Научная статья на тему 'Междисциплинарная методическая система формирования профессиональной компетентности у будущих учителей информатики'

Междисциплинарная методическая система формирования профессиональной компетентности у будущих учителей информатики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ЗАДАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитин Петр Владимирович

В данной статье описываются профессиональные компетенции учителя информатики, проблемы их формирования в ходе обучения в педагогическом вузе, понятие компетентностно-ориентированного задания, которое служит оценкой формирования определенной компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Междисциплинарная методическая система формирования профессиональной компетентности у будущих учителей информатики»

УДК 371.13

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ

INTERDISCIPLINARY METHODOLOGICAL SYSTEM OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE IT-TEACHER

П. В. Никитин P. V. Nikitin

ГОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. В данной статье описываются профессиональные компетенции учителя информатики, проблемы их формирования в ходе обучения в педагогическом вузе, понятие компе-тентностно-ориентированного задания, которое служит оценкой формирования определенной компетенции.

Также приведена модель методической системы формирования профессиональной компетентности учителя информатики на основе междисциплинарного подхода и описана реализация данной модели в учебном процессе вуза.

Abstract. This article describes the professional competence of the IT-teacher, problems of its formation in the course of training at the pedagogical university, the concept of the competence-oriented task, which is used to evaluate formation of a certain competence.

The model of methodological system of formation of professional competence of the IT-teacher on the basis of interdisciplinary approach is also given. The realization of this model in the training process in the university is described.

Ключевые слова: профессиональная компетентность учителя информатики, компетентностям подход, междисциплинарный подход, компетентностно-ориентированное задание.

Keywords: professional competence of the IT-teacher, competence approach, interdisciplinary approach, competence-oriented task.

Актуальность исследуемой проблемы. В настоящее время система образования Российской Федерации ориентирована на реализацию Болонского соглашения, утвердившего приоритет формирования основных компетенций личности в процессе ее становления в разных сферах жизнедеятельности. Важнейшими нормативными документами, определяющими работу в данном направлении, являются «Федеральная программа развития образования», «Национальная доктрина образования до 2025», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года». Таким образом, прослеживается движение от понятия «квалификация» к понятию «компетенция», и все большее значение приобретает потребность описания качеств личности выпускника высшей школы в терминах компе-тентностного подхода и определение путей формирования этих качеств.

Вопросы формирования компетентности учителя информатики рассматривались в работах В. Н. Введенского, О. Л. Кирилловой, Н. В. Залесовой, Т. В. Добудько, Э. И. Кузнецова, М. П. Лапчика, А. В. Могилева, М. В. Шведского, Е. К. Хеннера и других авторов, где основное внимание уделено совершенствованию профессиональной компетентности учителя информатики как учителя-предметника.

На сегодняшний день школьная практика требует от учителя информатики обширных знаний в таких областях, как телекоммуникационные технологии, мультимедиа и гипермедиа, издательские системы, объектно-ориентированное программирование (ООП). Анализ имеющихся в литературе сведений о применении современных достижений компьютерных технологий в российских школах показал, что для успешного решения задач, стоящих перед школьным учителем, ему нужны знания и умения, позволяющие:

• использовать глобальные и научно-образовательные компьютерные сети;

• создавать вместе с учащимися программные средства, предназначенные для использования в процессе обучения, на базе современных достижений программирования (ООП, гипертекстовые и мультимедиа-технологии);

• организовывать индивидуальную, групповую и коллективную деятельность школьников по использованию информационных технологий в учебной и внеурочной деятельности;

• создавать вместе с учащимися программные средства для управления школой, используя самые современные достижения в области программирования (ООП, гипертекстовые и мультимедиа-технологии);

• использовать системы компьютерной верстки для различных целей: выпуск стенгазет, оформление учебных материалов и т. п.

Под профессиональной компетентностью учителя информатики мы понимаем личностную характеристику учителя, которая включает в себя сформированность теоретического, практического и мотивационно-отношенческого компонентов педагогической деятельности и оценивается эффективностью решения педагогических и предметных задач. Профессиональную компетентность учителя информатики составляют: ключевые компетенции (ценностно-смысловая, общекультурная, социально-трудовая, информационная, коммуникативная, самообразовательная); педагогические компетенции (технологическая, когнитивная, психологическая, регулятивная, исследовательская, методическая, управленческая); предметные компетенции (пользовательская, информационно-системная, техническая, компетенции в области программирования, в области мультимедиа).

