Научная статья на тему 'Применение компьютерных обучающих программ в учебном процессе по иностранному языку в неязыковом вузе'

Применение компьютерных обучающих программ в учебном процессе по иностранному языку в неязыковом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / PROGRAMMED LEARNING / ОБУЧАЮЩАЯ ПРОГРАММА / TRAINING PROGRAM / АЛГОРИТМ / ALGORITHM / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА / AUTONOMOUS WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедева Е. А.

В статье обсуждаются проблемы создания и применения компьютерных обучающих программ для самостоятельной внеаудиторной работы студентов, а также их специфика, цели, содержание и структура. Рассматривается компьютерная программа для обучения пониманию английских условных предложений в различных контекстах и их употребление в продуктивной речи. Описаны преимущества компьютерной обучающей программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение компьютерных обучающих программ в учебном процессе по иностранному языку в неязыковом вузе»

УДК 372.881.1. Е. А. Лебедева

преподаватель Департамента языковой подготовки Финансового университета при Правительстве Российской Федерации; e-mail:[email protected]

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

В статье обсуждаются проблемы создания и применения компьютерных обучающих программ для самостоятельной внеаудиторной работы студентов, а также их специфика, цели, содержание и структура. Рассматривается компьютерная программа для обучения пониманию английских условных предложений в различных контекстах и их употребление в продуктивной речи. Описаны преимущества компьютерной обучающей программы.

Ключевые слова: программированное обучение; обучающая программа; алгоритм; самостоятельная внеаудиторная работа.

Lebedeva E. A.

Lecturer of the Foreign Language Department, Financial University under the Government of the Russian Federation; e-mail:[email protected]

USING COMPUTER TRAINING PROGRAMS IN FOREIGN LANGUAGE LEARNING AT NON-LINGUISTICS UNIVERSITIES

The article focuses on the problem of creating and using computer training programs for students' autonomous work, their specific features, aims, contents and structures. It presents a computer training program for teaching to understand conditional clauses in different contexts and describes the results of its usage, as well as its advantages.

Key words: programmed learning; training program; algorithm; autonomous work.

Одной из наиболее приоритетных задач современного общества является непрерывное самообразование. Сегодня востребован образованный человек, который может непрерывно повышать свою профессиональную квалификацию. К специалисту в области иностранного языка (ИЯ) предъявляются такие требования, как умение подстраиваться под изменения в языке. Конечная цель обучения ИЯ определяется как «формирование языковой личности, осуществляющей свою

деятельность в пределах лингвистического пространства» [Халеева 2013, с. 31]. Одним из средств формирования может стать компьютерная обучающая программа (КОП).

Следует различать понятия «обучающая программа» как программа курса обучения и «обучающая программа» как инструмент, учебный материал, формирующий, например, конкретный речевой навык. В статье речь идет об обучающей программе последнего типа, т. е. о специфическом учебном пособии [Павлова, Евдокимова, Багрова 2005], предназначенном для самостоятельной внеаудиторной работы студентов и построенном на алгоритмическом принципе изучения иностранного языка. Применение компьютерных обучающих программ открывает большие возможности для желающих повысить уровень иноязычной коммуникативной компетенции, поскольку адаптивность этих программ к индивидуальным возможностям человека позволяет сформировать высокий уровень его самостоятельности в процессе изучения иностранного языка.

В 1970-х гг. отечественные исследователи указывали на необходимость разработки обучающих программ на основе личностно-деятельного подхода в обучении и сознательного отношения учащихся к изучению предлагаемого в программе учебного материала1. В программах перед учащимся ставилась цель, предлагались возможные пути к ее достижению с помощью иерархии учебных задач, а также оперативно оценивался ход выполнения заданий и результаты работы обучающегося с программой [Павлова 1989]. Предполагалось, что процесс изучения ИЯ должен сначала делиться на шаги, а информация, представленная в программе - на дозы, которые должны были обеспечивать выполнение этих шагов (учебных действий) и быть логически завершенными. Необходимо было предусмотреть наличие оперативной обратной связи, позволяющей вносить коррекции в ход учебного процесса. В качестве средства обратной связи использовались выборочные или конструируемые решения учебных задач, представленных в каждом шаге обучающей программы.

Компьютерная обучающая программа не является универсальным средством обучения. С ее помощью можно обеспечить овладение

1 Впервые концепция обучающих программ была представлена Б. Ф. Скиннером в 1954 г. Его подход к разработке таких программ впоследствии был подвергнут критике (см. напр. [Павлова 1989]), так как он основывался на сугубо бихевиористических взглядах.

только операциями, выполнение которых можно представить в виде алгоритмов. Исследователями было предложено создавать серии обучающих программ, что привело к необходимости выделения: алгоритмических предписаний (правил) и алгоритмов учения [Павлова 1992].

