Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧТЕНИЕ / ВИДЫ ЧТЕНИЯ / РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Е. Ю.

В статье рассматривается возможность применения компьютерных и информационных технологий в развитии умений различных видов чтения на иностранном языке на уровне основного общего образования. Автор делает вывод о высокой эффективности применения компьютерных и информационных технологий в обучении различным видам чтения на данном этапе обучения школьников. Рассматриваются конкретные средства компьютерных и информационных технологий, нацеленные на развитие различных видов чтения на иностранном языке и методика их использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF COMPUTER AND INFORMATION TECHNOLOGIES IN TEACHING READING IN A FOREIGN LANGUAGE AT THE LEVEL OF BASIC GENERAL EDUCATION

The article considers the possibility the possibility of using computer and information technologies in the development of skills of various types of reading in a foreign language at the level of basic general education. The author concludes that the use of computer and information technologies is highly effective in teaching various types of reading at this stage of teaching schoolchildren. Specific means of computer and information technologies aimed at the development of various types of reading in a foreign language and methods of their use are considered.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

372.881.111.1

Иванова Е.Ю. студент ГБОУВО СГПИ Россия, ¿.Ставрополь Нёучныйруководитель: Боброва Т.О., канд. филол. наук

доцент

кафедра теории и методики лингвистического образования и

межкультурной коммуникации ГБОУВО СГПИ Россия, ¿.Ставрополь

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: В статье рассматривается возможность применения компьютерных и информационных технологий в развитии умений различных видов чтения на иностранном языке на уровне основного общего образования. Автор делает вывод о высокой эффективности применения компьютерных и информационных технологий в обучении различным видам чтения на данном этапе обучения школьников. Рассматриваются конкретные средства компьютерных и информационных технологий, нацеленные на развитие различных видов чтения на иностранном языке и методика их использования.

Ключевые слова: чтение, виды чтения, речевая деятельность, информационные технологии в обучении.

THE USE OF COMPUTER AND INFORMATION TECHNOLOGIES IN TEACHING READING IN A FOREIGN LANGUAGE AT THE LEVEL OF BASIC GENERAL EDUCATION

Abstract: The article considers the possibility the possibility of using computer and information technologies in the development of skills of various types of reading in a foreign language at the level of basic general education. The author concludes that the use of computer and information technologies is highly effective in teaching various types of reading at this stage of teaching schoolchildren. Specific means of computer and information technologies aimed at the development of various types of reading in a foreign language and methods of their use are considered.

Key words: reading, types of reading, speech activity, information technology in teaching.

Задача современной школы заключается не только в предоставлении знаний, но и в формировании всесторонне образованной, конкурентоспособной и уверенной личности. Выполнению этих задач способствует использование инновационных педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе. Именно это понятие еще не отстоялось и не получило научн'ой завершенности, поскольку еще не существует его исчерпывающего определения и растолковывается учеными по-разному:

Педагогическая технология - это сфера знания, которая включает методы, средства и теорию их использования для достижения целей образования [3].

Педагогическая технология - это совокупность педагогических приемов, обеспечивающих достижение педагогических целей [2].

Методика использования компьютеров в изучении иностранных языков является перспективным направлением. Например, традиционные формы контроля учебной деятельности: письменное тестирование, устный опрос, диктант, сочинение, перевод, зачет и экзамен не всегда достаточно объективные, точные и оперативные. «Компьютеры стремительно вошли в нашу жизнь и в процесс обучения английскому языку, немного потеснив традиционные методики и заставив преподавателей иностранных языков решать проблемы, о существовании которых несколько десятков лет назад ни один лингвист даже не подозревал» [5].

Компьютеризированное обучение языкам позволяет контролировать учебную деятельность ребёнка с высокой точностью и объективностью, осуществляя при этом постоянную обратную связь. Кроме того, новые мультимедийные средства, в которых используется аудиовизуальный формат, предоставляют возможности, которых традиционные учебники предоставить не могут. Особенно, это касается работы над различными видами чтения. Наличие таких средств дает преподавателям возможность планировать такие виды деятельности, которые вносят элемент заинтересованности в учебный процесс. Они позволяют создать активную коммуникативную среду, в которой осуществляется обучение иностранному языку.

