деятельности педагога: учебное пособие / под общей ред. И.А. Ахметшиной. - М.: Изд-во «Экон-Информ», 2021. - 158 с.
4. Байбородова Л.В. Профориентация и самоопределение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: учебное пособие. - Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2019. - 247 с.
5. Бобылева И.А. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений. - М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2017. - 176 с.
6. Ильина Л.О. Диагностика делинквентного поведения в подростковом возрасте // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2020. - Вып. 66. -Ч. 1. - 365 с. - С. 97-102.
7. Кривых С.В., Кузина Н.Н. Постинтернатное сопровождение учащихся-сирот и выпускников профессионального образовательного учреждения // Социальная педагогика. - 2017. - №4-5. - С. 91-100.
8. Летяева О.В., Баткова О.И. Постинтернатное сопровождение и социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к условиям образовательного процесса // Образование. Карьера. Общество. - 2019. - №2 (61). - С. 34-35.
9. Носова К.В. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей // Молодой ученый. - 2019. -№31 (269). - С. 115-118.
10. Федоров А.В. О проблеме постинтернатного сопровождения выпускников детского дома // Концепт. - 2014. - Спецвыпуск №25. - ART 14797. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14797.htm
Педагогика
УДК 372.854
кандидат химических наук, доцент Бахарева Светлана Владимировна
Оренбургский государственный педагогический университет (г. Оренбург); кандидат биологических наук, доцент Ширяева Ольга Юрьевна
Оренбургский государственный педагогический университет (г.Оренбург)
ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ
Аннотация. В статье рассматриваются возможности применения компьютерных технологий в школьном курсе обучения химии, их особенности, описываются электронные приложения, которые можно рекомендовать для повышения заинтересованности учащихся.
Ключевые слова: компьютерные технологии, информационные технологии, электронные приложения.
Annotation. The article is told how to use computer technologies in school chemistry curriculum, some electronic applications are described.
Keywords: computer technologies, information technologies, electronic applications.
Введение. В современном обществе широкое распространение и значение имеют информационные технологии. Данные технологии используются во всех сферах деятельности, в том числе и в образовании. По одному из определений, «технология - это способ преобразования вещества, энергии, информации в процессе изготовления продукции, обработки и переработки материалов, сборки готовых изделий, контроля качества, управления». Для информационных технологий основным в данном понятии является преобразование информации. Человеческое общество использует информационные технологии с того момента, как они только появились, но как отдельное понятие «информационные технологии» появилось сравнительно недавно, в 80-х годах XX века, примерно в это же время появилось понятие «компьютерные технологии». Информационные технологии включают в себя все способы обработки данных и знаний, такие как телевидение, печатная машинка, разговор, компьютеры и т.д. Можно сделать вывод, что любая методика обучения является информационной, так как обучение является процессом передачи информации.
Данное понятие является более общим и включает в себя такие понятия как «компьютерные технологии», «новые информационные технологии», «информационно-коммуникационные технологии». Относительно образования ближе всего понятия «современные информационные технологии» или «компьютерные технологии».
Компьютерные технологии внесли огромный вклад в современное образование. Появление компьютеров позволило упростить и улучшить качество, объем информации, предоставляемой в учебном процессе. Компьютерные технологии - это разновидность информационных технологий, в которых все методы и средства реализации информационных процессов осуществляются с помощью средств микропроцессорной компьютерной техники [1].
Все новшества в технологиях особенно нравятся и привлекают молодое поколение, поэтому нужно в полной мере использовать интерес и высокую познавательную активность учеников для логического, целенаправленного развития их личности. Но без помощи педагога учащиеся не смогут научиться правильному использованию компьютерных технологий именно в учебной деятельности, для решения учебных задач, а так же впоследствии использовать технологии и полученные навыки в дальнейшем образовании. Можно наблюдать, что в последние годы у учеников пропадает интерес к естественным наукам, в том числе к химии, это является проблемой для современного обучения. Проанализировав причины данного явления, можно сказать, что курс химии перегружен для учеников новой и совершенно незнакомой информацией, которую нужно не только понять, но и запомнить, а так же учитывать взаимосвязь между химическими процессами, классами соединений и различными понятиями. Для решения данной проблемы, по нашему мнению, необходимо использование компьютерных технологий.
