Научная статья на тему 'Применение компетентностного подхода в обучении будущих учителей информатики'

Применение компетентностного подхода в обучении будущих учителей информатики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение компетентностного подхода в обучении будущих учителей информатики»

Применение компетентностного подхода

в обучении будущих учителей информатики

П.В. Никитин (petrvlni@rambler.ru)

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

В настоящее время наблюдается новый этап информатизации различных видов деятельности человека, вызванный развитием телекоммуникаций, Internet, Web-технологий (гипертекст, гипермедиа и др.). Графика, анимация, фото, видео, звук, текст в интерактивном режиме работы создают интегрированную информационную среду, в которой пользователь обретает качественно новые возможности.

Анализ содержания профессиональной деятельности учителя информатики в условиях существенного изменения структуры и содержания обучения информатики в школе, внедрения спецкурсов, связанных с изучением современных информационных технологий, постоянно расширяющейся сферы использования новых информационных технологий в учебном процессе, позволяет сделать вывод о значительном возрастании роли подготовки учителя в области информационных технологий. При этом содержание многих компонентов профессиональной деятельности учителя не получили адекватного отражения в системе его подготовки в педвузе.

Школьная практика требует от учителя информатики обширных знаний в таких областях, как телекоммуникационные технологии, мультимедиа и гипермедиа, издательские системы, объектно-ориентированное программирование (ООП). Среди перечисленных направлений телекоммуникации требуют особого внимания, так как напрямую связаны с формированием информационной культуры школьников. Анализ имеющихся в литературе сведений о применении современных достижений компьютерных технологий в Российских школах показал, что для успешного решения задач, стоящих перед школьным учителем, ему нужны знания и умения, позволяющие:

- использовать глобальные и научно-образовательные компьютерные сети;

- создавать вместе с учащимися программные средства, предназначенные для использования в процессе обучения, на базе современных достижений программирования (ООП, гипертекстовые и мультимедиа-технологии);

- создавать вместе с учащимися программные средства для управления школой, используя самые современные достижения в области программирования (ООП, гипертекстовые и мультимедиа-технологии);

- использовать системы компьютерной верстки для различных целей: выпуск стенгазет, оформление учебных материалов и тому подобное.

К сожалению, знаниевая парадигма обучения будущих учителей информатики уже не отвечает этим требованиям. Необходимо найти преодоление данного разрыва, и это является одной из важнейших целей модернизации российского образования и формулируется как достижение нового современного качества образования. Результатом поиска решения этой проблемы стал компетентностный подход.

Традиционное обучение - это процесс передачи знаний, умений и навыков, социального опыта от старших поколений подрастающему. Обучение при использовании компетентностного подхода - это процесс приобретения опыта решения значимых практико-ориентированных проблем.

При компетентностном подходе общее количество занятий может быть сокращено, но они должны превратиться в узловые корректирующие точки развития компетенций студента. Вместо аудиторной работы должна преобладать самостоятельная и, по возможности, приближенная к реальной профессиональной деятельности. Общая группа студентов разделяется на небольшие группы (2-3 человека), участников проекта или кружка по интересам, с которыми преподаватель должен вести работу практически индивидуально.

Так как основной целью компетентностного подхода является развитие или формирование определенных компетенций, то следующим шагом нашего исследования будет разработка структуры компетенций специалиста. Проблеме разработки компетенций специалистов посвящено много научных трудов. Большинство авторов разделяют компетенции на группу ключевых (надпрофессиональных, базовых) и профессиональных (специальных, профессионально значимых). Профессиональные компетенции учителя информатики можно разделить на педагогические и предметные. Мы выделяем следующие компетенции будущего учителя информатики:

- ключевые (ценностно-смысловая, общекультурная, социально-трудовая, информационная, коммуникативная, самообразовательная);

- педагогические (технологическая, когнитивная, психологическая, регулятивная, исследовательская, методическая);

- предметные (пользовательская, информационно-системная, техническая, алгоритмическая, логическая, сетевая, объектно-ориентированная, а также компетенции в области систем управления базами данных).

Теория и методика обучения информатике

193

Здесь следует указать на междисциплинарный характер формирования узкопредметных компетенций, которые формируются посредством не одной, а некоторого цикла дисциплин, что затрудняет возможность их контроля и оценивания. Поэтому мы предлагаем подготовку компетентного специалиста реализовать на основе междисциплинарной методической системы формирования компетенций (ММСФК), под которой понимается совокупность взаимодействующих компонентов (целевого, содержательного, инструментально-технологического, контрольно-регулировочного и оценочно-результативного), обеспечивающих ориентацию всех составляющих предметной подготовки на становление профессиональной компетентности специалиста.

Разработанная нами ММСФК представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Междисциплинарная методическая система формирования компетенций

Для оценки формирования компетенций по каждой дисциплине нами были разработаны компетентностно-ориентированные задания (КОЗ), выполнение которых предполагает развитие у студента конкретных, заранее определенных компетенций и количественное оценивание уровня их сформированное™.

Рассмотрим работу нашей междисциплинарной методической системы. Так как целью данной статьи является показ применения компетентностного подхода в обучении будущих учителей информатики, то поэтому мы не будем показывать, какие компетенции формирует та или иная дисциплина.

Первой дисциплиной в нашей ММСФК является дисциплина «Компьютерная графика и издательское дело», которую по ГОСТу можно отнести к дисциплинам и курсам по выбору студента, устанавливаемыми вузом. Она изучается в 4 семестре. Здесь студенты знакомятся с основными видами компьютерной графики (фрактальная, векторная, растровая), основными цветовыми моделями, основными форматами данных для работы в той или иной сфере деятельности и учатся работать с основными графическими редакторами и издательскими система -ми, а также знакомятся с основными видами печати и печатных машин. Особое место на данной дисциплине уделяется дизайну, именно на данной дисциплине у студентов закладывается чувство стиля, которое в последующем они будут использовать в своей деятельности. КОЗ на данной дисциплине является создание и печать буклета на выбранную студентами тематику.