Взаимодействие ученика с компьютером, таким образом, из простого обмена информацией или выполнения команд превращается в многогранную деятельность в этой среде, благодаря чему перед ним открываются действительно неограниченные возможности. Именно использование новых информационных технологий позволяет создать на уроке среду, которая помогает разбудить творческое начало у детей, развивает их мышление и формирует у них гибкие навыки, необходимые для современной личности. При этом меняется парадигма межличностного взаимодействия участников педагогического процесса, больше внимания уделяется выработке умения самостоятельно приобретать знания в условиях исследовательской деятельности.

Чтение - это рецептивный тип речевой активности, включающий извлечение информации, содержащейся в тексте, включая реконструкцию намерения автора в процессе чтения. Вспомним основные типы чтения, классифицированные выдающимся ученым-лингвистом К.С. Фоломкиной, а также большинством местных лингвистов и методистов: просмотровое, поисковое, ознакомительное, изучающее, [6] хотя в зарубежной методологической литературе различные виды чтения представлены гораздо шире. Чтение как форма речевой деятельности имеет колоссальное значение в процессе преподавания иностранных языков. Рассмотрим возможность применения современных компьютерных и информационных технологий при работе с каждым видом чтения.

Просмотровое чтение предполагает получение общего представления о читаемом материале. Его цель состоит в том, чтобы получить наиболее общее представление об основной теме текста. Просматривая текст на иностранном языке, читатель сам определяет, заинтересован он в его теме или нет. Результатом просмотра может быть представление результатов чтения в виде краткого сообщения, реферата или резюме на иностранном (или родном) языке [1].

При обучении просмотровому чтению учащихся поощряют изучать небольшие тексты на компьютере в течение ограниченного времени. Задача школьников состоит в том, чтобы посмотреть текст в установленное время и определить его тему или основную идею отдельных пунктов. Возможна также поисковая работа с семантически многозначными словами, детям предстоит воспользоваться поисковой системой Yandex или Google и ввести указанное педагогом ключевое слово (например, «state» в значении «государство», но не «штат»). Далее дети просматривают ссылки и выбирают текст только с необходимым значением. Если учитель не хочет пользоваться Интернет-ресурсами, он может заранее заготовить файл с текстами для подобной работы.

Ознакомительное чтение - это вид чтения, в котором читатель знакомится с информацией, содержащейся в тексте. Если предположить, что один или иной текст относится к области знаний, которая нас интересует, то чтение происходит с целью ознакомиться с конкретным содержанием, и интерес представляет не только общая тема прочтения, но и его контент по определенным пунктам. Как правило, этот вид чтения сопровождается оценкой полученной информации: понятная / непонятная; интересная/ неинтересная, полезная / бесполезная и т. д. (колонки прочтения).

При развитии навыков ознакомительного чтения текст появляется на экране компьютера в течение строго ограниченного времени (до 150 слов в минуту, в зависимости от класса обучения). Задача ученика состоит не только в том, чтобы прочесть текст в установленное время, но и в том, чтобы понять основное содержание этого текста. Степень понимания

текста проверяется с помощью компьютера - с помощью вопросов, различных диагностических задач. Возможно также составление собственных колонок чтения, о которых говорилось выше, в формате текстовых файлов или презентаций.

Поисковое чтение - просмотр определенных материалов для поиска конкретных данных (числа, даты, графики, определения, статические данные и т.д.) Читатель уже располагает информацией о том, что представляющие для него интерес позиции содержатся в рассматриваемом тексте. Усилия читателя направлены на поиск необходимой ему информации.

В такой работе можно воспользоваться инструментами программы Word, которая позволяет выделять информацию в тексте с помощью подчёркивания или цветового выделения. При поиске различных видов информации, можно воспользоваться выделением различными цветами, например, даты - красным цветом, определения - зелёным цветом, незнакомые слова - синим цветом.

Изучающее чтение подразумевает наиболее полное и точное извлечение информации из иностранного текста. В связи с необходимостью последующего воспроизведения прочитанного текста необходимо создать инструкцию для внимательного чтения, понимания полученной информации, ее толкования и последующего запоминания. Только тщательное изучение читаемого теста позволит детям лучше и надежнее понять полученную информацию. Степень полноты понимания должна достигать 90-100%.