Изложение основного материала статьи. Современное образование позволяет использовать ресурсы, предоставляемые компьютерными технологиями, которые значительно расширяют возможности учителя, в том числе на уроках химии.
Применение компьютерных технологий в образовательном процессе дает возможность ускорить и упростить передачу накопленных знаний, умений и навыков, собранных человечеством за долгий период времени. Именно современные информационные технологии изменили структуру образования, способы и методы преподавания и проведения уроков, что позволяет добиваться более высокого уровня развития в
педагогической деятельности учителя. Данные технологии повлияли на взаимодействие между преподавателем и обучающимися, обучать теперь можно не только в пределах класса или школы, но и дома, используя при этом возможности современной техники: персонального компьютера и мобильного устройства. Поэтому современный учитель должен владеть не только знаниями в области информационных технологий, но и уметь применять данные знания в своей педагогической деятельности [2].
Компьютерные технологии выполняют важнейшие требования для образовательного процесса, а именно для иллюстративных средств обучения и реализации их дидактических возможностей. Наглядность играет немалую роль в обучении, она дополняет словесную информацию, а так же повышает активность учеников. Средствами наглядности являются графики, таблицы, рисунки, диаграммы, схемы и т.д. Они способствуют развитию познавательной и интеллектуальной деятельности объекта учебной деятельности.
При правильном использовании компьютерных технологий в процессе образования могут реализоваться такие дидактические принципы, как систематичность, наглядность, доступность, активность [3].
Компьютерные технологии позволяют получить представление о протекании сложных химических процессов и реакций, о строении атомов и молекул, ознакомиться с биографиями выдающихся ученых-химиков, важнейшими открытиями в области химии, историей развития и становления химии. Все это становится возможным при надлежащем уровне компьютерной грамотности и ученика, и учителя, причем роль последнего имеет решающее значение. Таким образом, современный учитель должен постоянно повышать свою квалификацию не только в области преподаваемого предмета, но и в сфере компьютерных технологий.
Новым направлением в методике обучения химии является использование специальных приложений, в которых могут быть представлены онлайн-викторины, видеоуроки, игры, которые позволяют увеличить интерес к процессу изучения предмета.
В 2019-2020 годах поиск высококачественных образовательных приложений кажется сложной задачей, особенно если учесть тот факт, что существует более 500 000 образовательных приложений. Поиск качественных приложений, призванных улучшить процесс обучения, является вызовом для участников образовательного процесса.
Во время педагогической практики студентов в первой половине 2019-2020 учебного года мы провели эксперимент по внедрению компьютерных технологий в учебный процесс через применение образовательных приложений, в нем принимали участие учащиеся 9 классов одной из средних школ г. Оренбурга.
Совместно со студентами мы разработали задания разных типов и опробовали их, затем сравнили уровень знаний обучающихся до и после проведения исследования. На первом этапе мы проанализировали успеваемость учащихся по различным учебным предметам. На основе полученных данных можно сделать вывод, что большинство учащихся экспериментального класса освоили учебную программу и в основном учатся на «4» и «5», оценки «3» встречаются у небольшого числа учащихся. Успеваемость, качество знаний и обученность также находятся на высоком уровне, превышая 60%.
Затем мы изучили успеваемость учащихся по гуманитарным предметам и предметам естественнонаучного цикла. Расчеты показали, что основная часть класса лучше владеет знаниями, необходимыми для проведения математических расчетов, умеет анализировать и логически мыслить, т.е. имеет технический склад ума. Для нашего исследования было важным оценить успеваемость по химии. Анализ показал, что учащиеся с техническим складом ума имеют более высокие оценки по химии по сравнению с учащимися с гуманитарным типом мышления.
На втором этапе мы провели опрос с целью изучения роли интернет-технологий в жизни учащихся, их отношения к химии как к учебному предмету и поиска наиболее удобных приложений, которые можно было бы использовать на уроках по химии. Учащимся были заданы вопросы и предложены возможные варианты ответов:
1. Пользуетесь ли Вы Интернетом? (Да/Нет).
2. Для чего Вы пользуетесь Интернетом? (Для поиска любой информации, для поиска информации к урокам, для общения в социальных сетях).
3. Как Вы осуществляете вход в Интернет? (Через ноутбук, стационарный компьютер, мобильное устройство).
