестве ответа одно или несколько слов. Ответы оцениваются путем сравнения с разными образцами ответов. При формулировке вопросов можно ввести вариативность.

Вопрос на соответствие предполагает, что ответ на каждый из нескольких вопросов должен быть выбран из списка возможных (рис. 4).

Сопоставьте левым частям равенств, соответствующие им правые части.

Рис. 4. Вычисляемый вопрос на соответствие

Рис. 5. Вопрос с перетаскиванием ответов с использованием графических средств

Для ответа на этот вопрос студент должен предварительно провести вычисления, а затем выбрать верный ответ из предложенных вариантов. Выбор осуществляется перетаскиванием ответа на нужную позицию. Подобные вопросы удобны в тех случаях, когда ответ имеет графическую составляющую, как нередко встречается в тестах по векторной алгебре и аналитической геометрии.

Разобрав теоретический материал, студент должен перетащить в пустые прямоугольники результат сложения и вычитания векторов.

Вопрос «множественный выбор» предполагает выбор студентом правильного ответа из нескольких предложенных. При этом возможен выбор как одного из нескольких ответов, так и нескольких из нескольких.

Сравните матрицы

1 1 0 0

и е=

1 1 0 0

Выберите один ответ: неравны равны А>В

Рис. 6. Вопрос с выбором ответа из некоторого множества

Таким образом, применение тестов в процессе обучения высшей математике становится удачным дополнением к традиционным обучающим технологиям [4]. С помощью тестирования студент получает возможность критически оценить свою базовую математическую подготовку, потренироваться в отдельных темах, усвоить основные теоретические понятия, осознать тонкие моменты в решениях практических задач [5].

Использование электронных технологий в организации самостоятельной работы студентов позволяет в значительной степени интенсифицировать процесс обучения [6], при этом подача лекционного материала на базе MOODLE позволяет реализовывать индивидуальную траекторию обучения студента, а создание тестов самоконтроля, обучающих, контролирующих -трудоемко, но эффективно в процессе обучения математике.

Список литературы:

1. Митяева А.Н. Содержание многоуровневого высшего образования в условиях реализации компетентностной модели // Педагогика. - 2008. -№ 8. - С. 57-64.

2. Прохоров А. Программы для создания тестов и проведения тестирования // КомпьютерПресс. - 2005. - № 11.

3. Матвеева Т. А. Формирование математической культуры студентов в условиях информатизации образования // Образование и наука. - 2007. -№ 4 (46). - С. 76-82.

4. Лазарева Е.Г., Устинова И.Г., Подстригич А.Г. Использование тестирующих программ в процессе обучения высшей математике // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). - 2012. - № 7 (122). - С. 217-222.

5. Ustinova I.G, Lazareva E.G. Computer tests and their role in the modern educational process. // Applied Sciences in Europe: tendencies of contemporary development, proceeding of the 5th International scientific conference (March 25, 2014). - Stuttgart: ORT Publishing, 2014. - Р. 20-22.

6. Андреев А.В., Андреева С.В., Доценко И.Б. Практика электронного обучения с использованием Moodle. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ 2008. -146 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.