Изучив графику и дизайн, в 5 семестре студенты знакомятся с дисциплиной «Компьютерные сети, Интернет и мультимедиа-технологии».

Данный курс условно можно разделить на три основных этапа:

1. Компьютерные сети и Интернет.

2. Web-технологии.

3. Мультимедиа-технологии.

Данная дисциплина является ключевой в формировании компетенций будущих учителей информатики. Поэтому при ее изучении нами разработаны четыре компетентно-ориентированных задания. Первое КОЗ направлено на администрирование ЛВС. В данном задании студенты должны создать ЛВС, а также наладить совместное использование Интернета несколькими машинами, совместное использование принтера в сети и добавление сетевых дисков и доступа к файлам. Вторым КОЗ является задание, связанное с созданием, размещением и последующим администрированием в глобальной сети, сайтом. Сайт должен иметь единую структуру (стиль) и создан «руками» с помощью DHTML (HTML, CSS, JavaScript). Именно на этом этапе студенты вспоминают знания, полученные на дисциплине «Компьютерная графика и издательское дело». Третье КОЗ направлено на работу с мультимедиа-технологиями. Студенты должны создать видеофильм произвольного жанра и тематики, в кото-

ром обязательно должны присутствовать сюжетная линия, титры, фотографии, голос диктора, музыкальное сопровождение. И, наконец, заключительным компетентностно-ориентированным заданием является создание мультимедийной презентации, по выбранной тематике. Презентация обязательно должна содержать три основные части: заставку или имиджевый ролик, информативную часть, которая снабжена системой навигации и меню управления, а также приложение. В презентации должны содержаться основные виды мультимедиа: текст, графика, аудио, видео, анимация. Презентация может быть создана как с помощью определенной программы, например Macromedia Flash, так и с помощью языков программирования, например DHTML.

Следующая дисциплина «Современные языки программирования и базы данных» изучается в 7 семестре. Ее по ГОСТу можно отнести к дисциплине и курсам по выбору студента, устанавливаемые вузом. На ней студенты знакомятся с web-программированием, а именно с понятиями web-сервера, языком «серверных сценариев» РНР, архитектурой и моделями баз данных, а также с языком запросов SQL и СУБД MySQL. КОЗ на данной дисциплине является создание приложения (информационной системы), работающего по технологии «клиент-сервер». Обязательными критериями данного приложения являются: объектно-реляционная модель приложения, аутентификация и персонализация посетителей, создание удобной формы администрирования (вставки, изменения, удаления данных из БД) приложения.

Далее, на дисциплине «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе», изучаемой в 8 семестре, будущие учителя информатики знакомятся с дидактическими основами создания и использования средств ИКТ и после этого создают образовательные проекты с использованием ранее изученных тем. КОЗ на данной дисциплине является создание образовательного сайта, в основе которого будет база данных. В данном сайте должно быть предусмотрено три категории пользователей: администратор, учитель и ученик. Функциональные возможности пользователя «ученик»: аутентификация; изучение выбранного курса (теоретический и практический материал); прохождение тестирования или просмотр своих оценок, выставленных преподавателем за практические задания. Функциональные возможности пользователя с ролью «преподаватель»: аутентификация; регистрация учащихся, желающих изучить предлагаемый курс; добавление, изменение и удаление теоретического и практического материала; удаление учащихся из базы; просмотр учащихся, зарегистрированных для изучения курса; создание тестовых заданий или выставление оценок учащимся за выполненные практические задания. Теоретический и практический материал может быть представлен в виде текста, с изображениями, а также в виде видеоуроков или содержать наглядные средства обучения, созданные в Macromedia Flash (движение планет, какие-то физические явления и т.п.). Данный сайт должен обязательно выставлен в глобальной сети Интернет. Также будущие учителя информатики должны уметь использовать его в ЛВС, то есть настраивать сеть, для работы с одним веб-сервером.

В 9 семестре у будущих учителей информатики появляется дисциплина «Информационные системы». На данной дисциплине продолжается изучение технологии «клиент - сервер», но только на более сложном уровне. Здесь студенты создают форумы, чаты, сайты для голосования, гостевые книги, оценивание уроков, блоги, а также подключают другие программы при использовании своих образовательных порталов. Например, подключают компилятор Borland Pascal для проверки заданий дистанционной олимпиады по программированию и так далее. КОЗ на данной дисциплине является готовый образовательный портал, выставленный в сети Интернет, который студенты используют на педагогической практике как для организации самостоятельной работы учащихся, так и для проведения классно-урочной формы работы.

В заключение хочется отметить, что созданная нами междисциплинарная методическая система формирования компетенций успешно используется при обучении будущих учителей информатики физико-математического факультета Марийского государственного университета. Весь теоретический материал, лабораторные работы и разработанные нами компетентностно-ориентированные задания соответствуют Государственному стандарту высшего профессионального образования.

Литература

1. Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований (дидактический aспект) / Ю.К. Бабанский. - M., 1982. - 192 с.

2. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк. - М.: Московский психолого-социальный ин-т, 2005. - 216 с.

3. Иванов, Д.А. Компетептностпый подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: учеб.-метод. пособие / Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова. - М.: АПК и ПРО, 2003. - 101 с.

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М.: АПКиПРО, 2002. - 24 с.

5. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - .№ 2. - С. 60-66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.