желании он может сделать перерыв на несколько недель или даже месяцев. Дистанционный преподаватель всегда доступен по электронной почте и готов ответить на любые возникающие у ученика вопросы. Сегодня уже практически не осталось сомнений в том, что дистанционное обучение станет важнейшей учебной технологией XXI века.
Использование Интернета и ИКТ в учебном процессе требует создания новых электронных учебных материалов, перестройки содержания и организационных форм учебной деятельности и переподготовки педагогических кадров. Информационные технологии и Интернет должны появиться в учебных заведениях не сами по себе, а как технические средства решения основных ее задач в период формирования новых социально-экономических условий жизни общества [4].
Список литературы:
1. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. -М., 2002. - С. 109-110.
2. Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информатизации, информационных технологиях и о защите информации»: принят Государственной Думой РФ 8 июля 2006 // Рос. газ. - 2006. - 29 июля.
3. Сайков Б.П. Энциклопедия учителя информатики [Электронный ресурс] // Журнал «Информатика». - Режим доступа: Ы1р://информатика. 1сен-тября.рф/айс1е^р?ГО=200702018.
4. Гасумова С.Е. Процесс информатизации социальной сферы современного российского общества [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cheloveknauka.com/protsess-informatizatsii-sotsialnoy-sfery-sovremenno-go-rossiyskogo-obschestva.
ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
© Козырева Е.О.1
Северо-Восточный государственный университет, г. Магадан
Обосновывается актуальность применения интерактивных форм обучения в высших учебных заведениях. Рассмотрены различные методы, применяемые в ходе учебных занятий с использованием интерактивных технологий.
Ключевые слова инновации, интерактивные технологии, образовательная среда.
1 «Психолого-педагогическое образование» (профиль «Информационные технологии и менеджмент в системе образования»).
В последнее время достижения научно-технического прогресса сопровождаются коренными изменениями в самых различных областях, в том числе и в образовании. Сегодня фактически исчерпаны резервы роста эффективности и качества подготовки обучаемых, основанные на использовании словесно-книжных методов воздействия на обучаемых с опорой на традиционные средства обучения.
Высшее образование в нашей стране на данный момент характеризуется, с одной стороны, продолжающимся совершенствованием, переосмыслением и пересмотром концептуальных основ, а с другой - ми обострением конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг, повышенными требованиями к инновационному потенциалу педагогов, повышенными требованиями к качеству образовательного процесса. Совершенствование международных стандартов обучения и все более широкое их использование в нашей стране, показывает, насколько важным для российской высшей школы образования является вопрос подготовки высококвалифицированных кадров на основе использования новейших образовательных технологий и инноваций, недостаток которых последнее время ощущается особенно остро [4, с. 21].
Внимание к интерактивным формам проведения учебных занятий обусловлено влиянием теории «символического интеракционизма» (автор американский социолог Дж. Герберт Мид), основным понятием которой является взаимодействие (интеракция) [6, с. 13].
Предназначение интерактивных форм проведения занятий заключается в том, чтобы организовать деятельность обучающихся по совместному поиску знаний. Процессы взаимодействия обучающихся должны способствовать не только более интересному способу овладения учебной информацией, но и постоянному осмыслению каждым обучающимся особенностей своей системы знаний, своих мыслительных схем и т.п. Одной из наиболее интересных интерактивных форм проведения занятий является разбор конкретных ситуаций, получивший за рубежом название case-study [3, с. 29]. По сути, это обучение коллективному проблемно-ситуационному анализу и принятию решений в контексте своей будущей профессиональной деятельности. Разбор ситуаций отвечает требованиям современной образовательной парадигмы - «научить учиться», т.к. любой обучающийся должен обрабатывать значительные объемы информации, погружаться в ситуацию, вникать в малейшие детали, оценивать альтернативы и риски, понимать других участников, «перенастраивать мышление» и т.д.
Таким образом, для решения ряда проблемных вопросов, стоящих перед системой образования, предлагается создание инновационной образовательной среды, базирующейся на наиболее передовых технологиях и средствах обучения. Основа данного подхода включает положительный опыт реализации профессиональных образовательных программ с использованием интерактив-
ных технологий. В вузах уже идет активное их внедрение. Однако данный процесс носит фрагментарный характер, поэтому следует констатировать, что возможности интерактивных технологий используются неэффективно.
