Научная статья на тему 'Применение интерактивных форм обучения в процессе формирования компетенций студентов'

Применение интерактивных форм обучения в процессе формирования компетенций студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / УЧЕБНО-РОЛЕВАЯ ИГРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА / ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ / ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ / EDUCATION STANDARD / INTERACTIVE STUDYING FORMS / ROLE-TEACHING GAME / PROFESSIONAL LIMITATIVE GAME / TEACHING STUDENTS / FORMING COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волкова Мария Алексеевна, Карпова Елена Михайловна

В статье рассмотрен вопрос применения интерактивных форм обучения, в процессе формирования профессиональных и общекультурных компетенций студентов. Особое внимание уделяется использованию учебно-ролевой профессионально-имитационной игры. Описывается методика ее организации в рамках учебного процесса, подготовки студентов по направлению 38.03.01 «Экономика», квалификационная степень бакалавр. В статье поясняется, каким образом учебно-ролевая профессионально-имитационная игра влияет на развитие компетенций у студентов. В статье даются методические рекомендации по организации и проведению данной формы в рамках учебного процесса, а также рассмотрен аспект адаптации данной технологии для студентов любых специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волкова Мария Алексеевна, Карпова Елена Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using of interactive studying forms in the process of creating students competences

The article represents the problem of using of the interactive studying forms during the process of forming of student’s all-cultural and professional competences. Special attention is paid to the studying imitative professional role-playing game. The game’s management technique is considered in the field of studying process for students of the discipline “Economics”, Bachelor degree. The article defines the list of measures professional and all-cultural competences and explains how role-teaching professional-imitative game influences the development of students competences. The article provides methodological guides for management and arrangement of this form of activity in the studying field and also pays attention to the aspect of the adaptation of this technology for students of any other studying fields.

Текст научной работы на тему «Применение интерактивных форм обучения в процессе формирования компетенций студентов»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

УДК 378.147

Волкова Мария Алексеевна

кандидат экономических наук Костромской государственный технологический университет

teltinor@yandex.ru

Карпова Елена Михайловна

кандидат педагогических наук Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова

elenakarpovva@yandex.ru

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ

В статье рассмотрен вопрос применения интерактивных форм обучения, в процессе формирования профессиональных и общекультурных компетенций студентов. Особое внимание уделяется использованию учебно-ролевой профессионально-имитационной игры. Описывается методика ее организации в рамках учебного процесса, подготовки студентов по направлению 38.03.01 «Экономика», квалификационная степень бакалавр. В статье поясняется, каким образом учебно-ролевая профессионально-имитационная игра влияет на развитие компетенций у студентов. В статье даются методические рекомендации по организации и проведению данной формы в рамках учебного процесса, а также рассмотрен аспект адаптации данной технологии для студентов любых специальностей.

Ключевые слова: образовательный стандарт, интерактивные формы обучения, учебно-ролевая игра, профессионально-имитационная игра, обучение студентов, формирование компетенций.

Состояние рынка труда является отражением динамики экономических процессов, которое в свою очередь диктует изменения потребности в структуре и качестве подготовки молодых специалистов. Высокая во-латильность экономической среды повышает все финансовые риски, в том числе и риски, связанные с затратами на персонал. Понимая это, работодатель предпочитает сотрудника, который владеет не только системными теоретическими знаниями, но и готов оперативно решать практические задачи, поставленные руководителем. Подготовка квалифицированных кадров возлагается на систему высшего и среднего профессионального образования.

В отличие от теоретических знаний, которые студент получает на лекциях и семинарах, а также посредством самостоятельной работы с учебной литературой, умения, навыки не могут сформироваться без пробы, тренировки и закрепления на практике. Производственная практика позволяет студентам приобрести умения и навыки в рамках своей будущей профессиональной деятельности. Однако, следует отметить, что есть ряд проблем, с которыми может столкнуться студент в ходе прохождения практики, что может отразиться на формировании его профессиональных компетенций:

- отсутствие заинтересованности и недостаток времени руководителя практики от предприятия в обучении студента;

- ограничение возможности допуска студентов к квалифицированным видам работ в полном объеме.

