АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Э.Б. Терехова*
ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
КОММУНИКАЦИИ
Ключевые слова. Образовательный процесс, современная модель образования, иностранные языки, инновационные технологии, интерактивные методы обучения, мозговой штурм, кейс-метод, ролевая игра, изменение роли преподавателя.
Terekhova E.B. Interactive methods of teaching foreign languages in the field of professional communication
The article “Interactive methods of teaching foreign languages in the field of professional communication” is devoted to the problem of introducting innovative technologies in the educational process. The article deals with goals and objectives, principles and specific forms of interactive metods of teaching in a modern high school. The question of the interactive methods use is regarded as a modern model of education based on the interaction between the teacher and the student.
The article highlights the modification of the teacher’s role from dominant to organisational. This modification leads to increasing activity of students during the lesson.
The author considers it necessary to use the most common methods of interactive education, such as brainstorm, case-study method and role play at the foreign language lessons for students of law. These methods allow the students of law to succeed both in foreign languages study and in mastering legal subjects.
В своем послании Федеральному собранию от 5 ноября 2008 года Президент РФ Медведев Д. А. отметил, что экономическое развитие страны
© Терехова Э.Б., 2012.
* Старший преподаватель кафедры иностранных языков Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина ([email protected]).
должно базироваться на концепции 4 «И» - инвестиции, инновации, институты, инфраструктура. Этот подход закреплен в подготовленной Правительством РФ Концепции развития до 2020 года. Также Д. А. Медведев отметил необходимость добавления 5-го элемента - интеллекта.
В качестве приоритетного направления развития Медведев Д. А. отметил производство, а в перспективе и экспорт новых знаний, технологий, передовой культуры, что приведет к достижению лидирующих позиций в науке, образовании, искусстве.
В связи с этим образование, повышение его качества, внедрение инновационных элементов в процесс образования предопределяют вектор развития страны.
Отметим, что в настоящее время российская экономика испытывает дефицит грамотных управленцев, руководителей среднего и крупного звена, специалистов высокого уровня, поэтому перед нами стоит задача подготовки управленческих кадров нового поколения, способных достойно представлять интересы России на мировых рынках.
Следует отметить, что на сегодняшний день граждане Российской Федерации стремятся получить качественное высшее образование и впоследствии быть востребованными на рынке труда.
Таким образом, повышение качества образовательных услуг прямым образом влияет на формирование и рост человеческого капитала.
В рамках приоритетного национального проекта «Образование» осуществляется поддержка вузов, образовательных учреждениях высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы, создание федеральных университетов и бизнес-школ.
Также следует отметить еще один немаловажный фактор. Интеграционные процессы, международное сотрудничество РФ в сфере политики и экономики, расширение коммуникационных процессов ставит задачу подготовки широкого профиля специалистов с высоким уровнем знаний иностранного языка. Профессиональный рост специалиста, заимствование иностранного опыта по тем или иным вопросам, участие в конференциях и научных исследованиях предопределяют задачи по изучению иностранных языков в сфере профессиональной коммуникации. Т аким образом, внедрение интерактивных форм обучения в образовательный процесс- первостепенное направление совершенствования подготовки студентов на современном этапе, а инновации в современном образовательном процессе непосредственно связаны с использованием интерактивных методов обучения.
В настоящее время на профессионально ориентированных занятиях по иностранному языку успешно применяются интерактивные методы. Что же представляют из себя интерактивные методы обучения в образовании в целом и в преподавании иностранных языков в частности?
Специалисты отмечают, что студенты намного проще и быстрее понимают, запоминают и обрабатывают именно тот материал, который они изучали посредством активного вовлечения в учебный процесс. Особенностью интерактивного метода обучения является вовлечение абсолютно всех студентов в процесс. Никакого исключения быть не должно.