Интерактивные технологии ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся как друг с другом, так и с преподавателем, т.е. на субъект-субъектные отношения. Таким образом, интерактивный метод можно рассматривать как самую современную форму активных методов. «Интерактивность - это возможность информационно-коммуникационной системы по-разному реагировать на любые действия пользователя в активном режиме. Интерактивные технологии являются непременным условием для функционирования высокоэффективной модели обучения, основной целью которой является активное вовлечение каждого из учеников в образовательный и исследовательский процессы. Применение новейших технологий в обучении повышает наглядность, облегчает восприятие материала. Это благоприятно влияет на мотивацию обучаемых и общую эффективность образовательного процесса» [9]. Использование возможностей интерактивных технологий позволяет существенно расширить диапазон применяемых видов познавательной деятельности и получаемых обучаемыми умений и навыков. Сейчас стало возможным включение активных форм обучения в их самостоятельную работу, ведение автоматизированного контроля и самоконтроля уровня знаний. Это актуально для высших учебных заведений в силу того, что здесь основной формой обучения является самостоятельная работа. Поэтому формирование инновационной образовательной среды в вузах с опорой на интерактивные технологии становится одной из определяющих тенденций развития системы образования. Следует отметить, что важной особенностью построения занятия с использованием интерактивных технологий является то, что «интерактивное обучение является обучением через практическую деятельность. ... Центральной частью интерактивного занятия является само упражнение (ролевая игра, дискуссия, обсуждение в малой группе и т.п.), но не менее значима, особенно при обучении практическим навыкам, заключительная часть занятия - подведение итогов, анализ, самооценка и комментирование действий участников» [1, с. 314]. Представлены основные методы, которые применяются в ходе занятий с применений интерактивных технологий и уточним особенности их реализации. Рассмотрим более подробно «метод кейсов» («кейс-метод»). Суть его в том, что обучающимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Первые подборки кейсов были опубликованы в 1925 году в отчетах Гарвардского университета. Данные материалы не обошли и СССР - уже в сентябре 1926 года состоя-
лась конференция преподавателей совпартшкол по экономическим дисциплинам, на которой были рассмотрены вопросы применения различных методов и методик обучения, в том числе метод проектов или метод казусов.
Рассмотрим интерактивные методы обучения, их содержание и особенности.
1. Интерактивное выступление.
Содержание метода: традиционное публичное выступление представляется монологом оратора, украшенным цветами его красноречия. Речи лучших ораторов во все времена признавались произведениями искусства.
Особенности метода: Необходимо заменять словесную передачу информации визуальными образами и тем самым задействует несколько каналов восприятия информации. Когда преподаватель иллюстрирует обсуждаемую проблему, она гораздо лучше усваивается.
2. Использование наглядных пособий.
Содержание метода: в качестве таких пособий используется схема, чертеж, таблица, диаграмма, рисунок, фотография, видеозапись, любые предметы, относящиеся к теме выступления. В качестве наглядных пособий могут выступать и аудиозаписи.
Особенности метода: Необходимо, чтобы перед глазами обучаемых постоянно находились план выступления, ключевые тезисы, фрагменты документов, отдельные понятия. Другие наглядные пособия могут быть продемонстрированы по ходу выступления.
3. Использование видеозаписей.
Содержание метода: Видеофильмы служат своеобразными наглядными пособиями, предоставляя широкие возможности по использованию учебных фильмов. Демонстрация фрагментов из них может послужить и мотивацией в начале занятия, и хорошим средством подачи информации (демонстрацией удачных приемов или ошибок), и предметом изучения, анализа и критики в интерактивной части.
Особенности метода: Демонстрация некоторых фильмов с остановками (стоп-кадр) и обсуждениями по ходу может представлять из себя самостоятельное занятие.
4. Мозговой штурм (мозговая атака).
Содержание метода: Мозговой штурм (мозговая атака) позволяет вовлечь всех обучаемых в анализ того или иного вопроса. Цель МШ - предложить, как можно больше вариантов ответов на вопрос. Поэтому МШ очень хорошо работает в самом начале процесса разрешения проблемы или в том случае, если этот процесс зашел в тупик.
Особенности метода: Преподаватель задает вопрос всей группе и просит обучаемых предложить свои ответы. Важно правильно сформулировать проблему в виде вопроса, так чтобы участники генерировали свои предложения.
5. Работа в малых группах.
Содержание метода: Работа в малых группах предоставляет всем участникам возможность действовать, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, владение приемами активного слушания, выработки общего решения, разрешения возникающих разногласий). Работа в малых группах (от 2-3 и более человек) обеспечивает больше возможностей для участия и взаимного обучения, поскольку представляет собой коллективный поиск решения проблемы.
Особенности метода: Следует использовать, когда нужно решить проблему, с которой тяжело справиться индивидуально, когда у вас есть информация, опыт, ресурсы для взаимного обмена, когда одним из ожидаемых учебных результатов является приобретение навыка работы в команде. К групповой работе следует приучаться постепенно. Стоит начинать с малых групп из двух-трех участников. По мере освоения правил работы можно увеличивать состав групп до пяти - семи человек.
6. Технология проведения деловой игры.
Содержание метода: Ролевая игра является эффективным методом обучения практическим навыкам работы, поскольку основана на принципе обучения на практике.
Особенности метода: Необходимо выполнять по следующему алгоритму: мотивация - согласование результатов - представление плана - распределение ролей - подготовка к ролевой игре - ролевая игра -деловая обратная связь.
7. Кейс-метод.
Содержание метода: Представляет собой набор логически связанных ситуаций профессиональной деятельности, требующих анализа и решения.