Переход на двухуровневую систему образования повлек за собой изменения в учебном процессе в ВУЗе. Больше часов отводится самостоятельной работе, нежели аудиторной. Меняется соотношение аудиторных часов. В рамках аудиторных часов приоритет от лекционных занятий смещается

к семинарским и лабораторным занятиям. Подход к выдаче лекционного материала в виде монолога сменяется диалоговым общением. В связи с этим, необходимо повышать степень активности студентов в рамках профессионального становления.

Современному педагогу высшей школы необходимо искать новые формы подачи и усвоения материала, которые направлены на активизацию активности студентов в рамках учебного процесса. Принцип активности студентов в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Его реализация характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью усвоения знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Такая активация сама по себе возникает не часто. Она является следствием целенаправленных педагогических воздействий и организации педагогической среды, то есть использованием педагогических технологий. Каждая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность участников педагогического процесса (преподавателя и студента), в некоторых технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. Не исключением являются и игровые технологии.

Игра в образовательном профессионально-ориентированном процессе рассматривается как внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как использовать тот или иной учебный материал (предметные знания), обращение к своему прошлому, ориентировка к настоящему и профессиональному прогнозу будущего в процессе игры.

Такие формы и средства, как деловые, профессионально-имитационные, учебно-ролевые, дидактические игры, игры-тренинги способству-

164

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22

© Волкова М.А., Карпова Е.М., 2016

ют формированию профессионально-творческого мышления и навыков профессионально адекватного и целесообразного поведения будущих специалистов. Трудно переоценить роль игровых технологий в процессе формирования системы компетенций будущего специалиста.

Учебно-ролевая профессионально-имитационная игра - это дидактическое средство развития теоретического и практического профессионального мышления и профессионального поведения будущего специалиста [1, с. 70].

Дидактическая игра снимает противоречия между абстрактным характером учебной дисциплины и реальным характером профессиональной деятельности, системным характером используемых знаний в профессиональной деятельности и их принадлежности к разным дисциплинам в период учебы.

Проигрывание определенной сценарием роли в процессе учебно-ролевой профессионально-имитационной игры, отождествление с ней помогает студенту:

- установить связь между своим профессионально-учебным поведением и его последствиями;

- обрести эмоциональный опыт взаимодействия с другими людьми (например, членами трудового коллектива, клиентами и др.) в личностно и профессионально значимых ситуациях;

- пойти на риск экспериментирования с новыми моделями поведения в аналогичных обстоятельствах жизнедеятельности (в частности, в периоды волонтерской работы и практики) [1, с. 71].

Рассмотрим применение учебно-ролевой профессионально-имитационной игры «Собеседование» по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика», квалификационная степень бакалавр. Данная игра была нами разработана для проведения семинарских занятий в рамках дисциплин «Менеджмент» и «Управление персоналом».

Основная образовательная программа высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика», составленная на основе федерального государственного образовательного стандарта, определяет ряд общекультурных и профессиональных компетенций, которые должны быть сформированы у выпускника данной специальности. Указанная выше методическая разработка учебно-ролевой профессионально-имитационной игры «Собеседование» способствует оценке и развитию у студента следующих компетенций:

- способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности;

- способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;

- способность работать в коллективе, толерант-но воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;

- готовность находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и нести за них ответственность;

- готовность критически оценивать предлагаемые варианты управленческих решений, разрабатывать и обосновывать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий [4].

Учебно-ролевая профессионально-имитационная игра «Собеседование» проводится после освоения теоретического блока на тему «Набор и отбор персонала». На этапе подготовки необходимо разобрать: процесс отбора соискателей путем собеседования, этапы подготовки к нему как со стороны работодателя, так и со стороны соискателя, освоить правила составления резюме. Далее студентам предлагается изучить процесс собеседования, сыграв роль соискателя и роль интервьюера. Игру целесообразней проводить в группах или подгруппах не более 15 человек.

Всем студентам выдается роль, определяющая их резюме: возраст, семейное положение, образование, опыт работы, увлечения. Далее вывешивается объявление о наборе сотрудников в компанию «Искра» с описанием обязанностей и требований к кандидату. Задача каждого учащегося получить максимально высокооплачиваемое и соответствующее образованию место в организации, набирающей персонал, пройдя собеседование. В качестве интервьюера выступает сначала преподаватель, затем данную роль может взять один из студентов. Для того, чтобы студент-соискатель продемонстрировал способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия, каждая роль составлена таким образом, что до наиболее подходящей из всего списка вакансий должности студенту всегда не хватает определенных условий (опыта работы, возможности работать в том или ином графике, образования и т.д.). Рассмотрим пример ролей и вакансию.