В процессе изучающего чтения ученик должен полностью понять содержание текста, поэтому он широко использует в этой работе материалы блока лексических данных, направленных на многоуровневую семантизацию незнакомых слов и фраз. Тестирование понимания текста осуществляется с помощью различных компьютерных задач.

Для формирования базовых знаний по лексике, грамматике, развития навыков работы с текстами, усвоения языковых знаний в целом предлагается задание, состоящее из четырех упражнений:

1) прочитать электронный текст, попытаться понять содержание с помощью пояснений к нему;

2) записать незнакомые слова и перевести их с помощью электронного словаря;

3) определять правильное расположение абзацев;

4) заполнить предложения без просмотра текста, а затем проверить

себя.

Использование компьютерных и информационных технологий на уроках иностранного языка является одним из видов организации учебного процесса. Существует огромное разнообразие программ, которые позволяют изучать иностранный язык с помощью компьютеров. При

обучении чтению на иностранном языке можно использовать следующие компьютерные программы [4]:

1. Wordstock (программа для работы со словарем). Эта программа предназначена для самостоятельной компиляции словаря. Ученик может записать до 1000 слов с их определениями и примерами. В любое время он может посмотреть' на слово или проверить своё знание словаря: определение слова отображается на экране и затем следует вопрос о значении слова. Пример с пробелом служит подсказкой. Программа очень проста в использовании и идеальна для индивидуального обучения, а также групповых уроков и обмена информацией.

2. Matchmaster (программа для подбора). Эта универсальная программа пользуется постоянным спросом среди школьников. Ученик должен правильно соединить лексические единицы (от слова к абзацу в трех строках) правой и левой колонок. Выделение производится при просмотре обоих столбцов со стрелками-индикаторами. Печатающее устройство позволяет воспроизводить упражнения на бумаге для индивидуальной и классовой работы.

3. Choisemaster (программа с выбором вариантов). Это удобная в использовании многофункциональная программа упражнений. Педагог может установить от 3 до 5 вариантов выбора или различные номера для каждого примера и, если необходимо, включить индикаторы ошибок, которые регистрируют каждое неправильное действие. Вопросы могут быть показаны по порядку или произвольно.

4. Closemaster (программа заполнения пробелов). Программа позволяет учителю вводить, записывать на диск или редактировать тексты до 50 строк. Ученик выбирает текст по названию и, прежде чем показать его на дисплее, задает, какие слова в тексте следует опустить (от каждого пятого до каждой пятнадцатого). Затем, просматривая текст с пронумерованными пробелами, он заполняет их. Тексты на разных языках с пробелами могут быть получены в печатной форме. Ученики могут заполнять их на бумаге с удобной скоростью и в удобное время проверять результаты своей работы с помощью данных компьютера.

Таким образом, мы можем заключить, что даже при наличии постоянно расширяющихся ИТ-технологий в преподавании иностранных языков, с педагогической точки зрения оправданно найти способ включить их в образовательный процесс таким образом, чтобы технологии органично вписывались в систему образования со всеми программными языковыми и речевыми материалами.

Наиболее эффективной формой обучения является форма, в которой учебный процесс тесно связан с активной деятельностью самого учащегося. Одним из видов организации учебного процесса является использование компьютерных и информационных технологий на уроках иностранного языка.

Использованные источники:

1. Азимов Э.Г. Компьютерные текстовые редакторы на уроке иностранного языка / Э.Г.Азимов // Иностранные языки в школе. - 1997. -№1. - С. 54-57.

2. Гузеев В. В. Основа авторской технологи / В. Гузеев //Народное образование. - 1998/ - №9. - С. 33

3. Зязюн И. А. Технологизация образования как историческая непрерывность / И. Зязюн // Непрерывное педагогическое образование. Теория и практика. -2001. - Вып.1. - С. 73-85.

4. Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка / Е.А. Маслыко, П. К. Бабинская. - Москва: "Вышэйшая школа", 2004. - 522 с.

5. Носенко Е. Л. Использование ГГ в образовании / Е. Л. Носенко // Образование. -2001. -№ 7. - С. 16-18

6. Фоломкина С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе / С.К. Фоломкина. // М.: Высшая школа, 2005. - 255 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.