УДК 372.881.1. Е. А. Лебедева
преподаватель Департамента языковой подготовки Финансового университета при Правительстве Российской Федерации; e-mail:[email protected]
ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ
В статье обсуждаются проблемы создания и применения компьютерных обучающих программ для самостоятельной внеаудиторной работы студентов, а также их специфика, цели, содержание и структура. Рассматривается компьютерная программа для обучения пониманию английских условных предложений в различных контекстах и их употребление в продуктивной речи. Описаны преимущества компьютерной обучающей программы.
Ключевые слова: программированное обучение; обучающая программа; алгоритм; самостоятельная внеаудиторная работа.
Lebedeva E. A.
Lecturer of the Foreign Language Department, Financial University under the Government of the Russian Federation; e-mail:[email protected]
USING COMPUTER TRAINING PROGRAMS IN FOREIGN LANGUAGE LEARNING AT NON-LINGUISTICS UNIVERSITIES
The article focuses on the problem of creating and using computer training programs for students' autonomous work, their specific features, aims, contents and structures. It presents a computer training program for teaching to understand conditional clauses in different contexts and describes the results of its usage, as well as its advantages.
Key words: programmed learning; training program; algorithm; autonomous work.
Одной из наиболее приоритетных задач современного общества является непрерывное самообразование. Сегодня востребован образованный человек, который может непрерывно повышать свою профессиональную квалификацию. К специалисту в области иностранного языка (ИЯ) предъявляются такие требования, как умение подстраиваться под изменения в языке. Конечная цель обучения ИЯ определяется как «формирование языковой личности, осуществляющей свою
деятельность в пределах лингвистического пространства» [Халеева 2013, с. 31]. Одним из средств формирования может стать компьютерная обучающая программа (КОП).
Следует различать понятия «обучающая программа» как программа курса обучения и «обучающая программа» как инструмент, учебный материал, формирующий, например, конкретный речевой навык. В статье речь идет об обучающей программе последнего типа, т. е. о специфическом учебном пособии [Павлова, Евдокимова, Багрова 2005], предназначенном для самостоятельной внеаудиторной работы студентов и построенном на алгоритмическом принципе изучения иностранного языка. Применение компьютерных обучающих программ открывает большие возможности для желающих повысить уровень иноязычной коммуникативной компетенции, поскольку адаптивность этих программ к индивидуальным возможностям человека позволяет сформировать высокий уровень его самостоятельности в процессе изучения иностранного языка.
В 1970-х гг. отечественные исследователи указывали на необходимость разработки обучающих программ на основе личностно-деятельного подхода в обучении и сознательного отношения учащихся к изучению предлагаемого в программе учебного материала1. В программах перед учащимся ставилась цель, предлагались возможные пути к ее достижению с помощью иерархии учебных задач, а также оперативно оценивался ход выполнения заданий и результаты работы обучающегося с программой [Павлова 1989]. Предполагалось, что процесс изучения ИЯ должен сначала делиться на шаги, а информация, представленная в программе - на дозы, которые должны были обеспечивать выполнение этих шагов (учебных действий) и быть логически завершенными. Необходимо было предусмотреть наличие оперативной обратной связи, позволяющей вносить коррекции в ход учебного процесса. В качестве средства обратной связи использовались выборочные или конструируемые решения учебных задач, представленных в каждом шаге обучающей программы.
Компьютерная обучающая программа не является универсальным средством обучения. С ее помощью можно обеспечить овладение
1 Впервые концепция обучающих программ была представлена Б. Ф. Скиннером в 1954 г. Его подход к разработке таких программ впоследствии был подвергнут критике (см. напр. [Павлова 1989]), так как он основывался на сугубо бихевиористических взглядах.
только операциями, выполнение которых можно представить в виде алгоритмов. Исследователями было предложено создавать серии обучающих программ, что привело к необходимости выделения: алгоритмических предписаний (правил) и алгоритмов учения [Павлова 1992].
Алгоритмы учения могут быть представлены в виде инструкций. Их можно охарактеризовать как последовательность шагов, необходимых для решения учебной задачи. Алгоритм показывает, какие учебные действия и в каком порядке должен выполнять обучающийся [Павлова 1992]. Таким образом, создание компьютерных обучающих программ напрямую связано с предварительной разработкой алгоритма самостоятельной работы студента.
Развитие самостоятельности означает переход от деятельности под руководством учителя к «такой деятельности, когда ученик начинает руководить сам собой» [Павлова 1989, с. 7]. При помощи КОП управление самостоятельной работой студентов как одной из разновидностей учебной деятельности выполняется опосредованно (через обучающую программу), без непосредственного контакта с преподавателем.