Пример ролей:

1. Анна, 23 года, не замужем, бакалавр экономики, только что окончила университет, опыт работы официантом 2 года, администратором ресторана 1 год по настоящее время. Считает, что пора работать по специальности, ищет работу на стабильном предприятии. Снимает квартиру, поэтому ищет работу, не увольняясь из ресторана. Обещала руководителю, что в случае увольнения отработает один месяц, вместо двух недель. Увлекается современным танцем и поэзией серебряного века.

2. Вадим, 27 лет, не женат, четыре года назад окончил университет по специальности «Экономика и управление», два года после университета работал ведущим специалистом финансового от-

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

дела (оклад - 17000 рублей), уволился по причине низкой заработной платы. Устроился менеджером по оптовым продажам бытовой техники (заработная плата - 35000 рублей), но не сработался с начальником отдела и по причине конфликта уволился. Вот уже три месяца ищет работу, хочет найти не менее высокооплачиваемую. Был на нескольких собеседованиях, все проходило хорошо, но после звонили и сообщали, что выбрали другого кандидата. Подозревает, что ему дают плохие рекомендации с последнего места работы. Увлекается туризмом, каждый свой отпуск проводит в походах по России и ближнему зарубежью.

Пример вакансии:

На ювелирное предприятие требуется сотрудник на должность экономиста планового отдела. Заработная плата 25000 рублей. График работы -пятидневная рабочая неделя.

Обязанности:

- составление калькуляции себестоимости товарной продукции;

- разработка проектных оптовых и розничных цен на товар, тарифов на услуги или работы;

- экономический анализ показателей хозяйственной деятельности предприятия;

- контроль над выполнением плановых заданий и их обобщенный учет по предприятию, подготовка периодической отчетности о проделанной работе.

Требования:

- высшее экономическое образование;

- опыт работы по специальности не менее 1 года;

- внимательность, ответственность.

Как видно из примера, первому соискателю для получения приглашения придется убедить работодателя снизить требования о наличии опыта работы и разрешить вопрос с датой выхода на работу. Второму герою - найти объяснение причин увольнения с предыдущей, более высокооплачиваемой работы, которое убедит работодателя в том, что он не конфликтный сотрудник и не рассматривает эту вакансию как временную. Студентам необходимо будет проанализировать все достоинства и недостатки, полученной роли, соотнести их с требованиями вакансии и продемонстрировать владение компетенцией «использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности».

На подготовку к игре участникам дается 1520 минут. Изучив свою роль и предложенные вакансии, они составляют резюме по предложенной форме и готовят устный рассказ о себе, а так же заготовки ответов на распространенные вопросы интервьюера. Примеры вопросов для интервью представлены ниже:

- Почему вы решили уволиться с последнего места работы?

- Почему вы выбрали нашу компанию и именно данную должность?

- Почему вы считаете, что подходите на данную должность?

- Одним из требований является наличие опыта работы, судя по резюме у вас его нет.

- Назовите свои сильные стороны, которые помогут вам добиться успеха на данной должности и приведите пример.

- Назовите свои слабые стороны, которые помешают вам добиться успеха на данной должности и приведите пример.

Последние два вопроса в большей степени относятся к реальным чертам личности, присущим самому студенту, а не его роли, что необходимо учесть при анализе игры.

Далее в порядке живой очереди соискатели проходят собеседование с преподавателем, играющим роль сотрудника службы персонала. После трех-четырех собеседований роль сотрудника отдела кадров может быть передана одному из студентов. Данную роль необходимо передать студенту, которой может критически оценить варианты управленческих решений с учетом критериев социально-экономической эффективности и выбирать из них оптимальные.

Количество заготовленных ролей определяется числом студентов в группе, но для создания конкурентной среды вакансий меньше количества соискателей. Задача преподавателя фиксировать все ответы соискателей для дальнейшего анализа и выбора лучшего кандидата на каждую вакансию. Во время собеседования все остальные студенты должны занимать позицию активных слушателей, отмечать удачные, по их мнению, варианты самопрезентации и ошибки, допущенные одногруппни-ками.