Особенности метода: При изучении особенно хороши такие задания, которые призваны формировать у слушателей ориентировочные основы функциональных блоков деятельности. Индивидуальном проект отличается от группового тем, что комплексное проектное задание разбивается на 3-5 частей, каждый выполняет свою часть, затем слушатели обмениваются информацией о том, что и как делалось, согласовывают свои части и представляют ее преподавателю.
Все выше перечисленные методы можно разделить на лекции и семинары. В лекции входят методы интерактивного выступления, использование наглядных пособий, использование видеозаписей, а в семинары входят методы такие как, мозговой штурм, работа в малых группах, технология проведения ролевой игры, кейс метод.
В качестве педагогического средства подготовки адвокатов, прокуроров, бизнес-аналитиков, банковских служащих и т.п. кейсы зарекомендовали себя очень хорошо. Вместе с тем, неверно считать, что данный метод - достояние только юристов и экономистов [5, с. 390].
Выделим основные идеи интерактивных технологий. Во-первых, технология предназначена не для получения знания по точным наукам, а для тех учебных дисциплин, истина в которых обладает свойством множественности. Т.е. нет однозначного ответа на познавательный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности. Задача преподавания здесь сразу отклоняется от классической схемы и ориентирована на получение не одной, а многих истин и ориентацию в их проблемном поле. Во-вторых, при использовании интерактивных технологий, акцент переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество обучающихся и преподавателя. Поэтому и в учебных дисциплинах математического и естественнонаучного цикла, а также профессионального цикла есть место для ситуационного обучения. В-третьих, результатом применения интерактивных технологий обучения являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности. В-четвертых, технология сама по себе довольно проста. По определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые нужно получить обучающимся. Эта модель представляет собой текст объемом от нескольких до нескольких десятков страниц, который и называют «кейсом» (случаем). Обучающиеся предварительно прочитывают и изучают кейс, привлекая к этому материалы лекционного курса и другие самые различные источники информации. После этого идет подробное обсуждение содержания. При этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т.е. в роли диспетчера процесса сотворчества. В-пятых, несомненным достоинством интерактивных технологий является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей обучающихся, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мировоззрения.
Таким образом, необходимость внедрения интерактивного обучения в практику обучения обусловлена двумя тенденциями. Первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование умений и навыков мыслительной деятельности, способности к обучению, умению перерабатывать огромные массивы информации. Вторая вытекает из развития требований к качествам личности самого выпускника, который должен обладать также способностью оптимального поведения в различных ситуациях в профессиональной сфере.
Список литературы:
1. Булакова Е.Ю., Воскобитова Л.А., Воскобитова М.Р. Адвокат: навыки профессионального мастерства / Под ред. Л.А. Воскобитовой, 2006. - 592 с.
2. Громыко Н.В. Обучение схематизации. - М.: Пушкинский институт, 2005. - 475 с.
3.Долгоруков А.М. Сase-study как способ понимания // Практическое руководство для тьютора системы Открытого образования на основе дистанционных технологий. М.: Центр интенсивных технологий образования, 2002. - 128 с.
4. Кобзарь-Фролова М.Н. О применении интерактивных технологий при преподавании юридических дисциплин магистрам [Текст] / М.Н. Кобзарь-Фролова // Финансовое право. - 2013. - № 7. - С. 21-23.
5. Кравченко С.А. Социологический постмодернизм: теоретические источники, концепции. Словарь терминов. - М.: МГИМО-Университет, 2010. -397 с.
6. Мид Дж.Г. Избранное: сб. переводов / РАН. ИНИОН. Центр социал. научн.-информ. исследований. Отд. социологии и социал. психологии; Сост. и переводчик В. Г. Николаев. Отв. ред. Д. В. Ефременко. - М., 2009. - 290 с.
7. Нарутто С. В. Образовательные технологии в юридической клинике // Актуальные проблемы российского права. - 2013. - № 7. - С. 907-916.
8. Фельдштейн Д. И. Доклад в РАО на тему «Функциональная нагрузка Академии образования в определении принципов и условий развития растущего человека на исторически новом уровне движения общества». 29 октября 2013 года.
9. Интерактивные технологии в образовании [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.polymedia.ru/podderzhka/spravochnik/interaktivnye-tekhnologii-v-obrazovanii/.
НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ КАК ФОРМА ОТРАЖЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
© Морозова Т.П.1
Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь
Наука, несмотря на все ее значение в современном мире - не единственная форма его духовного освоения. Для методологии педагогики проблема определения специфики и места научного познания в отличие от других форм отражения действительности - очень сложный вопрос. Педагогическая деятельность - всепроникающая сфера социального бытия, выделяет понятие педагогическое в особую сферу общественного сознания. В этой сфере, в свою очередь, различаются, по край-
1 Директор Центра профессиональной подготовки и переподготовки кадров, доцент кафедры Андрагогики, кандидат педагогических наук, доцент.