Организация самостоятельной работы студентов должна отвечать следующим требованиям: «соответствие конкретной цели обучения ИЯ; привитие обучающимся навыков самостоятельной познавательной деятельности; использование самостоятельной работы как средства развивающего воздействия; опосредованного управления самостоятельной познавательной деятельностью студентов; формирования у них знаний, навыков и умений для решения определенного класса познавательных задач; включение вариативных заданий, обеспечивающих максимально успешное выполнение самостоятельной работы каждого студента» [Павлова 1989, с. 107].
В ходе работы с КОП студенты учатся самостоятельно оценивать результаты своих действий сначала с помощью ключей, а позже по критериям правильности, которые содержатся в алгоритме обучения. Программа должна также обеспечивать и поиск способов учебных задач, и в конечном счете должна подготовить студентов к их самостоятельной постановке. Компьютерная обучающая программа, характер правил, виды и последовательность заданий, представленных в программе, должны отражать конечные цели обучения ИЯ, а именно, формирование речевых навыков и умений как составляющих коммуникативной компетенции, поэтому правила в обучающей
программе должны быть сформулированы в форме инструкций, «которые служат руководством к действию» [Салистра 1977, с. 28].
Мы предлагаем следующие этапы создания КОП:
1) анализ учебного материала с точки зрения прогнозирования возможных трудностей при работе с этим материалом;
2) разработка алгоритма учебной работы по обучающей программе (в зависимости от особенностей выбранного материала);
3) предварительная разработка обучающей программы в текстовой форме (т. е. без применения компьютерного редактора КОП);
4) проверка предварительного варианта ОП;
5) коррекция ОП по результатам проверки;
6) перенос финального варианта обучающей программы в компьютерный редактор КОП.
В качестве примера разработки КОП предлагается описание фрагментов одной из созданных нами компьютерных обучающих программ «Условные предложения в английском языке».
Усвоение данного раздела английской грамматики представляет собой особую сложность для студентов, изучающих английский язык, так как в данном случае родной язык является источником интерференции, и, как следствие, источником частых ошибок в употреблении форм глаголов в главной и придаточной частях предложения. Нами был разработан и протестирован предварительный вариант КОП, затем он был перенесен в созданный нами компьютерный редактор КОП, представляющий собой специальную компьютерную программу, позволяющую редактировать и разрабатывать задания по образцам либо делать это при помощи переноса текстового документа непосредственно в программу. Данный редактор позволяет преподавателю создавать КОП, не прибегая к помощи программиста (см. рис. 1, 2).
Предварительный вариант задания на рис. 1 на бумажном носителе строился следующим образом:
Правило 1. Средства выражения условия в английском языке
Для того, чтобы описать условие, в английском языке используется
конструкция
If ..., ...
... if ...
Например:
• If I feel thirsty, I make a cup of tea.
е о
0
я
1
о о
0 w to Ей
1 S а
W Ей to Ей I S SC
Я О
а
о\ о 43 о
и
£ 43
К
Ей
I
-Í
Ей
о -Í
ос 0> -Í
Ей
I») FormEDIT
созданиефедаепфование аа?лачта чадоута
задание: выбор варианта задание: замена текста | Список доступных тем (файлов заданий)
Код Название темы
j] записать файл темы
ТЕМА:
Список заданий в выбранной теме
Код Имя задания
Э вставить текущее задание в карту маршрута
f)£j добавить задание
з вырезать задание
| = вставить задание
qg] запомнить задание
{NAME}
[1]Название упражнения {ASK}
Описание задания {VAR}
[a]вариант ответа
[b]вариант ответа
{VAR}
[a]текст вопроса
[b]текст вопроса
{HELP}
Комментарий
Рис. 2. Готовое задание, разаработанное при помощи редактора КОП
Однако, союз if употребляется не только в условных предложениях, но и в дополнительных придаточных. Этот союз может также вводить косвенный вопрос (на который нам могут указывать такие глаголы, как to ask, to wonder и др.) Упражнение 1
Проанализируйте предложения, данные в таблице. Являются ли они условными предложениями? Да - □, Нет - □.
If I don't know the way, I always ask other people
He asked me if I knew a new address of our university professor.
If he comes tomorrow, send for me.
I wonder if he will go.
He pays John if John does his job well.