4. Какими мобильными приложениями Вы пользуетесь чаще всего? (Для общения в социальных сетях, для онлайн-игр, для скачивания файлов, для просмотра видео, для прослушивания музыки).
5. Нравится ли Вам химия? (Да/Нет/Не знаю).
6. Является ли предмет химия трудным для Вас? (Да/Нет/Не знаю).
7. Хотели бы Вы изучать химию с помощью специальных приложений? (Да/Нет/Не знаю).
Анализ ответов показал, что 100% опрошенных используют возможности сети Интернет, но главным образом, для поиска любой информации. Большинство учащихся входят в Интернет с ноутбуков, в меньшей степени со стационарных компьютеров и мобильных устройств. Наиболее популярными мобильными приложениями оказались мессенджеры для общения в социальных сетях (44%), за ними следуют приложения для прослушивания музыки и скачивания файлов. Химия нравится 72% опрошенных, причем 57% учащихся не считают этот предмет трудным. Ответ на последний вопрос позволил сделать вывод, что практически все учащиеся заинтересованы в применении специальных приложений на уроках химии (93%). Таким образом, опрошенные продемонстрировали положительное отношение к предмету исследования.
Поскольку современные учащиеся проводят значительную часть времени в интернете и используют мобильные устройства, было решено опробовать приложения, находящиеся в открытом доступе и удобные в применении на планшетах и мобильных телефонах. Мы остановились на двух приложениях - Kahoot и Easy LMS. В рамках каждого из них нами были созданы викторины и тесты, использованные затем на уроках химии.
Приложение Kahoot представляет собой новый тип сервисов для создания викторин, опросов, тестов. Учащиеся могут отвечать на вопросы, составленные учителем, с помощью любого устройства, имеющего выход в интернет. В задания можно включить графический материал, фотографии и даже видеофрагменты. Темп выполнения тестов регулируется установлением временного предела для каждого вопроса. При желании можно установить дополнительные оценки за быстроту и правильность ответов. Учитель может следить за ходом выполнения заданий на своем мониторе. Для участия в тестировании учащиеся должны
набрать пин-код, предоставляемый учителем, затем приступить к выполнению теста. Варианты ответов обозначены геометрическими фигурами и различными цветами, благодаря чему приложение удобно в использовании. Учащимся требуется выбрать один вариант ответа из предложенных либо расположить их в правильной последовательности, перемещая на экране иконки ответов. Данный сервис также может быть использован как оригинальный способ установления обратной связи между учителем и учеником. Кроме того, учитель может дублировать и изменять уже имеющиеся тесты, что позволяет значительно экономить время.
Среди достоинств приложения Kahoot стоит отметить:
1) простой и понятный интерфейс;
2) возможность создавать тесты различного типа;
3) интерактивный режим, когда ученики могут наблюдать за ходом тестирования в режиме реального времени и видят, кто побеждает;
4) возможность быстрого создания дискуссий, опросов, тестов;
5) широкие возможности в бесплатной версии приложения, доступной для образовательных проектов [4].
Приложение Easy LMS предназначено для создания тестов, онлайн-курсов и викторин [5].
В создаваемые онлайн-курсы можно включить видеофрагменты, изображения, а также есть возможность составить различные типы вопросов, провести экзамены, проследить успеваемость учащихся. Курсом управляет администратор, проверяющий домашние задания, а также фиксирующий время на выполнение тестов и составляющий общий отчет.
Приложение имеет следующие положительные стороны:
1) свободный доступ к информации для всех пользователей;
2) безлимитное облачное хранилище;
3) подробная статистика успеваемости, посещаемости, степени овладения материалом;
4) полноценная аттестация обучающихся;
5) простота в обслуживании.
При составлении тестов есть возможность случайного выбора вопросов, что повышает достоверность оценивания ответов учащихся.
Нами были исследованы возможности используемых приложений на уроках химии по темам «Важнейшие классы неорганических соединений» и «Алюминий и его соединения». Мы разделили класс на подгруппы, в которых провели проверку знаний в традиционной письменной форме и с использованием приложений, везде использовался одинаковый набор вопросов, затем подгруппы менялись.