После того, как все кандидаты прошли собеседование, участник, получивший роль сотрудника службы персонала, оглашает список получивших работу. Далее следует блок анализа каждого собеседования. Преподаватель дает обоснование по какой причине он выбрал того или иного соискателя. Каждое собеседование рассматривается отдельно: сам студент отмечает свои промахи, затем слово предоставляется принимающей стороне. В середине игры может быть сделан промежуточный анализ распространенных ошибок, допускаемых игроками, для того, чтобы следующие соискатели учли их при собеседовании.

По итогам апробации игры на четырех группах студентов были получены результаты, обобщенные ниже. Игра дала возможность:

- сориентироваться студентам в существующей ситуации на рынке труда, сложившейся в отношении их специальности, осветила ряд распространенных проблем, связанных с трудоустройством и подбором кадров;

- закрепить полученные знания о процессе набора и отбора персонала;

166

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22

- оценить уровень развития собственных профессиональных и общекультурных компетенций, найти точки роста и наметить пути их развития;

- оценить преподавателю динамику развития компетенций студентов, определенных программой дисциплины;

- отработать студентам различные модели поведения в специально созданной ситуации собеседования;

- обрести опыт взаимодействия с потенциальным нанимателем.

Таким образом, результатами проведения учебно-ролевой профессионально-имитационной игры являются: отработка практического навыка проведения собеседования, оценка и формирование общекультурных и профессиональных компетенций, формирование представления студентов о текущей ситуации на рынке труда, касающейся их будущей специальности.

Данная методическая разработка носит вариативный характер и быстро может корректироваться в соответствии с изменениями, происходящим на рынке труда. Для этого необходимо изучать свежие вакансии на крупных HR-сайтах, например, hh.ru, rabota.ru, выбирать самые популярные запросы по направлению «экономика», «менеджмент» и на их основе готовить описание должности и требования к вакансиям.

Учебно-ролевая профессионально-имитационная игра «Собеседование» является примером универсальной игры, которая может быть использована в обучении студентов большинства специальностей. Во-первых, она позволяет оценивать и формировать не только узкопрофессиональные, но и общекультурные компетенции, необходимые для выпускников различных специальностей. Во-вторых, имитационная игра дает, как правило, первый опыт прохождения собеседования, особенно для студентов очной формы обучения, что позволяет снизить стресс от его прохождения в будущем. Игра позволяет сформировать важный навык прохождения собеседования, подготовить выпускника к реальному процессу трудоустройства. Согласно отчету о занятости и безработице за декабрь

2015 года, представленному Федеральной службой государственной статистики в среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в декабре 2015 года составил 16,0%, а численность безработных не имеющих опыта работы составила 1,1 млн. человек из них 49,4% в возрасте от 20 до 24 лет [2], что говорит о необходимости формирования данного навыка. В-третьих, игра может быть быстро адаптирована преподавателем для ряда других направлений подготовки студентов.

Таким образом, анализ теории и практики применения интерактивных форм обучения показал, что они способствуют усвоению теоретических знаний и обладают большим потенциалом в формировании компетенций студентов высших учебных заведений, должны адаптироваться под изменяющиеся задачи экономической и социальной среды и занимать значимое место в процессе профессионального становления личности.

Библиографический список

1. Жукова Г.С., Никитина Н.И., Комарова Е.В Технологии профессионально-ориентированного обучения. - М.: Изд-во РГСУ, 2012. - 165 с.

2. Занятость и безработица в Российской Федерации в декабре 2015 года (по итогам обследований населения по проблемам занятости) // Федеральная служба государственной статистики Росстат [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks. ru/bgd/free/B04_03/IssWWW. exe/Stg/d06/16.htm (дата обращения 10.04.2016).

3. Казаков Р. С. Имитационная технология обучения как средство формирование профессиональных компетенций студентов средних специальных учебных заведений // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. - СПб.: Реноме, 2013. - С. 141-144.

4. Федеральный Государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 - «Экономика», утверждён МОиН РФ 12 ноября 2015 г. № 1327. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/380301.pdf (дата обращения 10.04.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.