Алгоритмы учения могут быть представлены в виде инструкций. Их можно охарактеризовать как последовательность шагов, необходимых для решения учебной задачи. Алгоритм показывает, какие учебные действия и в каком порядке должен выполнять обучающийся [Павлова 1992]. Таким образом, создание компьютерных обучающих программ напрямую связано с предварительной разработкой алгоритма самостоятельной работы студента.

Развитие самостоятельности означает переход от деятельности под руководством учителя к «такой деятельности, когда ученик начинает руководить сам собой» [Павлова 1989, с. 7]. При помощи КОП управление самостоятельной работой студентов как одной из разновидностей учебной деятельности выполняется опосредованно (через обучающую программу), без непосредственного контакта с преподавателем.

Организация самостоятельной работы студентов должна отвечать следующим требованиям: «соответствие конкретной цели обучения ИЯ; привитие обучающимся навыков самостоятельной познавательной деятельности; использование самостоятельной работы как средства развивающего воздействия; опосредованного управления самостоятельной познавательной деятельностью студентов; формирования у них знаний, навыков и умений для решения определенного класса познавательных задач; включение вариативных заданий, обеспечивающих максимально успешное выполнение самостоятельной работы каждого студента» [Павлова 1989, с. 107].

В ходе работы с КОП студенты учатся самостоятельно оценивать результаты своих действий сначала с помощью ключей, а позже по критериям правильности, которые содержатся в алгоритме обучения. Программа должна также обеспечивать и поиск способов учебных задач, и в конечном счете должна подготовить студентов к их самостоятельной постановке. Компьютерная обучающая программа, характер правил, виды и последовательность заданий, представленных в программе, должны отражать конечные цели обучения ИЯ, а именно, формирование речевых навыков и умений как составляющих коммуникативной компетенции, поэтому правила в обучающей

программе должны быть сформулированы в форме инструкций, «которые служат руководством к действию» [Салистра 1977, с. 28].

Мы предлагаем следующие этапы создания КОП:

1) анализ учебного материала с точки зрения прогнозирования возможных трудностей при работе с этим материалом;

2) разработка алгоритма учебной работы по обучающей программе (в зависимости от особенностей выбранного материала);

3) предварительная разработка обучающей программы в текстовой форме (т. е. без применения компьютерного редактора КОП);

4) проверка предварительного варианта ОП;

5) коррекция ОП по результатам проверки;

6) перенос финального варианта обучающей программы в компьютерный редактор КОП.

В качестве примера разработки КОП предлагается описание фрагментов одной из созданных нами компьютерных обучающих программ «Условные предложения в английском языке».

Усвоение данного раздела английской грамматики представляет собой особую сложность для студентов, изучающих английский язык, так как в данном случае родной язык является источником интерференции, и, как следствие, источником частых ошибок в употреблении форм глаголов в главной и придаточной частях предложения. Нами был разработан и протестирован предварительный вариант КОП, затем он был перенесен в созданный нами компьютерный редактор КОП, представляющий собой специальную компьютерную программу, позволяющую редактировать и разрабатывать задания по образцам либо делать это при помощи переноса текстового документа непосредственно в программу. Данный редактор позволяет преподавателю создавать КОП, не прибегая к помощи программиста (см. рис. 1, 2).

Предварительный вариант задания на рис. 1 на бумажном носителе строился следующим образом:

Правило 1. Средства выражения условия в английском языке

Для того, чтобы описать условие, в английском языке используется

конструкция

If ..., ...

... if ...

Например:

• If I feel thirsty, I make a cup of tea.

е о

0

я

1

о о

0 w to Ей

1 S а

W Ей to Ей I S SC

Я О

а

о\ о 43 о

и

£ 43

К

Ей

I

Ей

о -Í

ос 0> -Í

Ей

I») FormEDIT

созданиефедаепфование аа?лачта чадоута

задание: выбор варианта задание: замена текста | Список доступных тем (файлов заданий)

Код Название темы

j] записать файл темы

ТЕМА:

Список заданий в выбранной теме

Код Имя задания

Э вставить текущее задание в карту маршрута

f)£j добавить задание

з вырезать задание

| = вставить задание

qg] запомнить задание

{NAME}

[1]Название упражнения {ASK}

Описание задания {VAR}

[a]вариант ответа

[b]вариант ответа

{VAR}

[a]текст вопроса

[b]текст вопроса

{HELP}

Комментарий

Рис. 2. Готовое задание, разаработанное при помощи редактора КОП

Однако, союз if употребляется не только в условных предложениях, но и в дополнительных придаточных. Этот союз может также вводить косвенный вопрос (на который нам могут указывать такие глаголы, как to ask, to wonder и др.) Упражнение 1

Проанализируйте предложения, данные в таблице. Являются ли они условными предложениями? Да - □, Нет - □.