При изучении темы «Важнейшие классы неорганических соединений» применялось приложение Kahoot. Учащимся были предложены вопросы и возможные варианты ответов:
1. К какому типу оксидов принадлежит NO? (основный/кислотный/амфотерный/несолеобразующий);
2. Азотная кислота имеет формулу_(HCl, H2SO4, H3PO4, HNO3);
3. К какому типу солей относится хлорид алюминия? (средняя/ кислая/ основная/ двойная);
4. Выберите, какой гидроксид является щелочью (гидроксид натрия/ гидроксид алюминия/ гидроксид цинка/ гидроксид железа (III));
5. Соли серной кислоты называются_(сульфидами/ сульфитами/ сульфатами/ хлоридами);
6. Молекулярная масса соляной кислоты равна_(98/ 63/ 36,5/ 34);
7. Двухосновной является_кислота (азотная, угольная, фтороводородная, фосфорная);
8. Фосфат бария имеет формулу_(Ba3P2/ BaS/ Ba3(PO4)2/ Ba(NO3)2);
9. Какой металл не будет реагировать с разбавленными растворами кислот (цинк/ магний/ медь/ железо)?
10. Нитратами называются соли_кислоты (серной/ соляной/ угольной/ азотной).
Контроль знаний по теме «Алюминий и его соединения» осуществлялся с помощью приложения Easy LMS. Учащиеся должны были ответить на 10 вопросов с выбором одного правильного ответа:
1. Порядковый номер алюминия в Периодической системе химических элементов_(15/20/13/17);
2. Атомная масса алюминия равна_(35/40/25/27);
3. Основной способ получения алюминия в промышленности - электролиз расплавов солей/ электролиз расплава оксида алюминия/ восстановление углем/ электролиз растворов солей;
4. Алюминий относится к s-семейству/ р-семейству/ d-семейству/ f-семейству;
5. Алюминий находится в_периоде,_группе (3,3/ 3,4/ 3,2/ 3,5);
6. Оксид алюминия является_(кислотным/ основным/ амфотерным/ несолеобразующим);
7. Гидроксид алюминия имеет формулу Al(OH)2/ Al(OH)3/ AlOH/ Al(OH)4;
8. При взаимодействии алюминия с хлором образуется соль с формулой AlCl/ A1C12/ A1C13/ A1C14;
9. Нитрат алюминия не подвергается гидролизу/ гидролизуется по катиону/ гидролизуется по аниону/ не растворяется в воде;
10. В соединениях алюминий проявляет степень окисления +1/ +2/ +3/ -3.
Учитель и учащиеся зарегистрировались в приложениях и установили их на свои мобильные устройства. Текст вопроса выводился на экран с компьютера учителя, учащиеся вводили варианты ответов со своих мобильных устройств. Отличием электронного опроса от письменного является ограничение по времени и невозможность вернуться к вопросу, что создает дополнительную сложность. Вероятно, этим можно объяснить более низкие оценки за тестирование по сравнению с письменной контрольной работой, в процессе выполнения которой учащиеся имеют возможность подумать. Кроме того, такая форма работы являлась непривычной для учащихся, но им понравилось, что результаты тестирования можно узнать сразу. В целом, учащиеся остались довольны итогами эксперимента, в ходе которого они изучили дополнительные возможности своих мобильных устройств и научились применять их на уроках химии.
По окончании эксперимента учащиеся ответили на контрольные вопросы, показавшие более высокий уровень знаний по химии, чем до начала использования приложений. Большинство опрошенных также стали считать химию более интересным учебным предметом, независимо от их склада ума.
Выводы. Электронные образовательные приложения представляют интерес для учащихся, вносят элемент новизны в процесс освоения учебного предмета, позволяют повысить скорость мышления и выполнения логических операций. Таким образом, они расширяют и дополняют перечень уже имеющихся компьютерных технологий, применяемых в образовательном процессе.
Литература:
1. Апатова, Н.В. Информационные технологии в школьном образовании / Н.В. Апатова. - М.: «РАО», 2009. - 228 с.
2. Трайнев, В.А. Информационные коммуникационные педагогические технологии / В.А. Трайнев, И.В. Трайнев. - М.: изд.-торг. корпорация "Дашков и К0", 2007. - 3-е изд. - С. 9-110.