Заметим, что предметные компетенции имеют структурный характер. Например, компетенция в области программирования включает в себя алгоритмическую, логическую, сетевую, объектно-ориентированную и компетенции в области систем управления базами данных. Следует указать на междисциплинарный характер формирования узкопредметных компетенций, которые формируются посредством не одной, а некоторого цикла дисциплин, что затрудняет возможность их контроля и оценивания. Поэтому в рамках компетентностного подхода необходимо учитывать одну из важнейших его специфик - межпредметность формирования и развития отдельных компетенций, так как некоторые категории компетенций являются обширными по содержанию и подразумевают их формирование в процессе длительного периода с помощью цикла взаимосвязанных дисциплин [2]. Очевидна необходимость систематизации процесса их становления и отслеживания. Поэтому становление компетенций необходимо рассматривать через призму дисциплин их формирующих.

Исходя из всего вышесказанного, можно констатировать наличие противоречия между многообразием дисциплин, обеспечивающих предметную подготовку учителя информатики, и отсутствием подходов к выявлению вклада каждой из них в формирование конкретных профессиональных компетенций будущего учителя информатики. Необходимость устранения данного противоречия свидетельствует об актуальности темы.

Поэтому целью нашей работы явилась разработка междисциплинарной методической системы формирования профессиональных компетенций у будущих учителей информатики.

Материал и методика исследований. Нами были проанализированы труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные различным аспектам формирования педагогической компетенции, в том числе учителя информатики.

В целях проверки эффективности созданной нами междисциплинарной методической системы с 2006 года по настоящее время было проведено экспериментальное исследование на базе Марийского государственного университета (МарГУ). В констатирующем эксперименте в контрольную группу были включены студенты физикоматематического факультета, обучающиеся по специальности «Информатика с дополнительной специальностью» 2007 и 2008 годов выпуска, которые обучались по классической методической системе (знаниевая парадигма), в экспериментальную - студенты 2009 и 2010 годов выпуска того же факультета и той же специальности, обучающиеся в условиях компетентностного подхода (ММСФК). Оценка теоретических знаний, практических умений была проведена по трем дисциплинам федерального компонента «Компьютерные сети, Интернет и мультимедиа технологии», «Использование ИКТ в образовании», «Информационные системы», так как дисциплины «Компьютер и издательское дело» и «Современные языки программирования» являются дисциплинами по выбору.

Структура компетенции предполагает наличие теоретических знаний и практических умений и навыков, что дает возможность ее спроецировать на теоретические знания (проверяемые тестированием), практические умения (комплексно определяемые системой КОЗ) и практические навыки (определяемые результатами педагогической практики).

Контроль сформированности теоретических знаний осуществляется с применением специально созданной нами системы педагогического тестирования (bas.marsu.ru). Данная система представляет собой Интернет-тренажер. Интернет-тренажер позволяет студентам самостоятельно определять уровень подготовки, регулярно оценивать результаты, быстро получать необходимые теоретические сведения, устранять пробелы при изучении определенных разделов и закреплять полученные знания.

Контроль сформированности практических умений и навыков осуществляется с применением системы компетентностно-ориентированных заданий и оцениванием результатов педагогической практики студентов соответственно. Для отслеживания процесса формирования и развития ключевых, педагогических и предметных компетенций применялся метод профессиональных проектов. Оценивание проектов проводится независимыми экспертами, которые являются преподавателями кафедры информатики и методики обучения информатики, прикладной математики и информатики МарГУ, имеющими опыт преподавания подобных дисциплин не менее 5 лет, а также ученую степень кандидата или доктора наук. Результаты педагогической практики оцениваются с помощью анализа педагогической деятельности учителя информатики (конспекты уроков, дневники и т. д.), а также анкетирования студентов, учителей информатики, учащихся.

