Научная статья на тему 'Современные учебные интернет-ресурсы и их преимущества в обучении чтению на иностранном языке'

Современные учебные интернет-ресурсы и их преимущества в обучении чтению на иностранном языке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
875
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКТ / ИНТЕРНЕТ / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / УЧЕБНЫЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / ЧТЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дейбнер Дарья Андреевна

В статье рассматривается возможность использования интернет-ресурсов на уроке иностранного языка, их помощь в организации образовательного процесса. Современный мир предполагает информатизацию всего общества. В условиях быстрого развития информационно-коммуникативных технологий школа становится местом активного внедрения ИКТ. Ресурсы сети Интернет помогают в реализации целей обучения и в решении ряда дидактических задач. С помощью учебных интернет-ресурсов можно эффективно обучить чтению на иностранном языке, ведь процесс чтения, который предполагает сложные мыслительные операции, такие как анализ, синтез, умозаключения и др, и его результат извлечение информации имеют огромное значение в коммуникативно-общественной деятельности каждого человека, в том числе и ученика. Таким образом, чтение становится одновременно и целью и средством обучения иностранному языку. В Интернете можно подобрать аутентичные тексты, использовать статьи из электронных журналов и газет, которые будут отвечать современным требованиям, иметь актуальную лексику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дейбнер Дарья Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные учебные интернет-ресурсы и их преимущества в обучении чтению на иностранном языке»

Современные учебные интернет-ресурсы и их преимущества в обучении чтению на иностранном языке

Дейбнер Дарья Андреевна,

аспирант кафедры романской филологии, Московский Городской Педагогический Университет, mirra161@yandex.ru

В статье рассматривается возможность использования интернет-ресурсов на уроке иностранного языка, их помощь в организации образовательного процесса. Современный мир предполагает информатизацию всего общества. В условиях быстрого развития информационно-коммуникативных технологий школа становится местом активного внедрения ИКТ. Ресурсы сети Интернет помогают в реализации целей обучения и в решении ряда дидактических задач. С помощью учебных интернет-ресурсов можно эффективно обучить чтению на иностранном языке, ведь процесс чтения, который предполагает сложные мыслительные операции, такие как анализ, синтез, умозаключения и др, и его результат - извлечение информации -имеют огромное значение в коммуникативно-общественной деятельности каждого человека, в том числе и ученика. Таким образом, чтение становится одновременно и целью и средством обучения иностранному языку. В Интернете можно подобрать аутентичные тексты, использовать статьи из электронных журналов и газет, которые будут отвечать современным требованиям, иметь актуальную лексику.

Ключевые слова: ИКТ, интернет, интернет-ресурсы, учебные интернет-ресурсы, чтение.

о

п ^

СО

01

Современный мир сложно представить без компьютеров, смартфонов и интернета. Компьютерная революция затронула все сферы человеческой деятельности, в том числе и образовательный процесс. Эволюция общества привела к изменению концепции обучения, как и концепции учебной программы. Эти изменения требуют разработки стратегий для внедрения Информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в учебные планы XXI века.

В условиях быстрого развития информационно-коммуникативных технологий школа становится местом их активного внедрения. Во многих регионах России начинают вводить электронные журналы и дневники. Большинство педагогов в настоящее время пользуются компьютером для подготовки к урокам, создают презентации, находят нужный материал для темы в интернете, рассылают информацию родителям через электронную почту или посредством смартфона, овладевают программами, автоматизирующими контроль знаний [2]. Все это становятся мощным техническим средством обучения, которое устанавливает связи для совместной деятельности педагога и учащихся, актуализирует содержание обучения.