Меняется роль преподавателя в интерактивном образовательном процессе: его доминирующая роль в классических формах образования уступает место активности студентов. Задача преподавателя в новых условиях - создать необходимую коммуникационную площадку. Преподаватель становится неким ведущим, организатором происходящего, который определяет направления действия.
Интерактивное обучение ставит перед собой ряд задач:
• инициирование интереса к образованию в целом и к самому изучаемому предмету в частности;
• развитие навыков работы в команде таким образом, чтобы, с одной стороны, студент мог проявить свои личностные и творческий качества, а с другой - уметь прислушиваться к остальным членам своей команды и находиться в состоянии конструктивного диалога;
• наиболее эффективное и качественное усвоение учебного материала;
• создание базы для принятия различных решений в будущем;
• формирование толерантности и дипломатических навыков.
Интерактивное обучение в обязательном порядке должно строиться
на определенных принципах, игнорирование которых нивелирует саму идею подобного обучения. К таким принципам относятся:
• равенство всех участников образовательного процесса;
• каждый участник вправе высказывать свою точку зрения по обсуждаемым вопросам.
Таким образом, можно сделать следующий вывод. Интерактивное обучение - современная модель образования, выражающаяся в активном взаимодействии педагога и студента.
Что же относится непосредственно к интерактивным методам обучения, которые широко применяются в настоящее время преподавателями иностранных языков в вузах неязыковых специальностей? Перечень этих методов является открытым и постоянно расширяется в связи с появлением новых форм. Мы можем назвать следующие методы: презентации с использованием таких технических средств, как слайды, видео-материалы и т.п.; мозговой штурм (или атака); решение определенных ситуационных задач; так называемый кейс-метод, ролевые игры.
Рассмотрим более подробно некоторые из этих интерактивных методов.
Мозговая атака - один из самых распространенных интерактивных методов, используемых преподавателями иностранных языков в профессионально-ориентированной среде студентов неязыковых вузов. Задача этого метода заключается в постановке преподавателем определенных вопросов и получении от студентов возможных ответов на них. Особенность этого метода заключается в том, что необходимо принимать любой ответ студента, не давая первоначальной оценки ответов. Задача преподавателя - принимать все ответы и систематизировать их. Важно отметить, что студенты должны быть проинформированы о том, что от них не требуется обоснований ответов. Также важно соблюдать временной регламент: мозговая атака не должна превышать определенного лимита. Чаще всего это время составляет 4-5 минут. Цель данного метода заключается в выяснении отношения студентов к тому или иному вопросу. На завершающей стадии работы с использованием этого приема происходит обсуждение всех предложенных преподавателем вопросов и ответов студентов на них (с возможным указанием на ошибки языкового характера).
Ролевая игра также является достаточно часто применяемым методом интерактивного обучения иностранному языку в сфере профессиональной коммуникации. Суть данного подхода заключается в проигрывании определенной ситуации с заранее определенными ролями студентов. Студенты-юристы с большим энтузиазмом участвуют в постановках судебного процесса. В игровой форме студенты легко усваивают пройденный ими материал по правовым дисциплинам.
Еще одним актуальным методом является кейс-метод. При его применении студентам предлагается проанализировать реальную ситуацию, оценить перспективы ее дальнейшего развития, различные последствия выбора того или иного решения. Этот метод предполагает возможность как устного сообщения, так и письменного, например, в форме меморандума.
При подготовке к интерактивному занятию преподаватель должен учитывать ряд факторов, к которым относится:
• возраст участников, их личностные характеристики;
• ограничение проведения занятия по времени;
• обозначение участников;
• определение основных тематических аспектов;
• уровень владения иностранным языком студентами учебной группы.
Таким образом, становится очевидным, что инновационное развитие
экономики, расширение границ коммуникационных связей в области меж-культурного общения, мировых социальных сетей определяет качественно новый подход к обучению, обозначает необходимость формирования у студентов мотивации к изучению иностранных языков в сфере профессиональной коммуникации, а развитие образовательных процессов становится невозможным без внедрения интерактивных методов обучения.