If I don't know the way, I always ask other people

He asked me if I knew a new address of our university professor.

If he comes tomorrow, send for me.

I wonder if he will go.

He pays John if John does his job well.

Сверьте свои ответы с ключами по ссылке Ключ к упражнению 1

If I don't know the way, I always ask □

He asked me if I knew a new address of our university professor. x

If he comes tomorrow, send for me. □

I wonder if he will go. x

He pays John if John does his job well. □

Предложения 2, 4 не являются условными. Предложение 2 вводит косвенный вопрос при помощи союза if, а предложение 4 содержит в себе придаточное дополнительное предложение (на это указывают глаголы to ask, to wonder). Все остальные предложения содержат в себе условие. Если упражнение выполнено верно, переходите к следующей странице. Если вы совершили ошибку, перейдите к дополнительному упражнению 2 (ссылка).

Структура созданной нами КОП представляет собой комплекс заданий и упражнений, направленных на осознание и усвоение семантики форм глаголов в условных предложениях. Один цикл обучающей программы включает в себя одно правило-инструкцию, одно или несколько упражнений и ключи к ним. Ключи сопровождаются комментариями, если это необходимо для помощи в преодолении возможных трудностей понимания смысла сложных предложений, содержащих условные придаточные предложения.

В качестве возможных форм ответа для различных типов заданий были предложены задания с выбором варианта ответа, раскрытием скобок и самостоятельным конструированием ответа при помощи ключевых слов. В финальной части программы было дано задание для самостоятельного составления алгоритма выбора формы глагола в зависимости от коммуникативной цели.

Финальный вариант КОП «Условные предложения в английском языке» с целью опытной проверки был предложен в 2015 г. студентам второго курса МГЛУ (факультета экономики и права). Целью

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

опытного обучения было: определить место компьютерной обучающей программы в учебном процессе по иностранному языку; проверить полноценность предлагаемых в программе ключей к заданиям, эффективность и продолжительность обучения студентов по данной программе. Особенностями КОП являются интерактивный диалоговый режим работы; возможность создания средств наглядности; постоянная оперативная обратная связь. На наш взгляд, программа должна занимать не более 30 минут. Если программа большая, то она может быть предложена обучающимся по частям.

Преимуществами КОП также являются:

- легкость в перемещении по разделам программы, возможность блокировки ключа от преждевременного использования;

- возможность совмещения выполнения задания или упражнения с использованием правила или комментария (два диалоговых окна, открытых одновременно);

- возможность включения внутреннего таймера программы для самопроверки.

Перед работой с программой был проведен диагностирующий контроль умения распознавать и понимать предложения, в которых сообщалось о состоявшихся или не сосотоявшихся событиях в зависимости от реальных или нереальных условий.

Исследование показало, что около 40 % студентов не смогли точно выполнить задание. Им было предложено изучить особенности условных предложений при помощи составленной нами КОП, в которой они могли самостоятельно отработать данный раздел английской грамматики и выполнить ряд упражнений с целью коррекции допускаемых обучающимися ошибок в понимании смысла условных предложений. Каждое упражнение, предложенное в программе, имеет ключ и комментарий к нему, а иногда комментарий или новое задание, позволяющее обучающемуся самостоятельно вывести закономерности в употреблении форм глаголов в главном и придаточном предложении, содержащем реальное или нереальное условие.

Выполнение контрольного задания показало хороший результат. Опрос студентов о работе предложенной им КОП позволил внести ряд коррекций в ключи и комментарии программы.

В заключение следует отметить, что КОП должны стать частью учебно-методического комплекса материалов, предназначенных для обучения иностранному языку. Организация самостоятельной

учебной деятельности студентов с использованием этих программ позволяет сэкономить время для некоторых видов работ в аудитории, требующих непосредственного контакта учащихся с преподавателем. Применение КОП во внеаудиторное время способствует повышению результатов обучения и интенсификации учебного процесса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Павлова И. П., Евдокимова М. Г., Багрова А. Н. Применение компьютера в преподавании иностранных языков в вузе: учеб. пособие для преподавателей. М. : МГЛУ, 2005. 104 с. Павлова И. П. Обучающие программы в самостоятельной работе студентов

по иностранному языку: дис. ... д-ра пед. наук. М., 1992. 438 с. Павлова И. П. Проблемы и перспективы применения обучающих программ по иностранным языкам в вузе. М. : МГИИЯ им. М. Тореза, 1989. 110 с. Салистра И. Д. Вопросы программирования в учебном процессе по иностранному языку. М. : Высшая школа, 1977. 166 с. Халеева И. И. Лингвистическое образование в Российской Федерации в условиях устойчивого развития: эколого-социальный подход. М. : МГЛУ, 2013. 31 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.