Научная статья на тему 'Применение интерактивных методов обучения при формировании профессиональной готовности специалиста системы-112'

Применение интерактивных методов обучения при формировании профессиональной готовности специалиста системы-112 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Масаев В.Н., Филкова А.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение интерактивных методов обучения при формировании профессиональной готовности специалиста системы-112»

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ

СПЕЦИАЛИСТА СИСТЕМЫ-112

В.Н. Масаев, начальник кафедры, к.п.н., А.П. Филкова, преподаватель, Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России,

г. Железногорск

Одной из основных задач подготовки специалистов системы-112 в соответствии разработанной примерной программы дополнительного профессионального образования МЧС России «Подготовка специалистов системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» (специалисты системы-112)» является формирование практических навыков, необходимых для эффективной работы в части касающейся своей профессиональной компетенции [1].

В статье проанализированы необходимые знания и навыки, определяющие профессиональную готовность, необходимую для успешного решения задач в практической деятельности специалиста системы-112. На основе проведенного анализа предлагается использовать решение ситуационных задач как удобную тренировочную модель для закрепления и проверки теоретических знаний обучающихся, и их способности применять эти знания на практике.

Актуальной проблемой целей и содержания рабочих программ дополнительного профессионального образования МЧС России для подготовки специалистов системы-112, является вопрос о формах и методах формирования практических навыков профессиональной готовности.

Проводившиеся ранее научные исследования (С.В. Белова, Л.Н. Вавилова, Е.В. Коротаева, Т.С. Панина) показали, что знания становятся убеждением человека, когда усвоены сознательно, в процессе активной деятельности. В связи с этим, при проведении практических занятий, необходимо использовать активные формы и методы обучения [5]. Взаимодействие обучающихся в группе осуществляется при выполнении общих заданий.

Активные формы обучения направлены на проектирование профессиональной готовности обучающихся в нормальных условиях жизнедеятельности и в условиях чрезвычайной (кризисной) ситуации [6].

Решение ситуационных задач рассматривается как наиболее применимый интерактивный метод обучения при реализации программам дополнительного профессионального образования и профессиональной подготовки.

При решении ситуационных задач основной целью является приобретении будущим специалистом системы-112 опыта принятия решений в рамках обеспечения профессиональной деятельности.

В ходе проведения практического занятия ситуационные задачи решаются обучающимися в виде деловой игры, с учетом режима реального времени. Использование теоретических знаний и профессионального опыта при решении ситуационных задач, позволяет каждому обучающемуся дополнительно к

применению методов решения проблемы стимулировать инициативу и самостоятельность.

Основным методическим приемом при получении знаний и формировании практических навыков необходимых для эффективной работы в части касающейся получения профессиональной готовности, при решении ситуационных задач является использование технических средств обучения (ТСО) и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Примером таких программ является ИПП АРОГАНИТ, АИУС «Система-П2», СПО «ИСТОК-СМ», ПАК ЕДДС-Протей. С помощью ТСО и ИКТ создается имитирующая ситуация происшествия и реализуется интерактивный метод обучения.

Благодаря моделирующей программе обучающийся наглядно представляет, как ему действовать в соответствии профессиональной компетенции, персонально выполняет должностные действия в роли специалиста системы-112 и принимает на себя ответственность не только за правильность своих действий, но и за организацию первоначальных действий привлекаемых экстренных оперативных служб.

Решение ситуационных задач может и должно является элементом учебного процесса и удобной тренировочной моделью для закрепления (проверки) теоретических знаний обучающихся и их способности применять эти знания на практике.

Разумеется, что подготовить обучающегося ко всем возможным ситуациям, возникающим в практике оперативно-служебной и профессиональной деятельности служб экстренного реагирования, в том числе в условиях образовательного учреждения, невозможно. Однако посредством решения ситуационных задач, возможно рассмотреть наиболее типовые ситуации и приобрести знания и навыки, профессиональные компетенции в области функционирования системы-112, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями и аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, позволяющими самостоятельно решать задачи, возникающие в процессе профессиональной деятельности.

Список использованной литературы

1. Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 1240-р «Об утверждении Концепции создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований». [Эл. ресурс]: http ://112.mchs .ru/cc_uploads/law_base/rasporj azhenie_pravitelstva_rf_N1240-r.pdf

2. Методические рекомендации по подготовке по проведению обучения персонала системы-112 с применением дистанционных технологий на базе образовательных организаций высшего образования МЧС России, учебных центров ФПС и учебно-методических центров субъектов Российской Федерации. М., 2015. [Эл. ресурс]: http://system112lo.ru/ assets/files/met.-rekom-po-dist.-obuch.21.12.2015.pdf.

3. Тараканов А.Ю., Иванова С.В. Некоторые вопросы подготовки кадров для Системы-112 // Технологии гражданской безопасности. 2010 - № 1-2. - Т. 7 -С. 57-59.

4. Лобко В.И. Основные положения концепции автоматизированной системы вызова экстренных оперативных служб //Технологии гражданской безопасности. 2010 - № 1-2. - Т. 7 - С. 38-42.

5. Кисляков П.А. Применение метода решения ситуационных задач в процессе формирования у студентов - будущих педагогов готовности к обеспечению социальной безопасности // Современные исследования социальных проблем (эл. науч. журнал), № 10 (18), 2012. URL:http://sisp.nkras.ru/ e-ru/issues/2012/10/kislyakov.pdf (дата обращения: 15.03.2016).

6. Ситка И.В. Формирование у будущих учителей готовности к действиям

в чрезвычайных ситуациях на основе ситуационного моделирования: Дисс.....

канд. пед. наук. Чебоксары, 2011. - 184 с. Эл. библ. дисс. [Эл. ресурс]:

http://www.dissercat.com/content/formirovanie-u-budushchikh-uchitelei-gotovnosti-k-

deistviyam-v-chrezvychainykh-situatsiyakh.

7. Сорокина Л.В. Формирование готовности студентов средних специальных учебных заведений к обеспечению безопасности

жизнедеятельности: Дисс.....канд. пед. наук. Самара, 2006. 152 с. Эл. библ. дисс.

[Эл. ресурс]: http://www.dissercat.com/content/ formirovanie-gotovnosti-studentov-srednikh-spetsialnykh-uchebnykh-zavedenii-k-obespecheniyu.

8. Панфилова А.П. Игровое моделирование и деятельность педагога: учеб. пособие для студ. вузов / Под общ. ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. М.: Академия, 2006. - 368 с.

9. Дьяченко М.И. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: психологический аспект / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Пономаренко. Минск: Университетское, 1985. - 206 с.

10. Писарь О.В. Формирование личной безопасности студентов на основе компетентностного подхода: Дисс.....д-ра пед. наук. Казань, 2009. - 436 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.