Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ'

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
71
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ РЕЧИ / ФГОС ДО / ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА / ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Огудина Г.А.

В работе описана технология применения интеллект карт с целью развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Огудина Г.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF INTELLIGENCE CARDS FOR PURPOSE OF SPEECH DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN WITH SPEECH DISORDERS

The paper describes the technology of using intelligence maps for the development of coherent speech in older preschool children with speech disorders.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ»

УДК 372.2

Огудина Г.А.

МБДОУ «Детский сад №16 «Голосок» комбинированного вида» (г. Вязники, Владимирская область, Россия)

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ

Аннотация: в работе описана технология применения интеллект карт с целью развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

Ключевые слова: развитие речи, ФГОС ДО, интеллект-карта, программа.

Для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи характерны не только системные отставания в развитии речи, но и нарушения нервно -психического развития. Это нарушения внимания, памяти, мышления, быстрая истощаемость нервной системы. А также, недостаточная сформированность познавательной и социальной мотивации, что осложняет освоение детьми коррекционной программы.

Работая с детьми дошкольного возраста, имеющими речевыми нарушениями и сталкиваясь с проблемами в их обучении, мне, как учителю -логопеду, приходится искать вспомогательные средства и формы обучения, облегчающие, систематизирующие и направляющие процессы усвоения детьми знаний, развития психических процессов и облегчающие процессы усвоения знаний.

Одним из методов структуризации изученного материала, представления новых знаний, развитию логического мышления и связной речи выступают интеллект-карты.

Интеллект-карта является, прежде всего, способом развития познавательной сферы, связной речи , обогащения словаря и формирования грамматического строя речи дошкольников с нарушениями речи. Составление интеллект-карты также можно назвать визуализацией мышления.

Интеллект- карта - это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизированной, визуальной (графической) форме.

Интеллект-карты это разработка Тони Бьюзена - известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления.

В мир дошкольных технологий, интеллект - карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко.

С целью эффективного речевого развития, развития связной речи детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи мной разработана технология использования интеллект-карт на логопедических занятиях.

Занятия с применением интеллект-карт строится следующим образом:

1 этап: Мотивационный, целью которого является стимулирование интереса детей к предстоящей деятельности и мотивирование их на образовательную деятельность.

2 этап: Основной, целью которого является создание интеллект-карты.

Интеллектуальная карта может быть составлена с использованием

различных графических средств (рисунков, фотографий, символов, шрифтов, слов).

На большом листе в центре располагается, как правило, главная мысль (изображение), а по кругу то, что к этой мысли можно соотнести. Информация считывается по кругу, начиная с центра карты, по направлению от правого верхнего угла и далее по часовой стрелке. Это правило принято для чтения всех интеллект-карт.

Сначала отмечаем на интеллект-карте те сведения, которые уже известны детям. Затем узнаем новое в ходе эксперимента, исследования, беседы, рассказа, наблюдения.

3 этап: Заключительный: целью которого является рефлексия, рассказ об объекте познания по интеллект-карте, стимулирование речевого высказывания.

Карты легко поддаются расширению и модернизации. Создание интеллект-карт процесс совместного творчества ребенка и взрослого.

По картам легко запомнить лексику, формировать и обогащать словарь ребенка, развивать связную речь, придумывать предложения и рассказы и тем самым обобщать и закреплять тему недели. Наглядность интеллект-карты вызывает у ребенка желание высказаться.

Оценить эффективность использования интеллект-карт на логопедических занятиях мы смогли с помощью обследования детей по методике «Экспресс-анализа и оценки детской деятельности» по методу

0.А.Сафоновой.

По результатам диагностики детей на начало года и конец мы видим рост детей с высоким уровнем развития связной речи на конец года, при этом детей с низким уровнем развития стало меньше.

Таким образом, апробация технологии применения интеллект-карт для развития связной речи у детей с ТНР показала положительную динамику.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов-на-Дону,2011

2. Бьюзен Т. Супермышление /Тони и Барри Бьюзен. - Минск,2008.

3. Выготский Л.С. Возрастная и педагогическая психология - М.: Академия, 1998.

4. Венгер Л.А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию - Дошкольное воспитание ,1982 , № 3.

5. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. - Введение в психологию. - М., 1986.

6. Дьяченко О.М. Формирование способности к наглядному моделированию при ознакомлении с детской художественной литературой // Развитие познавательных способностей / Под ред. Л.А.Венгера - М.: Педагогика, 1986.

Ogudina G.A.

Kindergarten No. 16 (Vyazniki, Vladimir region, Russia)

USE OF INTELLIGENCE CARDS FOR PURPOSE OF SPEECH DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN WITH SPEECH DISORDERS

Abstract: the paper describes the technology of using intelligence maps for the development of coherent speech in older preschool children with speech disorders.

Keywords: speech development, intelligence map, program.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.