Сверьте свои ответы с ключами по ссылке Ключ к упражнению 1
If I don't know the way, I always ask □
He asked me if I knew a new address of our university professor. x
If he comes tomorrow, send for me. □
I wonder if he will go. x
He pays John if John does his job well. □
Предложения 2, 4 не являются условными. Предложение 2 вводит косвенный вопрос при помощи союза if, а предложение 4 содержит в себе придаточное дополнительное предложение (на это указывают глаголы to ask, to wonder). Все остальные предложения содержат в себе условие. Если упражнение выполнено верно, переходите к следующей странице. Если вы совершили ошибку, перейдите к дополнительному упражнению 2 (ссылка).
Структура созданной нами КОП представляет собой комплекс заданий и упражнений, направленных на осознание и усвоение семантики форм глаголов в условных предложениях. Один цикл обучающей программы включает в себя одно правило-инструкцию, одно или несколько упражнений и ключи к ним. Ключи сопровождаются комментариями, если это необходимо для помощи в преодолении возможных трудностей понимания смысла сложных предложений, содержащих условные придаточные предложения.
В качестве возможных форм ответа для различных типов заданий были предложены задания с выбором варианта ответа, раскрытием скобок и самостоятельным конструированием ответа при помощи ключевых слов. В финальной части программы было дано задание для самостоятельного составления алгоритма выбора формы глагола в зависимости от коммуникативной цели.
Финальный вариант КОП «Условные предложения в английском языке» с целью опытной проверки был предложен в 2015 г. студентам второго курса МГЛУ (факультета экономики и права). Целью
опытного обучения было: определить место компьютерной обучающей программы в учебном процессе по иностранному языку; проверить полноценность предлагаемых в программе ключей к заданиям, эффективность и продолжительность обучения студентов по данной программе. Особенностями КОП являются интерактивный диалоговый режим работы; возможность создания средств наглядности; постоянная оперативная обратная связь. На наш взгляд, программа должна занимать не более 30 минут. Если программа большая, то она может быть предложена обучающимся по частям.
Преимуществами КОП также являются:
- легкость в перемещении по разделам программы, возможность блокировки ключа от преждевременного использования;
- возможность совмещения выполнения задания или упражнения с использованием правила или комментария (два диалоговых окна, открытых одновременно);
- возможность включения внутреннего таймера программы для самопроверки.
Перед работой с программой был проведен диагностирующий контроль умения распознавать и понимать предложения, в которых сообщалось о состоявшихся или не сосотоявшихся событиях в зависимости от реальных или нереальных условий.
Исследование показало, что около 40 % студентов не смогли точно выполнить задание. Им было предложено изучить особенности условных предложений при помощи составленной нами КОП, в которой они могли самостоятельно отработать данный раздел английской грамматики и выполнить ряд упражнений с целью коррекции допускаемых обучающимися ошибок в понимании смысла условных предложений. Каждое упражнение, предложенное в программе, имеет ключ и комментарий к нему, а иногда комментарий или новое задание, позволяющее обучающемуся самостоятельно вывести закономерности в употреблении форм глаголов в главном и придаточном предложении, содержащем реальное или нереальное условие.
Выполнение контрольного задания показало хороший результат. Опрос студентов о работе предложенной им КОП позволил внести ряд коррекций в ключи и комментарии программы.
В заключение следует отметить, что КОП должны стать частью учебно-методического комплекса материалов, предназначенных для обучения иностранному языку. Организация самостоятельной
учебной деятельности студентов с использованием этих программ позволяет сэкономить время для некоторых видов работ в аудитории, требующих непосредственного контакта учащихся с преподавателем. Применение КОП во внеаудиторное время способствует повышению результатов обучения и интенсификации учебного процесса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Павлова И. П., Евдокимова М. Г., Багрова А. Н. Применение компьютера в преподавании иностранных языков в вузе: учеб. пособие для преподавателей. М. : МГЛУ, 2005. 104 с. Павлова И. П. Обучающие программы в самостоятельной работе студентов
по иностранному языку: дис. ... д-ра пед. наук. М., 1992. 438 с. Павлова И. П. Проблемы и перспективы применения обучающих программ по иностранным языкам в вузе. М. : МГИИЯ им. М. Тореза, 1989. 110 с. Салистра И. Д. Вопросы программирования в учебном процессе по иностранному языку. М. : Высшая школа, 1977. 166 с. Халеева И. И. Лингвистическое образование в Российской Федерации в условиях устойчивого развития: эколого-социальный подход. М. : МГЛУ, 2013. 31 с.