3. Кулагин, В.П. Инновационные технологии и информатизация образования / В.П. Кулагин, Г.А. Краснова, Б.Б. Овезов, Н.В. Сюлькова, В.Я. Цветков // ГНУ «Госинформобр». - М.: Янус-К, 2005. - 256 с.
4. Kahoot: приложение для создания образовательных тестов, игр и викторин [Электронный ресурс] -2013 - Режим доступа: https://create.kahoot.it/kahoots/my-kahoots.
5. Easy-LMS: приложение для создания онлайн-курсов, викторин и тестов [Электронный ресурс] - 2015 -Режим доступа: https://www.onlinequizcreator.com/.
Педагогика
УДК 378.1
кандидат педагогических наук Валеева Гузель Хусаиновна
Сибайский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский государственный университет» (г. Уфа); кандидат педагогических наук Куваева Марина Михайловна
Сибайский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский государственный университет» (г. Уфа); кандидат педагогических наук Мусин Шагит Ришатович
Сибайский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский государственный университет» (г. Уфа)
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В работе описана проблема развития творческой активности будущих бакалавров в процессе учебно-познавательной деятельности, как важнейшее условие профессиональной подготовки специалистов. Творчеству можно и необходимо целенаправленно поэтапно обучать, что является задачей образовательных учреждений высшего образования в процессе подготовки будущих бакалавров. Реализация потребности современного общества в специалисте, который владеет творческим мышлением, творческо-техническими способностями и соответствующими профессиональными компетенциями возможна только при создании современных условий для их подготовки. На основе проведённых исследований и теоретического анализа психолого-педагогической литературы, нами определены этапы и условия развития творческой активности будущих бакалавров, что позволяет выделить основные методы и технологии их профессиональной подготовки.
Ключевые слова: творческая активность, будущие бакалавры, учебно-познавательная деятельность, профессиональная подготовка.
Annotation. The paper describes the problem of developing the creative activity of future bachelors in the process of educational and cognitive activity, as the most important condition for professional training of specialists. Creativity can and should be purposefully taught in stages, which is the task of educational institutions of higher education in the process of preparing future bachelors. The realization of the need of modern society for a specialist who has creative thinking, creative and technical abilities and relevant professional competencies is possible only when creating modern conditions for their training. Based on the conducted research and theoretical analysis of psychological and pedagogical literature, we have identified the stages and conditions for the development of creative activity of future bachelors, which allows us to identify the main methods and technologies of their professional training.
Keywords: creative activity, future bachelors, educational and cognitive activity, professional training.
Введение. Целью современного образования по технологическим и техническим направлениям является развитие каждого обучающегося как человека, умеющего принимать обоснованные решения, готового вносить новые идеи и открытия, а также способного спроектировать и реализовать творческие проекты. Важной задачей системы высшего образования является подготовка конкурентоспособного, творчески мыслящего специалиста, который может осуществлять профессиональную деятельность в современных условиях.
В педагогической литературе исследователи уделяют достаточно большое внимание развитию творческой активности будущих специалистов и в том числе будущих бакалавров технических направлений.
Философские и психологические основы развития творческого мышления в процессе обучения изучали в своих исследованиях А.В. Брушлинский, Г.Г. Гранатов, И.П. Калошина, Т.В. Кудрявцев, Н.А. Менчинская, Б.М. Теплов, М.Л. Шубас, И. С. Якиманская и др.
Педагогические аспекты развития творческой активности и технического творчества рассматривали в своих работах Г.С. Альтшуллер, А.Б. Ванганди, И.Ф. Исаев, Б.М. Кедров, Д.М. Комский, И.Я. Лернер, Д.И. Ниренберг, Л.А. Понамарев, В.Г. Рындак, В.А. Сластенин, Ю.С. Столяров, В.П. Ушачев и др.
Результатом творческой деятельности является создание материальных и духовных ценностей, которые необходимы в любой сфере человеческой деятельности. Благодаря творчеству, общество движется к прогрессу, создаются новые машины, технические и биологические системы.
Целью нашей работы является выделение этапов развития творческой активности будущих бакалавров, определение их содержания и путей реализации на основе деятельностного, системного и компетентностного подходов.
Изложение основного материала статьи. В современном обществе требуются специалисты, умеющие совмещать теорию с практикой, работать на современном оборудовании, проектировать и совершенствовать творческий потенциал, работать в коллективе для создания и реализации материальных ценностей.