Вопросом о значительной роли ИКТ в образовательном процессе занимались, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Л. Назаренко, Е.С. Полат, С.В. Титова и д.р. Все они говорили о том, что информационные технологии следует рассматривать не только как отдельные технические средства передачи и обмена информацией, с помощью которых осуществляется учебный процесс, но и как целостную систему методов обучения иностранным языкам, направленных на формирование коммуникативных компетенций учащихся, что является основной целью изучения иностранного языка в средней школе, и развитие основных навыков речевой деятельности, таких как чтения, аудирование, говорение и письмо. Такие цели, как образовательная, воспитательная, развивающая, реализуются в процессе формирования коммуникативной компетенции. А также учебные Интернет-ресурсы должны способствовать формированию и развитию:

- коммуникативно-когнитивных умений осуществлять поиск и отбор, производить обобщение,

классификацию, анализ и синтез полученной информации;

- коммуникативных умений представлять и обсуждать результаты работы с Интернет-ресурсами;

- умений использовать Интернет-ресурсы для ознакомления с культурно-историческим наследием различных стран и народов;

- умений использовать ресурсы для удовлетворения своих информационных и образовательных интересов и потребностей [3, с.78].

С помощью сети Интернет можно решит ряд дидактических задач:

- повысить эффективность процесса обучения

- расширить возможности учителя, облегчить его труд

- улучшить качество наглядных материалов урока

- сократить время проверки знаний учеников

- индивидуализировать обучение

- раскрыть личностные качества, таланты, способности

- повысить мотивацию учащихся

- активизировать познавательную деятельность

- дать возможность реального общения с носителями языка.

Возможности использования Интернет ресурсов огромны. Для поиска нужной для урока информации можно воспользоваться электронными библиотеками, обучающими порталами, блогами, электронными версиями газет и журналов, дайджестами, а также информационно-новостными роликами крупнейших национальных и зарубежных телевизионных каналов и теле и радиокомпаний, учебными аудио и видео кастами. Ресурсы сети интернет позволяют также находить и пользоваться аутентичными текстами. Они обеспечивают быстрый доступ к информации, помогают в организации самостоятельной работы на уроке и дома и в развитии межкультурной компетенции; способствуют активизации познавательных навыков, отработки коммуникативных навыков.

Но для того, чтобы эффективно пользоваться всеми преимуществами необъемного пространства сети Интернет, надо найти четкие ответы на следующие вопросы: для чего, для кого, когда и в каком объеме. В данной статье мы попробуем разобраться в вопросе использования интернет ресурсов при обучении чтению на уроках иностранного языка.

Чтение - это сложный вид речевой деятельности и при этом наиболее популярный. Этому есть ряд причин. Чтение, по мнению многих исследователей, является необходимым для большинства людей, используется в повседневной жизни.

Долгое время текст рассматривается как авторский продукт, на смысл которого читатель не имеет никакого влияния. Иначе говоря, читатель получает сообщение, имея пассивное отношение.

Но с развитием теоретических знаний чтение начинает представляться в выделении гипотез о значении прочитанного текста, а не является лишь

процессом восприятия информации посредством букв и слов. Это означает, что читатель накладывает на прочитанный текст свой опыт и знания, полученные ранее.

Современная познавательная психология не отрицает идеи, что внешние знания и знания, полученные из текста, могли бы играть роль в чтении. Но эта роль не является определяющей в процессе чтения.

Чтение - это сложное явление, которое не может быть представлено только одним познавательным процессом. Напротив, оно предполагает реализацию комплекса операций разных видов, затрагивая общие навыки (память, внимание и т.д.) и конкретные навыки отработки информации представленной в письменном виде.

Таким образом, процесс чтения, который предполагает сложные мыслительные операции, такие как анализ, синтез, умозаключения и др, и его результат - извлечение информации - имеют огромное значение в коммуникативно-общественной деятельности каждого человека, в том числе и ученика. Неудивительно, что чтение становится одновременно и целью и средством обучения иностранному языку. По мнению профессора А.В. Ще-пиловой, умения чтения формируются быстрее и легче, чем умения говорения, письма и аудирования. Поэтому в практике обучения второму иностранному языку чтению часто уделяется приоритетное внимание [4, с.203].