Результаты исследований и их обсуждение. В процессе подготовки компетентного специалиста мы предлагаем реализовать разработанную нами междисциплинарную методическую систему формирования компетенций (ММСФК), под которой понимается совокупность взаимодействующих компонентов (целевого, содержательного, инструментально-технологического, контрольно-регулировочного и оценочно-результативного), обеспечивающих ориентацию всех составляющих предметной подготовки на формирование профессиональной компетентности учителя информатики.

В рамках целевого компонента происходит отслеживание влияния изучаемой дисциплины на развитие отдельных компетенций. С помощью целевого компонента уточняются цели и задачи, стоящие перед дисциплиной, которые находят отражение в содержательном компоненте ММСФК. Основной задачей содержательного компонента является согласование содержания государственного образовательного стандарта и структуры компетенций специалиста с применением элементов технологии конструирования компетенций, разработанной А. В. Хуторским [3]. Инструментальнотехнологический компонент ММСФК представляет собой комплекс технических и методических механизмов, с помощью которых осуществляется учебный процесс. Контрольно-регулировочный компонент предполагает контроль преподавателя за ходом решения поставленных перед обучающимися задач и самоконтроль студентов за правильностью их выполнения. Оценочно-результативный компонент необходим для оценки достигнутых преподавателями в процессе обучения результатов, установления соответствия их поставленным задачам обучения, выявления причин обнаруживаемых отклонений, постановки новых задач.

На основе вышеизложенного нами была разработана междисциплинарная методическая система формирования профессиональных компетенций будущих учителей информатики, модель которой приведена на рисунке 1.

В основе данной системы лежат междисциплинарные связи. ММСФК включает в себя дисциплины, при изучении которых необходимо использовать информацию из ранее изученных дисциплин. Так, дисциплины, приведенные в нашей модели, студенты изучают в 5, 6, 7, 8, 9 семестрах. Программа изучения данных дисциплин построена так, что происходит постепенное нарастание объема и сложностей материала, что является необходимым условием поддержания интереса, активности и роста самостоятельности студентов. Осуществление межпредметных связей предполагает оптимальную последовательность изучения тем, касающихся общих объектов, в различных предметах и различных разделах данного предмета:

• согласованные и исключающие противоречия и дублирование основных понятий и представлений об этих общих объектах;

• эффективное дополнение предметов, максимальное использование приобретенных ранее знаний, умений и навыков в последующих разделах данного предмета и других предметов;

• полное согласование определений, законов в учебниках и пособиях по разным дисциплинам.

Для оценки формирования компетенций по каждой дисциплине нами были разработаны компетентностно-ориентированные задания (КОЗ), выполнение которых предполагает развитие у студента конкретных, заранее определенных компетенций и количественное оценивание уровня их сформированности. Одно из требований, предъявляемых к данным заданиям (КОЗ), - это возможность применения их решения в будущей профес-

сиональной деятельности. Применение КОЗ предполагает наличие четких, но гибких заранее заданных критериев оценивания, не исключающих оригинальность и творческое исполнение.

Рис. 1. Графическая модель междисциплинарной методической системы формирования профессиональных компетенций будущих учителей информатики

Проведенные беседы и анкетирование показали высокий интерес студентов к формированию профессиональных компетенций на базе междисциплинарного подхода. Была зафиксирована устойчивая потребность студентов в получении практических знаний и умений, максимально приближенных к будущей педагогической практике.

Результаты констатирующего эксперимента представлены на рисунке 2 (а, б, в).

Проверка теоритического материала

100

80

60

40

20

0

а)

О КГ О ЭК

100

80

60

40

20

0

Средняя оценка программного продукта (КОЗ)

□ КГ

□ ЭК

б)

в)

Рис. 2. Эффективность обучения при использовании ММСФК

Резюме. Как видно из приведенных гистограмм, разработанная нами ММСФК эффективна. В результате использования ММСФК у будущих учителей информатики были созданы свои образовательные порталы, размещенные в сети Интернет, с соблюдением этических и юридических аспектов, образовательные программы, мультимедиа-приложения, которые они могут использовать в дальнейшей профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Блауберг, И. В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. - М. : Педагогика, 1973. - 270 с.

2. Гейн, А. Г. Методика преподавания современного курса информатики / А. Г. Гейн // Информатика. -2003. - № 34. - С. 6-10.

3. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции. Технология конструирования / А. В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 5. - С. 55-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.