Как только учащийся овладевает техникой чтения, т.е. процессом установления звукобуквенных соответствий и автоматизацией данных навыков, письменный текст начинает выступать в качестве образца, на основе которого учащийся сможет производить собственные устные и письменные тексты. А. В. Щепилова так же отмечает, что «методика формирования умений чтения должна совмещать обучение собственно чтению-пониманию с интерпретацией текста как продукта речевой коммуникации в перспективе воссоздания аналогичного типа текста при говорении или на письме» [4, с. 204]. Таким образом, чтение может выступать в качестве средства формирования и контроля смежных речевых умений и навыков.

В отечественной методике обучения иностранным языкам рассматриваются следующие виды чтения:

1. Ознакомительное (это вид чтения, при котором объектом внимания читателя становится весь текст, и его задача - извлечение главной, основной информации)

2. Изучающее (это вид чтения, требующий полного, глубокого понимания текста, его осмысление и анализ)

3. Поисковое (это вид чтения, задачей которого является поиск определенной информации в тексте, причем осмысления текста и логики его построения не требуется)

4. Просмотровое (это беглое выборочное чтение, целью которого является получить общее представление о тексте или о ряде вопросов, которые он затрагивает)

со ^

0

сч

со

01

5. Ценностно - ориентационное (это вид чтения, направленный на использование результата чтения в других видах речевой деятельности)

6. Познавательное (это вид чтения, направленный на получение информации с текста)

7. Регулятивное (это вид чтения с последующими предметными действиями, соотносящимися или не соотносящимися с текстом). [5]

Из них в средней школе является главным обучить ознакомительному, поисковому и изучающему чтениям. Зрелое умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и легкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста, чему способствуют грамотно отобранные учебные интернет ресурсы. Учебный интернет - ресурс - это ресурс сети Интернет, направленный на образовательную деятельность, необходимый для обеспечения учебного процесса в рамках заданной методической системы обучения.

К учебным интернет ресурсам можно отнести:

- официальные сайты государственных органов управления образованием;

- сайты образовательных СМИ;

- электронные версии энциклопедий, словарей и справочников, учебников;

- контрольно-измерительные материалы;

- тренажеры;

- учебные и досуговые игры;

- методические пособия;

- ресурсы для дистанционных форм обучения;

- ресурсы для абитуриентов и другие.

Использование компьютеров с интернет ресурсами может быть эффективным, если учитель будет выполнять следующие условия на уроке иностранного языка при обучении чтению:

- учебные интернет ресурсы будут отобраны согласно целям и задачам урока (для интегрирования материалов сети в программу обучения; для самостоятельного поиска информации учащимися в рамках работы над проектом; для подготовки к сдаче экзамена);

- при отборе текстов будут учитываться индивидуальные желания каждого ученика для повышения его мотивации к обучению;

- отобранные тексты должны иметь актуальность.

Следует также отметить, что современный урок

иностранного языка является сложным образовательным процессом, который требует основательной подготовки. О.Ф. Брыксина выделяет 4 этапа планирования урока иностранного языка с использованием интернет - ресурсов:

1. Концептуальный этап - определение дидактической цели, формирование умений, обобщение, закрепление знаний.

2. Технологический этап - анализ и отбор интернет - ресурсов, выбор формы урока (урок-презентация, виртуальная экскурсия, тематический проект и т.д.), определение необходимого аппаратного и программного обеспечения.

3. Операционный этап - выделение основных структурных элементов урока, выбор способов взаимодействия различных компонентов урока.

4. Педагогическая реализация - перевод педагогических принципов в конкретные обучающие воздействия, планирование и реализации оптимальной последовательности действий, обеспечивающей усвоение необходимых знаний за минимальное время, либо максимального объёма знаний за заданное время, оценка текущих результатов и коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей [1].

При обучении чтению на уроках иностранного языка следует использовать онлайн - газеты, журналы, новостные сайты, где предлагаются статьи на изучаемом языке. Интернет обладает огромной базой оригинальных, аутентичных текстов с актуальной, живой лексикой, которые крайне необходимо использовать для обучения чтению на уроках иностранного языка.

Интернет — это международное, многонациональное, поликультурное общество, чья жизнедеятельность основана на электронном одновременном общении миллионов людей со всего мира. Используя ресурсы сети интернет, появляется возможность создания модели реального общения и взаимодействия, что является важным в рамках Коммуникативного подхода.

Литература

1. Брыскина О.Ф. Планируем урок информационной культуры в начальной школе [Текст] / Информатика и образование. // Брыскина О.Ф. -2002. - №1. - С. 86-92.

2. Колеева Э.Р. Информационно-коммуникационные технологии в образовании: анализ преимуществ и ограничений, Информационно-коммуникационные технологии в современном образовательном процессе: научное издание [Текст]/ Сборник научных статей. // Э. Р. Колеева - Челябинск: Печатный двор, 2016. - 89 - 93 с.

3. Лингводидактический аспект обучения иностранным языкам с применением современных интернет технологий. Коллективная монография [Текст] / Герасименко Т.Л., Грубин И.В., Гулая Т.М. и др. - М.: МЭСИ, 2013. - 119 с.

4. Щепилова А. В. Теория и методика обучения французскому языку как второму иностранному: учебное пособие для студентов вузов [Текст]/ А.В. Щепилова - . М.: ВЛАДОС, 2005. - 248 с.

5. Фоломкина С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе: Учеб. метод, пособие [Текст] / С.К. Фоломкина. 2-е изд., испр. -М.: Высшая школа. 2005. -255 с.

6. Салынская Т.В. Иностранный язык - обязательный компонент профессиональной подготовки современного специалиста // Актуальные проблемы управления - 2015. Материалы 20-й Международной научно-практической конференции. 2015. С. 236-238.

Modern educational Internet resources and their advantages in

learning to read in a foreign language Deybner D.A.

Moscow City Pedagogical University

The article discusses the possibility of using Internet resources in a

foreign language lesson, their assistance in the organization of

the educational process. The modern world involves the Informatization of the whole society. In the context of rapid development of information and communication technologies, the school becomes a place of active ICT implementation. Internet resources help in the implementation of learning goals and in solving a number of didactic tasks. With the help of educational Internet resources, you can effectively teach reading in a foreign language, because the reading process, which involves complex mental operations, such as analysis, synthesis, reasoning, etc., and its result - the extraction of information - are of great importance in the communicative and social activities of each person, including the student. Thus, reading becomes both a goal and a means of learning a foreign language. On the Internet, you can choose authentic texts, use articles from electronic magazines and Newspapers that will meet modern requirements, have relevant vocabulary.

Key words: ICT, Internet, Internet resources, learning Internet resources, reading.

References

1. Breskina O. F. lesson Plan information culture in the primary school [Text] / Informatics and education. // Breskina O. F. -2002. - №1. - P. 86-92.

Kaleeva E. R. Information and communication technologies in education: an analysis of the advantages and limitations of Information and communication technologies in the modern educational process: scientific publication [Text]/ Collection of scientific articles. // E. R. Koleva - Chelyabinsk Printing house, 2016. - 89 - 93 S.

Linguo-didactic aspect of teaching foreign languages with the use of modern Internet technologies. The collective monograph [Text] / Gerasimenko T. L., Grubin I. V., Gulaya T. M. and others - M.: MESI, 2013. - 119 p.

Shipilova A. V. Theory and methods of teaching French as a second language foreign: a textbook for University students [Text]/ A. V. Shipilova - . M.: VLADOS, 2005. - 248 p.

Folomkina S. K. learning to read in a foreign language in a non-linguistic University: Studies. method, manual [Text] / S. K. Folomkin. 2nd ed., ISPR. - Moscow: Higher school. 2005. -255 p.

Salynskaya T.V. Foreign language - an indispensable component of the professional training of a modern specialist // Actual problems of management - 2015. Materials of the 20th International Scientific and Practical Conference. 2015.S. 236-238.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.